Эффекты, связанные с контекстом психотерапии
Большинство авторов, пишущих о своей работе в данной области, используют понятие отношений клиентов с их семьями, в частности матерями, а также с пищей, изобразительным материалом и психотерапевтом. Влияние институциональных факторов арт-терапевтической работы, персоны, физического облика и пола психотерапевта, а также эффектов, производимых совместной работой арт-терапевта в составе мультидисцишш-нарного сообщества специалистов, почти не обсуждаются. Уэл-лер ( Waller, 1994) пишет об эффектах, связанных с социальными ожиданиями, касающимися внешнего вида женщины и поведения, связанного с приемом пищи, исходя из своих впечатлений от жизни в течение некоторого времени в балканских странах. Раст обращает внимание на влияние, оказываемое западным обществом на женскую идентичность (Rust, 1992, 1994). Описывая свою работу с тремя разными группами женщин, имеющих компульсивные расстройства питания Раст (Rust, 1994), подчеркивает то, что даже незначительные изменения структуры психотерапевтической среды могут влиять на исход психотерапии. К сожалению, в литературе эта проблема не обсуждается. По моему собственному опыту, клиенты с расстройствами питания придают большое значение внешнему облику психотерапевта. Психотерапевты, использующие техники работы с образом тела, принимают во внимание этот факт, сознавая, что клиенты имеют склонность сопоставлять внешний облик психотерапевта со своим собственным (Totenbier, 1994). Раст (Rust, 1992), по-видимому, единственный автор, указывающая на воздействие своего внешнего облика на клиента во время интерпретации его рисунков.
Все арт-терапевты — авторы публикаций по данной теме — женщины. Поэтому было бы интересно исследовать то, каким образом пол психотерапевта и клиента влияет на результаты психотерапии. Единственным исключением является Гудолл, описывающий свою работу (Goodall, 1990) с девушкой, страдающей анорексией. Хотя это не была психотерапевтическая работа в строгом смысле слова, Гудолл показывает, как работы его пациентки трансформировались из четко прорисованных
рисунков, выполненных авторучкой и коллажей в скульптурное изображение торса беременной женщины, выполненное в глине. Создается впечатление, что описываемая им попытка пациентки в создании ею положительного эстетического артефакта, символизирующего женское плодородие и творческое начало, во многом связано с особенностями психодинамики в отношениях между мужчиной психотерапевтом и его пациенткой женщиной.
Эффективность арт-терапии
Вопрос эффективности арт-терапии в лечении расстройств питания был поднят Уэллер в 1983 году, но напрямую не обсуждался в литературе впоследствии. Авторы в основном уделяют внимание анализу того, почему арт-терапия может быть эффективна, а не тому, есть ли действительно какой-нибудь эффект. Лишь Луззатто описывает случай, когда арт-терапия выступала в качестве основного фактора исцеления и этот результат сохранялся, по свидетельству семейного врача пациентки, 3 года после завершения арт-терапевтической работы. В 1984-м Мэрфи отметила, что арт-терапия не может быть достаточно эффективной в изоляции от других форм работы с клиентом и что она должна быть частью мультидисциплинарного подхода к лечению такого комплексного расстройства, как ано-рексия. Оценка эффективности арт-терапии должна поэтому принимать во внимание вклад других форм лечения, которые проводятся параллельно с арт-терапевтической работой.
Заключение
Отмечено постепенное увеличение числа публикаций, выполненных сравнительно небольшой группой авторов и посвященных использованию арт-терапии при расстройствах питания. В том, что касается ценности применения арт-терапии в этой области, литература производит неоднозначное впечатление. Обращение Левенс к психодраме позволяет предполагать, что невербальные процессы, связанные с арт-терапией, могут быть недостаточными для достижения изменений хронически больных. Публикация Шаверьен 1994 года построена на основе ее статьи 1989 года и является скорее теоретическим, чем клини-
ческим исследованием и не может рассматриваться в качестве развития арт-терапевтической теории и практики.
Однако документальные описания арт-терапевтической работы и подтверждение эффективности комбинации невербальных и вербальных элементов в качестве возможного адекватного средства в работе с лицами, имеющими телесные проявления дистресса, дают арт-терапевтам впечатляющий исходный материал для дальнейшего развития методов практической работы с этой сложной группой больных.
Литература
Acharya, M., Wood, M.J. M., Robinson, P. H. 1995. What can the art of anorexic patients tell us about their internal world: a case study. European Eating Disorders Review 3(0), 106/1-13.
Dalley, T. ed. 1 984. Art as Therapy. London Routledge. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (D.S.M.) Ill Washington DC: American Psychiatric association. 1985.
Dokter, D. ed. 1994. Arts Therapies and clients with eating disorders. Fragile Board. London (UK) and Bristol (USA): Jessica Kingsiey Publishers.
Ersklne, A. &Judd, D. 1994. The Imaginative Body. Psychodynamic Therapy in Health Care. London: Whurr Publishers Ltd.
Jennings, S. 1994. A Dramatherapy Case Study. In Dokter (ed ) 1994.
Levens, M. 1987. Crt therapy with eating disordered patients. Inscape.
Levens, M. 1990. Borderline aspects in eating disorders: art therapy's contribution. Group Analysis. V. 23. P. 277-284.
Levens, M. 1994. Art therapy and psychodramawith eating disordered patients. In Dokter. 1994.
Levens, M. 1995. Eating Disorders and Magical Control of The body. Treatment through Art Therapy. London,New York: Routledge.
Luzzatto,P. (1994) The mental double trap of the anorexic patient in Dokter (ed.)( 1994).
Mann, D. 1990 Art as a Defence Against Creativity. Brit. J. Psychotherapy. V. 7(1).
