Арт-терапия: европейская перспектива
Эта статья является своеобразным предисловием составителя, в котором кратко излагаются его взгляды на процесс профессионализации арт-терапии и активизацию диалога между представителями арт-терапевтических сообществ разных стран, прежде всего стран Большой Европы, частью которой является Россия. Выходе свет «Хрестоматии по арт-терапии» можно рассматривать как красноречивое подтверждение этих процессов, свидетельство качественно нового этапа в развитии Отечественной психотерапии и арт-терапии в частности.
Основная задача этой книги — дать отечественным специалистам определенное представление о современной арт-терапии и многообразии ее направлений, во многом определяемых своеобразием национальных и региональных традиций и форм арт-терапевтической практики.
Большую часть материалов «Хрестоматии» составляют статьи европейских арт-терапевтов и специалистов в области психопатологии экспрессии из Великобритании, Германии и Франции. В то же время в книгу включены несколько статей, подготовленных авторами из Соединенных Штатов Америки, Бразилии и Израиля. Большинство статей были ранее опубликованы в журнале «Исцеляющее искусство», учрежденном в 1997 году Арт-терапевтической ассоциацией и получившем в начале этого года статус международного издания.
Информационная политика журнала и деятельность Арт-терапевтической ассоциации, развивающей разные виды сотрудничества с европейскими коллегами, являются еще одним подтверждением формирования транснационального арт-те-рапевтического сообщества, отвечающего интересам специалистов и клиентов разных стран, способствующего развитию арт-терапевтического образования, теории и практики.
«Хрестоматия по арт-терапии» дополняет ранее выпущенные издательством «Питер» «Практикум по арт-терапии» (под ред. Копытина, 2000) и «Системная арт-терапия» (Копытин, 2001) и, надеемся, послужит формированию целостного пред-
ставления об этом направлении как у тех, кто уже использует в своей работе определенные элементы арт-терапевтического подхода, так и тех, кто еще только знакомится с этим направлением.
Авторы включенных в «Хрестоматию» статей подчас по-разному понимают основные факторы лечебного воздействия в арт-терапии и применяют несколько различные приемы работы. Тем не менее они, конечно же, разделяют общие принципы, лежащие в основе арт-терапевтической деятельности, что позволяет говорить об арт-терапии как самостоятельном методе и сфере профессиональной деятельности.
По нашему мнению, эти принципы заключаются в следующем:
1. Арт-терапия связана с использованием клиентом разнообразных изобразительных материалов и средств визуальной, пластической экспрессии с целью выражения с их помощью содержаний своего внутреннего мира.
2. Работа клиента с изобразительными материалами и различными средствами визуальной, пластической экспрессии протекает в определенных условиях (кабинете психотерапевта, художественной студии/ателье или ином предназначенном для этого помещении), помогающих создать у него ощущение безопасности и способствовать свободному выражению содержаний своего внутреннего мира.
3. Работа клиента с изобразительными материалами и средствами визуальной пластической экспрессии протекает, в большинстве случаев, в присутствии специалиста, обладающего достаточным знанием природы художественного творчества и в то же время способного понимать психологическое содержание изобразительной продукции клиента и выступать в качестве посредника в «диалоге» клиента со своей изобразительной продукцией.
4. Арт-терапевтическая деятельность предполагает использование психотерапевтом определенных приемов, помогающих клиенту осознать отраженные в его изобразительной продукции содержания своего внутреннего мира.
При всем этом частные формы'й техники арт-терапевтической работы могут существенно друг от друга*о¥Личаться; Так, они могут of сличаться друг от друга способом вовлечения кли-
ента в изобразительную деятельность, мерой структурированности и управления со стороны специалиста; методом осуществления функции «посредника» в «диалоге» клиента со своей изобразительной продукцией; использованием или отказом от вербальных интерпретаций и иных форм психотерапевтических интервенций; значением, придаваемым фигуративным материальным и эстетическим особенностям изображения и т. д.
Все это определяется системой взглядов специалиста, характером психотерапевтического запроса клиента и условиями, в которых осуществляется арт-терапевтическая работа, в частности ее социально-экономическим, политическим, правовым, культурным и институциональным контекстами.
