Глава 2. Элементы практической сказкотерапии
Создание сказочной среды. Введение ребенка в Сказочную страну
Развитие личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и непосредственно соприкоснется с ней. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает "сказочные законы" — нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Сама "сказочная жизнь" побуждает действовать ребенка в соответствии с общечеловеческими нормами поведения. Путешествуя по Сказочной стране, ребенок чувствует, что если он не будет прислушиваться к своим друзьям, будет с кем-то ссориться, производить вокруг себя разрушение — сказка исчезнет, а вместе с ней могут погибнуть и добрые, полюбившиеся ему сказочные существа, живущие в ней. Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит к ребенку непосредственно из сказочной ситуации, а не из уст и под давлением взрослого.
124__________Элементы практической сказкотерапии
Поэтому для сказкотерапевтических занятий необходима особая среда защищенности и тайны. Это облегчит процесс "переноса" в Сказочную страну.
Для занятий желательно иметь зал не менее 20 кв. метров (чем больше зал, тем больше возможностей передвижения).
Ведущий может стать Волшебником и создать вокруг себя Волшебную страну. Для начала надо сесть поудобнее, закрыть глаза и представить себе, каким должен стать зал после того, как Вы превратите его в уголок Волшебной страны. Когда у Вас сформируется образ зала, приступайте к его оформлению, помня о том, что:
1) занятия лучше проводить при неярком освещении. Лучше, если верхний свет будет выключен. На окнах хорошо иметь плотные портьеры, не пропускающие свет. С помощью них Вы сможете регулировать освещенность зала в зависимости от тех событий, которые будут разворачиваться в Вашей Волшебной стране. В углу комнаты можно поставить небольшую лампу. На стенах зала появятся тени, которые создадут ореол тайны и волшебства Однако, если Вы собираетесь проводить занятия с маленькими детьми (2,5 — 4,8), понаблюдайте за их реакцией: есть дети, которые вначале боятся приглушенного света. В этом случае занятие лучше проводить при привычном им освещении,
2) зал для занятий лучше осюбодить от привычной детям мебели и игрушек. Если обычную обстановку невозможно изменить, то лучше закрыть, задрапировать ее ширмами и тканями. Дети, входя в привычную комнату и не узнавая ее, уже настроены на восприятие нового и необычного,
3) в оформлении зала должны присутстювать сказочные элементы. Хорошо использовать блестящие, легкие ткани, декорации. Сказочные элементы, которые Вы внесете при оформлении, являются не только деталью интерьера, но и непосредственными действующими лицами. Если дети увидят картинку с изображением сказочного города, то желательно им там побывать. Важно, чтобы этот город не остался только условной частью оформления. Если на стене появился рисунок Жар-Птицы, это определяет ее участие
Создание сказочной среды________________________125
в сказочном путешествии. Каждый предмет, который дети увидят в зале, может принимать участие в сказочном процессе. В зале не должно быть лишних предметов и игрушек, для того чтобы не отвлекать и не рассеивать внимание детей. Кроме того, важно, чтобы все сказочные предметы или герои появлялись перед детьми постепенно, дети не должны видеть их сразу. Если по сценарию Вашего занятия запланирован поход в конкретное сказочное государство и Вы уже установили в зале соответствующие декорации, спрячьте их до того времени, пока дети по "сказочной дорожке" не подойдут к этому государству ("спрятать" декорации молено, накрыв их тканью). Таким образом, дети, входя в зал, видят ряд "холмиков", накрытых тканью — Волшебная страна еще "спит". Ребенок попал в ситуацию новизны и тайны. А это, в свою очередь, усиливает его интерес. Даже самые отстраненные дети будут заинтригованы. Обогатит сказочное впечатление специально подобранная медитативная, уравновешивающая, расслабляющая музыка. 4) костюм ведущего. Важно, чтобы Ваш костюм чем-то отличался от обычного. Можно надеть корону, накидку, сказочное платье, или что-то, делающее непривычным Ваш обычный костюм (в этом Вам поможет глава об имидж-терапии). Среди вспомогательных предметов ведущего могут быть волшебный посох, корзина, клубок и другие предметы (в зависимости от сценария занятия). Ведущий может проводить занятия и от имени куклы. Например, куклы-марионетки. Итак, зал подготовлен. Но Волшебная страна "оживет" только тогда, когда в нее войдут дети. И это будет происходить таинственно и необычно.
