Образ семьи, детско-родительских
взаимоотношений, самоактуализации:
«Давным-давно, в одной далекой Волшебной стране жили-были Король с Королевой. Они очень любили друг друга. У них был прекрасный дом и верные преданные слуги. И вот однажды, гуляя по саду, Королева вдруг почувствовала необыкновенную радость. И она понялч, что у них с Королем будет ребенок.
Через некоторое время у Короля с Королевой родился сын. Он рос не по дням, а по часам. Он был как маленькое солнышко для всех, кто жил во Дворце. Его учили большие мудрецы, а он был очень внимательным учеником. Он много гулял, слушал, как поют птицы, наблюдал за животными. Очень скоро он научился понимать и чувствовать то, что происходило вокруг него.
Шло время, Принц вырос. Он почувствовал внутреннюю потребность посмотреть мир. Увидеть, какие люди живут в других странах, узнать другой уклад жизни. И Принц сказал о своем желании родителям. Король с Королевой опечалились, узнав о желании сына. Но они понимали, как важно для него отправиться в путешествие. И конечно, благословили его в путь. На прощанье Король с Королевой протянули Принцу Золотой Шар: "Возьми его с собой, в нем вся наша любовь к тебе и та радость, которую ты всегда приносил нам". Принц
Направления сказкотерапии
109
поблагодарил родителей, взял Золотой Шар и положил его в карман дорожной куртки, поближе к своему сердцу.
И вот Принц отправился в путь. Он объездил множество стран, познакомился с разными людьми. И везде его согревало тепло Золотого Шара.
Однажды он ехал через поле. Вокруг него летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы — они собирали мед. Пели птицы — они радовались, что через их поле едет Прекрасный Принц. Пахло цветами и спелой земляникой. И вот на холме Принц увидел Красивый Дворец. Что-то внутри подсказало Принцу, что для него очень важно поехать именно туда. И он направил своего коня по дороге, ведущей ко Дворцу.
Когда Принц вошел во Дворец, он был поражен его красотой. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил этот Дворец специально для него. Золотой Шар, который находился все время около сердца Принца, затрепетал. И Принц понял, что в этом Дворце он найдет что-то очень важное для себя. Он пошел по Дворцу своей легкой и уверенной походкой.
Сейчас и мы с вами тоже находимся в Прекрасном Дворце. Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите...»
Через 7—10 минут можно постепенно выводить детей из медитации, например, так: "Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться... А сейчас вы делаете глубокий вдох... и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихонечку открывая глаза, возвращайтесь к нам". Комментарий к сказке.
Сказка имеет три этапа: жизнь Принца в родном доме в любви и доверии, путешествие Принца и свободная прогулка по fifJopiiy. Каждый из этапов имеет большое значение. Рассказ о жизни Принца в родном доме создает для ребенка образ позитивных детско-родительских отношений. Образ Золотого Шара как символа любви и энергии родного дома оказывает на человека сильное положительное воздействие. Идентифицируя себя с Принцем, ребенок чувствует себя
по
Истоки волшебства
любимым, (а это одно из основных условий для нормального его развития). Любимый, принимаемый без каких-либо условий ребенок дарит окружаюгцим радость и чутко чувствует окружающий его мир. Таким образом, эта часть сказки создаап у ребенка позипшвный образ семьи. Лаже если в реальности у ребенка другие взаимоотношения в семье, через сказку он узнает и почувствует алыперншпивные семейные отношения.
Путешествие Принца символизирует самостоятельное познания Мира. Закон жизни таков, что ребенок вырастает и начинает жить самостоятельно. Если он в самостоятельную жизнь приносит покой и любовь, ему многое удается. Небольшой рассказ о путешествии Принца важен для усиления в ребенке чувства автономности, уверенности и самостоятельности.
Свободная прогулка по Дворцу позволяет ребенку (так же как и взрослому) достать, освободить из внутренних тайников те силы или образы, которые необходимы ему сегодня. Образ Дворца — это символ внутреннего мира человека. Это его внутренний Дом, в котором живет Душа. Т.к. в сказке не были использованы негативные символы и ситуации, свободная прогулка по своему внутреннему Дому стабилизирует состояние ребенка и дает ему большой позитивный энергетический заряд.
Погрркая детей в медитацию, ведущему необходимо соблюдать меры предосторожности. Основное условие — уравновешенное стабильное эмоциональное состояние ведущего. Во время медитации мысли и чувства ведущего должны быть свободны от житейских проблем. В противном случае это может негативно отразиться на общей "атмосфере" и тех образах, которые увидят дети. Важно, чтобы сказка рассказывалась в спокойном темпе. Позитивный (свободный от проблем) настрой ведущего помогает детям разрешать свои ситуации.
Следующий важный момент — музыка. Музыка для медитации не должна содержать тревожных тяжелых звуков. Она должна быть спокойной, прозрачной и радостной. Можно использовать некоторые композиции Ки-
Направления сказкотерапии______________________111
таро, Стива Халперна "Спектральную сюиту", композиции Анугама, Клифорда Вайфа, Вайкмана и Мишеля Пэпэ.
Еще один важный момент — отсутствие во время медитации посторонних звуков и шумов (хлопанье дверей в соседних комнатах, громкие голоса и пр.). Медитация обычно занимает 15—20 минут, поэтому полезно на это время заранее договориться с коллегами о тишине. Любой посторонний шум препятствует погружению, отвлекает внимание и может вызвать раздражение. А это прямо противоположно целям медитации.
Перед тем как погрузить детей в медитацию, важно позаботиться о том, чтобы детям было тепло и удобно лежать. Можно на пол постелить одеяла или маты. Когда дети лягут на пол, важно, чтобы они не мешали друг другу и лежали в удобных расслабленных позах.
