Протокол сказкотерапевтического занятия
Ф. И. Цвет | Состояние | Персонаж | Характеристика | Реакции |
Количественныйанализ:
агрессивность | миролюбие | |||||||||||
тревожность | спокойствие | |||||||||||
конформизм | 3 4 | лидерство | ||||||||||
отстраненность | вовлеченность | |||||||||||
стереотипность | 4 5 | креативность | ||||||||||
индивидуализм | б | сотрудничество | ||||||||||
ригидность | б | гибкость |
Комментарий к Протоколу. Протокол позволит Вам:
— фиксировать внимание на качествах, важных для понимания индивидуальных особенностей ребенка,
152__________Элементы практической сказкотерапии
— обратить внимание на степень выраженности того или иного качества
— не загружать свою память и иметь возможность вернуться к своим наблюдениям и впечатлениям в любое время
— отчитаться о результатах работы не только по количеству проведенных занятий, но и по качественным характеристикам
— выявить личностные особенности и проследить их динамику
— сопоставляя личностные проявления ребенка с темами занятий, выявить стиль поведения ребенка в различных ситуациях.
Протокол состоит из 2-х частей: качественной и количественной.
В таблице качественного анализа мы фиксируем: имя участника группы; цвет, которым мы будем рисовать его график; психоэмоциональное состояние на начало занятия; образ, который он выбрал для перевоплощения; краткую характеристику этого героя; особенности поведения и реагирования ребенка.
Протокол количественного анализа построен по принципу семантического дифференциала и состоит из 7 шкал, включающих в себя полярные качества.
Вам предлагается поставить оценку от 0 до 10 баллов.
Балл "5" показывает отсутствие явной выраженности качества. Баллы 0,1 и 9,10 задают систему отсчета, символизируют гипервыраженность качества и поэтому обычно не выставляются.
Агрессивность — Миролюбие
Шкала характеризует уровень внутренней и внешней агрессии ребенка. Если ребенок проявляет по отношению к другим разрушительные или запугивающие действия: разрушает что-то сделанное детьми, толкает их, перебивает, кусается, обзывается, унижает — Вы можете поставить "X" (крест или точку) рядом с одной из цифр "2, 3, 4". Баллы "5 и 6" показывают ситуативную агрессивность: ребенок проявляет агрессивные действия только в ответ на обиду, агрессию и пр. Баллы "7 и 8" символизируют натуру миролюбивую,
Методы -регистрации____________________________153
готовность уладить конфликт. Ребенок не всегда агрессивно реагирует на агрессивные действия окружающих. Крайнее проявление миролюбия: "бьют по щеке — подставь другую", страх конфликта, беззащитность.
2. Тревожность— СпокойствиеШкала отражает уровень внутреннего напряжения, тревожности ребенка. Если ребенок боится выполнять задание, нервничает в ответственных ситуациях, говорит, что у него ничего не получится, Вы можете поставить знак "X" рядом с одной из цифр "2, 3". (В процессе занятий по сказкотерапии обычно у детей снижается уровень тревоги и усиливается уверенность в себе.) Если ребенок осторожен, выполняет не все задания, а только те, в успешном выполнении которых он не сомневается, Вы можете поставить "X" рядом с цифрой "4" или "5". Если ребенок достаточно уверен в своих действиях, но все же постоянно следит за тем, как выполняете задания Вы, дети, и старается соотносить свои действия с увиденным, Вы можете поставить "X" рядом с цифрой "6". Если ребенок спокойно и уверенно участвует в работе, Вы можете поставить знак "X" рядом с цифрой "7" или "8". Гиперспокойствие — рке сродни эмоциональной "тупости".
Комформизм — Лидерство
Шкала отражает тенденцию ребенка быть ведомым или лидером. Баллы "2, 3, 4" символизируют степень зависимости от мнения окружающих, тенденцию к подчинению, невыраженность собственного мнения, потребность в опеке, легкость опсаза от своего желания или идеи и пр. Баллы "5 и 6" соответствуют ситуативному проявлению тех или иных качеств: в зависимости от ситуации, задания, состояния, настроения, самочувствия ребенок проявляет черты лидера. За этим иногда скрывается неформальный лидер. Баллы "7 и 8" отражают явную выраженность лидерских качеств: стремление быть первым, "пробивать" свои идеи, подчинять себе, желание, чтобы все слушали только его и пр. Балл "9" или даже "10" можно поставить только в том случае, если Вы столкнулись с деспотом, упрямо, иногда истерично, навязывающим свою юлю Вам и другим детям.
154__________Элементы праюпической сказкотерапии