В чем причины высокого уровня разводов.

Многие авторы, пишущие о браке, указывают на факторы, объясняющие высокий уровень разводов в Америке. Одной из наиболее часто упоминаемых причин была относительная легкость получения развода начиная с 1970-х. Тогда законы, касавшиеся разводов, были существенно либерализованы. Развод стал возможен без поисков причин для обвинения супруга. Юридическая процедура упростилась. Поэтому супруги начали разводиться гораздо чаще. В 1997 году Луизиана стала первым штатом, который предложил парам, подавшим заявление на вступление в брак, заключить «брак по контракту». Эта новая форма брака должна была укрепить брак и способствовать его продолжительности, а также облегчала процедуру развода. Пары, которые предпочитают договорной брак, должны пройти консультирование до брака, а также дополнительное консультирование, если после заключения брака между ними возникают серьезные проблемы. Ожидание окончательного развода растягивается от 180 дней до 2 лет, за исключением тех случаев, когда один из супругов совершает насилие дома, жестоко обращается с ребенком, изменяет или совершает уголовное преступление. В соответствии с этим законом, когда пара собирается вступить в брак, она может выбрать: заключать ли ей стандартный брак или брак по контракту. Принятие такого решения дает повод для большего общения пар, планирующих свою будущую совместную жизнь. Некоторые другие штаты приняли такие же законы о брачном контракте, и еще много штатов рассматривают возможность принятия аналогичных законов (Crary, 1999).

Количество разводов стало возрастать еще и потому, что общество перестало «клеймить» разведенных (Holland, 1998). По мере того как по закону стало проще получить развод и к разведенным людям перестали прикреплять ярлыки, все больше детей стало воспитываться разведенными родителями. В свою очередь исследование показывает, что часто, когда дети воспитываются разведенными родителями, их собственные браки впоследствии также распадаются (Amato, 2001). Причины такой корреляции неизвестны. Но вероятно, дети просто перенимают от родителей недостаток навыков по сохранению брака и решимости сохранить брак. Кроме того, более частым разводам могут способствовать повышенные по сравнению с прежними ожидания от брачных и сексуальных отношений. Поэтому люди чаще разочаровываются и не хотят сохранять не удовлетворяющий их брак. Также на число разводов влияет и возросшая экономическая независимость женщин (Heidemann et al., 1998; Knoester & Booth, 2000). Люди стали более состоятельными, поэтому некоторым легче содержать многочисленные семьи. Кроме того, религиозные общины больше не оказывают серьезного влияния на жизнь людей (Blackmun, 1996a).

Как показали исследования, две переменные — возраст в браке и уровень образования супругов — влияют на вероятность того, что брак закончится разводом. Люди, вступающие в брак до 20 лет, разводятся в 2 раза чаще, чем те, кто вступает в брак после 20 лет. Люди, которые вступают в брак после 30 лет, разводятся еще реже. Корреляция между возрастом при вступлении в брак и уровнем разводов особенно интересна, если учесть растущую тенденцию вступать в первый брак в более позднем возрасте. До 1900 года большинство пар в США вступали в брак еще совсем подростками. В 1950 году средний возраст вступления в первый брак составлял 22 года для мужчин и 20 для женщин. К 2000 году эти цифры возросли до 26 для мужчин и 24 лет для женщин. Вероятно, тот факт, что в США происходит выравнивание и незначительное снижение уровня разводов, отчасти связан с влиянием общего увеличения возраста вступления в первый брак.

Лики сексуальности.Отношение к сексу вне брака в других культурах

Во многих культурах существуют нормы, ограничивающие внебрачный секс. Тем не менее во многих обществах секс вне брака ограничивается гораздо меньше, чем в нашем обществе. В ряде культур даже есть формальные правила, предоставляющие человеку право заниматься сексом вне брака в определенных обстоятельствах — во время праздников, или как часть брачной церемонии, или даже служить выражением гостеприимства (Frayser, 1985).

За некоторым исключением, мужчинам во всем мире предоставляется больше свободы в выборе партнеров вне брака, чем женщинам. Хотя некоторые незападные общества в той или иной форме разрешают замужним женщинам секс вне брака (Gebhard, 1971). Далее мы приводим примеры того, каким бывает дозволенный секс вне брака в разных культурах.

