Как начать диалог, если дети не задают вопросов.
Некоторые темы никогда не могут быть затронуты (по крайней мере вовремя), если родители не захотят проявить инициативу. Это касается определенных аспектов сексуального взросления, о которых ребенок никогда не подумает, прежде чем не столкнется с ними. Сюда относится менструация, первая эякуляция и ночные оргазмы. Достоверно доказана необходимость хорошей предварительной подготовки девочек к их первому циклу. Вместе с тем большинство студенток на наших занятиях утверждали, что они знали о менструациях мало или вообще ничего до тех пор, пока не услышали отрывочные сведения от сверстниц или даже до начала собственных месячных. И для мальчиков типичны неподготовленность или незнание о возможности эякуляции при мастурбации (Stein & Reiser, 1994). Первая менструация или эякуляция может быть шоком для неподготовленных, о чем свидетельствуют две следующие короткие истории:
«Я даже не слышала о менструации, когда у меня впервые начались выделения. Никого не было дома. Я была так напугана, что вызвала «неотложку».» (Из авторских архивов)
«Я помню, как впервые эякулировал при мастурбации. Сначала я не поверил, что что-то выстрелило из моего пениса. Единственное, что я мог предположить, — это то, что я испустил мочу. Однако с учетом лекций моей матери о вреде «игр с самим собой» я испугался, что Бог наказал меня за мое грешное поведение.» (Из авторских архивов)
Важно, чтобы подростки были осведомлены об этих физиологических изменениях, прежде чем они произойдут. Естественный интерес детей к сексу может привести к обсуждению этих тем с друзьями, которые зачастую не являются самым надежным источником информации. Если об этих естественных явлениях расскажут родители, то это будет точнее и значительно лучше.
Некоторым родителям сравнительно легко рассказать о менструации, но достаточно трудно — о ночных оргазмах или о первых эякуляциях, так как они связаны с сексуальной активностью. Но обсуждение этих явлений дает возможность поговорить и о самоудовлетворении. У женщин (как и у мужчин) могут случаться ночные оргазмы. Отсутствие эякуляции у девочек не отменяет возможного смущения или чувства вины за происшедшее.
«Когда я была маленькой девочкой, меня все чаще стали посещать эротические сны, которые иногда сопровождались неописуемо приятными ощущениями. Оглядываясь назад, я понимаю, что это были мои первые ночные оргазмы. Временами мне казалось, что это ужасно — иметь такие хорошие ощущения в сочетании с такими плохими мыслями. Я хотела, чтобы кто-нибудь сказал мне, что это нормально. Это избавило бы меня от множества ненужных тревог.» (Из авторских архивов)
Большая часть молодых людей предпочитают, чтобы их родители были первоисточниками информации о сексе, а их матери и отцы одинаково участвовали бы в этом (Braverman & Strasburger, 1994a; Hutchinson & Cooney, 1998; Kreinin et al., 2001). Данные исследований показывают, что менее 20% родителей вступают в продуктивный диалог о сексе со своими детьми (Davtyan, 2000; Howard & McCabe, 1990). Это грустно, так как дети и подростки могли бы много получить от таких дискуссий. Это подтверждает следующая короткая история молодой женщины, прошедшей сексуальный ликбез со своими родителями:
«Сначала моя мать (а затем отец) в разное время поговорили со мной о сексе. Я много вынесла из этого общения, а они укрепили связь между нами, повысили конфиденциальность и доверие. Я очень благодарна обоим моим родителям за то, что они поговорили со мной о сексе. Я поняла, что они действительно заботятся о моем благополучии, и оценила их усилия рассказать мне то, что их родители не рассказали им.» (Из авторских архивов)
Если родители все же берут на себя роль полового «просветителя» своих детей, то матери, как правило, делают это намного чаще, чем отцы (Coreil & Parcel, 1983; Hutchinson & Cooney, 1998). Но к сожалению в Америке большинство родителей не обеспечивают своим детям адекватного полового просвещения (Kreinin et al., 2001; Meschke et al., 2000; Miller et al., 1998). Исследования показали, что даже если между родителями и детьми существуют тесные и открытые взаимоотношения, зачастую секс все равно не обсуждается (Fisher, 1987). Было выявлено и то, что основным источником информации о сексе для молодежи в США являются друзья (Kreinin et al., 2001; Papini et al., 1988; Starr, 1997). Таким образом, пустота, образованная отсутствием информации из дома, заполняется искаженной информацией от сверстников и из других источников (Whitaker & Miller, 2000). А это может иметь серьезные последствия. Например, подросток может услышать от друзей, что девушка не забеременеет, если она будет заниматься сексом «тогда-то и тогда-то». Кроме этого, ровесники побуждают друг друга к традиционному полоролевому поведению и часто назойливо подталкивают друг друга к началу сексуальной активности. Таким образом, перед родителями стоит задача активного участия в половом просвещении их детей, чтобы свести к минимуму те «волчьи ямы», в которые попадают дети и подростки, дезинформированные сверстниками.
Родители могут противиться дискуссии о сексе со своими детьми, так как беспокоятся о том, не приведут ли такие разговоры к ранним сексуальным экспериментам. Однако нет доказательств того, что домашнее половое просвещение связано с безответственной или повышенной сексуальной активностью у подростков. Более того, существуют данные в пользу того, что подростки открыто, позитивно и часто говорящие с родителями о сексе, склонны иметь меньшее количество сексуальных партнеров, более позднюю и менее частую сексуальную активность, чем те тинейджеры, которые не беседовали с родителями о сексе (Meschke et al., 2000; Miller et al., 1999; Jaccard et al., 1996, 2000). И наконец, позитивный диалог о сексе между родителями и подростками связан и с более эффективным и правильным использованием противозачаточных средств и снижением частоты подростковой беременности (East, 1996; Jaccard et al., 1996, 2000; Whitaker et al., 1999).