Упражнение – разминка «Поздороваться разными частями тела»

Пояснение: Упражнение выполняется в режиме светского раута, то есть все участники свободно перемещаются в переделах комнаты и, встречаясь друг с другом, выполняют то или иное задание.

Комментарий: Это хорошее упражнение на раскрепощение группы, однако, надо следить, чтобы участники тренинга взаимодействовали бы бережно и аккуратно.

Инструкция: Сейчас вам предстоит в произвольном порядке перемещаться по комнате и здороваться с другими участниками группы теми частями тела, которые я буду называть. При этом ваша цель – поприветствовать как можно больше ваших друзей по тренингу. Задание понятно?

Приступаем!

Поздоровайтесь, пожалуйста:

Руками плечами спинами

Головами пятками пятками

Возможны и другие варианты

Блок «Вспомним все»

А сейчас давайте вспомним, что было у нас на предыдущем занятии?

По окончании блока ведущий должен связать эту тему с темой предыдущих занятий.

Введение в тему

Тема сегодняшнего занятия – «Толерантность».

o Кто знает, что это такое? Выслушайте ответы ребят и дайте свою версию:

Если дословно, то толерантность переводится как терпимость. Но это далеко не полное понимание этого термина. Чтобы лучше в нем разобраться, я задам вопрос:

o В каких ситуациях может возникнуть нетерпимость? Выслушайте ответы ребят. Запишите их ответы на доске.

Дополните их своими вариантами.

Нетерпимость часто проявляется по отношению к людям:

ü другой нации (таджики, армяне, цыгане и т.д.)

ü другого вероисповедания (мусульмане, католики, буддисты и т.д.)

ü другого состояния здоровья (инвалиды, тяжело больные, ВИЧ - инфицированные и т.д.);

ü другой внешности, нежели мы сами (слишком полные люди, с родимыми пятнами, с заячьей губой и т.д.)

ü С другими способами (фанатизм в спорте, музыке).

Чтобы лучше почувствовать понятие толерантность, давайте сделаем одно упражнение.

Упражнение «Ночевка»

Пояснение: Данное упражнение позволит лучше познакомится с понятием толерантности, а также с ситуациями, в которых данное понятие применимо. Также оно позволяет участникам осознать свое отношение к разным, непохожим на них, людям.

Реквизит, необходимый для этого упражнения – карточки (карточки распечатать заранее. Каждому участнику на спину на булавке вешается карточка так, чтобы он не знал, какая карточка ему досталась. Зато он может спокойно видеть, какие карточки достались другим участникам упражнения. Договоритесь, чтобы ребята не рассказывали друг другу до конца упражнения, какая карточка) висит у них на спине.

Карточки: «Таджик», «Фанат Спартака», «Инвалид», «Бизнесмен», «Панк», «Любитель тяжелой музыки», «ВИЧ - инфицированный», «Глухонемой», «Наркоман», «Актриса», «Человек с заячьей губой», «Чернокожий», «Чеченец», «Больной синдромом Дауна», «Спортсмен», «Врач».

Инструкция: Сейчас я каждому из вас приколю на спину карточку, которая будет отражать некую принадлежность. Вы не будете знать свою роль, зато будете видеть чужие роли. Давайте договоримся, что до конца упражнения вы не будете рассказывать друг другу о том, какая карточка у кого на спине, и не будете – даже случайно – называть друг друга в процессе этого упражнения – это очень важно. Иначе смысл этого задания пропадет.

А задание такое. Представьте, что автобус, на котором вы ехали в другой город, сломался, и вы все, его пассажиры, вынуждены заночевать в пансионате. Вам предоставили трехместные номера. Вы должны решить, кто с кем переночует в одном номере (на пол человека внимания не обращайте). Обращайте внимание только на карточки на спине. И помните: держите в секрете, кому какая карточка досталась. Вы должны распределиться так, чтобы всем хватило места. В трехместном номере может заночевать один, два или три человека. Номера могут оставаться пустыми. Все понятно? Тогда вперед… итак все вы оказались в пансионате…

Рекомендация ведущему: на 10 человек лучше представить 5 трехместных номеров, на 15 человек – 6 номеров.

Анализ упражнения:

o Кто с кем оказался в одном номере?

o Кто оказался один?

o Почему именно эти персонажи оказались одинокими? О чем это говорит?

Ведущий должен сконцентрировать внимание ребят на том, что отвергнутыми оказались не сами ребята, а их персонажи.

Мы с вами почувствовали на себе, что значит нетерпимость. А также узнали, какие люди нуждаются в нашем принятии и поддержке больше всего (это те, кто оказался один в комнате).

В этом упражнении было много людей, которые на нас не похожи. И мы смогли понять, как мы к этим людям относимся.

Таким образом, в толерантном отношении нуждаются люди, которые на нас в чем-то непохожи. Причем это «что-то» обычно для нас, обычно очень значимо. И поэтому мы можем себя вести с ними по - разному: терпеть или нет, принимать или нет, поддерживать или нет.

В понятие «толерантность» входят такие элементы как:

o терпимость (мы терпимо относимся к тому, кто на нас не похож);

o принятие (мы принимаем человека или ситуацию такой, какая она есть, без осуждения);

o поддержка (мы стараемся поддерживать человека, который на нас не похож).

Следует отметить, что мы не обязаны всех любить, не обязаны всех поддерживать или принимать, но и ненавидеть человека только за то, что он чем-то от нас отличается, тоже не стоит. Мы можем в этом случае просто терпимо к ним относиться, понимая, что такое встречается, что бывает другая жизнь, другие люди, а не только мы любимые.

Самое сложное в теме толерантности – это оказать поддержку другому человека, поэтому остановимся на этом подробнее.

o Давайте для начала определим, что такое поддержка? Кто готов высказаться по этому вопросу?

o Ведущий в произвольном порядке выслушивает мнения участников о том, что такое поддержка.

o Хорошо. Во всех ваших определениях, бесспорно, есть доля истины. По сути, поддержка это, прежде всего, знак внимания к другому человеку.

Наши рекомендации