Это становится очевидно при знакомстве с разными национальными и региональными арт-терапевтическими школами. Являясь частью глобального и общеевропейского информационного, культурного и, в значительной мере, социально-экономического и политического «пространства», эти школы в то же время отражают своеобразие местных культур и укладов, а также разную степень «зрелости» самого метода в той или иной части мира. Не секрет, что между отдельными группами специалистов внутри профессионального сообщества арт-терапевтов могут порой существовать настолько глубокие различия, что они ставят под сомнение само существование этого сообщества и могут приводить к серьезным внутренним конфликтам.
Анализируя разные точки зрения на арт-терапию и используя при этом социологические представления, Д. У эллер ( Waller, 1991) предлагает использовать «процессуальную» модель профессии, в соответствии с которой эти точки зрения и конфликты внутри сообщества использующих арт-терапевтиче-ские приемы специалистов являются факторами осознания ими своей социальной миссии и того, что становление и развитие арт-терапии представляет собой сложный, эволюционный процесс.
«Различные сегменты (профессионального сообщества арт-терапевтов) могут обладать разной идентичностью, разным пониманием своего прошлого и целей своей дальнейшей работы, включаясь в то же время в разные виды организованной совместной деятельности, помогающей им отстоять свои ин-
ституциональные позиции и реализовать свою социальную миссию. Соревнование и конфликты между разными сегментами профессионального сообщества приводят к изменениям в профессиональных позициях. Благодаря использованию этой модели, можно было бы показать, как конфликты в арт-тера-певтическом движении, часто воспринимаемые как потенциально разрушительные, в конце концов могут быть разрешены, обусловливая переход профессионального сообщества на новый уровень его развития» {Waller, 1991, pp. XIV-XV).
Более того, если говорить о развитии современной психотерапии, к которой, несомненно, относится и арт-терапия, то, по нашему убеждению, существование множества ее форм и направлений с характерными для них и далеко не всегда согласующимися системами взглядов, является вполне естественным и отвечающим реалиям современного общества и плюралистическому контексту психотерапии на нынешнем этапе ее исторического развития, выступающему в качестве предпосылки профессионального диалога и синтеза разных систем взглядов, а также тем принципам, которые обозначены в Страсбургской декларации по психотерапии (ЕАР, 1991);
Все это также соответствует основным задачам деятельности и политики такой авторитетной международной организации, как Европейский консорциум арт-терапевтического образования (ЕСАгТЕ, 1999а, 1999в).
Выступая на одной из последних конференций консорциума в Лондоне, его председатель Лин Коссолапов подчеркнула, что «аккумуляция национальных, этнических и культурных ингредиентов является альтернативой конформизма и источником дивергентного мышления и поведения в среде профессионалов... Каждая страна и каждый регион имеют свои собственные арт-терапевтические традиции. Эти местные традиции являются основой европейской арт-терапии как целостного феномена» (Kossolapow, 1999).
Таким образом, часто произносимый в последнее время лозунг «Единство в многообразии», отражающий активно протекающие интегративные процессы разного уровня, в полной мере соответствует современному этапу развития европейской арт-терапии, для которой характерно стремление специалистов разных стран сопоставить свои точки зрения и создать ус-
ловия для наиболее продуктивной профессионалйюй коммуникации.
Наличие разных точек зрения на арт-терапию в европейском контексте представляется тем более естественным, что она является относительно молодой специальностью, появившейся в результате объединения опыта передовых врачей-психиатров, художников и арт-педагогов, искусствоведов и психоаналитиков.
Дальнейшее развитие европейской арт-терапии невозможно без создания перспективной и отвечающей реалиям XXI столетия организационной и методологической базы, что, в свою очередь, связано с решением трех основных задач.
1. Эффективный обмен информацией между региональными и национальными арт-терапевтическими сообществами в том, что касается организационных, теоретических и практических вопросов арт-'тераяии, а также разных аспектов профессиональной политики в этой области (что связано с переводам и публикацией зарубежных арт-терапевтических изданий, подготовкой совместных книг, созданием транснациональных профессиональных периодических изданий, развитием электронных средств коммуникации).
2. Развитие научных исследований в области арт-терапии и формирование научнообоснованной системы представлений и приемов практической работы. Немаловажная роль в этом может принадлежать двуеторрнюш*м«01таеторо1шим исследовательским проектам арт-терапевтов разных стран, международным конференциям и другим мероприятиям.