За минуту до начала занятий включается музыка, чтобы стоящие за дверью дети услышали первые сказочные звуки. Затем Вы можете выйти к детям и сказать: "Ребята, сейчас мы с вами пойдем в сказочную Волшебную страну. Вы слышите эти звуки — Сказка ждет вас. Но войти в Волшебную страну может только тот, кто умеет слушать то, что происходит юкруг него. И только тот, кто умеет ходить легко и мягко,
126__________Элементы практической сказкотерапии
не нарушая покоя в Волшебной стране. Поэтому сейчас мы тихонечко, не разговаривая друг с другом, мягко и осторожно ступая, войдем в Волшебную страну, оглядимся вокруг и прислушаемся (пауза). А теперь... (шепотом) — пошли!.."
Инструкцию желательно говорить тихим и мягким голосом. Однако нужно следить за тем, чтобы все дети ее услышали. Через инструкцию ведущий передает детям определенный настрой, вводит детей в "режим" активного восприятия. Подобное состояние сонастроенности с внешним миром важно для человека. Находясь в нем, он хорошо чувствует, что происходит вокруг, и может гибко и своевременно корректировать свои действия в соответствии с изменениями во внешнем мире.
Итак, до начала занятия ведущий настраивает детей на сказочное путешествие, открывает дверь и тихо-тихо (чтобы не "вспугнуть" сказку) вместе с детьми заходит в зал. Когда все вошли, ведущий может незаметно надеть свой сказочный костюм (корону или накидку). В зале тихо играет музыка, верхний свет выключен, светит только лампа из угла (важно, чтобы свет от нее не падал детям в глаза), и благодаря этому на стенах могут мягко двигаться тени. Пару минут никто ничего не говорит — дети только прислушиваются к тому царству звуков, в которое они попали. Потом ведущий может спросить у детей, что они слышат и о чем им рассказывают сказочные звуки. После короткого обсуждения (не больше 3—5 минут) сказочных звуков ведущий приглашает детей к Месту превращений.
Вот пример стихотворного приветствия от имени Папы Карло (стихи Д.Фролова):
Я вас приветствую! Входите! И не стесняйтесь, проходите! Хоть я друзьями и богат, Но вас я видеть очень рад!
Меня, конечно, вы узнали? Я — Папа Карло. Вы читали И про меня, про Буратино, О милой девочке Мальвине?
Создание сказочной среды
127
У нас — Волшебная страна! Мы приглашаем вас, друзья! Вы очень кстати прибежали, Мы вас давно уж поджидали!
Сегодня мы, ребята, с вами Пойдем волшебными путями По нашей сказочной стране И побываем там — везде!
В волшебной Книге потайной Найдем мы Ключик Золотой И с ним пересечем порог По карте сказочных дорог.
Все сказки мира здесь живут! И их герои — тоже тут. Вы попадете в их владенья, И вам должно хватить уменья Все испытания пройти, Не сбившись с верного пути!
Здесь есть колдуньи и драконы, Они по сказкам вам знакомы? Хитрющие есть существа, Вы знаете их имена?
Вы бедных встретите зверей, Принес им горе злой злодей. Вы помогайте им везде, Они не бросят вас в беде!
Вы к добрым феям попадете, В гостях немного отдохнете, Они откроют вам секреты И верного пути приметы.
Пусть каждый выберет себе Свой путь по Сказочной стране, У нас, ведь, Пушкин здесь бывал, Вот как об этом он писал:
128__________Элементы практической сказкотерапии
"Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей, Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей"...
Хочу я вас благословить И напоследок всех спросить: "Готовы вы пройти везде? Друг другу помогать в беде?
Готовы с силой зла сразиться?
И за несчастных заступиться?"
Тогда — вперед!
Все — заодно!
Цветок Волшебный ждет давно!
Монолог, безусловно, можно сокращать, дополнять, делать после вопросов паузы, чтобы дети могли ответить.
Место превращений.
Для того чтобы ребенок лучше "воспринимал" то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал ВХОЖДЕНИЯ в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать "превращение" ребенка в любого сказочного героя (по его выбору). Для этого можно организовать Место превращений.