Аборигены из района Арнхем в Западной Австралии полностью разрешают как женам, так и мужьям заниматься сексом вне брака. Они приветствуют разнообразный опыт и новизну внебрачных связей. Многие также отмечают, что супруги после таких экспериментов, сильнее привязываются друг к другу. Жители Полинезии, Маркизских островов хотя открыто и не защищают внебрачный секс, тем не менее негласно одобряют такую активность. Так, например, у полинезийцев жена часто занимается сексом с молодыми юношами, друзьями мужа или его родственниками. И наоборот, ее муж вступает в связь с молодыми незамужними девушками или с сестрами жены. В культуре Полинезии открыто поощряется обмен партнерами и сексуальное гостеприимство. Одиноким гостям предлагают секс с хозяином или хозяйкой. У эскимосов также практикуется сексуальное гостеприимство, когда супруга занимается сексом с мужчиной-гостем.

У народности туру в Центральной Танзании брак рассматривается в первую очередь как сотрудничество, экономическая и социальная связь. Считается, что привязанность и любовь мужа и жены неуместны. Большинство представителей этой культуры предполагают, что нестабильность любви и привязанности подвергает опасности взаимоотношения в браке. У народа туру существуют правила романтической любви, они называются Мбуа. Согласно этим правилам, супруги могут искать любовь на стороне, при этом стабильности их брака ничто не угрожает. И муж и жена активно стремятся к сексуальным связям на стороне.

Зато в странах Ближнего Востока не только не приветствуется секс вне брака, но и происходят «убийства в защиту чести и достоинства». В этом случае мужчины и его родственники мужского пола защищают честь семьи, убивая «неверных» за совершение реального или предполагаемого адюльтера. Убийства в защиту чести и достоинства случаются на протяжении веков и прикрываются молчанием. В Иордане, Ираке, Ливане, Марокко, Турции и Сирии закон на такую практику смотрит сквозь пальцы. На Гаити и в Пакистане также редко наказывают мужчин, которые совершают убийства чести, хотя там и нет специальных законов, которые бы оправдывали эти преступления. (Walker, 2000b). В Иордане, где только начинается активная борьба с преступлениями такого рода, ежегодно фиксируется около 25 подобных убийств в год. Но чаще всего «убийства в защиту чести и достоинства» списываются на счет самоубийств или несчастных случаев (Golden, 1998).

Наказания за «убийства в защиту чести» минимальны. Преступников, которых удалось разоблачить, как правило, помещают в тюрьму от трех месяцев до года. Часто бывает так, что брату мужа, которому еще нет 18 лет, поручают убить «изменившую» женщину. Это делается с расчетом, что его осудят как несовершеннолетнего и он будет находиться короткое время в заключении в подростковой колонии. Также его не поставят на учет как уголовного преступника (Gold, 1998). Так, в одном случае 15-летнему мальчику, жителю Иордана, показалось, что его 14-летняя сестра завела интрижку. Тогда он ее просто задушил. Как впоследствии показало вскрытие, девушка была девственницей. Однако попытки, предпринимаемые в Иордане для того, чтобы установить более суровые наказания за «убийства в защиту чести», наталкиваются на противостояние законодателей, которые считают, что более суровые уголовные наказания за такие преступления приведут к аморальности женщин.

---

Представляется также, что уровень образования и число разводов обратно пропорциональны. То есть чем ниже уровень образования, тем выше уровень разводов. Единственное исключение — непропорционально высокий уровень разводов у женщин с научной степенью выше бакалавра. Вероятно, подобную статистику определила возросшая экономическая и социальная независимость таких женщин (Martin & Bumpass, 1989; Norton & Moorman, 1987).

В одном из исследований приводятся ценные эмпирические данные о том, что именно разведенные люди считали причиной разрыва отношений (Cleek & Pearson, 1985). Исследователи провели опрос более 600 разведенных мужчин и женщин. Наиболее часто в качестве причин разводов как мужчины, так и женщины называли проблемы в общении, а также ощущения несчастья и несовместимости.

