Пропорции и представления о красоте
Впечатление физической красоты создается, прежде всего, из пропорциональности форм. Если женщина достигает желанных пропорций, в число которых входит объем талии, груди и бедер, то речь идет как раз об этом. Такая оценка примитивна, но она дает понять, насколько важную роль играют пропорции. Сравнительно большой обхват груди или бедер будет воспринят положительно только при сравнительно узкой талии. Если же эта «средняя» величина растет, то две другие теряют свою привлекательность для окружающих.
Если широкий таз подчеркнут «осиной» талией, то раньше такая женщина считалась привлекательной независимо от того, как ее фигура выглядела вверху, потому что опыт столетий подтверждал, что у нее есть все предпосылки к тому, чтобы родить здоровых детей. Здесь ясно видно, что внешние пропорции не всегда отражают внутренний мир и нет никаких гарантий того, что за женственной фигурой скрывается любящая мать и жена.
Дух современности неузнаваемым образом изменил старый идеал, потому что теперь «верхняя» величина стала не менее, если не более важной, чем все остальные. Та женщина, которая сегодня не в состоянии дополнить широкие бедра и узкую талию пышным бюстом, не будет считаться привлекательной. Естественные роды не являются сейчас необходимостью, современная женщина может прибегнуть к кесареву сечению. Итак, мы видим явные перемены в представлениях об идеальных пропорциях, но все же именно пропорции тела играют главную роль.
Подобным образом мужчине, чтобы считаться физически привлекательным, необходимо иметь не только впечатляющий мощный торс, но и стройные накачанные ноги. Если от сильных красиво слепленных мужских ног мы переведем взгляд вверх и удивим слабый запущенный торс, то мы вряд ли сочтем его красивым. На таких примерах видно, как мы все больше недооцениваем нижнюю часть тела и превозносим верхнюю.
Кроме этого, мы гораздо больше внимания уделяем лицу, чем туловищу, а верхней части тела больше, чем нижней. Так, например, наше верхнее средство обороны — зубы — получают больше внимания, чем средство обороны на средней линии туловища — остатки когтей, хотя, как зачастую показывает запах изо рта, особого результата это не приносит. При этом ногтям на руках живется вовсе не так плохо, как ногтям на ногах. Это объясняется девизом «снаружи -красота, внутри гниль», согласно которому мы несоизмеримо больше внимания уделяем тем частям тела, которые видны другим людям. Поэтому клыки у нас в лучшем состоянии, чем коренные зубы, а ногти на ногах у некоторых получают должный уход только летом. Это тоже отражение привычки охотнее показывать окружающим верхние части тела.
Лицо — наш фасад и визитная карточка, важно, чтобы у женщин оно было подчеркнуто женственным, а у мужчин — мужественным. Волевой подбородок, который так идет мужчинам, испортит внешний вид женщины. Мужчинам к лицу жесткость, женщинам — наоборот. У последних решающую роль играет проявление детского типа. В древнем учении женское и детское начало относятся к одной фазе Луны. В частности, чем больше женщина напоминает ребенка, тем положительнее она воспринимается. В природе схожесть с ребенком служит, вероятно, для того, чтобы сгладить чувство агрессии и вызвать к себе сочувствие. Типичные детские черты — это маленький нос, высокий лоб, маленький подбородок и вошедшая в поговорку гладкая кожа. Пухлые губы по большому счету сюда не относятся, но считаются признаком женственности, а потому желанны. Главное для губ — насколько часто они складываются и улыбку. Улыбающееся лицо выгодно отличается от грустного у обоих полов. Симметрия стоит на втором месте по значимости в списке признаков физической привлекательности. Асимметрия отталкивает нас.
Явное внутреннее предназначение выражается в сильном отклонении внешности от усредненных параметров, что, в свою очередь, негативно воспринимается окружающими. Эволюция всегда стремилась к сбалансированной середине, и это ясно видно в следующем: мы отдаем свое предпочтение стандартной внешности. Чем больше человек имеет сходства с людьми, населяющими данную территорию, тем позитивнее они воспринимают его внешность. Такой человек унаследовал отобранные в процессе эволюции усредненные гены, и это ценится.
Третий пункт немного отклоняется от сказанного выше. Самыми красивыми нам кажутся лица, приближенные к усредненному стандарту, но обладающие тем не менее какими-либо отличительными чертами. У модели Синди Кроуфорд, например, красивой мы считаем родинку в уголке рта. Это как раз то отклонение от стандарта, та маленькая ошибка, которой — согласно восточной философии — просто не может не быть в настоящем произведении искусства.