Ловцы жемчуга, или Искусство в примордиальном качестве
Примерно за пять лет до открытия выставки uDocumenta 5» (1972), на которой была впервые представлена «Фигура психиатрического пациента», изображающая Адольфа Вельфли, австрийский художник Арнульф Райнер опубликовал статью под программным заголовком «Прекрасное и безумное», которая до сих пор является ключом к пониманию его творчества: «... мы продолжаем длинный путь, пробираясь через джунгли... но нам предстоит еще, набрав побольше воздуха в легкие, отважиться нырнуть в море безумия. На его дне покоятся бесчисленные сокровища, живут всевозможные существа удивительной красоты... руины затопленных дворцов — то, что превосходит красоты нашей земной цивилизации. Все это мне довелось увидеть собственными глазами» {Rainer, 1967, p. 18)1.
Нырять в бессознательное, ощущая пульсацию приморди-альной энергии, затаив дыхание исследовать его глубины — эту цель ставили перед собой многие художники послевоенного периода, такие как американский абстрактный экспрессионист Джексон Поллок, французские ташисты или представители скандинавской группы «Кобра», стремящиеся обрести новый, совершенно фантастический способ восприятия мира. Даже по сравнению с ними творчество Райнера отличается бескомпромиссным стремлением к экстернализации содержаний его внутреннего мира и осовоению психоаналитических сюжетов. В произведениях душевнобольных ему удалось открыть поразительную искренность самовыражения, единство переживания и художественной формы, что полностью соответствовало духу его собственного творчества. Хотя его ранние произведения были выполнены в сюрреалистической манере, техника фотоналожений была разработана им благодаря изу-
1 Amulf Rainer. Schon und Wahn, in Protokolle 67. - Vienna, 1967. - P. 18.
чению произведений душевнобольных, коллекционированием и описанием которых он занимался начиная с 1963 г.
Под наблюдением медиков, а подчас и в порядке самоизучения, Райнер проводил на себе эксперименты, принимая LSD и вызывая у себя галлюцинации1. Его творчество являет собой синтез спонтанного самовыражения и рационального подхода к использованию разных художественных средств, откровенностью самопрезентации и в то же время маскировки травма-тичного материала, свободной игры воображения и в то же время его контроля. Ему удалось пересечь многие границы благодаря смелой интеграции коммуникативных средств, относящихся к доисторическому этапу культурного развития и средств телесного самовыражения, представленных в его технике «наслоений», «живописи рук и ног».
В «картинах мира» и «системных образах» Пенка символические аббревиатуры «языка тела» помогают художнику сориентироваться во Вселенной, построенной на рациональных и иррациональных началах. Хотя работы Пенка внешне напоминают древние пещерные росписи и «теневые образы», созданные швейцарцем Луи Сутгером, использовавшего ком-пульсивную «пальчиковую живопись», занять лет до своей смерти Пенка больше интересует постижение через искусство наиболее фундаментальных поступков и форм поведения человека. Подобно тому как пиктографические изображения в свое время возникли на основе наиболее архаичного «языка тела», художники вновь и вновь черпают вдохновение и материал для своей творческой фантазии из всего того, что приходит извне в нашу западную, рационалистичную, обусловленную социальными нормами культуру. Поэтому art brut для них гораздо более притягателен, чем art culturel. К концу 60-х гг. уже целая плеяда художников была занята активными поисками культурных альтернатив, стремясь объединить в своем творчестве дух, душу и тело; природное и человеческое. Обращение к источникам культуры заставляло художников исследовать
1 См. также: Kunstler zeichen unter LSD. The Нагтапп-Dokumente, Ausst. Kat. Graphische Samralung Albertina. - Vienna, 1992. - P. 108-110.
