Среднеарифметические величины и их отклонения
Величины F/VAL и достоверности различий
Между тремя группами испытуемых
Признаки | Средние величины и их отклонения | F/VAL | Различия (2,37) | ||
Группа 1 | Группа 2 | Группа 3 | |||
контуры лица | 4,0 | 3,85 | 1,48 | "•29,6 | 3#1,2 |
(0,00) | (0,34) | (0,38) | |||
глаза | 3,55 | 3,50 | 2,1 | *"37,5 | 3#1,2 |
(0,44) | (0,41) | (0,60) | |||
рот | 2,95 | 3,1 | 3,31 | 0,25 | |
(0,76) | (0,66) | (0,58) | |||
руки | 3,80 | 3,55 | 2,03 | ***42,2 | 3#1,2 |
(0,35) | (0,44) | (0,70) | |||
поза | 3,80 | 3,0 | 2,30 | ***22,1 | 3#2#1 |
(0,25) | (0,53) | (0,71) | |||
контуры тела | 4,0 | 2,95 | 2,73 | *"20,7 | 1#2,3 |
(0,00) | (0,50) | (0,48) | |||
дезинтеграция | 3,5 | 2,95 | 2,95 | •3,9 | 1#3 |
(0,67) | (0,50) | (0,48) | |||
гениталии | 3,20 | 3,15 | 2,88 | *«21,5 | 3#1,2 |
(0,71) | (0,63) | (0,58) |
Примечание: Wilks( 16,60)= 22,4; р>0,01; *р>0,05; ***р>0,01
тического анализа post hoc (Tukey) использовался для сравнения сходства и различий соответствующих показателей в разных группах.
Достоверные различия по четырем признакам (контуры лица, глаза, гениталии, руки и кисти) были обнаружены между всеми тремя группами.
1. Контуры лица: •«двойной» подбородок и «двойные» скуловые дуги (как-заштрихованные, так и незаштрихованные) были характерны для рисунков испытуемых, перенесших сексуальное насилие (группы первая и вторая) (см. рис. 3.1, 3.2 и 3.3).
2. Глаза: точки, заштрихованные или пустые окружности вместо глаз, отсутствие глаз были характерны для большинства испытуемых первой и второй групп (см. рис. 3.1,3.2 и 3.3).
3. Гениталии: у большинства лиц первой и второй групп в рисунках отмечались изображения некоего «барьера», отделяющего верхнюю и нижнюю части тела, например в виде ремня (см. рис. 3.2).
Рис. 3.1 |
4. Руки и кисти рук: для большинства рисунков фигуры человека, созданных лицами первой и второй групп, были характерны слишком длинные или слишком короткие руки, руки «оторванные» от тела либо их полное отсутствие, что было явным контрастом по сравнению с рисунками лиц контрольной группы (см. рис. 3.2 и 3.3). Кроме того, изображения фигуры человека испытуемых первой группы (отягощенных алкогольной и наркотической зависимостью) отличались от соответствующих рисунков лиц других групп по характеру контуров тела. Так, для первых был характерен прерывистый характер контуров, двойные линии, а также полное отсутствие туловища у изображенной фигуры. Эти же лица отличались наиболее частым появлением в ри-
Рис. 3.2
сунках фигуры человека, изображенного в неустойчивой или напряженной позе. В несколько меньшей мере это было характерно для женщин второй группы. Реже всего этот признак встречался в рисунках лиц третьей группы.
Обсуждение
Целью проведенного пилотного исследования явилось обнаружение общих графических индикаторов перенесенного в детстве сексуального насилия в тесте рисования фигуры человека, выполняемого взрослыми лицами. Результаты исследования свидетельствуют о наличии по крайней мере четырех таких индикаторов, проявляющихся в контурах лица (двойные контуры, заштрихованные или незаштрихованные), изображении глаз (точки вместо глаз, их отсутствие, заштрихованные или «пустые» окружности вместо глаз), рук и кистей (слишком короткие или длинные, «оторванные» от тела руки либо их отсутствие), гениталий (заштрихованные или отделенные от других частей тела). Хотя объем исследования невелик, полученные результаты помогут в диагностике перенесенного в детстве сексуального насилия при работе со взрослыми клиентами-
Рис. 3.3
По моим клиническим наблюдениям, накопленным в процессе работы с лицами, перенесшими ту или иную форму сексуального насилия, изображение «двойных» подбородков и скуловых дуг (заштрихованных или незаштрихованных) может отражать стремление авторов рисунков сохранить в тайне факт перенесенного ими в детстве насилия. Это напоминает мне попытку скрыть синяк под слоем грима.
