Проведение игр-импровизаций с ребенком

Педагог спрашивает, какой персонаж больше всего понравился ребенку, и предлагает изобразить его внешний облик, способ передвижения, звукоподражание. Ребенок изображает "любимого" персонажа. Для создания положительного эмоционального фона педагог в процессе игры использует литературный материал: потешки, стихи, припевки о данном персонаже.

Необходимо отметить, что все этапы работы над сказкой педагог "проходит" сначала только на индивидуальных занятиях, а затем на подгрупповых.

Опыт показывает, что данная последовательность знакомства со сказкой наиболее эффективна в работе с глубоко умственно отсталыми детьми. Ибо она включает большую подготовительную работу перед первичным знакомством со сказкой, что позволяет ребенку сформировать определенный круг представлений о персонажах сказки. А это, в свою очередь, играет существенную роль в процессе усвоения им содержания сказки и причинно-следственных связей, актуализированных в ней.

Сценарий занятия "Путешествие в мир сказок" 337

Сценарий занятия "Путешествие в мир сказок"

Цели

Образовательные:

♦ закрепить знания детьми содержания сказки "Курочка Ряба": правильно называть и выделять персонажей сказки и главного героя, знать звуки, издаваемые курочкой, соблюдать последовательность при рассказывании,

♦ учить отгадывать загадки о персонажах сказок, опираясь на их характерные признаки, правильно показывать персонажи-отгадки на картинках и объемных игрушках-куклах,

♦ учить понимать эмоциональные состояния персонажей на картинках, правильно их показывать и называть,

♦ учить рассказывать сказку, используя плоскостные фигуры фланеллеграфа,

♦ закрепить понятия "большой — маленький". Воспитательные:

♦ воспитание доброго отношения детей друг к другу и взрослому,

♦ воспитание чувства товарищества, взаимопомощи,

♦ воспитание спокойного отношения к приглашенным на занятие.

Коррекционные:

♦ коррекция речевой деятельности,

♦ коррекция памяти,

♦ коррекция мышления,

♦ коррекция внимания,

♦ коррекция восприятия,

♦ коррекция эмоциональной сферы,

♦ коррекция координации движений. Оборудование: фланеллеграф с плоскостными фигурами, д/игры: "Угадай, из какой я сказки", "Сказочное лото", "Веселый — грустный", "Расскажем сказку вместе", куклы из кукольного театра, домик из фанеры (теремок), магнитофон (песня "Антошка").




338_____________________________________Приложения

Ход занятия:

1.Организационный момент. Дети входят в кабинет дефектолога.

2. Появление сюрпризного момента.

Дети слышат стук в дверь и звукоподражание "кар-кар". Дефектолог обращается к детям с вопросом: "Кто это?" Дети отвечают. Появляется Ворона, которая по очереди здоровается с каждым ребенком. Она сообщает детям, что хочет вместе с ними поиграть, и спрашивает их разрешения.

3. Ворона играет с детьми.

Ворона загадывает детям загадки, а отгадки-куклы появляются в окошке теремка в случае правильного ответа. При этом каждый персонаж передает свой характерный признак (голос или звукоподражание, способ передвижения).

Затем Ворона продолжает загадывать загадки, но теперь отгадки — это предметные картинки, которые находятся в перевернутом состоянии (в случае правильного ответа — картинку переворачивает дефектолог, и дети еще раз называют то, что изображено на картинке). В конце игры Ворона хвалит детей.

4. Ворона слушает сказку "Курочка Ряба".

Ворона обращается к детям с просьбой рассказать сказку о курочке. Дети сообщают название сказки и с помощью дефектолога рассказывают сказку (используя плоскостные фигуры фланеллеграфа). Дефектолог задает детям вопросы:

— Кто был у деда с бабой?

— Как кудахтала курочка?

— Какие яички курочка несла каждый день?

— Какое яичко снесла курочка?

— Кто разбил яичко?

— Как утешала курочка деда с бабой? (использование эмоционального состояния на картинках, выбор правильной).

5. Физкультминутка.

Использование песенки "Антошка" (дети пляшут и поют).

Сценарий занятия "путешествие вмир сказок" 339

6. Игра:"Лото".

Дефектолог спрашивает детей, кто нарисован на картинках. Дети подбирают "такую же картинку". Называют всех персонажей, азатем название сказки. Осуществляют подборку по величине (курочка большая — маленькая).

7. Игра "Кто в какой сказке живет".

Ворона предлагает выбрать из имеющихся картинок персонажей сказки "Курочка Ряба" (есть лишние картинки, дети их должны выделить).

8. Прощание с Вороной

Ворона благодарит детей за сказку и игру. Хвалит их за правильное выполнение заданий. Дети совместно с педагогом договариваются с Вороной о новой встрече и прощаются с ней.

Занятие окончено.

