Работа с трудными ситуациями
4.1. Когда одна группа профессионалов становится тренером для другой, могут возникнуть проблемы профессионального соперничества и споры о сферах компетентности. Никому не нравится, когда другие диктуют, что и как делать. Поэтому тренеру следует сразу продемонстрировать уважение к опыту и знаниям представителей данной профессиональной группы. Мы рекомендуем предложить участникам провести презентацию на специальную тему (например, «Особенности работы судебно-медицинского эксперта»).
4.2. В ходе тренинга не позволяйте собственным предубеждениям по поводу представителей определенной профессии мешать эффективной работе. Принимайте точку зрения участников, а в ходе подготовки к тренингу подумайте о том, какие обстоятельства могут сделать работу группы наиболее эффективной.
4.3. Помните о том, что среди участников могут быть женщины, которые подвергались насилию или до сих пор живут с обидчиком. Только сами участницы могут принять решение о том, насколько они готовы говорить о личном опыте пережитого насилия. В ходе тренинга женщины, имеющие такой опыт, должны чувствовать уважение к себе; ни в коем случае нельзя допускать «ярлыки» - например, называть таких женщин «слабыми» или «беспомощными». Сущность отношения к проблеме можно выразить так: «Никто из нас не застрахован от такой ситуации». Это поможет увидеть ситуацию с точки зрения пострадавшей.
4.4. После каждой части тренинга оставляйте время на вопросы (оставаясь один на один с женщиной). Дайте ей информацию о кризисных центрах. Дайте ей понять, что ваш разговор конфиденциален.
4.5. Кроме того, следует учитывать, что среди участников могут быть мужчины, которые совершали насилие. Это может вызвать сопротивление. Перед каждым тренингом подумайте о том, как справляться с этим; это будет зависеть от конкретных ситуаций, состава группы и вашей собственной личности.
Два предложения:
• Не говорите непосредственно с мужчиной-обидчиком; поговорите с группой о принципах работы с пострадавшими от насилия (см. «Цели тренинга)
• Поговорите с этим мужчиной в перерыве; объясните ему, что нетерпимость в отношении насилия - непременное условие для работы с пострадавшими.
4.6. Опыт показывает, что в ходе тренинга возникает обсуждение распространенных мифов: например «Женщины сами хотят насилия, иначе бы они уходили»; «Они сами провоцируют насилие». Будьте готовы к этому. Самый успешный метод работы в подобном случае - открытое
обсуждение мифов. Это может помочь начать процесс переосмысления проблемы.
4.7. Кроме того, необходимо быть готовым к расовым предубеждениям. Вы можете услышать такие высказывания как: «Это нормально для этой культуры» или «Мусульмане вообще не уважают женщин». Следует остановиться на обсуждении этих мнений и при этом отметить, что культурные традиции не могут служить оправданием насилия. Приведите примеры других культур.
4.8. В каждой группе всегда есть один участник, кто знает случай, когда «это происходит совсем не так». Это может привести к конфликтам. Поэтому в самом начале тренинга следует заявить о том, что немногочисленные исключения ни в коей мере не могут опровергнуть данные научных исследований и опыт экспертов.
4.9. Заранее подумайте, что вы будете делать, если кто-то из участников начнет доминировать в дискуссиях. Будьте готовы к конфликтам из-за противоположных точек зрения. Постарайтесь избегать авторитарного стиля, но в то же твердо напоминайте участникам о правилах работы в группе.
4.10. Необходимо говорить о напряжении, возникающем среди участников, не допускать замалчивания. Пусть участники обсудят причины напряжения в малых группах или сделают это в кругу. Во многих случаях становится ясно, что конфликты и трения тесно связаны с трудными рабочими ситуациями и зачастую они отражают личные проблемы участников.
Тренеры должны помнить:
· Осознавайте собственные чувствительные точки
· Выберите союзников в группе и выясните, что думают другие
· Установите правила работы в группе в самом начале тренинга
· Не забывайте о положительном значении сопротивления: исследуйте его (источник, причины): это возможность для развития динамики группы
5. Условия подготовки и проведения тренинга
Прежде чем переходить непосредственно к содержанию тренинга, следует ознакомиться с рекомендациями по подготовке и проведению тренинга. Их Вы найдет в этой главе.
Продолжительность тренинга
Продолжительность тренинга должна составлять от двух до четырех дней, из них два дня - часть тренинга, посвященная основному модулю. Нельзя считать тренингом мероприятие, проведенное в течение одного дня. Его можно рассматривать как информационную встречу или семинар, в ходе которого обсуждалась проблема.