Для многих клиентов, перенесших в детстве сексуальное насилие, были характерны те или иные психологические проблемы, заставляющие их обращаться за психотерапевтической помощью. До тех пор пока они не получали со стороны психотерапевта разрешения (прямого или косвенного) рассказать о перенесенном сексуальном насилии, они предпочитали хранить этот факт в секрете. Это можно объяснить либо специфическим характером отношений с родителями, либо сознанием запретности инцеста. Большинство детей, изнасилованных родителем, как правило, получают от него строгое предупреждение никому не говорить об этом. В детях формируется недо-
верие ко взрослым. Как признался мне один из пациентов: «Моя мать сказала мне "держать язык за зубами" и никогда никому не рассказывать о том, что отец со мной сделал, поскольку это может разрушить нашу семью».
Почему же изображение «двойного» подбородка или скуловых дуг сохраняется после того, как клиент уже рассказал о перенесенном насилии? Это, наверное, можно объяснить тем, что воспоминания о перенесенном в детстве насилии являются очень болезненными и преследуют человека во взрослой жизни, несмотря на его стремление забыть о случившемся.
Психотерапевтическая работа позволяет восстановить психическое равновесие человека, снижая остроту чувств стыда, беспомощности, незащищенности, гнева, враждебности, хотя и не освобождает его в полной мере от болезненных воспоминаний.
Изображение точек, заштрихованных или пустых окружностей вместо глаз можно рассматривать как символ стремления не видеть того, чего автор рисунка не должен был бы видеть, и в то же время как отражение желания скрыть это от взора окружающих. Коппиц (Koppitz, 1968) предположил, что изображение заштрихованных или закрытых чем-то глаз либо их отсутствие в рисунке может быть связано с депрессией или страхом. Изображение генитальной части, отделенной от торса, может отражать ощущение дискомфорта в сфере сексуальных отношений. В то же время это может быть связано со стремлением освободиться от воспоминаний о насильнике, ассоциирующемся с половыми органами.
Четвертый признак — изображение слишком длинных или коротких (или «оторванных») рук либо их полное отсутствие — может быть связан с переживанием беспомощности, трудностями в межличностных отношениях, страхом нападения, а также ощущением недостаточного самоконтроля (Koppitz, 1968, Glutting & Nester, 1986; Halinivd, McLeodova & Sulcova, 1987'-Johnson, 1989).
Прерывистые контуры тела или отсутствие туловища при изображении фигуры человека могут указывать на повышенную тревожность, связанную с собственным телом, плохую самоидентичность и затруднения в сексуальной сфере (Oster
& Gould, 1987). В силу определенных причин это было более характерно для рисунков пациентов, проходящих лечение от алкогольной и наркотической зависимости, чем для лиц других групп. По-видимому, это можно связать с тем, что эти пациенты, стремясь освободиться от-болезненного пристрастия, ощущают неспособность контролировать свое тело и жизнь. Представляется закономерным и то, что при рисовании фигуры человека женщинами, перенесшими сексуальное насилие, прерывистые контуры тела или отсутствие его некоторых частей встречаются чаще, чем в контрольной группе, поскольку перенесенное в детстве сексуальное насилие ведет к нарушению телесного образа «Я».
Слабыми сторонами нашего исследования являются в первую очередь небольшие размеры групп, а также то, что испытуемые первой группы были отягощены алкогольной и наркотической зависимостью, что не могло не влиять на характер их рисунков. В частности, можно отметить более частую дезинтеграцию частей тела в рисунках фигуры человека, выполненных лицами этой группы. Нелишне напомнить при этом, что, по данным литературы, имеется довольно высокая корелляция между фактами перенесенного сексуального насилия и развитием болезненных пристрастий (Brady, Killeen, Saladin, Dansky & Becker, 1994; Briere & Zaidi, 1989).