Антрополог Хэлен Фишер, автор книги «Анатомия любви: естественная история моногамии, адюльтера и развода» (Anatomy of Love: the Natural History of Monogamy, Adultery, and Divorce, 1992), предложила противоречивую версию, описывающую, как протекают взаимоотношения от страстной влюбленности до развода. Фишер утверждает, что в процессе эволюции у человека сформировалась генетическая программа серийных браков. То есть у людей от природы есть тенденция расставаться через каждые четыре года. Этот паттерн она называет «зудом по прошествии четырех лет». Для подтверждения своей гипотезы Фишер приводит статистику разводов из 62 культур, в которой действительно обнаруживается, что самое большое число разводов приходится на четвертый год брака. В этом «зуде», как считает ученый, проявляется древний паттерн спаривания. Так, первые пары людей должны были оставаться вместе до тех пор, пока ребенок не приобретет хотя бы частичную независимость. И этот период занимал приблизительно четыре года. Рождение же еще одного ребенка в этот первоначальный период в четыре года приводило к тому, что брачный союз продлевался еще на четыре года.

<Вопрос для критического размышления. Почему, как вы считаете, взрослые, которых растили разведенные родители, сами чаще разводятся?>

Адаптация к разводу.

Хотя цепь событий, приводящих к браку, у каждого человека уникальна, большинство вступающих в брак все же надеется, что их союз будет прочным и долговечным. Развод часто приводит к тому, что эта надежда рушится. К тому же в жизни такого человека происходят и другие утраты: человек теряет супруга или супругу, привычный образ жизни и связанное с этим ощущение безопасности. Иногда человек утрачивает часть собственного «я», бывает, что теряет возможность воспитывать своих детей (DeGarmo & Kitson, 1996).Многие, кто также прекращает любую интимную связь, испытывают подобные ощущения потери.

Утрату, которую человек чувствует при разводе, сопоставима с утратой любимого человека в связи с его смертью (Napolitane, 1997). И в том и в другом случае человек чувствует сильную печаль. Но конечно, здесь есть существенные отличия. Когда человек печалится из-за смерти близкого, то ему могут помочь ритуалы и социальная поддержка. А вот для разведенных людей нет никаких ритуалов, которые бы предоставляло общество. Сначала человек может чувствовать потрясение: «Это не могло случиться со мной». Потом человек теряется, ему кажется, что весь мир вокруг него перевернулся. Эмоциональные состояния такого человека резко меняются. Может возникнуть сильное ощущение вины. Часто возникает чувство одиночества. Наконец (лишь через несколько месяцев или через год), возникает ощущение облегчения и принятия происшедшего. Если через несколько месяцев после развода человек не примирился с тем, что произошло, ему может потребоваться профессиональная помощь психотерапевта.

Несмотря на то что развод часто сопровождают неприятные и болезненные чувства, в процессе адаптации, сопутствующей разводу, есть потенциал личностного роста. Многие люди впервые в жизни испытывают чувство независимости и автономии. Другие вдруг понимают, что одиночество дает им возможность более полно осознать себя, так как эта возможность подавлялась в браке. Когда разведенный человек заново учится общаться с другими и получает эмоциональную поддержку, это снижает ощущение одиночества. Развод дает человеку возможность заново оценить себя и свое прошлое. Такая оценка приводит к тому, что человек начинает «новую жизнь».

Разведенным людям бывает трудно перейти от семейных отношений к сексуальным отношениям вне брака. Недавно разведенные люди, как правило, имеют противоречивые чувства по отношению к сексу. Чувства гнева, отрицания, страха, которые остаются после развода, могут стать препятствием для создания новых интимных отношений. Чтобы защитить себя от эмоционального дискомфорта и новых травм, некоторые стараются не вступать в сексуальные связи. Другие же, наоборот, заводят многочисленных и кратковременных партнеров.

Несмотря на все проблемы, с которыми сталкиваются недавно разведенные люди, когда пытаются завязать сексуальные отношения без брака, подавляющее большинство разведенных все же ведет сексуально активный образ жизни уже в первый год после разрыва брака (Stack & Gundlach, 1992). Даже несмотря на распространенные тревоги, связанные со СПИДом, люди все равно ведут активную сексуальную жизнь после развода. По данным одного национального опроса, 74% разведенных и 80% просто разошедшихся людей сообщили о том, что активно занимались сексом в последние 12 месяцев (Smith, 1991).