В одном из углов располагается задрапированный темной тканью стул. На него можно поставить "Волшебный цветок" (светильник из световолокна в виде цветов) или "Волшебный камень" (какой-нибудь красивый блестящий достаточно большой кристалл), или что-то другое (что подскажет Вам фантазия). Если Вы выбрали "Волшебный цветок", то можно рассказать о нем детям так: "В этой Волшебной стране есть цветок, его подарила одна добрая и мудрая Фея. Когда к нему подходит добрый человек, цветок начинает светиться и передает часть своей волшебной силы тому, кто протянет к нему руки. Если подойти к этому цветку, протянуть над ним руки (но не дотрагиваться до него) и закрыть глаза, то можно превратиться в кого угодно. В того, кого пожелаешь. Сейчас мы можем тихонечко подойти к
Создание сказочной среды
129
Волшебному цветку, встать вокруг него так, чтобы не мешать друг другу; протя1гуть над ним руки, закрыть глаза и превратиться в тех существ, которых вы задумали". Или:
Страна чудес и добрых фей Не место для простых людей. Но вы проникните туда Как сказочные существа.
Теперь глаза зажмурим все: Представьте каждый сам себе Родное существо из сказки — Предмет своей любви и ласки.
И образ вашего героя К вам в сердце сразу перейдет, И в путешествии по сказке Успех и радость принесет!
Пока ведущий это говорит, дети подходят к цветку, а ведущий (незаметно) включает светильник (кнопка включения светильника должна быть спрятана в складках материала).
Когда дети закрыли глаза и протянули руки над цветком, ведущий говорит: "Глубоко вдохните и полностью выдохните, Волшебный цветок дает нам волшебную силу, и мы превращаемся в тех сказочных существ, в которых задумали превратиться. Еще раз глубоко вдохните и выдохните. Тот, кто уже превратился, может открыть глаза, сделать глубокий вдох и выдох, расправить плечи. Попробуйте начать двигаться как тот герой, в которого Вы превратились. Только делайте это так, чтобы не мешать превращаться другим. Ну как, все превратились?.. Тогда давайте знакомиться!" Ведущий и "сказочные существа" садятся на пол в кружок недалеко от цветка.
У ведущего может быть ассистент, переодетый в какого-либо сказочного персонажа. После превращения дети подходят и садятся около него в кружок. Ассистент представляется детям и расспрашивает их, icto они такие (что любит тот персонаж, в которого они превратились, какой у него характер, как он ходит, летает, прыгает и пр.). Если ассистента у ведущего нет, то он может сам взять на себя
5 «Сказкотерапия»
130__________Элементы практической сказкотерапии
функции сказочного существа, встречающего детей после превращения у цветка (или использовать для этого куклу-марионетку).
На этом этапе важны два момента:
1) Необходимо познакомиться с персонажами, в которых превратились дети. (Кто сегодня пришел в сказку? Какая история у персонажа: откуда он пришел, что он обычно делает, что любит, что не любит, какой у него характер и пр. Можно предложить ребенку пройтись, как ходит его персонаж и т.д.) Каждый ребенок говорит о своем персонаже примерно три фразы (важно не затягивать знакомство, чтобы не снизить интерес детей к происходящему). Этап знакомства с персонажами Очень важен. Обычно дети перевоплощаются в тех героев, характер и способ поведения которых для них наиболее значим в данный момент. Ребенок, познавая Мир, примеряет на себя многие модели поведения. Он может подражать взрослым (родителям, любимым педагогам, родственникам); может перенимать манеру поведения героев художественных или мультипликационных фильмов; а может подражать людям, которые являются носителями поведения различных профессий (космонавт, диктор телевидения, милиционер, солдат и т.п.); часто дети стремятся быть похожими на героев сказок (Принцесс, Принцев и др.). Чем больше моделей поведения "освоит", проиграет ребенок, тем гибче и разнообразнее впоследствии будут его взаимодействия с окрркающими.