Результаты исследования свидетельствуют о том, что тест рисования фигуры человека Маховера может быть полезным в диагностике перенесенного в детстве сексуального насилия. Известные симптомы, характерные для пострадавших от него лиц, — проблемы в сфере сексуальных отношений, повышенная тревожность и депрессивность, переживание собственной беспомощности, плохой самоидентичности, затруднения в межличностных отношениях — так или иначе проявляются в четырех названных выше категориях графических признаков.
Использование теста «рисование фигуры человека» требует весьма осторожного подхода к интерпретации изображений. Попытки их анализа без четкого определения графических признаков могут приводить к ошибочным заключениям. Некоторые исследователи негативно относятся к использованию теста Маховера, считая, что интерпретация изображений имеет
слишком субъективный характер (Casseljohnson & Bums, 1958) и зависит, в частности, от художественных наклонностей клинициста (Adler, 1970; Cressen, 1975; Solar, Bruehl & Kovacs, 1970). Однако «риск искажений в процессе анализа рисунков можно снизить путем строгого определения графических индикаторов, позволяющих обосновать диагностические выводы» (Abraham 1989, р. 124).
Литература
Abraham, A. 1989. The Exposed and Secretof Human Figure Drawings. Tel Aviv: Reshafim.
Adler, P. T. 1970. Evaluation of the Figure Drawing Technique: Reliability, Factorial Structure and Diagnostic Usefulness. Journal of Consulting and Clinical Psychology. № 35. P. 52-57,
American Psychiatric Association. 1994. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (4th ed.). Washington, DC.
Bach, S. 1969. Acta Psychosomatica: Spontaneous Paintings of Severely 111 Patients. Basel: Geigy.
Berliner, L, Blick, L. C. & Bulkley, J. 1981. Child Sexual Abuse and the Law. Washington, DC: American Bar Association.
Bieliauskas, V.J. 1980. The House-Tree-Person (H-T-P) Research Review: 1980 edition. Los Angeles: Western Psychological Services.
Brady, К. Т., Killeen, Т., Saladin, M. E., Dansky, B. S. & Becker, S. 1994. Comorbid Substance Abuse and Post-Traumatic Stress Disorder Characteristics of Women in Treatment. American Journal of Addictions. № 3. P. 160-164.
Briere,]., Evans, D., Runtz, M., & Wq.ll, T. 1988. Symptomatology in Men Who Were Molested as Children: A Comparison Study. American Journal of Orthopsychiatry. № 58 (3). P. 457-461.
BrieieJ., & Zaidi, L. Y. 1989. Sexual abuse histories and sequelae in female psychiatric emergency room patients. American Journal of Psychiatry. № 146. P. 1602-1606. Cassel, R., Johnson, A., & Burns, W. 1958. Examiner ego defense and H.T.R test. Journal of Clinical Psychology. № 14. P. 157.
Chantler, L, Pelco, L., & Merlin, R. 1993. The psychological evaluation of child sexual abuse using the Louisville Behavior Checklist and human figure drawings, Child Abuse and Neglect. № 17(2). P. 271-279.
Cressen, R. 1975. Artistic quality of drawings and judges' evaluation of the D AR. Journal of Personality Assessment, №39. P. 132-137.
Cull,J. G., & Hardy, R.E. 1971. Concurrent validation information on the Machover Draw-A-Person test, Journal of Genetic Psychology. № 118. P. 211-215.
DiLeo,J. H. 1996. Young children and their drawings. New York: Brunner/Mazel.
Fromuth, M. £., & Burkhart, B. R. 1989. Long-term pschological correlates of childhood sexual abuse in two samples of college men- Child Abuse and Neglect. № 13. P. 533-542.
Furth, G. M. 1988. The secret world of drawings: Healing through art. Boston: Sigo.
GillespieJ. 1994. The projective use of mother-and-child drawings: A manual for clinicians. New York: Brunner/Mazel.