3. Создание международных, в частности общеевропейских образовательных стандартов в области арт-терапии, которые позволят готовить специалистов высокого уровня, способных оказывать профессиональные арт-терапевтические услуги в любом европейском государстве. В настоящее время существуют региональные и национальные образовательные стандарты, однако общеевропейские стандарты еще не выработаны. В то же время создан проект общеевропейской арт-терапевти-ческой учебной программы «Европейский мастер», поддержанный Европейским Союзом. Основным препятствием на нуги решена* этой задача можно считать автономизацию национальных и региональных учебных программ и-весыиа значи-
тельные различия между местными законами, регулирующими деятельность в сфере профессионального арт-терапевти-ческого и психотерапевтического образования и практики.
Обсуждая вопросы формирования общеевропейских стандартов в области арт-терапевтического образования и практики, в качестве некоторых важнейших условий Л. Коссолапов (Kossolapow 2000) называет:
1) европейскую интерактивность, позволяющую арт-тера-певтам работать с представителями разных культурных сообществ, различающихся по признакам их расовой, этнической, классовой, религиозной и половой принадлежности;
2) европейскую самокритичность, связанную со способностью специалистов критически оценивать свои взгляды и профессиональные позиции;
3) европейскую мобильность и ориентированность специалистов в правовых, этических и административных вопросах арт-терапевтической деятельности в разных странах;.
4) европейский профессионализм — способность специалистов гибко взаимодействовать с членами арт-терапевтиче-ских и мультидисциплинарных бригад, состоящих из специалистов разных стран Европы;
5) европейскуюмультикультуральность —способностьспециалистов сравнивать глобальные, национальные и региональные социокультурные традиции.
Европейская мультикультуральность — феномен особого рода, тесно связанный с пониманием того, что Европа — это динамическое, постоянно развивающееся социально-историческое и культурное целое, включающее множество национальных и региональных культур, политических систем и экономик. К сожалению, многие современные, в том числе отечественные специалисты пока еще явно не готовы принять мультикультуральные представления, что нередко ведет к грубой подмене понятий и попыткам использования редуктивных детерминационных моделей. Так, например, один из авторов «Психотерапевтической энциклопедии» (под. ред. Карвасар-ского, 2000) смешивает понятия транскультуралыгой и муль-тикультуральной психотерапии, не видя между ними большой разницы. Неслучайно, обсуждая вопросы мудьтнкулыгураль-ной психотерапии, он почему-то считает уместным цитировать
Б. С. Положил (1997), утверждающего, что «клиническая психиатрия всегда представляет собой транскультуралыгую психиатрию». В том- то и дело, что клиническая психиатрия, возможно, и не чуждая транскультуральности, в большинстве случаев оказывается резистентной к мультикультуральному подходу.
С этой точки зрения закономерно, что арт-терапия, обладая высокой степенью «культурной сенситивности», с начала своего появления формировалась главным образом за пределами клинического направления, тяготея к динамическим и феноменологическим формулировкам. Клиническое же направление, напротив, как правило, связано с выработкой внешних, формализованных диагностических стандартов, а потому (в особенности если речь идет о моноаксиальной диагностике), может рассматриваться в качестве одной из форм редуктивного (в частности, биологического монизма)/
Современная европейская мультикультурная арт-терапия, по сути, является антидотом любым монистическим подходам. Конечно, европейская, в частности наша отечественная, история богата примерами построения различных унификацион-ных, редуктивных теорий, неизменно выдаваемых за «панацею» в решении проблем того или иного рода. Все они достаточно убедительны на бумаге, но, увы, обнаруживают свою несостоятельность при соприкосновении с многомерной человеческой реальностью. Два наиболее характерных примера этого типа — марксизм и психоанализ. Обе эти доктрины имели определенное влияние и на европейскую арт-терапию. Обе они стремились объяснять феномены разного уровня путем использования жестких моделей детерминизма. Первая — принципом экономического, вторая — сексуального детерминизма. Обе эти доктрины оказались связаны с практикой дискриминации и разделения людей.
Российская ментальность, к сожалению, часто оказывается малорезистентной к подобным моделям, а потому интеграция отечественных специалистов в европейское арт-терапев-тическое сообщество, конечно же, потребует весьма болезненного пересмотра собственных установок и взглядов и развития способности к работе в условиях многомерной невтфеделен-ностпи. Последняя же связана с необходимостью рассмотрения того или иного феномена вб множестве его проявлений и под
разными углами зрения, что нередко чревато эклектичностью профессиональных позиций.
