Симптомы личностного выгорания

Симптомы выгорания, перечисленные выше, можно произвольно разделить на физические, поведенческие, и психологические. Как будет объяснено далее, некоторые из признаков и симптомов являются бессознательной попыткой получить облегчение без идентификации проблемы.

Выгорание - это синдром, группа симптомов, появляющихся вместе. Однако, все симптомы ни у кого не проявляются одновременно, потому что выгорание - процесс сугубо индивидуальный.

Среди первых симптомов - общее чувство усталости, неприязни к работе, общего неопределенного чувства беспокойства, все более и более тяжелая работа, приводящая ко все меньшим и меньшим результатам. Сотрудник со свободным графиком работы может приходить рано и уходить поздно, приходить поздно и уходить рано, или брать работу домой.

Сотрудник может легко впадать в гнев, раздражаться и чувствовать себя разбитым, уделять много внимания деталям, и быть настроенным чрезвычайно негативно. Будучи слишком перегруженным, чтобы ограничить свои чувства, он может испытывать чрезвычайные трудности с контролем или выражением их в адекватной форме.

Гнев, который чувствует индивидуум, может вести к развитию подозрительности. Сотрудник может полагать, что сослуживцы и клиенты хотят от него избавиться. Это состояние может быть усилено чувством невовлеченности, - особенно если раньше сотрудник участвовал во всех событиях. Кроме того, любой, кто спрашивает совета, включая других сотрудников, вызывает у него раздражение.

Серьезными проявлениями выгорания являются поведенческие изменения и ригидность. Если человек обычно болтлив и несдержан, он может стать тихим и отчужденным. Или, наоборот, человек, который обычно тих и сдержан, может стать очень разговорчивым, вступать в беседу с любым и каждым. Жертва выгорания может стать жесткой и ригидной в мышлении. Ригидный и несгибаемый сотрудник закрыт к изменениям, потому что это требует энергии и риска, являясь большой угрозой для истощенной личности.

Сотрудник, подверженный выгоранию, может пытаться справляться с ситуацией, избегая сослуживцев и клиентов, физически и мысленно дистанцируясь от них. Избегание и дистанцирование могут проявляться многими способами. Например, сотрудник может часто отсутствовать на работе. Он может общаться безличными способами с коллегами и клиентами и может снижать свою вовлеченность в контактах с ними.

В конечном счете, сотрудник впадает в депрессию и начинает воспринимать ситуацию как "безнадежную". Он может оставить свою настоящую должность или сменить профессию, а также может даже пристраститься к алкоголю и наркотикам.

Выгорание в организациях

Выгорание очень заразительно и может быстро распространяться среди сотрудников. Так же, как и у индивидуума, страдающего от выгорания, в организациях проявляются различные симптомы этого явления; они следующие:

1. Высокая текучесть кадров (частая смена персонала)

2. Снижение вовлеченности сотрудников в работу

3. Поиск «козла отпущения»

4. Антагонистический групповой процесс и наличие парных группировок

5.Режим зависимости, проявляющийся в виде гнева на руководство и проявлении беспомощности и безнадежности

6. Развитие критического отношения к сотрудникам

7. Недостаток сотрудничества среди персонала

8. Прогрессирующее падение инициативы

9. Рост чувства неудовлетворенности от работы

10.Проявления негативизма относительно роли или функции отделения

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.

ОСНОВНОЙ МОДУЛЬ.

Введение в тему

Введение в тему дает тренерам возможность получить представление об участниках, а участникам – о том, что они узнают в процессе тренинга (об их собственных ожиданиях).

Вводная часть проясняет аспекты, которые будут освещены во время сессии. Кроме того, ее задача в том, чтобы установить контакт между тренером/тренерами и группой. Для того чтобы лучше познакомиться с участниками и их ожиданиями, можно заранее раздать группе анкеты с вопросами об их ожиданиях.

Знакомство друг с другом – важный шаг в первой сессии тренинга, особенно если он посвящен теме насилия. Только в том случае, когда удается установить определенную степень доверия в группе, участники говорят о своем личном опыте.

Цели:

· Ознакомить с планом на день / на сессию

· Ознакомить с опытом работы тренера в области насилия в отношении женщин

· Предоставить участникам возможность рассказать о себе, о своих интересах и ожиданиях, касающихся тренинга (см. Упражнение 1)

· Предоставить возможность поделиться личным опытом насилия в отношении женщин (см. Упражнение 3)

· Определить цели / методы программы тренинга и мотивы участников (см. Упражнение 4), особенно в тренинге для тренеров

· Создать безопасную обучающую ситуацию (см. Упражнение 2)

Оборудование: доска флип-чарт, маркеры / фломастеры, бэйджи, раздаточные материалы.

Дополнительные методы, которые можно использовать:

Интервью в парах + представление группе партнера по интервью

Презентация вашей работы, ожидания группы. Сравнительный анализ ожиданий группы с программой тренинга

Упражнение 1:

Участники групп, которые должны состоять из 4 – 5 человек, представляют друг другу следующую «персональную информацию»:

· Имя

· Род деятельности

· Квалификация

· Хобби

· Ожидания от семинара

· Сталкиваетесь ли Вы в своей работе с домашним насилием?

Самые важные детали записываются на большом листе. Один из участников группы представляет записи другим группам. Каждому участнику выдается бэйдж с его именем. Если члены группы уже знакомы друг с другом, то он отвечают на следующие вопросы (после того, как коротко представятся):

· Каковы мои ожидания от семинара?

· Что меня интересует больше всего?

· Какой вклад я могу внести в работу семинара?

Время: 20 – 30 минут

Упражнение 2:

Составьте с группой список основных правил работы в группе:

Какие правила совместной работы мы принимаем?

(Конфиденциальность, открытость, соблюдение временных рамок, взаимное уважение, ответственность участников за успешную работу группы)

Время: 20 минут.

Упражнение 3.

Участники разбиваются на группы из двух – трех человек и рассказывают о том, как они впервые столкнулись с насилием (как субъект или объект).

Примечание: данное упражнение затрагивает личный опыт участников семинара, поэтому тренерам следует обратить внимание на подготовленность группы.

Вопросы:

· Как Вы стали заниматься проблемой насилия в отношении женщин?

· Опишите первое знакомство с проблемой и Вашу реакцию.

· Сколько раз за последние 3-6 месяцев вы сталкивались с женщинами, пострадавшими от насилия?

Время: 30 минут

Упражнение 4.

Рассмотрение вопросов, имеющих отношение к сфере компетентности участников: все получают схему человеческого тела; на котором будут записывать ответы.

Примечание: Данное упражнение можно проводить в конце занятия или же в малых подгруппах.

Руки: Какие навыки поддержки женщин, пострадавших от насилия, у Вас есть?

Голова: Что Вы уже знаете о проблеме насилия?

Уши: Что Вы слышали о проблеме насилия?

Глаза: Какие выводы Вы сделали, поработав с пострадавшими? Каково Ваше личное мнение?

Сердце: Какую часть своего сердца Вы готовы им отдать?

Живот: Что вызывает у Вас тошноту при встрече с женщиной, пережившей насилие?

Рот: Какой аспект, на Ваш взгляд, является важным для обсуждения на семинаре?

После заполнения схем участники представятся, ознакомив группу со своими ответами.

Время: зависит от количества участников (около одного часа или больше).

Наши рекомендации