различные состояния сознания, связанные с выходом за пределы обыденной реальности, осваивать мифы и ритуалы, опыт психической интоксикации и «помрачения рассудка»1. Такие художники, как Марио Мерз, Джозеф Бейз, Вальтерде Мария, Марина Абрамович и другие уже не пытались создать образы реального мира, отвергнув любые системы условных обозначений. Подобно первопроходцам в неведомых землях, мистикам и «психограферам», они стремились освоить «вневременное» измерение в человеке, архаические основы его бытия. Их аути-стически-герметические изыскания сильно отличаются от экспрессивно-жестикуляционного искусства 80-х гг., ставшего апогеем телесного начала. Используя элементы изобразительного языка психиатрических пациентов в качестве «трамплина» для своего творчества, «молодые дикие художники» — Мартин Дистлер, Вальтер Дан, Питер Боммельс и другие — представляли себя в качестве «блестящих дилетантов». Противопоставляя себя концептуалистам, они стремились превратить свое творчество в экстатический акт — «семяизвержение» бессознательного.
В связи с происходящим «размыванием границ», делающим практически невозможным разделение свободного «здорового» искусства и искусства «патологического», вопрос о фундаментальных предпосылках творчества в последние годы ставится все более настойчиво, определяя характер выставлчных проектов. Такие выставки, как «Открытый разум» Ян Хоет (Gent, 1989) или «Синхронизация с другим» Юрген Глёземер (Bern, 1987) показали, что и художник, и душевнобольной человек в своем творчестве стремятся найти оптимальные формы диалога со своим бессознательным, создать соответствующие ему «параллельные картины мира», отражающие игру воображения, проявления сексуальной энергии, мистерию рождения и смерти, взаимоотношения Я и Мы2.
1 См. также: Mythosund Ritual in der Kunst der 70 erjahre, Ausst. Kal. Kuns-thaus Zurich. - Zurich, 1981.
2 См. также: Open Mind. Gestoten circuits - Ciruiti chiusi. Hommage Aan Vincent, Ausst. Kat. Museum, van Hedendaagse Kunst. — Gent, 1989; Die Gle-ichzeitigkeit des an deren, Materialien zu einer Austellung. Published byjurgen Glaesemer, Ausst. Kat. Kunstmuseum Bern — Bern, 1987; Para Uele Visionen, Ausst. Kat Kunsthalle Basel. - Basel, 1993.
Эделыпрад Бюлов
«И вот вам знак...»
Рассматривая разнообразные работы Наш Каппеп, богатство форм, цветов, материалов и изобразительных элементов, мы совершаем путешествие к истокам семиотики, соприкасаемся с экзистенциальной природой символообразования, в котором просматривается экспрессивная, изобразительная и адрессив-ная функция (К. Бюлер). При этом мы также можем пережить ту радость, которая связана со свободным художественным формотворчеством. Художник, погруженный в процесс изображения самых разнообразных символов, заполняет ими всю поверхность листа до самого края, словно открывая их для себя. Множество листов, испещренных кругами, то большего, то меньшего размера, соприкасающимися или пересекающимися друг с другом, а иногда и включенными один в другой, ставит вопрос о значимости круга, как символа — и не только потому, что нарисованные круги столь несовершенны с точки зрения геометрии (художник и не стремился к этому), но главным образом потому, что эти круги предстают перед нами как самодостаточные сущности, для обозначения которых мы не сможем подобрать слов — в нашем сознании лишь возникает представление о некой форме, эстетические достоинства которой удерживают наше внимание.
