Дополнительные методы / оборудование
По необходимости тренер применяет дополнительные методы презентации и оборудование, например:
«Колесо власти и контроля» (раздаточный материал 5) и «Колесо равенства» (раздаточный материал 6), Дулусская модель. Обсудите их в малых группах. Попросите участниц рассказать о своем опыте и профессиональных знаниях. А также привести примеры из личного или профессионального опыта.
ТЕМА 2. МИФЫ И ФАКТЫ.
Введение
Этот раздел рассматривает «мифы», которые часто маскируют реальные случаи насилия. Участницы должны научиться распознавать и противостоять этим мифам. Цель тренера заключается в том, чтобы дать реалистичную картину насилия в отношении женщин посредством жестких фактов и цифр и продемонстрировать свою компетентность.
Цели
· Помочь участницам осознать собственные мифы
· Помочь группе поработать с собственными мифами
· Представить реальные факты и цифры
· Продемонстрировать компетентность
Примечание для тренера
Адаптировать содержание данной темы в соответствии с особенностями целевой группы. Женщины, которые подвергались насилию со стороны мужчин, также могут иметь проблемы с предубеждениями в отношении проблемы насилия. Их воспитание и социализация, возможно, превратили для них эти мифы в правду.
Упражнение 1. Ситуации насилия
Субъективное оценивание различных ситуаций насилия с помощью перечисления примеров.
Цели: понять, что такое насилие; рассмотреть клише о различных отношениях к насилию; понять положение женщины
Метод: индивидуальная работа; дискуссии в парах и в группе
Оборудование: раздаточный материал 7 «Ситуации насилия», «флип-чарт», маркеры/фломастеры
Время: 45 минут (5 минут на индивидуальную работу, 15 минут на дискуссию в парах, 25 минут на дискуссию в группе)
Ниже представлен список различных ситуаций, в которых может произойти насилие. Изучите эти ситуации и попытайтесь составить их классификацию по степени опасности – начиная с самой опасной. Пронумеруйте их – самая опасная ситуация пусть будет №1 и далее по порядку.
Это займет 5 минут, и затем обсудите эту классификацию с кем-то. Обоснуйте Вашу классификацию.
СИТУАЦИИ НАСИЛИЯ.
· 18-летний юноша нападает на женщину, которая старше него, привязывает ее к стулу и вставляет ей в рот кляп.
· Мать дает ребенку пощечину, потому что он постоянно отказывается ее слушать.
· Муж угрожает жене побоями, если она откажет ему в сексуальном контакте.
· Мужчина врывается в дом к бывшей жене и избивает ее до такой степени, что она нуждается в госпитализации.
· Муж ежедневно оскорбляет жену, называя «глупой курицей, коровой».
· Муж бьет беременную жену по животу.
· Отец жестоко обращается со скулящей собакой и жестоко избивает двоих плачущих детей.
· Мужчина держит жену над балконом 8-го этажа и угрожает ее сбросить.
· Мужчина бьет жену кулаком по лицу из-за того, что ему не понравилась еда, которую она приготовила.
· Мужчина запирает жену на целый день, так как подозревает ее в том, что она слишком часто смотрит на других мужчин.
Примечание для тренера
В ходе дискуссии необходимо обратить внимание на следующие моменты: некоторые участники могут выполнять упражнение неохотно; следует обратить внимание на все чувства и мысли, возникающие у них по поводу этого упражнения.
Другие могут начать осознавать те нормы и ценности, которые до сих пор были скрыты. В социальной иерархии все аспекты могут иметь значение (зависимость, возраст и т.д.)
Упражнение 2. Перечень мифов.
Участникам дается перечень мифов о насилии и дается задание отметить каждый из них как верный/ неверный.
Цели: пересмотреть мифы о насилии
Метод: индивидуальная работа / дискуссия
Оборудование: раздаточный материал 8 «Перечень мифов»
Время: 45 минут (10 минут индивидуальной работы)
Участники должны отметить верные / неверные мифы в перечне мифов. Затем вся группа обсуждает это. Тренер демонстрирует ложность мифов с помощью примеров из практики, статистических данных и документации.
Альтернативный метод работы над этой темой:
Работа в малых группах / общая дискуссия
Время: 1 час (20 – 25 минут – работа в группах)
Работа в малых группах.
Представьте несколько мифов для рассмотрения (например, вышеизложенный список)
Дискуссия: участники рассматривают каждый миф с помощью следующих вопросов:
- Это правда?
- Почему это правда / неправда?
- Откуда берутся эти мифы?
- Как это влияет на вашу работу с женщинами или мужчинами?
- Как эти мифы влияют на вашу практическую деятельность?
Примечание для тренера
Упражнение можно выполнять и по-другому. Например, тренер может раздать перечень мифов, пояснив, что они представляют собой широко распространенные, но научно не доказанные предубеждения. Затем вся группа обсуждает их.
Пояснения к мифам и контраргументы Вы найдете в теоретическом материале 8.