Арт-терапии, как молодой специальности, возникшей в результате синтеза разных подходов к изучению психических явлений и природы творческой деятельности, посчастливилось избежать явной редуктивности и сохранить то внутреннее богатство и противоречивость, которые столько ценны для любого развития.
Притягательность и сила европейской арт-терапии как раз заключается в ее способности быть отражением того многоликого целого, которое именуется Большой Европой, и выступать в качестве инструмента творческой коммуникации — внутри-личностной, межличностной и межкультурной. Идея о том, что творческая деятельность обладает способностью исцелять людей и помогать им в решении различных вопросов своего бытия, тесно связана с европейской культурной традицией. В то же время эта идея в настоящее время дополняется признанием того, что современные условия жизни, в частности механизация человеческой деятельности и отношений, негативно сказываются на состоянии людей, что требует более активного использования их креативного потенциала в целях гармонизации и исцеления. Однако использование этого потенциала, в частности на основе арт-терапевтического подхода, вряд ли может быть осуществлено в форме неких универсальных технологических приемов. Европейская арт-терапия отнюдь не стремится вырабатывать стандартные подходы и способы решения проблем. Она больше ориентирована на исследование разнообразных содержаний внутреннего мира людей и системы их отношений. Она вырастает из местных культур, без которых она являлась бы не более чем эрзацем исцеления либо очередной душеспасительной утопией. Использование разных техник и подходов с учетом конкретных условий жизни людей, их проблем и психического опыта отличает современную европейскую арт-терапию, развитие которой определяется историей и культурой народов Европы в их взаимодействии друг с другом и мировой цивилизацией.
Александр Копытам
I.Современные подходы к научным исследованиям в арт-терапии
Основные темы и понятия раздела
• Арт-терапевтичесше исследования
• Интеграция научных исследований, теории и практики в арт-терапии
• Проблемы идентичности
• Диалектика арт-терапии
Линда Гантт
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ1
Введение
По прошествии нескольких лет, в течение которых я занималась организационными вопросами Американской Арт-те-рапевтической Ассоциации и Национальной Коалиции''Apr-терапевтов, защищала Диссертацию и работала супервизором, я наконец вернулась к клинической работе. В качестве составной части новой для меня частной практики, осуществляемой совместно с моим мужем начиная с 1996 г., я веду открытую студийную группу с использованием глины, состоящую из лиц, перенесших психическую травму. Эта группа не только позволяет мне вновь ощутить столь необходимую перспективу живой арт-терапевтической работы, но и дает мне свежий материал для осмысления и использования новых идей на практике. Я продолжаю также работать над крупным исследовательским проектом, имеющим целью определение корреляций между f формальными признаками изображения и особенностями клинического состояния пациентов. При этом работа в условиях открытой студийной группы дает мне возможность самой участвовать в создании керамической скульптуры — предмете моего давнего увлечениях.
В своих прошлых выступлениях и публикациях я сетовала на то, что, несмотря на многочисленные данные о достоинствах и недостатках диагностического использования художественного творчества пациентов, в этом вопросе все еще много неясностей ( Williams, Agell, Gantt & Goodman, 1996). В одной из своих публикаций я заявила, что подобная ситуация напоминает мне средневековые дебаты, когда монахи спорили, сколько же зубов имеет лошадь, не пытаясь их просто пересчитать (Gantt,
1 Гантт Л. Арт-терапевтические исследования // Исцеляющее искусства. — 1998. - Т. 2, № 2. - С. 24-36.
1998, р. 11). В этом вопросе я руководствуюсь прагматическими соображениями и задаю вопрос: «Какого рода исследования, связанные с изобразительным творчеством, вообще возможны?» Я также принимаю во внимание, что подобные исследования должны проводиться на клинической основе. Я хочу видеть собственными глазами все то, что пациенты создают в процессе арт-терапии, и это для меня чрезвычайно важно при проведении исследований. Я помню о теории, но стараюсь не упускать из вида ничего, что можно наблюдать в процессе работы. Поэтому я хотела бы прежде всего поставить вопрос: «Что означает исследование реального художественного процесса?» Никакая даже самая изощренная теория не сможет помочь нам, если она не может объяснить того, что создают наши пациенты.