Стандартизация рисуночного теста сильвер в россии
Выражаю свою благодарность Игорю Соломину, помогавшему мне в статистической обработке результатов исследования, а также всем членам рабочей группы, принимавшим участие в тестировании с использованием РТС в разных регионах Российской Федерации и в Эстонии — Арефьевой Екатерине, Аржакаевой Татьяне, Ефимовой Наталье, Кошелевой Наталье, Кузнецовой Ирине, Михайловой Тамаре, Новиковой Ирэне, Потаповой Ларисе, Сакович Наталье, Хашиной Дине и Чеховской Ольге.
Введение
Согласно имеющимся публикациям (Silver, 1983a, 1983Ь, 1990,1996; Алессандрини и соавт., 2001), рисуночный тест Силь-вер (РТС) показал свою ценность в оценке невербального, пространственного мышления, а также эмоциональной сферы и отношения испытуемых к себе самим и окружающим. Благодаря проведенным исследованиям удалось показать обоснованность использования лежащего в основе теста конструкта невербального, пространственного мышления (операционального мышления, по Ж. Пиаже), которое, наряду с вербальным мышлением выступает в качестве инструмента переработки самой разной информации. В рамках новых концепций познавательной деятельности, в частности концепции «множественного интеллекта» Гарднера, этот вид мышления не только может являться важнейшей составной частью интеллекта
большинства людей, но во многих случаях получает преимущественное развитие (например, у лиц «художественного склада», при наличии нарушений речи или слуха и в других случаях). В связи с этим РТС может быть использован в первую очередь с целью выявления тех лиц, которые, имея невысокие показатели вербального мышления или те или иные нарушения вербальной коммуникации, отличаются развитым невербальным мышлением или незаурядными художественными способностями.
Несмотря на значительный объем работы по стандартизации и валидизации РТС в США (Silver, 1983a, 1990,1996) и в Бразилии (Алессандрини и соавт., 2001), его вряд ли можно считать достаточным. Так, в последнем издании Методического руководства РТС (Silver, 1996) приводятся сведения о нормативных данных в разных возрастных группах. Хотя некоторые возрастные группы включают более 100 испытуемых, отдельные группы состоят всего из 16-30 человек. Кроме того, есть основания полагать, что показатели теста зависят не только от индивидуальных особенностей испытуемых, но и от культуральных и иных контекстуальных влияний. С точки зрения системной концепции арт-терапии (Копытин, 2001), на процесс и результаты художественной экспрессии влияют не только внутренние (состояние, личностные особенности, установки и ожидания клиента и его отношения со специалистом и т. д.), но и внешние факторы, связанные с институциональным и семейным окружением, экономикой, политикой, культурой, правовым контекстом и т. д. На необходимость учета контекстуальных факторов, влияющих на результаты исследований интеллекта, указывают многие занимающиеся психодиагностикой авторы, в частности Анастази (Анастази и Урбина, 2001).
Проведенная в Бразилии стандартизация РТС (Алессандрини и соавт., 2001) свидетельствует о значимых отличиях показателей теста у бразильских испытуемых от американцев. Обращают на себя, в частности, более низкие результаты выполнения всех трех заданий, а также общие оценки теста в большинстве возрастных групп бразильцев. Вместе с тем, бразильские авторы, также как и Сильвер, указывают на общий рост
показателей теста с возрастом и уровнем образования. Кроме того, они обращают внимание на связь этих показателей с типом школы (государственная или частная).
Результаты выполнения заданий РТС у лиц мужского и женского пола в разных странах (США, Бразилия, Австралия) имеют противоречивый характер. Так, Аллессандрини (Алессандрини и соавт., 2001) указывают на более высокие показатели задания по прогнозированию у лиц мужского пола, в то время, как результаты австралийских исследований имеют противоположный характер (Hunter, 1992). Приэтом бразильские исследователи указывают на отсутствие каких-либо различий между мужчинами и женщинами по шкале эмоционального содержания рисунков, хотя Сильвер (1996) констатирует более частое появление у испытуемых мужского пола рисунков с выраженнымютрицательным эмоциональным содержанием.
Цели и задачи исследования
Все вышесказанное позволяет считать стандартизацию РТС в России очень важной. Основными задачами нашего исследования являлись следующие:
1. Определение нормативных показателей теста для разных возрастных групп.
