Корреляции между результатами выполнения отдельных пунктов и общей оценкой РТС
Пп | Пг | Пв | НшГ | Нвн | Нбу | Вв | Вк | Вр | |
Коэфф. корр. | 0,35 | 0,75 | 0,60 | 0,77 | 0,69 | 0,75 | 0,63 | 0,77 | 0,68 |
Пп: задание на прогнозирование, последовательность
Пг: задание на прогнозирование, горизонтальность,
Пв: задание на прогнозирование, вертикальность,
Нпл: задание на рисование с натуры, отношения право-лево,
Нвн: задание на рисование с натуры, отношения верх-низ,
Нбу: задание на рисование с натуры, отношения близость-
удаленность,
Вв: задание на воображение, выбор,
Вк: задание на воображение, комбинирование,
Вр: задание на воображение, представление.
ни один из пунктов теста сам по себе не может считаться достаточным для такой оценки. Наименее информативным оказался первый пункт заданий на прогнозирование, поскольку подавляющее большинство испытуемых с ним успешно справилось.
Коэффициенты корреляции между тремя основными заданиями теста колебались от 0,48 до 0, 67 (табл. 3.15).
Весьма интересные результаты были получены при изучении корреляций между оценками РТС и Арт-терапевтических шкал формальных элементов. Тест заключавшийся в изображении человека, срывающего яблоко с дерева, был предъявлен 72 испытуемым разных возрастов.
Как видно из таблицы 3.16, коэффициенты корреляции между результатами выполнения разных заданий РТС, общей оценкой РТС и показателями большинства арт-терапевтических шкал формальных элементов были весьма высоки, и лишь с отдельными шкалами они не достигали достоверного уровня (р > 0,05), а именно, со шкалой 2 «Адекватность цвета», шкалой 6 «Логика», шкалой 11 «Качество линии», шкалой 13 «Ротация» и шкалой 14 «Персеверация». Наиболее высокие корре-
ляции были обнаружены между показателями РТС и шкалой 4 «Пространство», шкалой 5 «Интеграция», шкалой 7 «Реализм», шкалой 9 «Уровень развития» и шкалой 12 «Человек». Данные результаты позволяют сделать вывод о том, что РТС и большинство арт-терапевтических шкал формальных элементов измеряют один и тот же диагностический конструкт, а именно конструкт невербального, пространственного мышления, тесно связанный с художественными способностями, креативностью и способностью к передаче и переработке информации с помощью визуальных образов. Эти результаты также указывают на достаточно высокую межтестовую валидность
Таблица 3.16
Корреляции между результатами отдельных заданий
И общей оценкой РТС и оценками арт-терапевтических шкал
Формальных элементов
Шкалы | Задание на прогноз. | Зад. на рис. с натуры. | Задание на вообр. | Общая оценка |
1. Значение цвета | 0,52 | 0,62 | 0,56 | 0,67 |
2. Адекват. цвета | 0,10 | -0,01 | 0,01 | 0,03 |
3. Энергия | 0,51 | 0,50 | 0,47 | 0,57 |
4. Пространство | 0,58 | 0,64 | 0,61- | 0,71 |
5. Интеграция | 0,51 | 0,62 | 0,75 | 0,72 |
6. Логика | 0,18 | 0,22 | 0,09 | 0,20 |
7. Реализм | 0,66 | 0,66 | 0,63 | 0,76 |
8. Решение | 0,48 | 0,50 | 0,55 | 0,59 |
проблемы | ||||
9. Уровень | 0,67 | 0,71 | 0,77 | 0,83 |
развития | ||||
10. Детали | 0,40 | 0,44 | 0,49 | 0,54 |
11. Качество линии | 0,18 | 0,38 | 0,37 | 0,37 |
12. Человек | 0,46 | 0,65 | 0,67 | 0,70 |
13. Ротация | 0,18 | 0,22 | 0,09 | 0,20 |
14. Персеверация | 0,18 | 0,22 | 0,09 | 0,20 |
Примечание: выше 0,25 — достоверно.