Многие дети каждое новое занятие придумывают разных героев для превращения (на одном занятии мальчик был Принцем, на следующем занятии он превратился в Волка (доброго и мудрого), потом он превращался в Лиса, Волшебника и других персонажей, которые ни разу не повторились) . Важно узнать у ребенка характер и предпочтения его героя. Потому что иногда дети выбирают для превращения таких персонажей, образ которых для нас, взрослых, может быть двусмысленным. Например, один мальчик превратился вДракона. На первый поверхностный взгляд — образ не очень позитивный. Однако в представлении этого мальчика
Создание сказочной среды
131
Дракон былочень сильным и добрым, он мог кого угодно защитить отлюбых злых сил. Кроме того, Дракон, благодаря своеймногоголовости, был очень умным и хитрым — он мог, не вступая в драку, перехитрить любого обидчика. Итак, тот образ, который ребенок выбирает для перевоплощения, расскажет нам, какие внутренние вопросы решает для себя ребенок в данный момент. Если ребенок из занятия в занятие выбирает для превращения один и тот же образ — значит он, по каким-либо причинам, очень значим для ребенка. Может быть, таким образом ребенок тренирует важную для него манеру поведения; может быть, многократно проживая события под маской этого образа, ребенок освобождается от чего-то; а может, с помощью образа ребенок бессознательно сигнализирует мудрому взрослому о какой-то проблеме. Так или иначе, анализ персонажей, в которых превращаются дети, очень психодиагностичен. Если Вы ведете серию занятий по сказкотерапии и используете в своей работе превращения детей в различные персонажи, то имеет смысл результаты Ваших наблюдений систематизировать в таблице качественного анализа (таблица составляется на каждого ребенка на отдельных карточках):
Фамилия, имя
Дата | Персонаж | Характеристика | Реакции |
В первую графу по вертикали Вы записываете даты занятий. Во вторую графу Вы вписываете имя персонажа, в которого превратился ребенок. В третью графу Вы записываете
132__________Элементы практической сказкотерапии
краткую характеристику, которую дал ребенок своему герою (если ребенок демонстрировал походку своего героя — запишите характер этой походки: мягкая, тяжелая, неуверенная и т.д.). В последнюю графу Вы заносите наблюдаемые Вами в процессе занятия наиболее типичные (в конкретном занятии) реакции ребенка. Например: "Был очень активным, помогал другим", или "Старался держаться в стороне, наблюдал" и т.д.
Для количественного анализа и систематизации своих наблюдений Вы можете использовать "Протокол сказкоте-рапевтического занятия". Систематизируя свои наблюдения, Вы получаете возможность проанализировать серию занятий и понять внутренний мир каждого ребенка. Кроме того, Вы сможете сделать выводы относительно того, как влияют на ребенка занятия по сказкотерапии.
Итак, Вы познакомились с персонажами, в которые превратились дети (а после занятий сделали по этому поводу соответствующие выводы). Второй момент, на который важно обратить внимание в общении у Волшебного Цветка — это
2) рассказать детям о том, что они будут сегодня делать в Сказочной стране. В процессе каждого занятия по сказкотерапии Вы будете решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания. Или: сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки. Или: развитие памяти, коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций и пр. Вы подберете хорошие упражнения, которые позволят Вам успешно решить поставленные задачи. Теперь важно связать все задуманные Вами упражнения в единый сказочный сюжет и сделать для каждого упражнения сказочную "упаковку". В этом случае дети почувствуют, что они не просто играют "в сказку" или выполняют интересные упражнения, а исследуют пока незнакомый им Мир. И упражнения, которые они выполняют, это не развивающие игры, а условия жизни в Сказочной стране.
Сказочный герой, который встречает детей у Цветка, знакомится с ними и может просить у детей помощи. Он может рассказать детям о беде, которая с ним приключилась незадолго до того, как они пришли. И гоюрит, как
Создание сказочной среды________________________133
-^•■—■ИИ!^— I III .....«И........ ■'"■II I ""™^—~"™~ ' " ' " " " " ' ......——— I II II.....«■■■-■
можно ему помочь. Он обязательно предупреждает детей об опасностях и трудностях, которые их могут ожидать, если они по его просьбе отправятся в путь. Он рассказывает им, куда и как надо идти, что нужно делать и пр. Напутствуя детей, сказочное существо может дать им различные волшебные предметы в помощь: золотой клубочек, волшебную палочку и пр., но при этом он определенно и твердо оговаривает правила использования этих волшебных предметов и ситуации, в которых они могут быть использованы (иначе дети могут не захотеть из трудных ситуаций выбираться самостоятельно, уповая на волшебные предметы).
Таким образом, сказочный герой, встречающий детей у цветка, рассказывает детям о том, что они будут сегодня делать в Сказочной стране. Либо это будет прогулка по Волшебной стране; либо помощь сказочному существу; либо знакомство с жителями Волшебного Города, которые умеют делать что-то необычное (например, сочинять или рисовать сказки, придумывать кукол, ставить спектакли).
Итак, дети вошли в сказку, превратились в кого хотели, получив задание от сказочного существа, почувствовали себя полезными и незаменимыми. Следующая часть занятия — путешествие, приключения, задания — согласно предварительно составленному сценарию. Но об этом далее.