Glutting, J.J., & Nester, A. 1986. Koppitz emotional indicators as predictors of kindergarten children's learning-related behavior, Contemporary Educational Psychology. №11. P. 117-126.
Groth-Mamat, O. 1990. Handbook of psychological assessment. New York: Wiley.
Halinova, M., McLeodova, R., & Sulcova, E. 1987. An approach to the detection of school children with emotional problems. Studia Psychologica. № 29. P. 305-314.
Hunter, J. A. 1991. A comparison of the psychosocial mal-adjust-ment of adult males and females sexually molested as children- Journal of Interpersonal Violence. № 6(2). P. 205-217.
Jacobs,}. E. Hashima, P. Y., & Kenning, M. 1995. Children's perceptions of the risk of sexual abuse- Child Abuse and Neglect. № 19 (12). P. 1443-1456.
Johnson, G. S. 1989. Emotional indicators in the human figure drawings of hearing-impaired childrenf A small sample validation study American Annals of the Deaf. № 134 (3). P. 205-208.
Jung, C. G. 19.64. Man and his symbols. NewYork: Dell.
Kaplan, F. R. 1994. The imagery and expression of anger-An initial study- Art Therapy. № 11 (2). P. 139-143.
Kaufman, В., & Wohl, A. 1992. Casualties of childhood: A developmental perspective on abuse using projective drawings. New York: Bninner/Mazel.
Koppitz, E. M. 1968. Psychological evaluation of children's human figure drawings. New York: Grune & Stratton.
Lakin, M. 1956. Certain formal characteristics of human figure drawings by institutionalized aged and normal children, Journal ofConsulting Psychology. № 20. P. 471-482.
Lisak, D., & Luster, L. 1994. Educational, occupational, and relationship histories of men who were sexually and/or physically abused as children- Journal of Traumatic Stress. № 7 (4). P. 507-523.
Machover, K. A. 1949. Personality projection in the drawing othe human figure. Springfield, ILL: C.C. Thomas.
Milikovitch, M., & Irvine, G. M. 1982. Comparison of drawing performance of schizophrenics, other psychiatric patients and normal school children on a draw a village task. Arts in Psychotherapy. № 9. P. 203-216.
Oster, G. D., & Could, R. 1987. Using drawings in assessment and therapy: A guide for mental health professionals. New York: Bruner/Mazel.
Pihl, R. O., & Nimrod, G. 1976. The reliability and validity of the DAP test in IQ and personality assessment. Journal of Clinical Psychology. № 32. P. 470-472.
Pinto, G., &Bombi, A. S. 1996. Drawing human figures in profile: A study of the development of representative strategies, Journal of Genetic Psychology. № 157 (3). P. 303-321.
Riggs, R. S. 1982. Incest: The school's role-Journal of School Health. №52. P. 365-370.
Schecter, M. D., & Roberge, C. 1976. Sexual exploitation. In R. E. Heifer & C.H. Kempe (Eds.). Child abuse and neglect: The family and the community. Cambridge, MA: Ballinger. P. 15-21)
Sedney, M. A.,& Brooks B. 1984. Factors associated with a history of childhood sexual experience in a nonclinical female
populatioiL Journal of the American Academy of Child
and Adolescent Psychiatry. № 23. P. 215-218. Solar, D., Bfuehl, O., & Kovacs, A. 1970. The Draw-A-Person test:
Social conformity.or artistic ability? Journal of Clinical
Psychology, № 26. P. 524-525. Sopchak, A. L. 1970. Anxiety indicators in the Draw-A-Person test
for clinic and non-clinic boys and their parents. Journal
of Psychology. № 76. P. 251-260.
Young, E. B. 1990. The role of incest issues in relapse. Journal of Psy-choactive Drugs. № 22 (2). P. 249-258.