PTC и возможностью использования арт-терапевтических шкал формальных элементов с теми же целями, что и РТС — как отдельно от него, так и в сочетании с ним, что может повышать достоверность результатов тестирования. Это представляется тем более оправданным, если учесть, что Гантт и Табон (Gantt & Tabone, 1998) считают возможным применение арт-терапевтических шкал формальных элементов не только для анализа изображений человека, срывающего яблоко с дерева, но и другой графической продукции.
Выводы
1. Проведенное нами исследование позволило определить нормативные показатели РТС для разных возрастных групп. Общий объем наблюдений и включение в группу обследуемых жителей разных регионов Российской Федерации, крупных и мелких населенных пунктов позволяет считать полученные данные достаточно репрезентативными. В то же время целесообразно дальнейшее расширение объема исследования, в первую очередь для того, чтобы увеличить некоторые возрастные группы. Кроме того, имеет смысл увеличить группу взрослых испытуемых, включив в нее лиц с разным уровнем образования, в том числе с неполным средним образованием.
2. Различия между полученными нами и американскими нормативными показателями, отражающими динамику развития невербального интеллекта у детей и подростков, а также эмоциональное состояние испытуемых и их отношение к себе и другим, могут свидетельствовать о влиянии на результаты тестирования различных контекстуальных факторов, в том числе культуры и связанных с ней тендерных ожиданий и способов коммуникации, условий жизни и деятельности людей, подходов к воспитанию и образованию и других. В то же время различия между результатами выполнения теста жителями разных регионов Российской Федерации, Эстонии, а также крупных и мелких населенных пунктов оказались несущественными. Все это указывает на необходимость дифференцированного анализа вне-
шних и внутренних детерминант графической экспрессии, 6 том числе на основе мультикультурального подхода и развиваемой нами концепции системной арт-терапии.
3. Нам не удалось выявить какие-либо различия в выполнении основных заданий теста испытуемыми мужского и женского пола. В то же время были обнаружены существенные различия в показателях«шкалы оценки эмоционального содержания рисунков и шкалы оценки образа «я». Отсутствие подобных различий в американских и бразильских исследованиях позволяет сделать предположение о влиянии контекстуальных факторов.
4. Отсутствие сколь-либо заметных различий между результатами выполнения РТС детьми и подростками, посещающими общеобразовательные школы и коррекционную школу для лиц с речевыми нарушениями, свидетельствует о независимости развития вербального интеллекта от невербального. На это указывают и приводимые Сильвер (Silver, 1996) данные об отсутствии корреляций между результатами РТС и большинства тестов для оценки вербального интеллекта.
5 Высокая корреляция оценок РТС с показателями большинства арт-терапевтических шкал формальных элементов позволяет сделать вывод о том, что они измеряют один и тот же диагностический конструкт, а именно конструкт невербального, пространственного мышления. Эти результаты также указывают на высокую межтестовую валидность РТС и возможность использования Арт-терапевтических шкал формальных элементов с теми же целями, что и РТС — как в отдельности, так и вместе с ним, что может повысить достоверность результатов тестирования.
Литература
Анастази А. И., Урбина С. Психологическое тестирование. -СПб: Питер, 2001.
Аялессандрит К., Дуарте X., Дупас М., Бианкв М. Рисуночный тест Сильвер: результаты стандартизации в Бразилии // Исцеляющее искусство. — 2001. — Т. 4, N° 1 — С. 22-43.
Копытин А. Системная арт-терапия. — СПб: Питер, 2001. Gantt, L. & Tabone, С. 1998. Formal Elements Art Therapy Scale. The Rating Manual. Gargoyle Press: Morgantown, WV.
Gantt, L. 1998. Research. American Journal of Art Therapy. V. 37, November. P. 57-65.
Hunter, G. 1992. The Examination of Some Individual Differences in Information Processing,*Personality and Motivation with Respect to Some Dimensions of Spacial Thinking or Problem Solving in TAPE Students. Unpublished Thesis, The University of New England, Armidale, Australia.
Silver, R. 1983a. Silver Drawing Test of Cognition and Emotion. Special Child Publication: Seattle, WA.
