Тренинг лошадей: практические советы
Терапевтическая лошадь должна иметь соответствующую подготовку, которая включает в себя много различных элементов и зависит от конкретных задач.
Необходимо еще раз подчеркнуть важную вещь: навыки выездки у лошади должны соответствовать классу A-L; кроме того, ее характер, экстерьер и качество движений на аллюрах должны удовлетворять необходимым требованиям. В этом случае лошадь обладает необходимыми качествами, в частности гибкостью и послушанием.
Кроме того, лошадь должна научиться сохранять ровный ритм аллюра и гармонию движений при любых обстоятельствах. Она должна научиться терпеть неуклюжие и неприятные действия всадника, а также игнорировать внешние стимулы: звуки, присутствие большого количества людей, оборудование для киносъемки, фотокамеры и многое другое, в зависимости от условий занятия. Наконец, лошадь должна привыкнуть ко всем видам специального снаряжения, в частности к таким предметам относятся ремень (не туго затянутый), опоясывающий ее живот, и подхвостник, с помощью которых фиксируется вальтрап или шкура, а также приспособления для посадки на лошадь -помосты и возвышения.
Когда лошадь привыкает ко всем этим вещам, можно обучать ее специальным методам работы. Она должна привыкнуть к присутствию ассистентов и к их действиям, к упражнениям, которые выполняет пациент, и, что сложнее всего, к процедурам посадки и спешивания (сначала пациента имитирует опытный всадник). Лошадь должна также привыкнуть к протезам и инвалидным креслам. С особым вниманием следует приучать лошадь переносить прикосновения к задней части тела, в частности к области почек, крупу и бокам. Правильная работа с двойной кордой помогает приучить лошадь к прикосновениям к задней части тела: в ответ она никогда не должна лягаться или шарахаться (рис. 13.20).
Целью тренинга является, прежде всего, гармоничное развитие мускулатуры лошади и обучение ее правильным движениям на аллюрах. Для этого необходимо применять самые разнообразные методики; лошадь должна много работать под седлом и выезжать на прогулки. Это, кроме всего прочего, улучшает нрав лошади и удовлетворяет ее потребность в движении.
Когда лошадь уже работает в терапевтическом центре, необходимо постоянно совершенствовать ее навыки или исправлять недостатки. Обучение терапевтической лошади никогда не прекращается.
Рис. 13-22. Необычное расположение поводов: а - поводья пропущены через кольца или ремешки на седле; б - поводья проходят через мартингал (когда необходимо использовать принцип рычага) |
Иногда у лошади, которая в течение долгого времени послушно работала, возникают серьезные проблемы. В этом случае стоит дать животному «отпуск»: либо предложить работу совершенно иного характера, либо на длительное время послать на пастбище. Всегда следует помнить, что работа терапевтической лошади предполагает значительное нервное и психологическое напряжение. Если и после
«отпуска» лошадь плохо выполняет терапевтическую работу, - что встречается крайне редко, - стоит освободить ее от этой обязанности навсегда. Тренинг терапевтической лошади - ответственная задача, приносящая опытному коннику глубокое удовлетворение.
13.4. ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕБНОЙ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ
СПЕЦИАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ
Нередко для инвалидов, занимающихся верховой ездой, необходимо использовать особые седла или еще какие-то вспомогательные приспособления. Никогда не следует прикреплять всадника к лошади!
Специальное снаряжение обычно предназначено для того, чтобы помочь всаднику держать поводья, сохранять положение тела и пользоваться средствами управления. В качестве примера рассмотрим некоторые типы специальных поводьев, помня, что можно изобретать какие-то еще типы снаряжения в соответствии с потребностями всадника. Существуют специальные поводья из мягких материалов, широкие плетеные поводья с крупными узелками, лестничные поводья, поводья с петлями или «двойные» поводья (рис. 13.21). Поводья могут располагаться необычным образом; чтобы использовать принцип рычага, можно пропустить поводья сквозь кольца мартингала или сквозь специальные кольца, пришитые к седлу (рис. 13.22). Можно укорачивать или удлинять поводья, иногда, когда необходимо свести к минимуму воздействие неловких движения всадника на рот лошади, меняется и способ соединения поводьев с удилами: к поводьям добавляют эластичную часть или же они крепятся к кольцам на переносье. Мы категорически не советуем применять поводья, прикрепленные к верхней части тела всадника, поскольку это увеличивает риск, о чем уже упоминалось ранее.