2. Выявление различий в показателях теста, связанных с контекстуальными факторами, в частности, с культуральны-ми и субкультуральными влияниями.
3. Исследование различий в показателях теста у мужчин и женщин.
4. Определение связи показателей теста с особенностями познавательной сферы испытуемых, в частности, с развитием у них вербальных способностей.
5. Дополнительная проверка межтестовой валидности РТС и его корреляций с другими рисуночными тестами, позволяющими оценивать невербальное мышление.
Исследование по стандартизации РТС в России включало следующие основные этапы:
— перевод тестовых материалов, инструкций и методического руководства на русский язык,
— создание рабочей группы специалистов и их подготовка к исследованию,
— определение групп испытуемых,
— сбор данных (предъявление теста и подсчет балльных оценок),
— статистический анализ данных,
— определение нормативных показателей и анализ результатов исследования.
Поскольку с целью проверки межтестовой валидности РТС и его корреляции с другими рисуночными тестами предполагалось использовать никогда раньше не применявшиеся в России арт-терапевтические шкалы формальных элементов в сочетании с тестовым заданием нарисовать человека, срывающего яблоко с дерева (Gantt & Tabone, 1998), на начальном этапе исследования был также осуществлен перевод инструкции и методического руководства этой методики на русский язык.
Испытуемые и методы
Исследование проводилось на репрезентативной выборке из 702 детей и взрослых из разных регионов Российской Федерации, а также из Эстонии. Для большей репрезентативности группы она включала испытуемых как из крупных городов (таких как Санкт-Петербург, Уфа, Чебоксары, Таллинн, Новокузнецк, Екатеринбург), так и сравнительно небольших населенных пунктов и поселков Ленинградской, Московской и Новгородской областей. Сведения о количестве испытуемых, их возрасте и распределении по разным городам и регионам представлены в таблице 3.13.
Как видно из таблицы 3.13, выборку детей и подростков составили испытуемые, посещающие детский сад, а также учащиеся общеобразовательных школ, школы с инновационной программой обучения и коррекционной школы-интерната для лиц с речевыми нарушениями. Результаты тестирования учащихся коррекционной школы, однако, в нормативные показа-
ТаблицаЗ.13
Сведения об испытуемых и их распределение по разным городам и регионам
Города и регионы | Общее число | Возраст | Тип дошкольного учреждения или школы |
Санкт-Петербург | 6-18 | общеобразоват. школы | |
Чебоксары (Чувашия) | 11-15 | школа с инновационной программой | |
Уфа (Башкирия) | 10-18 | коррекционная школа-интернат для лиц с речевыми нарушениями | |
Кириши, | детский сад | ||
Ленингр. обл. | всего | 5-16 | |
п. Видное, | детский сад | ||
Моск. обл. | и общеобразов. школа | ||
Новгородская обл | общеобразоват. школа | ||
Всего по разным регионам РФ | 5-18 | ||
Таллинн | НО | 11-15 | общеобразоват. школа |
тели не включались и подсчитывались отдельно. То. же самое относится и к результатам тестирования детей и подростков из Таллинна. В числе детей и подростков мальчиков и девочек было примерно поровну (280 испытуемых женского и 254 — мужского пола).
Группу взрослых составили 58 лиц мужского и женского пола от 19 до 48 лет (средний возраст составил 30,79 лет, т= 6,72), из них 36 женщин и 22 мужчины. Распределение взрослых испытуемых по возрасту показано на рисунке 3.7.
Группа взрослых испытуемых состояла в основном из лиц с высшим (38 человек) и средним образованием (20 человек), проживающих в разных регионах Российской Федерации. Дифференцированный подсчет результатов тестирования в подгруппах взрослых с разным уровнем образования не проводился.
Рис. 3.7.Распределение взрослых испытуемых по возрасту
Рабочей группой руководил автор статьи. Она состояла из психологов, большинство которых прошли программу базовой подготовки по арт-терапии. В рамках этой программы были проведены методические семинары по использованию РТС, и те специалисты, которые проявили особую заинтересованность в последующем использовании теста, были включены в рабочую группу на добровольных началах. В их задачу входило предъявление теста испытуемым после предварительного согласования их контингента с руководителем рабочей группы с последующей отправкой рисунков в Санкт-Петербург для подсчета балльных оценок и статистического анализа данных.
