Политическое значение арт-терапевтической практики
Для того чтобы вызвать дискуссию среди арт-терапевтов, Шаверьен (Schaverien, 1994) поднимает вопрос: что означает «хорошая арт-терапевтическая практика»-? При этом она выделяет несколько видов арт-терапии. Они имеют свою ценность применительно к разным группам, пациентов и могут быть использованы арт-терапевтами в зависимости от своего опыта, подготовки или задач работы. Автор полагает, что основные
различия между разными видами арт-терапевтической практики заключаются в их отношении к переносу: на психотерапевта, с одной стороны, и на изобразительную продукцию — с другой. Она разделяет понятия «арт-терапия», «арт-психотерапия» и «аналитическая арт-психотерапия» и утверждает, что арт-терапия связана с признанием особого значения образа изображения, а перенос на психотерапевта не является предметом для интерпретации. Арт-психотерапия придает образу меньшее значение, он рассматривается лишь как иллюстрация переноса, а клиент не в полной мере участвует в изобразительном процессе. Аналитическая же арт-психотерапия придает равное значение переносу и изобразительному процессу. При обсуждении понятия арт-терапия она утверждает, что психотерапевт не интерпретирует перенос и что исцеление возможно благодаря тому, что создание изображения ведет к соединению внутреннего и внешнего мира клиента, а также к осознанию им ранее неосознаваемых элементов психики. Она заявляет, что анализировать перенос было бы неуместным, поскольку во многих случаях нет условий для оптимального психотерапевтического контакта. Попытки такого анализа при этом могут еще больше нарушить психическое состояние лиц с пограничными или психотическими расстройствами. Они также неприемлемы для детей и подростков.
Трудно не согласиться с тем, что бывают случаи в работе с некоторыми лицами, когда интерпретация переноса неуместна, но я полагаю, что определение показаний для проведения арт-терапии и условий для ее проведения является более деликатной задачей. Основываясь на работах Биона и других авторов можно говорить о таких вариантах арт-терапевгической практики с психически больными, которые отличаются от работы с другими группами клиентов (Greenwood, Killick, 1995). Однако я думаю, что одно дело дать определение «арт-терапия» определенному виду клинической практики, а другое — пытаться исключить из нее такие подходы, которые вполне могут быть эффективными, если используются квалифицированными специалистами. В самомделе, результаты работы Биона и Мельцера с лицами, имеющими серьезные психические расстройства, привели к пересмотру практики психоана-
лиза с разными клиническими группами, в связи с чем в насто
ящее время придается большее значение контрпереносу, чем
анализу переноса (Rustin, 1991). /
Другие группы пациентов, которые обсуждает Шаверьен, это лица с задержкой психического развития, терминальные больные, инвалиды, рецидивисты. Она допускает возможность арт-терапевтической работы, основанной на переносе, с этими группами (Gregeen, 1992; Tipple, 1993). Думаю, что для арт-те-рапевта весьма полезно преодолеть свой страх, который может появиться как результат контрпереноса в работе с терминальными больными или инвалидами прежде, чем он примет решение работать с этими группами (Scaife, 1993). Другое используемое Шаверьен понятие — арт-психотерапия. Основное внимание при этом уделяется вербальной психотерапевтической коммуникации, а изобразительная продукция является лишь иллюстрацией к ней. Эта форма работы, на мой взгляд, привлекательна для большого числа арт-терапевтов. Шаверьен рекомендует данную форму терапии для работы с пациентами с менее выраженными психическими расстройствами. При этом арт-терапевт может работать с такими клиентами самостоятельно, благодаря чему психотерапевтический контакт имеет более тесный характер. Я согласна с тем, что при таких отношениях можно удерживать достаточно сильные чувства, вызванные интерпретацией переноса. Почему же, однако, с этими пациентами нельзя применять такую форму работы, которая называется Шаверьен «аналитическая арт-терапия»? Применительно к последней она говорит о тех пациентах, которые направляются на арт-терапию семейным врачом и могут поначалу отрицательно относиться к изобразительной деятельности. Почему же арт-терапевт должен соглашаться на работу с такими пациентами? И если пациент отказывается заниматься изобразительной деятельностью в начале психотерапевтического процесса, это не обязательно означает, что он сохранит отрицательное отношение к арт-терапии и в дальнейшем? Ни количество сделанных рисунков, ни продолжительность потраченного на рисование времени не являются критериями того, имела ли место арт-терапия или нет. Для определения последнего наиболее существенен прежде всего харак-
тер взаимодействия между психотерапевтом и клиентом. Вместо того чтобы использовать понятие арт-психотерапия применительно к тем случаям, когда изобразительная деятельность играет вторичную роль, лучше выяснить, что определяет характер соотношения изобразительных и вербальных элементов.
В тех случаях, когда психотерапия признается в качестве социально значимого метода работы, а ценность изобразительной деятельности недостаточно понятна, легко признать приоритет одной формы терапии над другой. Достаточно сложно сопротивляться преобладающим стереотипам культуры. Арт-терапевты могут испытывать сильное давление со стороны, вынуждающее их идти на компромисс в ущерб изобразительным моментам работы. Это давление может выражаться в отказе предоставить им подходящее помещение для работы, в урезанных расходах на материалы или в требованиях поддержания недостижимой для арт-терапии чистоты во время работы. Кроме того, продолжающаяся недооценка важности изобразительной деятельности коллегами, трудности в понимании ее особенностей могут исподволь подталкивать арт-терапевтов уделять все больше внимания вербальным формам работы. Наряду с этим, необходимость иметь время и место для того, чтобы самим заниматься изобразительным творчеством, составляет то, что Гилрой считает крайне необходимым для того, чтобы арт-терапия оставалась все же формой изобразительной работы (Gittroy, 1989).