Можно "ввести" ребенка в сказку и другим способом. Если у Вас нет сказочного Волшебного Цветка, или Вам просто не нравится такой способ "посвящения" в сказку (у каждого из нас свой стиль работы), можно "войти" в сказку через "Волшебный Тоннель". Для этого нужно:
1. Небольшие дуги-воротики или детские стулья (примерно
12 штук).
2. Плотная длинная ткань или одеяла.
3. Маленькая лампа.
4. Небольшой кусок неплотной ткани, для того чтобы закрыть лампу.
Дуги-воротики расставляются друг за другом, образуя тоннель. Сверху они ншфываются одеялами или плотной тканью. Итак, у нашего тоннеля есть вход и выход. На расстоянии примерно 60 см от выхода помещается на полу или
134__________Элементы практической сказкотерапии
на низкой подставке небольшая лампа. Лампа устанавливается так, чтобы свет от нее был виден ребенку, только когда он заползет в тоннель. Чтобы свет не бил в глаза ребенку, сверху лампа накрывается тканью. Таким образом, ребенок может "войти" в сказку через "Волшебный Тоннель". Важно, чтобы по окончании занятия дети "вышли" из сказки тем же способом, каким и вошли. Если они "вошли" через Волшебный Цветок, то они через него и "выходят". Если они "вошли" через "Волшебный Тоннель" (или через другой волшебный "лаз"), то они "выходят" через него из сказки. В сказку и из сказки есть только одна "дверь". Это некоторый "сказочный" закон, который определенным образом нормирует ребенка.
В ходе курса сказкотерапии можно комбинировать способы "введения" в сказку в зависимости от целей занятий. Важно, чтобы ребенок вышел из сказки после окончания занятия тем же способом, что и вошел.
Сценарии занятий. Ива первых путешествия
Сценарий первый
Задачи занятия:
♦ познакомиться с детьми
♦ отработать позитивное взаимодействие детей друг с другом
♦ проработать мотив взаимопомощи и ответственности
♦ определить уровень произвольной памяти и внимания
Необходимые материалы:
♦костюм Волшебника (накидка, шляпа, борода)
♦ костюм Ворона (темная накидка, маска или картонный клюв)
♦ костюм Птицы Рух (блестящая накидка и корона)
♦ тюль разных цветов (голубой, желтый, зеленый, красный)
♦ сказочная бутылочка с молоком (можно в корзинке)
♦ детские стульчики.
Сценарии занятий_______________________________135
Занятия можно проводить с ассистентом, который будет играть поочередно: Волшебника, Раненого Ворона, Птицу Рух.
Добрый Волшебник: "Я вижу, что в мою сказку пришли сегодня удивительные существа: добрые, смелые, готовые помочь друг другу, которые наверняка умеют внимательно слушать и наблюдать за тем, что происходит вокруг них. Таких существ я с радостью пущу в свой Сказочный лес. Но знаете ли вы, что прогулка по Сказочному лесу может быть не только приятной, интересной, но и опасной? (Дети кивают головой.) Значит, не растеряетесь в Волшебном лесу? Тогда идите. Но помните, что в Сказочном лесу все добрые существа помогают друг другу. И еще: будьте внимательны — ведь в сказке иногда все изменяется очень быстро..."
Дети прощаются с Волшебником и выходят на "Лесную дорожку". Ведущий расстилает на полу зеленую ткань, включает музыку и говорит:
"И вот мы вошли в Волшебный лес. Слышите, как переговариваются друг с другом птицы? О чем они говорят? (^4ета придумывают, о чем говорят птицы Аруг с другом.) Посмотрите — у нас под ногами волшебная лесная дорожка. Помните, Волшебник говорил, что в сказке может все быстро изменяться? Вот и эта дорожка живая. Вот сейчас мы с вами идем по очень мягкой травке (дети, сняв тапочки, изображают, как они идут по мягкой травке); а сейчас мы с вами идем по песку, он становится все горячее и горячее... ой! он просто обжигает ноги!., а вот волна накатилась на песок и скрыла его — мы с вами идем по теплой воде... и вот мы вышли на лесную тропинку, мы идем по иголочкам, маленьким шишечкам, сучкам..."