Тестирование проводилось в соответствии со стандартной инструкцией (Silver, 1983a, 1990,1996). Испытуемым предлагалось выполнить три основных задания теста. При выполнении задания на воображение применялся набор стимульных рисунков А. Тестирование проводилось индивидуально или в малых группах. В тех случаях, когда испытуемые при выполнении задания на воображение не могли самостоятельно написать лсторшо, специалисты записывали историю с их слов.
G целью проверки межтестовой валидности теста и определения его корреляции с другими рисуночными методиками,
используемыми для оценки пространственного мышления, применялся тест, заключавшийся в изображении человека, срывающего яблоко с дерева, в сочетании с арт-терапевтиче-скими шкалами формальных элементов (Gantt & Tabone, 1998). При предъявлении теста испытуемым давалась следующая инструкция: «Нарисуйте человека, срывающего яблоко с дерева». При этом им давался стандартный лист бумаги формата А4 и набор карандашей или фломастеров из 12 цветов, включая серый и черный. Для анализа рисунков использовались 14 формальных признаков изображения, соответствующих 14 шкалам:
• 1-я шкала — «Значимость цвета» — позволяет оценить, насколько значим цвет в изображении.
• 2-я шкала — «Адекватность цвета» — позволяет оценить, насколько цвет соответствует предмету изображения.
• 3-я шкала — «Энергия» — показатели по этой шкале указывают на общее количество затраченных на создание рисунка сил.
• 4-я шкала — «Пространство» — позволяет оценить, сколько места на листе занимает изображение.
• 5-я шкала — «Интеграция» — позволяет оценить взаимосвязанность элементов изображения.
• 6-я шкала — «Логика» — оценивает наличие случайных, не связанных с заданной темой элементов изображения.
• 7-я шкала — «Реализм» — оценивает степень правдоподобия изображения.
• 8-я шкала — «Решение проблемы» — оценивает, каким образом изображенный человек достает яблоко с дерева, и достает ли он его вообще.
• 9-я шкала — «Уровень развития» — свидетельствует о степени зрелости изобразительного языка испытуемого в соответствии с критериями М. Ловенфельд.
• 10-я шкала — «Детали объектов и окружающего пространства» — указывает на степень детализированное™ изображения.
• 11-я шкала — «Качество линии» — указывает на степень владения испытуемым процессом рисования линий.
• 12-я шкала — «Человек» — позволяет оценить правдоподобность изображения человеческой фигуры.
• 13-я шкала — «Ротация» — оценивает степень наклона дерева и человека по отношению к вертикальной оси.
• 14-я шкала — «Персеверация» — позволяет оценить наличие неадекватно многократной реакции на стимул. Каждый из 14 формальных параметров изображения оценивался от 0 до 5. Применение арт-терапевтических шкал формальных элементов в сочетании с тестом заключавшимся в изображении человека, срывающего яблоко с дерева, по имеющимся публикациям (Gantt& Tabone, 1998; Gantt, 1998) свидетельствует о высокой чувствительности данной методики к особенностям художественной экспрессии испытуемых, связанным с состоянием их познавательной и эмоциональной сферы, возрастом, клиническим статусом и другими переменными. При включении этой методики в наше исследование мы исходили из того, что ряд входящих в нее шкал (таких, например, как шкала 5 «Интеграция», шкала 9 «Уровень развития», шкала 10 «Детали объектов и окружающего пространства», шкала 12 «Человек» и некоторые другие) должны отличаться особенно высокой чувствительностью к степени зрелости изобразительного языка и иным особенностям графической продукции испытуемых и быть связанными с тем же диагностическим конструктом, что и РТС.
Результаты и их обсуждение
Нормативные показатели для испытуемых разных возрастов, полученные в результате обработки данных тестирования детей, подростков и взрослых из разных регионов Российской Федерации, представлены в таблице 3.14.
Рисунки 3.8,3.9,3.10 и 3.11 также отражают рост показателей по отдельным заданиям теста и общих оценок РТС по мере увеличения возраста испытуемых, входящих в общую репрезентативную группу.
В целом можно отметить повышение показателей выполнения отдельных видов заданий и общих оценок РТС по мере увеличения возраста испытуемых, отражающее развитие их невербального, пространственного мышления. В то же время рост показателей был неравномерным: наиболее значителен он
Таблица 3.14
Нормативные показатели по отдельным заданиям РТС и общие