При соблюдении этих условий медитация даст существенный позитивный эффект.
2. Другой пример текста для медитации — прогулка по Волшебному лесу
"В одной далекой стране есть Волшебный лес Ему уже очень много лет. Он многое видел и очень многое знает. Тому, кто в него входит, он дает силу и мудрость. И сейчас мы входим в этот Волшебный лес В лесу свежо и хорошо. В лесу много полян с удивительными цветами и волшебными ягодами. Погуляйте по Волшебному лесу и найдите для себя самое лучшее место. Может быть, вы познакомитесь с птицами, может быть, вы познакомитесь с животными и другими обитателями Волшебного леса. А может быть, вы будете собирать ягоды или цветы. Что бы вы ни делали — Волшебный лес охраняет вас и дает вам силу..."
Выводить детей из медитации можно так же, как и в первом случае.
Вы сами можете придумать тексты и сказки для медитаций. Главное, чтобы то, о чем Вы рассказываете, было наполнено покоем, светом и радостью. Потому что именно эти чувства и состояния оказывают позитивное терапевтическое воздействие.
112
Истоки волшебства
Примером медитативной сказки может служить сказка, приведенная в самом начале этой книги.
Психодинамические медитации
Этот вид медитаций связан с движениями, перевоплощениями, с развитием различного вида чувствительности, получением позитивного двигательного опыта, моделированием ситуаций раннего детского опыта (от эмбрионального состояния до настоящего момента). А тагоке этот вид медитаций направлен на общую энергетизацию тела и связан с использованием телесноориентированных приемов. 1-я группа приемов связана с перевоплощением.
1)Представьте себе, что вы находитесь в сказочном лесу. В этом лесу живет много разных животных. Изобразите зайца, волка, лису, медведя, змею, собаку, кошку, лягушку, жирафа. А теперь мы превращаемся в сказочных птиц и летим, свободно машем крыльями. У нас сильные и крепкие крылья. Птицы летят свободно и легко.
Время перевоплощения 8—12 минут. Для занятия необходима подвижная музыка. Комментарий.
Депш хорошо чувствуют мир животных. Они легко перевоплощаются в них, подмечая самые характерные движения и звуки. Это упражнение хорошо "разряжает" детей, дает им возможность снять эмоциональное, интеллектуальное и телесное напряжение. Перевоплощение в животных развивает воображение ребенка. Кроме того, такое упражнение можно использовать и как зарядку, т.к. изображая животных, депш. тренируют различные группы мышц. Если в группе много гиперактивных детей, этот прием поможет "разрядить" их. Если в группе достаточно детей застенчивых и замкнутых, такой прием поможет им почувствовать себя более свободными. Важно, чпюбы ведущий принимал непосредственное участие в перевоплощениях — это улучшит взаимодействие с детьми. Jbemu не проспю поиграют "в животных", а начнут лучше чувствовать их мир и свое тело.
2) Превращение в камень. Дети могут бегать, изображать животных, собирать воображаемые цветы — т.е. актив-
Направления сказкотсрапии
113
но двигаться. По сигналу ведущего (это может быть хлопок в ладоши или звуковой сигнал) дети замирают, превращаясь в камень. При этом они принимают либо эмбриональную позу (садятся на корточки, обхватывают руками колени и прячут голову), либо садятся на колени и прижимаются к земле. Этот прием хорошо применять в сказочном путешествии, когда неожиданно появляется Дракон. Комментарий.
Упражнение развивает у ребенка умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную. Такой прием может "нормировать" гиперактивных детей. Интересную и важную информацию может дать наблюдение за тем, как дети проявляют свою активность, какую стратегию они выбирают. Осторожные дети полностью не включаются в активную игру. Они могут стоять и ждать сигнала, по которому им нужно будет замереть, Дети, которым трудно произвольно регулировать процессы возбуждения и торможения, будут егце некоторое время после сигнала бегать, вмеапо пюго, чпюбы превратиться в камень. Эпю упражнение развивает произвольное внимание и способность регулировать процессы возбуждения и торможения. Аля того чтобы дети чувствовали себя более свободно, ведущий тоже может принимать участие в игре.
3) Превращение в дом. Добрый персонаж сказки рассказывает детям, как можно победить злое сказочное существо (например, Дракона, Кощея, Злого Колдуна и пр.). Когда дети подойдут к месту, где живет злое существо, им нужно превратиться в крепкий Волшебный Дом. Делается это так. Дети становятся спиной друг к другу в круге, соприкасаясь головами. Дети берутся за руки и крепко сжимают руки друг друга. Злое существо увидит этот Дом около своего логова, выйдет и начнет дуть для того, чтобы Волшебный Дом разрушить. Дети должны выстоять, крепко держась за руки. И тогда злое существо от натуги лопнет. Комментарий.
Этот прием хорошо сплачивает детей, создает ощущение общего важною дела. Таким образом формируется групповая
114
Истоки волшебства
энергия. Образ общего дома, копюрый выдерживает натиск злою существа, позитивно влияет на бессознательное ребенка, создавая у нею чувство уверенности и защищенности. Кроме тою, такое превращение развивает у ребенка чувство ответспувенности за общее дело и ощущение себя частью щлого. Чувство единства, которое испытывают дети, все вместе превращаясь в дом и выдерживая натиск врага, помогает группе в дальнейшем эффективно работать. Ведущий может играть роль злою персонажа, который дует на дом, испытывает ею на прочность.
Можно придумать еще множество персонажей и существ, в которые могут превращаться дети. Важно внимательно наблюдать за реакциями детей и вовремя переключать их внимание с одною превращения на другое.