Пока дети увлечены ходьбой по "живой" лесной тропинке, незаметно для них (но заметно для ведущею) появляется Раненый Ворон {ассистент). Он ложится в стороне, откидывает одну руку — "крыло" и потихонечку начинает стонать. Дети замечают его и останавливаются. Некоторое время они не решаются подойти. Тогда Ворон начинает сильнее стонать: "Пить, пить!". Наконец, самый смелый из ребят подходит к Ворону, а за ним и все остальные. Кто-то из ребят спрашивает: "Кто ты? Что с тобой случилось?" Ворон
136__________Элементы практической сказкотерапии
тихим голосом отвечает: "Я Ворон Воронович. Подстрелил меня злой колдун стрелой заговоренной. Стрелу-то я клювом вытащил, а рана осталась... Нет сил лететь дальше... пить..."
Пока Ворон это говорит, Ведущий в другом конце комнаты ставит стульчик и накидывает на него голубую ткань. Дети оглядываются в поисках источника воды и замечают "родник" (стульчик под голубой тканью). Все бегут к нему. Если все бросили Раненого Ворона и побежали за водой, ведущий может сказать: "Как же так?! — нельзя Ворона бросать одного. Кому-нибудь нужно остаться!" Кто-нибудь из детей остается у Ворона (для последующего анализа интересно — кто). Остальные дети подходят к "роднику", складывают лодочкой руки и набирают в них воду. Ведущий говорит: "Да-а, нелегко воду в ладонях унести, она вся сквозь пальцы проходит!.. Что же делать? Но раз в сказке вы первый раз, подскажу я вам средство верное. Чтобы волшебная вода не выливалась, нужно сделать общую чашку. Встаньте в кружок, протяните ручки вперед, сложите их лодочкой и сделайте общую чашу из ваших рук. А теперь наберите в нее воды. И тихонечко, так чтобы не повредить чашу, отнесите Ворону воду. Дети, неся общую чашу, должны сдерживать свое желание побыстрее добежать до Ворона и напоить его. Если кто-то будет торопиться первым напоить Ворона, чаша сломается, и придется снова идти к "роднику"... а раненый Ворон все это время будет ждать...
Когда Ворон напился, ему стало лучше, но рана его так быстро зажить не может. Ворон говорит: "Спасибо вам, добрые существа! Кабы не вы, не миновать мне смерти. Но чтобы рану от стрелы заговоренной мне заживить, нужно молоко Птицы Рух. А самому мне к ней сейчас не добраться... слаб я". Дети переглядываются между собой, а потом кто-то говорит: "А давай, Ворон, мы сходим к Птице Рух". Другие дети подхватывают это ггредложение.
Ворон: "Спасибо вам, мои дорогие. Да только труден путь к Птице Рух". Дети говорят, что они не боятся. Ворон: «Пойдете вы вон по той тропинке и выйдете к болоту, перейдете через болото — лес дремучий начнется. Перелезете через буреломы — к озеру выйдете. Переплывете через озеро —
Сценарии занятий
137
увидите розовый свет. Пойдете туда/Там Птица Рух и живет. Да только не любит она гостей непрошеных. Поэтому запомните волшебное заклинание, которое вы должны сказать все вместе (иначе оно силу не имеет). Слушайте и запоминайте:
"Птица Рух, Птица Рух, — Ранен твой любимый друг!"
Вам нужно сказать заклинание три раза, и тогда она к. вам выйдет. Расскажите ей про меня и попросите ее передать мне волшебного молока. Не забудьте заклинание! А то птица Рух не поверит вам, и может быть беда... Повторите его для верности три раза. (Дети повторяют.) Теперь я за вас спокоен. Счастливого пути! Спасибо каждому из вас за помощь. Торопитесь, а то...»
Пока Ворон объясняет ребятам, как идти, ведущий убирает (незаметно) "родник" и снова кладет на пол "лесную дорожку". Дети, попрощавшись с Вороном, осторожно идут по лесной дорожке, на пяточках, на носочках, на внешней стороне стопы, ступают полной стопой. Наконец, они приходят к болоту.
По болоту идти тяжело, ноги засасывает тина, — вместе с ведущим дети идут, с трудом вытаскивая из болота ноги. Но вот, наконец, и кончилось болото. Все выходят на лесную опуппсу, садятся отдохнуть. Но долго отдыхать нельзя — Ворон ждет. Надо идти дальше через дремучий лес.
Дети вместе с ведущим входят в лес, руками раздвигают ветки, перелезают через воображаемые буреломы. Но вот лес кончился, и показалось большое озеро. Ведущий быстро убирает с пола "лесную дорожку" и кладет на пол голубую ткань. Дети переправляются через озеро, показывая, как они умеют плавать.