Murphy, J. 1984. The use of art therapy in the treatment of anorexia nervosa in Dalley (ed.) 1984.
Rust, M. 1992. Art therapy in the Atreatment of women with eating disorders in Art Therapy. A Handbook (ed. Waller. D. and Gilroy. A.)
Rust, M. (1994) Bringing the man'into the room in Dokter(1994).
SchaverienJ. 1989. Transference and the picture-art therapy in the
treatment of Anorexia. Inscape. Spring. SchaverienJ. 1992.The Revealing Image. London: Routledge.
SchaverienJ. 1994. The picture as transactional object in the treatment of anorexia. In Dokter. 1994.
Totenbier, S. 1994. A New Way of Working with Body Image Therapy, incorporating Dance/Movement Therapy Method. lnDokter(ed.) 1994.
Waller, D. & Gilroy, A. eds. 1992. Art Therapy: A Handbook. Buckingham Open University Press. Warriner, E. (1994) Anger is Red. In Dokter. 1994.
Woodhead, L, Davis, L, Levens, M. & Dolan, B. 1988. Eating Disordered and Body Image in Altered Body Image: The nurse's role (ed. M. Salter) Chichester: Wiley.
Кэроул Уэлсби
ЧАСТЬ ЦЕЛОГО: АРТ-ТЕРАПИЯ В ШКОЛЕ1
Введение
Система образования постоянно находится в фокусе общественного внимания, и любое ответственное правительство стремится к ее совершенствованию. Однако по мере того, как повышаются образовательные стандарты и возрастает учебная
1 Weisby С. A part oe the Whole. Art-therapy in a Girls Comprehensive School // Inscape. - 1988. - V. 3, № 1. - P. 33-40.
нагрузка, учителя начинают все чаще испытывать «синдром выгорания». Поэтому неудивительно, что в большинстве школ сейчас у преподавателей нет ни сил, ни времени, для того чтобы заниматься неблагополучными и отстающими детьми, а число неуспевающих и исключенных из школы детей продолжает расти. Причины такого положения дел являются предметом постоянного обсуждения в обществе.
Цель данной статьи — показать, что арт-терапия может быть использована в системе общего образования и выступать в качестве эффективного средства помощи неуспевающим и неблагополучным детям.
Школа
Арт-терапия была внедрена в эту крупную лондонскую школу для девочек в 1991 г. Поначалу арт-терапевтическая работа проводилась здесь в порядке эксперимента, но спустя семь лет она стала одним из важных элементов комплексной мульти-дисциплинарной программы помощи учащимся. Налаживание арт-терапевтической работы в этой общеобразовательной школе потребовало большого энтузиазма и энергии, а также терпения и веры в успех начатого дела. И конечно же, очень значимой была поддержка директора школы и установление тесных контактов с учителями. Все это было совершенно необходимо, тем более с учетом ограниченного финансирования учебных программ.
В школе обучается более 1000 девочек от 11 до 18 лет. Помимо учителей по разным предметам, для занятий с девочками каждый год назначается координатор, который лучше, чем кто-либо другой, знает, какие проблемы имеются у той или иной девочки. Координатор отвечает за тех девочек, которые плохо учатся или имеют нарушения поведения. Он же пытается разобраться в характере и причинах всего этого. Порой бывает очень трудно выяснить, какую природу имеют те или иные проблемы учащихся — связаны ли они с физическими, сенсорными, познавательными, эмоциональными или поведенческими факторами и насколько серьезны эти проблемы. Так, например, замкнутая, тихая девочка может иметь более
серьезные проблемы, чем непослушная и эмоционально неуравновешенная девочка, хотя первая может оставаться без внимания со стороны специалиста. V. Sianson (Sianson, V. 1991) пишет, что «дети с ограниченными возможностями выражения своих чувств, плохо понимающие свои переживания, могут быстро почувствовать благотворный эффект от занятий, связанных с проявлениями бессознательного» (с. 17).
Большинство учеников более или менее успешно справляются с трудностями подростковой поры и теми нагрузками, которые ложатся на них дома и в школе. Однако, если все это оказывается для ребенка слишком тяжелым бременем, ему предоставляется помощь со стороны Службы семьи, Социальной службы и врача общего профиля (GP), а также со стороны волонтерских организаций. Как специалист по арт-терапии, работающий в относительно новой сфере ее практического применения, я знаю, насколько важно установить тесный контакт с другими специалистами, если они практически ничего не знают об арт-терапии. Установление этих контактов порой требует немало сил и времени. Однако нам посчастливилось получить поддержку со стороны местного Отдела помощи детям, который оплачивал мои супервизии. Сотрудничество с этой службой оказалось очень важным для нашей работы. Я не только имела возможность регулярных консультаций, но и избежала профессиональной изоляции от персонала школы.
Налаживание эффективной психотерапевтической работы в крупной школе — дело не из легких. Школа — это отнюдь не тихая клиника, где такая работа могла бы проводиться наиболее успешно, но бурлящее жизнью место, открытое для внешнего мира. Проведение психотерапии в таких условиях может представляться парадоксальным и требует от специалиста твердости и в то же время гибкости.
Важной задачей является исчерпывающее информирование персонала школы о роли и задачах арт-терапии, и эта задача первоначально решалась путем проведения презентаций и мастерских. Однако наиболее эффективной, на мой взгляд, оказалась организация неформальных дискуссий с работниками школы. В ходе них нам удалось обсудить такие проблемы, как, например, нарушения нормального хода занятий и необ-
ходимость в конфиденциальности в процессе арт-терапевти-ческой работы. Задача адекватного представления особенностей и задач арт-терапии облегчалась тем, что до моего назначения на должность школьного арт-терапевта и даже после начала моей арт-терапевтической практики я некоторое время работала в этой школе учителем рисования.