Осознанное изображение и бессознательное отреагирование
Одна из центральных проблем связана с использованием психотерапевтического подхода, основанного на сознательном изображении в работе с пациентами, чьи проблемы бессознательно отреагируются самодеструктивным образом посредством собственного тела.
Шаверьен (Schaverien, 1989, 1994) и Левенс (Levens, 1994) отмечают трудности символического выражения эмоциональных конфликтов, характерные для пациентов с расстройствами питания. Эти пациенты используют свое тело как замену символического выражения. Левенс указывает, что у клиентов с серьезными расстройствами питания отреагирование, связанное с разными формами самодеструктивного поведения, является способом немедленного удовлетворения их потребности в удалении «плотного объекта» (если пользоваться терминологией объектных отношений), что исключает возможность осознания. Для Левенс плотный объект отражает онтогенетически раннюю неосознанную потребность в отношениях. Доктер (Dokter, 1994), исходя из модели мышления Биона,
утверждает, что вербальные формы психотерапии требуют от клиента способности переводить действия в мысли, а затем — в слова, иначе говоря, они зависят от способности клиента преодолевать разрыв между переживанием потребности и ее удовлетворением, используя мышление в качестве моста. Доктер полагает, что вербальная психотерапия ориентирована на вторичные процессы мышления. Ее мысль, имеющая отношение к драма-терапии, но справедливая и для других арт-тера-певтических модальностей, заключается в том, что психотерапии, связанные с сознательным изображением, ориентированы на первичные процессы мышления, что предполагает использование символов в процессе коммуникации. Эти виды психотерапии в большей степени отвечают особенностям тех клиентов, которые нуждаются в интеграции разума и тела.
Для арт-терапевтов, занимающихся данной проблемой (Le-vens, Schaverien, Rust), клиенты с расстройствами питания используют свое тело и телесные ощущения, актуализированные через обращение к арт-терапевтическим материалам, как канал для символической коммуникации. Однако это не обязательно предполагает, что использование арт-терапии в качестве замены саморазрушительного поведения, направленного на собственное тело, автоматически влечет за собой психические изменения. Данные литературы достаточно ясно показывают, что использование изобразительной деятельности может вести к закреплению и усилению ранее имевшихся форм поведения, основанного на бессознательном отреагировании. Это может быть особенно характерно для ранних стадий психотерапии. Фактически Шаверьен (Schaverien, 1994) рассматривает первоначальную изобразительную продукцию клиентов как средство бессознательного отреагирования, предполагающее в дальнейшем возможности и для сознательного (символического) изображения. Описывая свой арт-терапевтиче-ский опыт, а также опыт студента арт-терапевтического факультета, страдающего анорексией, Варринер ( Warriner, 1994) пишет по этому поводу: «Можно полагать, что в ироническом смысле арт-терапевтическая работа заменила анорексию в качестве средства анестезии» (Warriner, 1994, р. 27). Было бы заблуждением считать, что исцеление заключено в изобразитель-
ном процессе, как таковом. Это подчеркивает Манн (Мапп, 1990), указывающий, что процесс защиты и сопротивления характеризует не только изобразительную продукцию клиентов, но и другие аспекты их жизни. Аналогичным образом Луззат-то (Luzzatto, 1994) описывает то, что рисунки могут иногда не столько раскрывать проблему, сколько ее прятать.
