Почему алкоголику не хватает одного дня для пьянки?

Среди симптомов алкогольной зависимости особую роль в механизме продолжения пьянства играют два из них.

Первый симптом - это потеря контроля над количеством выпитого. Он заключается в невозможности принять определенное решение относительно того, пить или не пить, в невозможности удержаться от выпивки и остановиться в процессе пьянки.

Второй симптом - это очень болезненные муки абстинентного синдрома и вкупе с ним чувство "алкогольного голода" плюс осознание того, что облегчение придет после принятия очередной порции алкоголя.

Из самого названия становится понятно, что потеря контроля над алкоголем, по сути своей являющаяся основным симптомом химической зависимости, которая сохраняется всю жизнь, не позволяет алкоголику осуществлять контроль как над количеством выпитого, так и над частотой выпивок. Стало быть, если алкоголик начинает пить (будь то кружка пива или рюмка водки), то остановиться ему будет чрезвычайно трудно и, скорее всего, его запой продлится несколько дней. Стартером, запускающим этот механизм, является абстинентный (похмельный) синдром, появляющийся в момент снижения уровня алкоголя в крови. Эти симптомы (беспокойство, страх, общая дрожь, рвота, потливость, бессонница, нередко какие-то "видения" и "голоса") вкупе с "алкогольным голодом" и неумением избавиться от них, заставляет продолжить выпивку, ибо очередная рюмка приносит облегчение и избавляет от мук похмелья.

Как известно, алкоголь подвергается в организме человека процессу расщепления и выводится из него, то есть уровень алкоголя в организме снижается. Это вызывает нарастание абстинентного синдрома и усиление чувства "алкогольного голода". Для улучшения самочувствия необходима очередная порция алкоголя и т.д. Образуется замкнутый круг, запой продолжается дни, недели, месяцы, иногда годы.

Тому, кто лично не пережил подобного, трудно понять этот механизм. Для иллюстрации я предлагаю на минуту вообразить себе зубную боль (редко у кого не болели зубы). Боль все усиливается, к врачу идти страшно и приходится искать что-либо, чтобы избавиться от страданий. Чаще всего обращаются в таких случаях к болеутоляющим таблеткам. Они на какое-то время помогают, настроение улучшается, но спустя час-другой зуб снова дает знать о себе, боль с новой силой возвращается. Что делать? Как выход -очередная таблетка анальгина и т.д. Такая таблетка (подобно тому, как у алкоголика рюмка) облегчает страдания, но (как и алкоголь) подвергается в организме процессу расщепления, после чего выводится из него. Боль возвращается, образуется "замкнутый круг", и таблетка анальгина, подобно алкоголю, становится средством, уменьшающим страдания. И еще одно: абстинентный синдром сравним с болью не одного, а нескольких зубов.

ДЕГРАДАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Весьма часто можно слышать о том, что алкоголизм вызывает необратимые процессы в личности (характере) и приводит к так называемой психодеградации. "Психодеградированными"

считаются часто лица, которые в процессе запоя или в короткие перерывы между запоями, совершают антиобщественные поступки (уголовно-наказуемые деяния, издеваются над близкими, конфликтуют с окружающими и т.п.).

Современный уровень терапии и все увеличивающаяся армия непьющих алкоголиков, объединенных в Сообществе АА или клубах абстинентов, заставляют более осторожно относиться к данной проблеме.

Не подлежит сомнению факт, что пьющий алкоголик зачастую ведет себя обременительным для общества образом и ограничивает до минимума свои потребности. Когда подобное длится годами, а перерывы между запоями бывают непродолжительными, то в этих случаях можно говорить о выработке комплекса "приобретенных личностных расстройств вследствие хронической алкогольной интоксикации", называемого психодеградацией.

В течение долгих лет своей практики я встречал много пациентов, у которых в истории болезни был диагноз "алкогольная психодеградация". Часть из них, вопреки предсказаниям лиц, поставивших такой диагноз, перестала пить, вернулась в лоно семьи, трудоустроилась и стала хорошо функционировать. Нередко даже лучше тех, кто поставил им вышеприведенный диагноз. Такие ситуации вынуждают задать вопрос: всегда ли диагноз "алкогольная деградация" обоснован достаточным количеством фактов?

И не явился ли случайно данный диагноз результатом отсутствия знаний об алкоголизме и умения специалистов оказать алкоголику помощь?

Тысячи примеров заставляют задуматься над тем, чтобы рассматривать алкоголика, отдавая себе отчет в том, что в период запоя не он, а алкоголь определял его поведение; лишь спустя некоторое время можно определить, что в действительности представляет из себя этот человек.

Пользуясь случаем, хотел бы заметить, что из восьми американских писателей, лауреатов Нобелевской премии, пятеро были алкоголиками. Алкогольной проблемой страдали Уильям Фолкнер, Джон Стейнбек и Эрнест Хемингуэй. Известно, что пациентками Центра терапии алкогольной зависимости были такие известные актрисы, как Элизабет Тейлор и Лайза Минелли.

Подобные примеры можно продолжить. Почти все из названных выше пациентов в период запоя или употребления одурманивающих средств вели себя как психически деградировавшие личности, а, сохраняя трезвость, проявляли свое настоящее лицо, свое умение и талант, зачастую превышающий

средний уровень развития человека.

На практике встречаются случаи алкоголизма, осложненные тяжелыми органическими мозговыми травмами и связанными с ними патологическими отклонениями в поведении. Такая патология сохраняется даже после приостановки потребления алкоголя. Однако подобные случаи достаточно редки и встречаются у небольшого количества алкоголиков.

Наши рекомендации