Наблюдатели: другие участники выступают в качестве наблюдателей.
Главное правило: каждый участник действует, исходя из собственных потребностей. Исполнителям ролей дается 5 минут на подготовку.
Примечание для тренера: после окончания ролевой игры участники рассказывают о том, что они испытывали при исполнении ролей. Только тогда они выступают от собственного лица, а не от имени персонажа. Для этого они могут, в частности, сказать: «Я говорю уже не от лица …, а от себя».
Вопросы для обсуждения ролевой игры
(начиная с пострадавшей):
- Какие чувства я испытывала?
- О чем я думала?
- Что я делала?
- Что меня порадовало?
- Что было неприятно?
- Чего мне не хватало?
Тренер записывает ответы на флип-чарте. Затем сравниваются разные точки зрения. Наконец участники совместно определяют, что имеет большое значение для пострадавших во время уголовного судебного процесса.
Тренер может дополнить результаты и раздать материал «Рекомендации для проведения судебного разбирательства».
УПРАЖНЕНИЕ 2: Судебное разбирательство.
Методика: работа в малых группах (4—5 человек), обсуждение
Учебные пособия:флип-чарт, фломастеры, раздаточный материал
Продолжительность:1 ½ часа, работа в малых группах — примерно 25 минут
Тренер просит участников представить себя в ситуации госпожи В.:
Муж избивал ее, жестоко с ней обращался и угрожал ее убить. Теперь он предстал перед судом.
Вопросы(записываются на флип-чарте):
- Что чувствует госпожа В. до судебного процесса и во время судебного процесса?
- Что она чувствует? О чем думает? Что делает?
- Какая помощь нужна ей во время судебного процесса? Что может ей помочь в этой ситуации? Что может повредить?
- Каким образом вы бы вели судебное разбирательство (от момента направления судебной повестки до завершения процесса)?
Один из участников записывает результаты на флип-чарте и затем показывает их остальным участникам.
Примечание для тренера:
После окончания работы в группе обсуждаются ее результаты. Затем тренер дополняет результаты.
ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Введение
К профессиональным психологам и социальным работникам относятся социальные работники, психологи, консультанты по социальным и личным проблемам, консультанты по проблемам семьи и психотерапевты.
По ряду причин на долю женщин приходится большинство пациентов и персонала во многих областях психологической и социальной помощи. Одна из причин состоит в том, что женщины как социально уязвимая группа в большей степени подвержены риску возникновения психических или социальных проблем (в частности, женщинам значительно чаще угрожает бедность). Другая причина заключается в том, что в результате социализации женщины чаще способны понять, что нуждаются в помощи, и обратиться за поддержкой.
Исследования в области социальной работы заставляют предположить, что социализация женщин особенно хорошо готовит их к оказанию поддержки (и межличностному общению в целом), и этим объясняется тенденция выбора ими таких профессий.
Возможно, корни проблемы насилия в отношении женщин следует искать в мужчинах, но, как мы уже отмечали выше, в социальные учреждения и за психологической поддержкой, как правило, обращаются женщины. Учитывая, что женщины часто подвергаются насилию, высока вероятность того, что профессиональным психологам и социальным работникам придется столкнуться с проявлениями насилия.
Основная причина насилия по половому признаку заключается в неравном распределении власти между мужчинами и женщинами. Поэтому профессионалам особенно важно знать об особенностях распределения власти по половому признаку. Ряд исследований показывает что, по крайней мере, в области социальной работы, вмешательство социальных работников очень часто приводит к закреплению традиционных половых ролей (в частности, на женщин в основном возлагается ответственность за воспитание детей).
Поэтому профессиональные социальные работники должны анализировать и пересматривать свои взгляды на традиционное распределение ролей между полами, лежащее в основе многих социальных и психологических проблем, с которыми сталкиваются как женщины, так и мужчины. Это самый важный шаг, который данная профессиональная группа может сделать для предотвращения насилия.
Задачи
- Получить информацию и создать условия, обеспечивающие безопасность и доверие женщин, подвергающихся жестокому обращению на работе
- Переосмыслить работу и рабочее место — рассказать участникам об амбивалентных эмоциях
- Расширить сотрудничество с другими профессиональными группами и учреждениями
Рассматриваемые темы
Тема А. Основные сведения о насилии в отношении женщин
Тема В. Ситуация мигранток, вынужденных жить в ситуации насилия
Тема С. Юридическая информация
Тема D. Сотрудничество
Тема Е. Возможности и ограничения данной профессиональной группы
Тренер выбирает темы, которые он будет рассматривать в составе специального модуля, в зависимости от количества времени.