Можно улучшить сиденье седла, подложив под него какую-нибудь мягкую ткань; иногда можно использовать какие-то легко раскрывающиеся застежки или иные безопасные приспособления для фиксации типа «липучки». Следует проверить, как «липучка» раскрывается, чтобы избежать лишнего риска.
ПОМОЩЬ И СТРАХОВКА
Как уже объяснялось в предыдущих разделах, помощь и страховка похожи, хотя по сути своей преследуют различные цели. Оказывая помощь, мы активно влияем на движения пациента (и любого всадника) или их поддерживаем. Страхуя, мы непрестанно наблюдаем за пациентом, который действует самостоятельно; при этом сначала сохраняется физический контакт с пациентом, позднее мы наблюдаем без контакта, готовые в любой миг прийти на помощь, если это понадобится. Для того чтобы должным образом применять помощь и страховку, следует хорошо понимать состояние пациента. Кроме того, необходимо непрестанно наблюдать за всеми его действиями, чтобы можно было сразу вмешаться, как только возникнет такая необходимость. Тут следует придерживаться принципа: «Окажи необходимую для успеха или безопасности помощь, но при этом, думая о самостоятельности пациента, сведи свою помощь к минимуму».
Захваты, применяемые при оказании помощи пациентам, напоминают захваты обычной гимнастики. Поддерживающий захват: ассистент обеими руками поддерживает пациента за руку или за ногу (рис. 13.23). Возможен вариант, когда между руками ассистента находятся один или два сустава; например, ассистент держит пациента за плечо и за предплечье около лучезапястного сустава или за предплечье и за голень. Ротационный обхват применяется как спереди, так и сзади; ассистент держит пациента двумя руками
Рис. 13-27. Страховка во время движения: ассистент держится за ручку вольтижировочной гурта «пальцами вверх». |
ками за плечо спереди и сзади таким образом, что можно вращать тело пациента. Возможен вариант, когда второй рукой пациента держат за плечевой сустав или за таз.
Прежде всего, пациенту следует оказывать помощь при посадке на лошадь.
Нередко, особенно при работе с детьми, удобнее производить посадку и спешивание через промежуточный этап «дамской посадки», когда две ноги свешиваются с одной стороны. Затем одну ногу переносят через шею лошади, и пациент оказывается в обычном положении верхом (рис. 13.24).
Когда это возможно, лучше производить посадку «обычным» способом. Объем необходимой посторонней помощи зависит от характера нарушений, которыми страдает всадник. Пациент держится двумя руками за ручки гурта или за седло и сгибает левое колено при посадке на лошадь с левой стороны (при посадке справа, соответственно, правое колено). Ассистент двумя руками поддерживает пациента за голень чуть ниже коленного сустава (или же он кладет одну руку под ягодицы). Для координации действий пациента и ассистента они применяют счет. Если
Рис. 13-28. Страховка во время движения: ассистент держится за ручку вольтижировочной гурта «пальцами вниз». |
пациент энергично отталкивается от земли в тот самый момент, когда его подталкивает ассистент, последнему остается приложить совсем немного усилий. Однако если пациент не может опираться на руки, следует поддерживать его туловище и защищать его лицо от травм при соприкосновении с пряжками и другими частями снаряжения (рис. 13.25).
Вопрос в том, следует ли садиться слева, как это делают все всадники, или справа, решается на основании характера нарушений, которыми страдает пациент. Помосты и возвышения, которые можно без больших финансовых затрат соорудить в любом манеже, помогают ассистентам экономить свои силы и, кроме того, делают пациента более независимым (рис. 13.26). Удобно, когда пациент может пересесть на лошадь прямо из своей коляски. Для того, кто может ходить, достаточно устроить возвышение из нескольких ступенек.
Иногда пациент, страдающий церебральным параличом, не может сразу принять положение верхом из-за спастичности приводящих мышц. В этом случае перед посадкой на лошадь следует выполнить подготовительные упражнения: на терапевтическом шаре, на гимнастическом коне или просто на связке соломы. Затем пациент садится на лошадь, свесив обе ноги в одну сторону (любую) или садится задом наперед, пока мышцы не расслабятся в должной мере и он не сможет принять обычное положение всадника.