Пока дети плавают, ассистент в другом конце комнаты переодевается в костюм Птицы Рух, ставит стул, накидывает на него розовую ткань и прячется за стул (или ширму). Когда дети выходят из "озера", они обращают внимание на розовую ткань. Они догадываются, что это и есть дом Птицы
138__________Элементы практической сказкотерапии
Рух. Дети вместе с ведущим осторожно подходят поближе и начинают вспоминать слова заклинания. Оказывается, что трудности сказочных дорог заслонили в их памяти слова заклинания. Но постепенно (иногда с небольшими наводящими подсказками ведущего) им удается восстановить текст заклинания. И когда все вместе они произносят его три раза, перед ними появляется Птица Рух.
Птица Рух: "Кто зовет меня? Кому нужна моя помощь? Здравствуйте, сказочные существа". Дети рассказывают Птице Рух, что произошло с ее другом Вороном (для ведущего важно запомнить, как они рассказывают и что им больше всего запомнилось), и просят у Птицы Рух ее волшебного молока. Птица Рух приносит молоко и говорит: "Кто отважится нести мое молоко через весь нелегкий путь? (Если кто-то один из детей вызывается, ему отдается молоко, если вызывается одновременно несколько человек, то Птица Рух загадывает загадку. Кто первый ее отгадает, тот и понесет молоко.)"
Загадка Птицы Рух:
"Отважное сердце,
Острый клюв,
На помощь летит,
Когда его ждут" (Ворон) Получив молоко, ребята прощаются с Птицей Рух и отправляются в обратный путь. После того как они приносят Ворону молоко, он выпивает его, раны заживают. Он встает, полный сил.
Ворон: "Спасибо вам, добрые существа! Если бы не вы, погиб бы я здесь! Не побоялись вы дороги трудной. И теперь, когда вам нужна будет моя помощь, — зовите. Я прилечу. А теперь прощайте, мне пора. Позади вас сказочное волшебное озеро, которое даст вам силы перед дорогой домой. Искупайтесь в нем! Прощайте!" Ворон улетает.
Пока Ворон говорил, ведущий накинул на пол голубую ткань. После того как Ворон улетел, дети бросаются в "воду", резвятся в ней вместе с ведущим, брызгаются. Ассистент в это время переодевается в Волшебника, снимает чехол с Цветка и садится рядом с ним.
Сценарии занятий_______________________________139
Нарезвившись в воде, дети замечают Волшебника и подходят к нему. Они рассказывают ему, как они путешествовали, как помогали Ворону и пр. Ведущему важно зафиксировать или запомнить, что они говорят, кто и что говорит, т.к. все это свидетельствует о том, что было наиболее значимо для детей.
После того как дети рассказали о своих приключениях, Волшебник хвалит их и говорит: "Да, не ошибся я в вас! После таких приключений вы стали сильнее и умнее. Но теперь вам пора домой. Подойдите к Цветку, протяните над ним руки и превращайтесь в самих себя. Счастливого пути!"
Дети превращаются в самих себя. Волшебный Цветок гаснет. И ребята потихонечку выходят из зала. Занятие закончено.
Комментарий к занятию.
Продолжительность занятия — 37 минут (при желании время занятия можно сократить или увеличить).
Первое занятие всегда связано с психодиагностикой, а в нашем случае — с наблюдением за поведением детей. Даже если Вы очень хорошо знаете ребенка, можете предсказать любой его шаг, в "сказочной" ситуации он может повести себя самым неожиданным образом. Занятие построено таким образом, чтобы задачи, возникающие перед ребенком, постепенно усложнялись.
Первое упражнение "Ходьба по разным типам почвы" направлено на общую энергетизацию организма, "заземление" и развитие воображения. Наблюдая за детьми в этом упражнении, важно обратить внимание на следующие моменты:
♦ степень "включенности" ребенка в процесс,
♦ сам ребенок представляет себе разные виды почвы или смотрит, как делают другие (т.е. насколько ребенок "включает" свое воображение),
♦ ребенок выполняет задание или просто совершает произвольные движения,
♦ насколько быстро ребенок переключается с одного задания на другое (скорость реакции внимания).