Оценка результативности

Данное занятие, азатем и серия подобных "уроков" оказались результативными. Было отмечено более глубокое усвоение программного материала по разделу "Сказки", атакже существенное влияние на формирование у детей доброжелательности и сочувствия. Об этом рассказывали родители, приводя реплики-выводы своих детей: "Надо быть добрым", "Не плачь", "Он хороший и добрый", "Я тебе помогу, ты только не плачь". По словам родителей, такие занятия сыграли большую роль в формировании бытовых навыков, способствовали усвоению алгоритма конкретного действия (например, постройка чего-либо, подготовка к чему-либо), пониманию причинно-следственных связей явлений и поступков.

Эти положительные результаты еще более укрепили меня в мысли, что необходимо использовать в работе с "особыми" детьми не только кукольный театр (который рке используется), но и пальчиковый, театр марионеток, теневой театр. Необходимо расширять коррегагионнснразвивающую среду применением игр в песок, разработкой новых дидактических игр и адаптированных сказок.

Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них

340

Приложения

они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют ребенку испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

Большое значение сказки заключается в том, что она оказывает решающее влияние на формирование эмоционально-волевой сферы ребенка.

Первое знакомство "особого" ребенка со сказкой всегда заинтересованное. Несмотря на то, что он может вести себя во время этого знакомства по-разному. Он может проявить интерес к какому-либо персонажу сказки, к песенке, которую исполняет педагог, к иллюстрациям сказки. Эгот интерес, как правило, кратковременный. Но это рке результат, ибо "особые" дети вообще могут быть безучастны к событиям, происходящим вокруг них.

Сказка положительно влияет на восприятие "особых" детей. Красочные иллюстрации, красивые кукольные персонажи вызывают у них положительные эмоции: радость, смех. Дети постепенно открывают свой внутренний мир. Сказка повышает речевую активность детей. Даже безречевые дети пытаются звукоподражать персонажам сказок на элементарном уровне: — "Ам" — съела Колобка Лиса, "У-у-у" — говорит Медведь, "Бум" — яичко упало и разбилось, "А-а-а" — плачет Баба, плачет Дед и пр.

Дети с диагнозом "ОНР 1-го уровня", как правило, пытаются воспроизвести звукоподражания персонажей сказок, пытаются повторить односложные и двусложные слова баба , дед , ряба , дом , лиса , волк , дом ).

"Особые" дети с диагнозом "ОНР 2-го уровня" используют в своей речи двухсложные и трехсложные слова ("со-бака , заика , мышка ;.

Дети с диагнозом "ОНР 3-го уровня" пытаются воспроизвести предложения, содержание которых стало устойчивым ("Плачет баба, плачет дед", "Тянут-потянут — вытянуть не могут", "Отворитеся, отопритеся — ваша мать пришла, молочка вам принесла", "Дрркно мы живем в теремке, песенки поем в теремке").

Сценарий занятия "путешествие в мир сказок" 341

Дети с диагнозом "выход из моторной алалии", как и некоторые дети с диагнозом "ОНР 3-го уровня", пытаются после вторичного прослушивания сказки на последующем занятии "помочь" педагогу рассказать сказку.

Сказка оказывает большое влияние на поведение ребенка, успокаивает его, настраивает на хороший лад.

Сказка положительно влияет на развитие мимики лица "особых" детей. Ведь им очень сложно произвольно улыбнуться, нахмурить брови, опустить уголки рта, широко раскрыть глаза, закрыть глаза. Сказки побркдают детей к смене мимического состояния лица: дети улыбаются, грустят, нахмуривают брови. Это особенно важно для детей с ДЦП, так как развитие мимики для них, в силу их дефекта, крайне затруднено.

Сказка оказывает огромное влияние на коррекцию психических процессов "особых" детей: коррекцию мышления (дети усваивают последовательность эпизодов сказки, названия основных персонажей, основные звукоподражания и т. д.), коррекцию внимания (дети сосредоточивают внимание, удерживают его сравнительно долгое время), коррекцию памяти (дети запоминают имена основных героев, характерные признаки) и т.д.

Сказку можно использовать на занятиях по формированию элементарных математических представлений, в сю-жетно-ролевой игре, на занятиях по формированию культурно-гигиенических навыков, конструированию. Отрывки из сказок настраивают детей на положительный эмоциональный фон, концентрируют внимание детей, и, как правило, результат этих занятий достаточно высок.

Предложенная мною программа может быть полезна не только дефектологам, но и воспитателям "обычных" яслей и детских садов.

Тяжелой особенностью нашего времени является, среди прочих, и рост числа детей с мультидефектами. Дефектологи и специальные психологи ищут новые пути коррекции и абилитации, формы общения с "особыми" детьми. Уверена, что в этом нелепсом поиске и процессе внедрения новых методик игровое моделирование на основе метафоры, сказки является наиболее перспективным

342

Приложения

Андрей Гнездилов

Наши рекомендации