Размышляя над всем этим, я вспоминаю две строчки из одно
го и того же текста: одна — «...да будет сеет...» (Быт. 1,3) дру
гая - «Я вот вам знак...» {Лк. 2,12). Последняя строка может
быть своеобразным девизом теории символов. Он раскрывает
не столько художественные айи; художественно-теоретиче
ские аспекты исследования символов, сколько тот дух, кото
рый присущ самой природе символов, призывающих зрителя
увидеть существующие между ним» взаимосвязи, определить
заключенный в них смысл или попросту созерцать их ради са
мого созерцания. ;
Слова «Явот вам зиак...» можно трактовать как приглашение последовать за рядом символов, характерных для такого искусства, которое выходит за границы условностей и тради-
ционных художесГвенных представлений, когда вдруг осознается пульсация духовной энергии, проявляется сама суть человека, а его творчество,-предстает как удивительный процесс самоорганизации символических форм. И это дано человеку, ибо он создан по обращу и подобию Божьему. Можно было бы
повторить строку из Библии (Быт, 1,3): «...да будет свет...»:
j#
Сотвори свет в ночи небытия, пусть воля твоя станет источником порождения символов, и из хаоса проступят очертания высшего порядка вещей. При свете дня в обличье символов ты сможешь различить структуру Вселенной:
Океаны пламени, которые поглотят любого, кто захочет их
увидеть, •
Мрак ночи, ее непроницаемая чернота и сырость — откуда нет возврата,
Поверхность земли и свет древних звёзд, подобный резцу гра
вера, v
Переплетения линий и слоев коры разной плотности, раскаляющихся по мере движения к центру — туда, где будет дано таинство прозрения...
(текст навеян работой Иозефа Кенига). И далее:
Люди с огромными руками и ногами, созданными для того, чтобы держать и держаться, осваивать пространство и укореняться в бытии — «на этой волнующейся земле» (Гельдерлин),
С большими глазами, в которых отражается восторг, рождающийся при созерцании богатств зримого мира.
А может быть, ужас или подозрение в том, что нечто еще скрыто?
Машины, трамваи, ускользающие в бесконечность на.рулонах обойной бумаги — возможнозчбезо всякой цели, но преисполненные радости движения и надежды.
Их путь устилают цветочные горшки, непропорционально крупные и покрытые затейливыми узорами, украшенные гирляндами, в окружении развевающихся знамен.
И все это движется куда-то. — Не все ли равно, куда? Дома, окна, занавеси в оборках — места обитания, укрытия,
Так же как и церкви с крестами на башнях, видимыми издалека, хранящими знание.
Вселенная с начертанными на ней письменами, скрывающими некий смысл, пока еще недоступный далеким адресатам...' •
(текст навеян работой Фрица Тобергта).
Автономность символа, царящего над информационным пространством и условностями, бросающего вызов необходимости в коммуникации ради самой коммуникации, восприятию ради самого восприятия, созерцанию ради самого созерцания. Символа, заключающего в себе poiesis живых систем.
Семиотика — исследование символов лингвистического и нелингвистического ряда, их возникновение и восприятие, их качества, особенности внутренней организации и взаимосвязей через законы синтаксиса и семантики. Человеческая культура — космос символических систем, сотворенных людьми друг для друга, в интересах взаимного выживания. Культура есть непрерывная коммуникация посредством символов, оплот человека, покинувшего кокон природного начала, барьер, удерживающий демонов внутреннего мира. Семиотика делает нар более способными к символической коммуникации, обращению с символами и их модально-специфической трансформации, их материализации в самых различных формах и медиа, доступных нам в этом мире. Мы сознаем, насколько ограничены наши способности к осознанию смыслов, заключенных в символах, и то, что этими смыслами невозможно манипулировать, так же как объектами. Мы лишь можем попытаться исторгнуть символы из самих себя, для того чтобы разобраться в их подлинном содержании и хоть в какой-то мере уловить их конгруэнтность с нашими собственными проекциями.
Лингвистика исходит из условности символического ряда, допуская конвенциональный характер его смыслов, задаваемых языковым сообществом. На деле мы должны осваивать его глубинный смысл, для того чтобы использовать символы в своем общении. Это тем более справедливо по отношению к лингвистическим символам. Нелингвистический символический ряд, связанный с «языком тела», жестикуляцией и мимикой, отчасти имеет врожденный характер, он позволяет нам понимать его без специального обучения (это относится, в частности, к нашим действиям, связанным с приемом пищи, сном, движением и т. д.).
