Симптомы личностного выгорания
Симптомы выгорания, перечисленные выше, можно произвольно разделить на физические, поведенческие, и психологические. Как будет объяснено далее, некоторые из признаков и симптомов являются бессознательной попыткой получить облегчение без идентификации проблемы.
Выгорание - это синдром, группа симптомов, появляющихся вместе. Однако, все симптомы ни у кого не проявляются одновременно, потому что выгорание - процесс сугубо индивидуальный.
Среди первых симптомов - общее чувство усталости, неприязни к работе, общего неопределенного чувства беспокойства, все более и более тяжелая работа, приводящая ко все меньшим и меньшим результатам. Сотрудник со свободным графиком работы может приходить рано и уходить поздно, приходить поздно и уходить рано, или брать работу домой.
Сотрудник может легко впадать в гнев, раздражаться и чувствовать себя разбитым, уделять много внимания деталям, и быть настроенным чрезвычайно негативно. Будучи слишком перегруженным, чтобы ограничить свои чувства, он может испытывать чрезвычайные трудности с контролем или выражением их в адекватной форме.
Гнев, который чувствует индивидуум, может вести к развитию подозрительности. Сотрудник может полагать, что сослуживцы и клиенты хотят от него избавиться. Это состояние может быть усилено чувством невовлеченности, - особенно если раньше сотрудник участвовал во всех событиях. Кроме того, любой, кто спрашивает совета, включая других сотрудников, вызывает у него раздражение.
Серьезными проявлениями выгорания являются поведенческие изменения и ригидность. Если человек обычно болтлив и несдержан, он может стать тихим и отчужденным. Или, наоборот, человек, который обычно тих и сдержан, может стать очень разговорчивым, вступать в беседу с любым и каждым. Жертва выгорания может стать жесткой и ригидной в мышлении. Ригидный и несгибаемый сотрудник закрыт к изменениям, потому что это требует энергии и риска, являясь большой угрозой для истощенной личности.
Сотрудник, подверженный выгоранию, может пытаться справляться с ситуацией, избегая сослуживцев и клиентов, физически и мысленно дистанцируясь от них. Избегание и дистанцирование могут проявляться многими способами. Например, сотрудник может часто отсутствовать на работе. Он может общаться безличными способами с коллегами и клиентами и может снижать свою вовлеченность в контактах с ними.
В конечном счете, сотрудник впадает в депрессию и начинает воспринимать ситуацию как "безнадежную". Он может оставить свою настоящую должность или сменить профессию, а также может даже пристраститься к алкоголю и наркотикам.
Выгорание в организациях
Выгорание очень заразительно и может быстро распространяться среди сотрудников. Так же, как и у индивидуума, страдающего от выгорания, в организациях проявляются различные симптомы этого явления; они следующие:
1. Высокая текучесть кадров (частая смена персонала)
2. Снижение вовлеченности сотрудников в работу
3. Поиск «козла отпущения»
4. Антагонистический групповой процесс и наличие парных группировок
5.Режим зависимости, проявляющийся в виде гнева на руководство и проявлении беспомощности и безнадежности
6. Развитие критического отношения к сотрудникам
7. Недостаток сотрудничества среди персонала
8. Прогрессирующее падение инициативы
9. Рост чувства неудовлетворенности от работы
10.Проявления негативизма относительно роли или функции отделения
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.
ОСНОВНОЙ МОДУЛЬ.
Введение в тему
Введение в тему дает тренерам возможность получить представление об участниках, а участникам – о том, что они узнают в процессе тренинга (об их собственных ожиданиях).
Вводная часть проясняет аспекты, которые будут освещены во время сессии. Кроме того, ее задача в том, чтобы установить контакт между тренером/тренерами и группой. Для того чтобы лучше познакомиться с участниками и их ожиданиями, можно заранее раздать группе анкеты с вопросами об их ожиданиях.
Знакомство друг с другом – важный шаг в первой сессии тренинга, особенно если он посвящен теме насилия. Только в том случае, когда удается установить определенную степень доверия в группе, участники говорят о своем личном опыте.
Цели:
· Ознакомить с планом на день / на сессию
· Ознакомить с опытом работы тренера в области насилия в отношении женщин
· Предоставить участникам возможность рассказать о себе, о своих интересах и ожиданиях, касающихся тренинга (см. Упражнение 1)
· Предоставить возможность поделиться личным опытом насилия в отношении женщин (см. Упражнение 3)
· Определить цели / методы программы тренинга и мотивы участников (см. Упражнение 4), особенно в тренинге для тренеров
· Создать безопасную обучающую ситуацию (см. Упражнение 2)
Оборудование: доска флип-чарт, маркеры / фломастеры, бэйджи, раздаточные материалы.
Дополнительные методы, которые можно использовать:
Интервью в парах + представление группе партнера по интервью
Презентация вашей работы, ожидания группы. Сравнительный анализ ожиданий группы с программой тренинга
Упражнение 1:
Участники групп, которые должны состоять из 4 – 5 человек, представляют друг другу следующую «персональную информацию»:
· Имя
· Род деятельности
· Квалификация
· Хобби
· Ожидания от семинара
· Сталкиваетесь ли Вы в своей работе с домашним насилием?
Самые важные детали записываются на большом листе. Один из участников группы представляет записи другим группам. Каждому участнику выдается бэйдж с его именем. Если члены группы уже знакомы друг с другом, то он отвечают на следующие вопросы (после того, как коротко представятся):
· Каковы мои ожидания от семинара?
· Что меня интересует больше всего?
· Какой вклад я могу внести в работу семинара?
Время: 20 – 30 минут
Упражнение 2:
Составьте с группой список основных правил работы в группе:
Какие правила совместной работы мы принимаем?
(Конфиденциальность, открытость, соблюдение временных рамок, взаимное уважение, ответственность участников за успешную работу группы)
Время: 20 минут.
Упражнение 3.
Участники разбиваются на группы из двух – трех человек и рассказывают о том, как они впервые столкнулись с насилием (как субъект или объект).
Примечание: данное упражнение затрагивает личный опыт участников семинара, поэтому тренерам следует обратить внимание на подготовленность группы.
Вопросы:
· Как Вы стали заниматься проблемой насилия в отношении женщин?
· Опишите первое знакомство с проблемой и Вашу реакцию.
· Сколько раз за последние 3-6 месяцев вы сталкивались с женщинами, пострадавшими от насилия?
Время: 30 минут
Упражнение 4.
Рассмотрение вопросов, имеющих отношение к сфере компетентности участников: все получают схему человеческого тела; на котором будут записывать ответы.
Примечание: Данное упражнение можно проводить в конце занятия или же в малых подгруппах.
Руки: Какие навыки поддержки женщин, пострадавших от насилия, у Вас есть?
Голова: Что Вы уже знаете о проблеме насилия?
Уши: Что Вы слышали о проблеме насилия?
Глаза: Какие выводы Вы сделали, поработав с пострадавшими? Каково Ваше личное мнение?
Сердце: Какую часть своего сердца Вы готовы им отдать?
Живот: Что вызывает у Вас тошноту при встрече с женщиной, пережившей насилие?
Рот: Какой аспект, на Ваш взгляд, является важным для обсуждения на семинаре?
После заполнения схем участники представятся, ознакомив группу со своими ответами.
Время: зависит от количества участников (около одного часа или больше).