140__________Элементы практической сказкотерапии
Следующий этап — знакомство с раненым Вороном. При первой встрече с Вороном дети могут проявлять различные реакции: они могут долго стоять, не решаясь подойти, или наоборот — сразу кинуться ему на помощь. Некоторые дети, видя, как все помогают раненому Ворону, сами ложатся на пол, требуя к себе внимания. При этом они могут сказать, что яд из стрелы попал и в них. Из этой ситуации можно выходить по-разному. Например, можно сказать, что яд, попавший не в Ворона, а в другое сказочное существо (каким, собственно, и является ребенок), выйдет только тогда, когда ребенок найдет в себе силы (а он их обязательно найдет!) и отправится вместе со всеми в поход за молоком. Яд не действует, когда ребенок активно движется и совершает доброе дело, но если же он будет продолжать лежать, тогда никто не знает, что может случиться... В том случае, если такая ситуация возникла потому, что ребенок "проверял" Вас (несознательно исследовал Вашу реакцию), такого объяснения достаточно. Если причины у подобной реакции другие (боль, существенный недостаток внимания в семье, усталость), Ваша реакция должна быть другой (в зависимости от ситуации).
Для сплочения группы важно упражнение с общей "чашей воды". В этом упражнении ребенок учится соотносить свой внутренний ритм и желания с ритмом и желаниями других. "Чаша воды" становится символом сбалансированности внутренних ритмов нескольких человек.
Для проверки уровня развития произвольной памяти и внимания Ворон дает детям запомнить заклинание. Особенно важно, чтобы воспроизведение текста было отсрочено как по времени, таге и эмоционально (после других эмоционально насыщенных переживаний: переход через болото, лес, озеро). Чем больше занятий проводится с детьми, тем более сложные тексты можно давать им для запоминания.
Особенно ценный материал для анализа дадут рассказы детей о своих приключениях (это то, что они рассказывают Волшебнику в конце занятия). Ребенок прежде всего расскажет о том эпизоде, который для него наиболее эмоцио-
Сценарии занятий_______________________________141
нально насыщен. И Вы, таким образом, поймете, что для него наиболее важно и актуально.
Превращение у Цветка в самих себя тоже может показать интересные моменты. Некоторые дети ншсак не могут или не хотят превращаться в самих себя. Это может происходить по следующим причинам:
♦ для ребенка в данный момент его развития очень важно перенять свойства и манеру поведения сказочного персонажа, в которого он превратился. В этом случае с ним нужно поговорить индивидуально (после занятий) о том, что его сказочный герой может жить только в сказке, потому что там всем понятен язык и действия этого героя. Если он попадет на улицы нашего города, то ему придется туго — ведь он не знает, как себя вести в нашей жизни. Он не сможет узнать маму и папу, чем их очень расстроит. Но у Волшебного Цветка этот герой может подарить ребенку те качества, которые ему особенно нужны. Кроме того, в следующем сказочном путешествии ребенок снова может, если захочет, превратиться в этого же героя,
♦ ребенок не хочет, чтобы заканчивалось занятие. В этом случае полезно переключить его внимание на что-нибудь интересное,
♦ ребенку явно не хватает дома внимания, эмоционального тепла и принятия. В этом случае потребуется серьезная и квалифицированная психологическая работа с родителями. Возможно — семейная терапия.
Ни один самый тщательный сценарий не выполним на 100%. Одно и то же занятие с разными детьми будет проходить по-разному. Сказкотерапия — это живой, творческий процесс, который будет обогащаться как детскими находками, так и Вашими озарениями. На этих страницах невозможно описать весь спектр реакций, возникающих в сказочных ситуациях. Также невозможно описать и все причины, которые пороясдают ту или иную ситуацию (для этого потребуется отдельная книга). Поэтому только Ваш жизненный и профессиональный опыт и, самое главное, интуиция подскажут Вам, как выходить из той или иной ситуации.
142__________Элементы практической сказкотсрапии
Однако есть основной принцип — не спорить, не переубеждать, не давить, насильно не вписывать ребенка в сценарий занятия. Ведь сказка — это место, свободное от условностей. В Вашей власти неожиданно менять ситуацию, проявлять оригинальное поведение. Итак, если ребенок "не вписывается" в сценарий — предложите ему альтернативный выход из ситуации, переключите его внимание (ваше неожиданное "ку-ка-ре-ку" тоже может быть творческим решением ситуации). Главное помнить о том, что каждое занятие "живое" и в нем всегда есть место экспромту.
Сценарий второй
Задачи занятия:
♦ развитие воображения
♦ развитие произвольной памяти и внимания
♦ совершенствование коммуникативных навыков
Необходим