Кристина Аллессандрини, Хосе Дуарте, Маргарида Дупас и Мариса Бианко
РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ СИЛЬВЕР:
РЕЗУЛЬТАТЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
В БРАЗИЛИИ1
Введение
В течение последних 20 лет в Бразилии происходит быстрое развитие психопедагогики, что связано с интеграцией психологии и образования, попытками активизировать участие детей в образовательном процессе и достичь качественных изменений в системе преподавания и усвоении детьми знаний (Allessandrini, 1996а).Психопедагогика стремится пересмотреть образовательные программы таким образом, чтобы они включали элементы тренинга и супервизий, носили более динамичный характер и учитывали потребности учащихся. Данный подход также предполагает проведение работы с учителями с тем, чтобы они могли повысить качество усвоения знаний теми детьми, которые испытывают в процессе обучения оПре-деленные'трудности (Allessandrini, 1994a, 1994b). Наряду с тем,
1 Алессандрини К., Дуарте X., Дупас М., Бианко М. Рисуночный тест Силь-вер: результаты стандартизации в Бразилии // Исцеляющее искусство. — 2001.-Т. 4, № 1.-С.22-43.
что психопедагогика демонстрирует свою клиническую эффективность, ее можно рассматривать как мультидисциплинар-ную область исследований (Scoz, 1992).
Специалисты по психопедагогике работают как в лечебных, так и образовательных учреждениях, стремясь к лучшему пониманию и использованию связей между процессами передачи и усвоения знаний, а также выявлению препятствий для гармоничного сочетаний этих процессов (Allessandrini, 1996a). Специалисты пытаются понять ребенка, изучая особенности усвоения им знаний (Allessandrini, 1996b).
Рисуночный тест Сильвер (Silver, 1983,1990,1996) показал свою ценность в оценке визуального пространственного мышления и навыков невербальной концептуализации и тем самым в выявлении тех лиц, которые, имея познавательные или эмоциональные нарушения, отличаются высоким интеллектом. Роли Сильвер (Silver, 1996b) описывает случай с мальчиком по имени Чарли. Использование традиционных тестов показало, что из-за недостаточной функции речи Чарли получает низкие оценки. В то же время его оценки по Рисуночному тесту Сильвер (РТС) были высокими. Для понимания особенностей тестирования с помощью РТС необходимо принять во внимание то, что Пиаже (Prqgef,-1981-1993) называл операциональным мышлением.
РТС позволяет оценивать невербальное мышление, а также отношение человека к себе и окружающим. Изобразительная деятельность может являться основным каналом усвоения и передачи представлений. Стимульные изображения вызывают у испытуемого определенную реакцию, проявляющуюся в создании таких образов, которые позволяют решать имеющиеся у него проблемы и отражают его мысли и чувства. Наши исследования показали, что использование РТС особенно эффективно при работе с теми испытуемыми, которые отличаются низкими показателями в учебе, сниженным слухом и эмоциональным неблагополучием.
РТС имеет две составляющие — когнитивную и эмоциональную — и включает три задания: задание на прогнозирование, задание ни рисование с натуры и задание на воображение. Ответы испытуемых оцениваются в баллах от 0 до 5. Как написано в методическом руководстве (Silver, 1996b), PTC был
испытан на 547 учащихся 1-12-го классов и 77 взрослых. Средние показатели теста постепенно возрастали с возрастом и уровнем образования и были наиболее высоки в группе взрослых. Сырые балльные оценки были преобразованы в перцентильные показатели по каждому из трех заданий, а также общие величины по трем заданиям. Группы детей разного возраста и уровня образования были невелики и включали от 16 человек (группа десятиклассников) до 127 человек (группа третьеклассников). Брук (Brooke, 1996) указывает на недостаточный объем работы по стандартизации и валидизации РТС, однако она ориентировалась на те данные, которые приведены в издании методического руководства по РТС 1990 года. Она, очевидно, не знала того, что более поздняя версия методического руководства вышла в свет в 1996 году и что в нем значительной мере преодолеваются недостатки предыдущего издания. Так, например, в издании 1996 года (которое мы использовали в своем исследовании) приводятся результаты девяти исследований валидности теста и семи исследований внутренней и ретесто-вой надежности РТС.
Задачи исследования
Осознавая значимость РТС для психопедагогики и арт-те-рапии, мы решили провести его стандартизацию в Бразилии. Целью исследования была оценка различий в результатах тестирования, связанных с уровнем образования, полом испытуемых и типом школы (государственная или частная), а также сравнение бразильских и американских данных. Исследование по стандартизации включало следующие стадии: перевод РТС с английского на португальский язык, адаптация теста к бразильской культуре, определение групп, на которых предполагается проводить исследование, сбор данных (предъявление теста испытуемым и обработка данных), статистический анализ данных, определение нормативных показателей и анализ результатов.