Приблизительно четыре из пяти разведенных людей женятся еще раз. Часто это происходит в течение первых трех лет после развода (Lown & Dolan, 1988). Хотя многие из тех, кто вступил в брак повторно, сообщают, что их второй брак лучше первого, как показывает статистика, второй брак чаще заканчивается разводом, чем первый (Ganong & Coleman, 1989; Lown et al., 1989).Вероятно, человек выше ценит второй брак, потому что уже пытается прилагать больше усилий для хорошего общения с партнером, реже строит романтические иллюзии и старается разрешать возникающие конфликты более эффективно. Тем не менее человек также более придирчиво оценивает второй брак и реже остается с партнером, если дела идут плохо. Некоторые исследователи отмечают, что второй брак оказывается неудачным еще и потому, что однажды уже пережив травму развода, человек перестает бояться и избегать развода (Blumstein & Schwartz, 1983). Более того, финансовые стрессы, связанные с повторным браком (алименты, воспитание детей, большие затраты на новое жилье и т. д.) становятся серьезной причиной для разногласий и разводов в тех семьях, где брак заключается повторно.

Сексуальность и старение.

Для молодых людей изменение сексуальной жизни, обусловленное старением, представляется отдаленной и несерьезной проблемой. Тем не менее в более старшем возрасте многие люди начинают замечать изменения в своем сексуальном реагировании. Некоторые женщины и мужчины, которые понимают природу этих изменений, могут воспринять их как должное. Другие же, не зная об этом, испытывают чувство тревоги и беспокойства.

Существенный источник замешательства и разочарования, которые ощущают многие стареющие люди, — это распространенное представление о том, что пожилые люди не испытывают радостей сексуальной жизни (Kellett, 2000). Тем не менее в действительности сексуальная жизнь пожилых людей может стать даже более качественной. Как показывает репрезентативная выборка людей старше 60 лет, 61% из них указали, что их сексуальная жизнь в настоящее время была или такой же, или даже более физически удовлетворяющей, чем в возрасте после 40 (Dunn & Cutler, 2000). Вот что рассказала одна 76-летняя женщина:

«Когда я вышла замуж 47 лет назад, и моему мужу и мне было по 29 лет, и мы оба было девственниками. Когда я росла, мне говорили, что секс предназначен только для продолжения рода, поэтому нам нелегко было приспособиться друг к другу. У меня очень много времени и энергии ушло на то, чтобы завести детей, воспитывать их. Мой муж (трудоголик) строил карьеру. Так что секс был несущественной частью нашей жизни. Теперь, когда нам обоим по 76 лет и у нас есть масса времени, хорошее здоровье и финансовое благополучие, наша сексуальная жизнь стала просто замечательной. Это часть нашей полноценной во всех отношениях жизни. И в действительности сейчас настали самые лучшие годы нашей жизни.» (Из авторских архивов)

Почему в нашем обществе бытует представление о том, что в пожилом возрасте люди не занимаются сексом? На это есть ряд причин. Отчасти ответ состоит в том, что американская культура до сих пор находится под влиянием философии, в которой сексуальность приравнивается к деторождению. В связи с этим, когда человек выходит из репродуктивного возраста, то такое представление может оказать на него и его сексуальность сильное влияние. Более того, американское общество уделяет много внимания молодежи. В средствах массовой информации, как правило, любовь, секс, романтика и молодость изображаются как одно целое. В американском обществе распространено негласное представление о том, что пожилым людям не очень прилично интересоваться сексом и иметь сексуальные потребности (Mathias—Riegel, 1999). Как указывает консультант по сексуальности человека и рецензент этой книги, студенты колледжа реагировали с недоверием и отвращением на дискуссии о сексе в пожилом возрасте. Когда в обществе так распространено отрицание проявления сексуальности в «золотые годы», неудивительно, что многие люди испытывают некоторое замешательство, когда слышат о сексуальности пожилых людей. Однако по мере того как стареет поколение «сексуальной революции», такие представления постепенно уходят в прошлое (Jacoby, 1999; Zilbergeld, 2001). По мере того как среди населения возрастает процент пожилых людей (12% в 1980, 20% в 2000; табл. 10.3), все чаще на рынке сексуальных услуг встречаются объявления чувственных пожилых дам (Jarrell, 2000).

Таблица 10.3. Увеличение процента американского населения старше 65 лет

Год %

(Источник: Segraves & Segraves, 1995.)

Наши рекомендации