Silver, R. (1983b). Identifying Gifted Handicapped Choldren Through Their Drawings. Art Therapy. Journal of American Art Therapy Association. October. P. 40-46.
Silver, R. 1990. Silver Drawing Test of Cognitive Skills and Adjustment. Ablin Press: New York.
Silver, R. 1996. Silver Drawing Test of Cognition and Emotion. Ablin Press: New York.
IV. Вопросы
психопатологической экспрессии и арт-терапии
Основные темы и понятия раздела
• Творчество душевнобольных и арт-терапия в Алексианеровской психиатрической больнице Мюнстера
• Образ в арт-терапии: от символа к эстетическим качествам
• Опецинус де Канистрис: болезнь и творчество
ТВОРЧЕСТВО ДУШЕВНОБОЛЬНЫХ
И АРТ-ТЕРАПИЯ
В АЛЕКСИАНЕРОВСКОЙ
ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЕ
МЮНСТЕРА1
Людгер Юткейт и Клаус Тельгер
Введение
В течение более десяти лет с момента открытия арт-тера-певтического отделения в г. Мюнстере и его окрестностях были организованы многочисленные выставки работ пациентов Алексианеровской психиатрической больницы. Авторы работ являются представителями большой группы пациентов-инвалидов, страдающих хроническими психическими заболеваниями. Они увлеченно работают над созданием художественных произведений, демонстрируя при этом большую серьезность и самостоятельность. Всякому, кто познакомился с ними поближе, станет очевидно, насколько различны их диспозиции, предпочтения и привычки.
В повседневных контактах и в процессе работы некоторые из них кажутся более замкнутыми, незаметными и немногословными. Тем более поразительно, что в их художественных работах проявляется присущая им тонкость и динамизм психической жизни. Другие более открыты и, соответственно этому, их работам присущи яркие краски, свидетельствующие об активном и живом контакте с окружающими.
Постепенно большинству этих людей удалось создать свой неповторимый художественный стиль, хорошо «читаемый» в их работах. Их неповторимая индивидуальность запечатлена в рисунках и живописных произведениях, развешанных
1 Юткейт Л., Тельгер К., Инкманн Л., Беккер-Глош В., Вендерманн Г., Бюлов Э. Творчество душевнобольных и арт-терапия в Алексианеровской Психиатрической Больнице Мюнстера // Исцеляющее искусство. —1999. — Т 3 № 1. - С. 38-59.
в коридорах больницы, в местах отдыха пациентов и кабинетах персонала. «Посмотри, это, бесспорно, Мюцке» — такие слова вылетают порой из уст персонала, восхищенного последними работами одного из клиентов* висящими в одном из помещений больницы. На этих работах можно видеть характерные для их автора сюжеты с изображением монашек, барабанов или животных. «А это, наверное, Бергенталь», — произнесет другой, и он не ошибется, ибо кто еще мог создать работу размером 3x4 метра, занимающую всю стену столовой для персонала и излучающую тепло, яркость красок и радость жизни. Создавая это полотно, автор провел за работой несколько дней.
Оригинальность всех этих произведений связана не с болезнью или психическим дефектом, но с неповторимой личностью их авторов. Художественные работы создавались ими отнюдь не в экстраординарных условиях, незнакомой или небезопасной обстановке — как любят иногда подчеркнуть некоторые исследователи творчества душевнобольных. Эти работы появились в обстановке заботы и поддержки, высокого доверия и безусловной положительной оценки со стороны специалистов. Поэтому следует подчеркнуть несомненную заслугу персонала, осуществляющего различные формы арт-терапевтической работы, сверх этого проводя терапию занятостью. Следовало бы напомнить и о той важной роли в становлении арт-тера-пии в нашей больнице, которую в течение многих лет играл заместитель главного врача — Вульф Бекер-Глош — который и сегодня, находясь на пенсии, продолжает поддерживать арт-терапевтическую работу, проявляя в своих многочисленных публикациях глубокое понимание тех личных, а равно и сверхличных мотивов, которые звучат в произведениях душевнобольных людей.