Мы предполагали, что показатели когнитивной успешности будут повышаться с ростом уровня образования испытуе-
мых, как это было обнаружено в американском исследовании. Кроме того, мы ожидали, что эти показатели будут определенным образом связаны с показателями, отражающими состояние эмоциональной сферы испытуемых. Мы использовали РТС с учениками начальной и средней школы, а также в трех группах взрослых, имеющих начальное, неполное среднее и сред-нееобразование (выпускники колледжей).
Методы и испытуемые
Работа по стандартизации РТС проводилась на репрезентативной выборке, состоящей из жителей Сан-Паулу — второго по величине города Бразилии, в котором проживает 7% населения страны. Поскольку население города быстро пополняется и представлено выходцами из разных частей страны, оно может считаться репрезентативным для Бразилии в целом (Angelini, Alves, Custodio, Duarte & Duarte, 1998).
Выборка для проведения стандартизационного исследования включала 1996 человек, представлявших две группы — детей школьного возраста и взрослых. Дети были распределены на 52 подгруппы, в зависимости от класса школы, в которой они обучались, пола и типа школы (частная или государственная). Проводя исследования, мы прежде всего разделили детей на 13 подгрупп: две подгруппы из детей дошкольного возраста (с 5 до 6 лет и с 6 до 7 лет), восемь подгрупп из детей первых восьми классов (с 7 до 15 лет, соответствующих возрасту детей начальной и младшей школы по стандарту США), а также три подгруппы из учащихся трех последних классов старшей школы. В таблице 3.11 показано соответствие между классами школ Бразилии и США. С учетом различий в уровне социального и экономического положения испытуемых, в определенной мере связанных с разными типами школ, мы включили в каждую подгруппу учащихся трех школ: центрального района Сан-Паулу, окраин города и тех районов, которые находятся между первыми двумя группами школ. Кроме того, мы включили в различные подгруппы учащихся школ с традиционными и инновационными подходами к образованию.
При отборе испытуемых в группы мы ориентировались на тех учащихся, которые справляются со школьной программой, а также использовали принцип случайного отбора. Максимальное число учащихся, включенных в подгруппы от каждой школы, не должно было превышать 10 человек.
Каждая подгруппа включала по меньшей мере 30 человек для того, чтобы гарантировать точность нормативных показателей (Roscoe, 1969), причем отбор кандидатов для включения в подгруппы осуществлялся случайным образом, как об этом сказано выше. Специальная контрольная группа из детей с отставанием в учебе не формировалась. Распределение детей школьного возраста по классам, полу и типу школы приводится в таблице 3.3.
Для подбора взрослых испытуемых мы представили свой проект в нескольких кампаниях и образовательных учреждениях. Согласившиеся выступить в качестве испытуемых были включены в исследование. Взрослые лица в возрасте от 18 До 40 лет были также отобраны из волонтеров случайным образом. Распределение по трем подгруппам осуществлялось на основе пола и уровня образования испытуемых: группу 1 составили разные испытуемые •— от совсем неграмотных до тех, кто имел образование не выше шести классов школы (до шести классов младшей школы, включительно); группу 2 составили испытуемые с уровнем образования от семи до 11 классов школы; группу 3 составили те, кто обучался более 11 лет (то есть те, кто обучался в колледже не менее одного года и получил более высокое образование). К ним относились работники различных кампаний и образовательных учреждений: «синие воротнички», медицинские сестры, офисные клерки, «белые воротнички», учителя, инженеры, юристы, экономисты, психологи, психопедагоги, а также те, кто на момент исследования обучался в колледже. Возраст испытуемых в этих группах распределялся так же, как и среди населения Сан-Паулу. Каждая группа состояла по крайней мере из 35 человек. Распределение взрослых испытуемых по полу и уровню образования, а также число испытуемых в группах^ средний возраст и стандартные отклонения показаны в таблице 3.4.
Таблица 3.3