В изобразительном искусстве и его истории нелингвистические системы символов, основанные на применении цвета, форм и разных материалов, имеют свои собственные законы, характерные для той или иной эпохи, различных стилей и жанров. Их следует изучать, с тем чтобы понимать смысл произведений искусства соответствующей эпохи и, возможно, интегрировать в свое собственное творчество. Мы признаем верность известной фразы о том, что «картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов». Дети скорее способны выражать свои мысли и чувства в рисунках, чем в словах. На их примере мы открываем для себя закономерности проявления семиотических способностей, связанные с созданием символических образов. Дети, как и художники, не так уж много говорят. Они словно чувствуют ограниченность выразительных возможностей слова, и это, наверное, делает их более совершенными существами, чем мы, взрослые. Они доверяют множественности смыслового содержания нелингвистических символических рядов, аналогий, телесной экспрессии, чья полисемия позволяет выразить невыразимое словами и чья укорененность в архетипах вызывает у нас гораздо более мощный отклик, чем недвусмысленные лингвистические символы.
Все те знания, которые связаны с образованностью и научными истинами, теряют свое значение, когда мы пытаемся понять работы детей или душевнобольных. Чтобы их понять, мы должны полагаться прежде всего на естественную динамику мышления и восприятия.
Исследования мозга, данные нейрофизиологии указывают на то, что механизмы смыслообразования в какой-то мере связаны со строением центральной нервной системы (Я. R. Matura-ta) и нейрофизиологическими процессами, а в более широком смысле, и с функциями и организацией живых систем, включая организм человека и высших животных. Внутри- и межорга-низменная коммуникация этих систем возможны лишь при изо-морфности и той или иной степени соответствия их элементов друг другу или системе в целом. Это означает, в частности, то, что информация и ее содержание являются «порождением» определенных процессов, связанных с нашим взаимодействием с другими системами, в свою очередь отражающими эти процессы. Способы восприятия и «декодирования» информа-
ции столь же разнообразны, как и личные биографии людей. Последние отражают различные фазы нашей социализации и создают контекст понимания. Взаимное согласие и «обмен» субъективными содежаниями с другими участниками коммуникации являются не чем иным, как стратегиями выживания. Восприятие работ пациентов-художников KunstHausKan-пеп требует от нас формирования особого «пространства», предполагающего автономность и активизацию семиотических возможностей сознания. Чтобы понять их, мы должны признать ограниченность того символического инвентаря, который связан с социальными конвенциями. Нам следует етре-миться к его пересмотру и реорганизации, с тем чтобы развить наши коммуникативные возможности и способность к восприятию разнообразной информации, а также освоить новые экспрессивные модальности и формы. Лишь преодолевая границы социальных конвенций, мы сможем развить свою семиотическую компетентность и обрести способность к восприятию тех «текстов», которые свободны от редукций и связаны с созданием новых семантических систем — бесчисленного множества миров символической Вселенной. Там наше одиночество вечно пребывает в себе самом...
Дэвид Маклаган
ОБРАЗ В АРТ-ТЕРАПИИ: ОТ СИМВОЛА К ЭСТЕТИЧЕСКИМ КАЧЕСТВАМ1
В этой статье я хочу проанализировать разные психологические публикации, имеющие отношение к визуальным образам и арт-терапии, обращая при этом особое внимание на те из них, которые позволяют учесть их эстетические качества. Я также обсуждаю некоторые связанные с этим проблемы, обусловливающие, на мой взгляд,, определенное противоречие между теми формами психологической интерпретации, которые ис-
1 Машинам Д. Образ в арт-терапии: от символа к эстетическим качествам // Исцеляющее искусство. - 2001. - Т. 4, № 1. - С. 11-21.
пользуются в арт-терапии, с одной стороны, и те способы оценки художественной продукции, которые применяются в современном искусстве и имеют особое значение для анализа абстрактных произведений, с другой стороны. Я полагаю, что существует тесная связь с повествовательным, символическим дискурсом психотерапии и фигуративными моделями интерпретации, характрными для арт-терапии. Возможно, с этим связано то, что оценка эстетических достоинств художественных работ играет в арт-терапии вторичную роль, уступая основное место анализу символического содержания визуальных образов, и прежде всего, — проявлению в них бессознательной динамики.