УПРАЖНЕНИЕ 1. Изменение позиции.
Цели: развить умение видеть положение пострадавшей ее глазами
Метод: ролевая игра в парах с наблюдателем, дискуссия
Оборудование: флип-чарт, фломастеры
Время 1,5 часа (30 мин — на каждую ролевую игру, 30 минут – на дискуссию)
Работа в «тройках». Один участник играет роль профессионала, другой – пострадавшей.
Женщина обращается за помощью впервые, профессионал слушает ее историю. После этого они меняются ролями.
Вопросы к «пострадавшей»:
· Как Вы себя чувствовали в этой роли?
· Было трудно или легко говорить о таком опыте?
· Что помогало Вам? Что, наоборот, мешало?
· Чего бы Вы хотели?
Вопросы к «профессионалу»:
· Как Вы себя чувствовали в этой роли?
· Было трудно или легко слушать историю женщины?
· Какие выводы Вы сделали по поводу этой истории?
После этого следует обсудить результаты беседы, наблюдатели делятся своими выводами.
УПРАЖНЕНИЕ 2. Обсуждение профессионального опыта.
Цели: сформулировать признаки насилия на основе профессионального опыта участников
Метод: рефлексия в парах / дискуссия
Оборудование: флип-чарт, фломастеры
Время: 1 час (30 минут — на работу в парах, 30 минут — на дискуссию)
Каждый участник выбирает партнера для беседы о своем опыте работы с пострадавшими от насилия. Участники в парах говорят о своих чувствах, а также о тех сигналах насилия, на которые они в то время могли не обратить внимание.
УПРАЖНЕНИЕ З: Пустой стул.
Цели: открыто выразить свое личное мнение; поговорить о чувствах пострадавшей и профессионала
Метод: ролевая игра, дискуссия
Оборудование: стул
Время: 45 минут (15 минут — на каждую роль, 15 минут — на дискуссию)
Поставьте в центр комнаты пустой стул.
Профессионал говорит с пострадавшей (=пустой стул) о своих эмоциях или
Профессионал играет роль пострадавшей и говорит с профессионалом (= пустой стул)
УПРАЖНЕНИЕ 4. Телефонный звонок или посещение пострадавшей от домашнего насилия.
Цель: определить условия, которые нужны для того, чтобы человек смог рассказать о травмирующем опыте
Метод: ролевая игра в парах с наблюдателем, дискуссия
Время: 1 час (по ЗО минут на каждую ролевую игру)
Участники разыгрывают телефонный звонок или посещение пострадавшей. В начале беседы женщина чувствует себя очень неуверенно; профессионал старается поощрить ее к рассказу. Участница, играющая роль пострадавшей, останавливается в тот момент, когда чувствует себя достаточно уверенно для продолжения беседы.
После этого следует провести обсуждение по следующим вопросам, адресованным пострадавшей:
· Как я себя чувствовала?
· Что помогло мне рассказать о моем опыте?
· Какие вопросы помогли мне, а какие были не очень полезны?
УПРАЖНЕНИЕ 5. Словарь сексуальных терминов и эмоциональные ассоциации.
Цель: составить словарь сексуальных терминов и исследовать собственные эмоции и ассоциации
Метод: «мозговой штурм» с последующей дискуссией
Оборудование: флип-чарт, фломастеры
Время: 45 минут
Провести «мозговой штурм» по сексуальным терминам и распределите их по таким категориям как «Медицинские термины», «Детский язык», «Смешные слова», «Оскорбительные слова».
Как вы себя чувствовали, слыша эти слова? Какие слова вам нравятся / не нравятся?
УПРАЖНЕНИЕ 6: Постепенное (пошаговое) предоставление информации.
Цель: научиться задавать корректные вопросы (узнать, когда и как это делать)
Метод: рассмотрение конкретного примера из опыта работы тренера
Время: 45 минут
Тренер представляет конкретный пример из своего опыта, останавливается через некоторое время и постепенно (по шагам) предлагает информацию:
Шаг 1. Участники должны задать вопросы, чтобы получить больше информации
Шаг 2. Тренер раскрывает больше информации о случае
Шаг З. Участники исследуют главную проблему этого случая.
Шаг 4. Участники пытаются оказать поддержку пострадавшей, или обсуждают возможные способы оказания поддержки.
УПРАЖНЕНИЕ 7. «Я — пострадавшая от домашнего насилия...»
Цели: помочь участникам войти в положение пострадавшей и оценить тяжесть ее состояния
Метод: упражнение выполняется индивидуально перед всей группой
Время: 20 минут
Участники читают вслух реальную историю женщины в первом лице («Я пережила насилие…», «Я чувствовала… »). После этого они говорят о чувствах, которые испытывали.
Примечание для тренера
Выберите реальную историю из своей профессиональной практики.
Дополнительные методы: видеоматериалы, иллюстрирующие ситуации женщины, обратившейся за помощью, и трудности, которые возникли при обращении к профессионалам.
ТЕМА 8. СЛУЖБЫ ПОДДЕРЖКИ.
Введение
Крайне редко компетентную и всестороннюю поддержку может оказать один представитель какой-либо службы / организации. Даже если это высокопрофессиональная организация, рамки служебных обязанностей и объем повседневной работы не позволяют предоставить женщине всестороннюю поддержку. В любом случае, вряд ли будет разумно, если представитель какой- либо профессии выйдет за рамки своей компетентности и попытается одновременно выполнять работу судьи, юриста, социального работника. Представители каждой из этих профессий имеют свои возможности для поддержки пострадавших от насилия, и важно, чтобы они этим занимались на своем месте. Важным фактором является сотрудничество с другими службами и организациями, которые также призваны оказывать помощь пережившим насилие.
Данный раздел представляет собой обзор специализированных служб поддержки и основных принципов их сотрудничества.
Особое внимание уделяется информации об убежищах для женщин и региональных организациях, оказывающих поддержку пострадавшим от насилия, так как важно, чтобы женщины имели возможность получать немедленный доступ к соответствующим услугам. Кроме того, в этом разделе большое внимание уделено следующему принципу работы таких организаций: пострадавшая женщина должна быть уверена, что ни один шаг со стороны сотрудников не будет сделан без предварительного обсуждения с ней.
Цели:
· Узнать о принципах работы убежищ
· Получить информацию об организациях, в которые можно направить женщину и детей
· Узнать о соответствующих ограничениях
· Узнать о предубеждениях, связанных с убежищами
· Поощрить участников к междисциплинарному сотрудничеству
УПРАЖНЕНИЕ 1
Профессионалы должны изучить, какие виды помощи доступны для пострадавших от насилия в их регионах, а каких служб пока нет. Попросите профессионалов провести интервью с теми, кто имеет разнообразный опыт оказания помощи пережившим насилие.
Примечания для тренеров
В нескольких странах и регионах не существует служб поддержки для пострадавших от насилия. В ходе тренинга вы можете предложить профессионалам подумать на эту тему: как создать новую службу, и как они могут оказать помощь своими силами.
УПРАЖНЕНИЕ 2
Презентация тренера: региональные кризисные центры для женщин (службы поддержки).
Цели: представить необходимую информацию; поощрить сотрудничество и создание сетей
Метод: презентация / дискуссия
Оборудование: раздаточный материал «Список кризисных центров»
Время: 30 минут
Тренер раздает материалы с информацией о кризисных службах. Участники задают вопросы и обсуждают проблемы сотрудничества.
Дополнительные методы
Показать участникам помещение убежища (или фотографии / видеозапись)
Организовать встречи по междисциплинарному сотрудничеству