Следует учитывать также и то, что в настоящее время многие арт-терапевты активно осваивают вербальные виды арт-терапии. Это позволяет им строить более глубокие психотерапевтические отношения с клиентами и лучше разбираться в процессах, связанных с вербальной психотерапией. Однако достаточно ли хорошо они при этом понимают психотерапевтические процессы, связанные с изобразительной деятельностью? Последняя разновидность, о которой говорит Шаверьен, это аналитическая арт-психотерапия. Она утверждает, что в аналитической арт-психотерапии имеет место баланс изобразительных процессов и психотерапевтических отношений, которые вместе составляют ядро данной разновидности пси-
хотерапии. Она отмечает, что все названные разновидности арт-терапии определяются характером акцентов и не рассматриваются ни в отношениях иерархии, ни как исчерпывающие определения. Однако я полагаю, что названные категории могут быть неправильно использованы из-за упомянутых мной социальных факторов. Я думаю, что все разновидности арт-терапии следует объединить одним понятием «арт-терапия» и что все артттерапевты должны иметь соответствующую подготовку. Однако в некоторых случаях и применительно к некоторым пациентам акцент может быть сделан на вербальном взаимодействии, а в других случаях — на изобразительной работе. В работе с некоторыми пациентами можно никогда не интерпретировать перенос, в других случаях клиент может вовсе ничего не изобразить. Однако во всех случаях арт-тера-певт стремится использовать изобразительный процесс и психотерапевтические отношения в равной мере, и если клиент отказывается рисовать, его основная задача заключается в том, чтобы разобраться, почему он избегает это делать. Иными словами, арт-терапевт должен сознавать и использовать соотношение вербальных и изобразительных элементов своей деятельности. Думаю, что именно подвижный характер этого соотношения позволяет использовать радикальные возможности арт-терапевтического подхода. Происходящее сейчас обсуждение названия нашей специальности для меняхжорее символизирует диалектику теории и практики арт-терапии.
Дебаты по поводу названия
Нэш анализирует споры по поводу изменения названия нашей профессии в недавнем бюллетене Британской ассоциации арт-терапевтов (Nash, 1995) и приходит к выводу, что они отражают динамику адаптации арт-терапии к хорошо разработанной теоретической базе психотерапии. Большинство писем читателей бюллетеня, озабоченных этой проблемой, содержат вопрос о продолжитедьности и качестве подготовки специалистов, необходимых для изменения названия профессии (Gill, 1990; Mahoney & Dudley 1991; Teasdale, 1991). Некоторые арт-терапевты недовольны укрепляющейся связью с психоте-
рапией (Curtis etal, 1990; Anthony, 1992). Другие опасаются, что если произойдет изменение названия профессии на «арт-психо-терапия», изобразительный аспект терапии утратит свое значение (Thomson, 1990;/oraes, 1992; Anthony, 1992). Критическое отношение к психотерапии оправдано по ряду причин. Она малодоступна большинству граждан. До недавнего времени психотерапия не обращала внимания на социальные факторы, влияющие на психическое здоровье населения, что привело к тому, что психотерапия была заражена расизмом и сексизмом. Фрош (Frvsh, 1987), анализируя критику психоанализа, отмечает, что пациентов социализируют посредством психоаналитических процедур, с тем чтобы они отвечали нормам больного общества, а психодинамическая теория направляет внимание людей внутрь самих себя для поиска причин своих психологических проблем, вместо того чтобы подвергнуть критическому анализу такое общество, которое не в состоянии удовлетворить их потребности. Тем не менее не существует никакой другой модели психотерапевтических отношений за исключением той, которая строится на понятиях воображения и бессознательных процессов. Фрош отмечает, что за исключением этого психоанализ лишен радикальных элементов. Он освобождает людей от дистресса и вскрывает его психологические корни, а в более широком масштабе позволяет понять, как организована психическая жизнь людей и как происходит интериоризация раннего детского опыта.
Арт-терапевты обеспокоены тем, что при изменении названия специальности будет принижена ценность изобразительной практики и что она станет лишь придатком психотерапии. Хотя само по себе изменение названия вряд ли может привести к этому, все же весьма высока опасность того, что в обществе, придающем мало значения изобразительному творчеству, в результате этого основной дух арт-терапии будет выхолощен Я думаю, что именно оно во все времена должно составлять ядро нашей теории и практики, а если это не так, то мы должны спросить себя, не утрачиваем ли мы способность использовать свой радикальный потенциал. Я также думаю, что очень важно, чтобы арт-терапевты были способны контролировать неосознаваемые элементы переноса и контрпереноса во всех
психотерапевтических отношениях не только для того, чтобы снимать свои проекции на клиента, но и для того, чтобы иметь более широкий взгляд на содержание образов в контексте психотерапевтических отношений. Мне кажется, что дебаты по поводу названия специальности отражают динамику взаимодействия между изобразительной и вербальной сторонами терапии и высокую степень внутреннего богатства и противоречивости этих отношений.