Арт-терапевт как свидетель
Представление об арт-терапевте как свидетеле характерно для Шаверьен (Schaverien, 1994) и Луззатто (Luzzatto, 1994). Шаверьен отмечает, что рисунок опосредует для клиента его отношения с психотерапевтом, в обсуждении изображения нет необходимости ни для психотерапевта, ни для клиента. Она полагает, что само его восприятие уже становится «визуальной интерпретацией». Согласно Шаверьен, роль психотерапевта — помочь клиенту использовать изобразительную деятельность как отдушину, ему необязательно видеть все в изображении своего клиента. Поскольку Шаверьен (Schaverien, 1989, 1994) даже не присутствует при создании изображения, ее мнение представляется весьма специфичным. Она недостаточно четко дает понять, каким образом психотерапевт различает свои собственные предположения о психотерапевтическом процессе и мнение пациента об этом процессе. Меня недостаточно убеждает чрезмерная ориентация на изобразительную работу клиента, которая практически исключает присутствие психотерапевта и его обсуждение изобразительной продукции вместе с клиентом. Мне представляется, что без соотнесения этой работы с особенностями психотерапевтического контакта и его контекстом (что может предполагать признание личного влияния психотерапевта на клиента) Шаверьен не остается ничего, как наделить сам рисунок магическими и исцеляющими свойствами. Шаверьен и Мэрфи полагают, что коммуникация клиента с самим собой возможна через неосознаваемые проекции на визуальный образ и его последующее восприятие, которое и является агентом психологических изменений. Этот взгляд, однако, не разделяют другие авторы, полагающие, что процесс исцеления имеет более сложный характер. Как я отмечала ранее, замена пищи изобразительной деятельностью не обяза-
тельно служит превращению нарушенного поведения, связанного с расстройствами питания, в нечто творческое и интегрирующее личность, но может, напротив, усугублять его. В связи с этим актуален вопрос, каким образом психотерапевт работает с клиентом.
Арт-терапевтические техники
Большинство авторов, за исключением Шаверьен, подчеркивающие роль продукции клиента, придают важное значение работе с психодинамическими элементами, участвующими в изобразительном процессе. Левенс (Levens, 1994) в своей дополнительной роли драма-терапевта побуждает клиентов к невербальным реакциям на их рисунки. Ее задача заключается в том, чтобы сфокусировать мысль на поведении и чувствах, связанных с изобразительным процессом, а не на символическом содержании рисунков, для того чтобы способствовать развитию психологического мышления клиента. Она предостерегает, что преждевременная вербальная интерпретация со стороны психотерапевта блокирует конкретное мышление клиента и возможность получения им осмысленного внутреннего опыта. Это очень важное замечание, совпадающее со взглядами Луз-затто на стадийный характер психотерапевтического процесса с ее призывом к исследованию совместно с клиентом всего «пространства» взаимоотношений, проявляющихся в изобразительном процессе. По-видимому, наиболее отвечают интересам арт-терапевтов, работающих над совершенствованием своих техник, работы Луззатто. Ее идея о трех элементах в изображениях больных способствует саморефлексии примерно таким же образом, как это происходит в работе Левенс с драматической и телесной экспрессией ее клиентов. Однако Луззатто допускает, что завершающая стадия психотерапии может предполагать обсуждение переживаний клиентов, и в связи с этим любопытно обратить внимание на то, что Варринер по завершении первого года арт-терапевтической работы пишет о преимущественно вербальном характере сессий. Она указывает, что арт-терапия позволила ей обрести свой голос посредством визуального языка. Те авторы, которые описывают свою роль психотерапевтов, подчеркивают важность активного взаимодействия с клиентом через его творчество. Обоснованием
этого являются трудности, которые клиенты с расстройствами питания имеют в установлении сотрудничества с психотерапевтом. Как отмечает Шаверьен (Schaverien, 1994, р. 43,44), перенос переживаний клиента с анорексией на личность психотерапевта основан на образе родителя, стремящегося его контролировать. В своих отношениях с таким родителем клиент вынужден подавлять свое воображение и сохранять самоконтроль. Арт-терапевт, предоставляя клиенту изобразительные материалы, позволяет ему «играть», сохраняя самоконтроль. Но и начиная свою работу с клиентами, страдающими анорексией, арт-терапевт именно таким образом стремится к активности и директивности для того, чтобы развить в клиентах способность к социальному взаимодействию. Тем не менее из литературы не всегда ясно, почему используются те или иные техники. Из этого следует, что выбор техник диктуется как особенностями клинической группы, так и специфическими потребностями отдельных клиентов. Это видно на опыте Раст (Rust, 1994), которая стремится задать определенные рамки пациентам с компульсивным расстройством питания, работающим в ограниченном отрезке времени. Действительно, многие центры, в которых проходят лечение пациенты с расстройством питания, накладывают временные ограничения на работу с ними, что не может не влиять на стиль психотерапевта. Успех Luzzatto в ее работе с клиентом, достигнутый за 18 сессий, является впечатляющим примером краткосрочной арт-терапии для психотерапевтов, работающих в жестких временных рамках.