Осознание своеобразия внутреннего мира пациентов является важной частью психотерапевтической работы. Специалисты «сопровождают» душевнобольных в процессе их творческих поисков, предоставляя им помещение и материалы, организуя время для их работы, поддерживая их словом или простым молчаливым присутствием, выступая при этом в роли заинтересованного наблюдателя.
Многие пациенты, проявляющие особый художественный талант и склонность к изобразительному творчеству, нужда-
ются также в совете художника-профессионала, а также словах поддержки и одобрения, которые, вместе с глубоко личным характером их отношений со специалистом, позволяют постепенно развиться их таланту. Следовало бы подчеркнуть, что арт-терапия и терапия занятостью важны не только для хронически больных, но и пациентов с острыми психическими расстройствами. С последними проводится краткосрочная арт-терапия, предполагающая более четкую постановку задач. Такая арт-терапия является элементом комплексной лечебной программы, осуществляемой бригадой разных специалистов на основе принципов системного, психотерапевтически ориентированного подхода.
Знакомясь с художественными работами пациентов нашей больницы, нельзя не ощутить того, что они «взывают» к нам своей открытостью, жизненной силой и поразительным богатством форм и цветов. Их непредвзятое восприятие способно открыть и то, что находится за фасадом изображения. Это то, что душевнобольной человек, даже не будучи способным «живописать» или говорить, все равно стремится к целостности и гармоничному включению в ту среду, которая в наибольшей мере отвечает его индивидуальным потребностям.
Лиза Инкманн
Kunst Haus Kannen
На южной окраине Мюнстера, в окружении живописных полей находится Kunst Haus Kannen — двухэтажный флигель, в котором расположены художественные мастерские, хранится коллекция работ душевнобольных и организуются выставки. Kunst Haus является частью Алексианеровской психиатрической больницы, где осуществляется психиатрическая и психотерапевтическая помощь широкому кругу больных. С начала 80-х годов, когда стала реализовываться новая концепция помощи душевнобольным с акцентом на различных формах творческого самовыражения, деятельность Kunst Haus была ори-
ентирована на создание условий для художественной работы пациентов. По мере накопления опыта внимание специалистов стали привлекать некоторые пациенты-художники, обнаружившие недюжинный художественный талант. В течение ряда лет, благодаря поддержке и помощи со стороны персонала, эти таланты крепли и развивались. С 1990 г. в деятельности Kunst Haus Kannen все больше внимания уделяется сбору и систематизации коллекции художественных работ. В настоящее время она включает произведения сорока живущих и десяти умерших пациентов.
Богатство коллекции позволило приступить к организации авторских и коллективных тематических выставок. В художественных галереях и музеях Германии и других стран (Нидерландов, Польши) были проведены выставки работ, созданных на базе Kunst Haus. Мы поддерживаем контакты и обмениваемся научной информацией с рядом музеев, университетов и психиатрических клиник. Мы также предоставляем нашим гостям соответствующую информацию, касающуюся тем и сюжетов, характерных для работ душевнобольных, а также значительный объем литературы, посвященной творчеству аутсайдеров, брутальному искусству, творчеству психиатрических пациентов и художественной терапии.
Параллельно с ростом коллекции и ее систематизацией осуществляется выпуск и продажа альбомов, включающих репродукции работ пациентов больницы. Полученные от продажи этих альбомов средства расходуются на больных, что позволяет им ощутить социальные и материальные плоды своего творчества.
На базе Kunst Haus Хаипеп_осуществляются некоторые формы художественной терапии, широко проводимой в разных отделениях больницы. Здесь, в частности, находятся пятнадцать небольших художественных мастерских, благодаря чему в Kunst Haus Kannen царит атмосфера творческого братства, где каждый может сформировать свой неповторимый творческий микромир, применяя собственные изобразительные методы и демонстрируя неповторимый стиль. В такой атмосфере каждый художник чувствует себя хорошо защищенным, нахо-
дя поддержку и понимание, что помогает ему заниматься живописью, скульптурой, графикой или изготовлением предметных композиций. Вее0то позволяет нам говорить о Kunst Haus Каппеп как о «месте встречи» с многообразием смысловых оттенков, характерных для этого словосочетания.
Вулъф Беккер-Глош