На этой стадии пациента необходимо страховать или следует оказывать ему активную помощь, когда он сидит верхом и выполняет упражнения. Основной метод страховки представлен в главе, посвященной иппотерапии и лечебной верховой езде (на фотографии бедро пациента с достаточной силой прижимают к телу лошади). Когда ассистент держится за валик на крыле английского седла или за ручку гурта «пальцами вверх», он может действовать своей рукой как рычагом. Когда он держится «пальцами вниз», его позиция слабее (рис. 13.27, 13.28).
Другой рукой ассистент оказывает поддержку там, где это нужно, этой рукой можно держать лодыжку или обхватить талию пациента. На более поздних стадиях достаточно поддерживать пациента за пояс; это предоставляет ему большую свободу движений. Пациент должен надевать одежду из плотной ткани и поверх ее - пояс, за который удобно держаться (рис. 13.29). К поясу могут крепиться ручки, напоминающие гибкие ручки сумок, поскольку жесткие ручки могут травмировать пациента. Однако чаще всего нет необходимости применять дополнительные приспособления такого рода.
Рис. 13-31. Езда с ассистентом. |
Рис. 1329. Помощь и страховка при движении лошади: ассистент держит пациента за пояс. |
В процессе терапевтических занятий или на начальном этапе, когда пациент все еще испытывает тревогу, осуществлять страховку может всадник (терапевт), сидящий на лошади позади пациента (рис. 13.30). В этом случае сидящий сзади ассистент или терапевт должен оставить место для пациента и сидеть относительно независимо от него, достаточно близко к крупу. В таком положении он может пользоваться всем своим туловищем, руками и ногами для помощи пациенту и для работы с ним.
Рис. 13-30. Помощь и страховка, а также осуществление терапевтической работы при «езде вдвоем». |
Когда терапевтическую лошадь ведет в поводу коновод, это также является способом страховки (рис. 13.31).
Как уже не раз было упомянуто, никогда не следует с помощью какого-либо снаряжения прикреплять пациента к лошади. Страховка, которую осуществляют опытные ассистенты, имеет большие преимущества перед любыми механическими средствами, поскольку ассистенты ориентируются на индивидуальные особенности пациента, они всегда могут изменить степень или продолжительность оказываемой поддержки, кроме того, такая страховку сопровождается психологической поддержкой.
По мере того как всадник осваивает навыки верховой езды, специальная помощь постепенно уменьшается, что соответствует цели обучения. Это означает, что обучение разбито на маленькие, четко очерченные этапы. В качестве примера на рис. 13.32 представлена последовательность этапов при переходе к самостоятельной верховой езде.
Помощь и страховка во время занятия осуществляется в соответствии с указаниями врача или физиотерапевта. Эти меры следует подбирать индивидуально, учитывая особенности движений пациента и особенности движений его лошади. Если требуется помощь при выполнении гимнастических упражнений, следует пользоваться обычными методами страховки, применяемыми в гимнастике (рис. 13.33). Терапевтическая команда должна отдельно, т.е. вне терапевтического занятия отрабатывать все необходимые захваты и действия по обеспечению страховки. Кроме того, членам команды следует постоянно совершенствовать свои навыки и стремиться к большей согласованности своих действий.
Ассистенты выполняют следующие задачи:
А. Оказывают активную помощь и осуществляют страховку пациента или члена терапевтической команды.
Б. Оказывают активную помощь и осуществляют страховку сидящего на лошади пациента в соответствии с применяемым в данный момент методом работы.
Обычно с пациентом работают двое ассистентов; когда пациент приобретает необходимые навыки или когда его нарушения не слишком тяжелые, достаточно одного ассистента. При всех действиях инвалида на лошади или около нее, а также в конюшне члены команды оказывают активную помощь и осуществляют страховку, как было сказано выше. Тут следует снова напомнить, что ассистент должен оказывать помощь только тогда, когда это необходимо. Благодаря этому пациент достигает максимальной независимости, на которую он способен (рис. 13.34,13.35).