Значение бразильских данных для анализа
Эмоционального содержания рисунков РТС
В психопедагогике
Рис. 3.5. Сравнение бразильских и американских данных |
При оценке результатов задания по исследованию воображения мы обратили внимание на то, что оценки эмоционального содержания заключали в себе важную информацию, которая раньше не была замечена, но на которую первоначально указывала Сильвер (Silver, 1996a). Мы решили разбить пять исходных типов оценок — ответы с выраженным отрицательным, умеренно отрицательным, нейтральным, умеренно положительным и выраженным положительным содержанием
на 21 категорию оценок. Тем самым мы могли провести более тонкую оценку бразильских результатов.
Бразильские результаты были оценены в соответствии с этими категориями, что показано в таблице 3.12. При этом мы не обращали внимание на различия, связанные с полом, но стремились проследить, как эмоциональное содержание рисунков связано с уровнем образования испытуемых. Целью такой оценки было получение более точной информации о бразильском образовательном профиле с тем, чтобы полученные данные могли быть использованы в дальнейших исследованиях.
Результаты выполнения задания на воображение указывают на то, что РТС является инструментом выявления различий в эмоциональном развитии испытуемых, в зависимости от их образовательного уровня, что показано на рисунке 3.6. Различия же в эмоциональном содержании рисунков, связанные с уровнем образования испытуемых, представляют большой интерес. Было отмечено сходство эмоционального содержания рисунков учащихся шестого класса младшей школы (1-6), двенадцатого класса старшей школы (-3) и студентов колледжа (3). Их объединял высокий уровень амбивалентности эмоционального содержания рисунков, которые включали как положительные, так и отрицательные темы, а также более разнообразный характер выбора тем по сравнению с другими группами.
Учащиеся 12-го класса (2-3) и студенты колледжа (3) имеет высокий уровень образования и, следовательно, обширные знания. Мы заключили, что в принципе это было определенным образом связано с амбивалентностью и ограниченным выбором других тем. Мы, например, заметили, что у учащихся 12-го класса (2-3) отрицательные темы проявляются реже, чем у других групп, поскольку среди них не было ни одного человека, рисунки которого характеризовались бы выраженным отрицательным содержанием (1 балл).
Начиная с подготовительного класса до четвертого класса в рисунках учащихся преобладали неэмоциональные темы (3 балла). Начиная с четвертого и заканчивая шестым классом рисунки в основном относились к трем нейтральным категориям эмоционального содержания и были связаны с неясны-
ТаблицаЗ.12 Различные категории эмоционального содержания рисунков
Эмоциональное содержание | Баллы | Темы |
1. Грустный персонаж 2. Одинокий, беспомощный персонаж 3. Изображение сцен самоубийства 4. Изображение мертвого персонажа или персонажа, находящегося в смертельной опасности 5. Проявление агрессии и деструкции | Выраженные отрицательные | |
6. Проявление враждебности или угрозы 7. Испуганный персонаж 8. Нападающий или разгневанный персонаж 9. Малопривлекательный персонаж 10. Несчастный или неудовлетворенный персонаж | Умеренно отрицательные | |
1 1. Амбивалентное содержание 12. Неэмоциональное содержание 13.Неясное, противоречивое содержание | Как положит., так и отриц. Ни положит., ни отриц. Неясные, противоречивые | |
14. Счастливый и получающий удовольствие, но пассивный персонаж 1 5. Дружеские отношения 16. Приятные отношения 17; Сцены спасения персонажа (кем-либо) | Умеренно положит. | |
18. Счастливые и эффективные персонажи 19.Достигающие свои цели персонажи 20. Отношения любви 21. Отношения заботы и поддержки | Выраженные положит. |
ми, неэмоциональными и амбивалентными темами. Они были более равномерно и сбалансирование распределены в группе. Среди учеников шестого класса амбивалентные темы превалировали. Среди учащихся 7-х и 8-х классов рисунки с выражен-
ным и умеренно отрицательным эмоциональным содержанием появлялись чаще.
Уровень амбивалентности был довольно высок. Любопытно было бы исследовать связь амбивалентности с ростом знаний, ведущим к расширению представлений, включающих как положительные, так и отрицательные оценки. Высокий уровень амбивалентности может указывать на развитие способности испытуемых видеть разные стороны явлений.
Представляется, что результаты РТС могут отражать восприятие испытуемыми себя и своих переживаний, что не было раньше отмечено автором методики. Одной из задач нашего исследования было формулирование некоторых гипотез, проверка которых могла бы быть проведена в дальнейших исследованиях.