Но в ситуации экспертизы такие методики нужно использовать аккуратно (потому что они субъективны).

В составе основных шкал – все те же самые стрессовые параметры.

1) Основные стресс-факторы в труде (автономия – возможность уйти от заданных паттернов в работе, некоторое разнообразие – должно быть)

2) Субъективный образ затруднений

3) Социальный климат и вознаграждение

4) «Острый стресс» (физиологический дискомфорт; когнитивная напряженность; эмоциональная напряженность; трудности в общении…)

Общее самочувствие – переход между острым и хронических стрессом!

5) Хронический стресс (агрессия, тревога, депрессия, психосоматика, нарушения сна)

6) Линостные и поведенческие деформации (тип А поведения, выгорание, невротические сдвиги, поведенческие риск-факторы)

Изучение стресса этой методикой

Изучались мед.работники, педагоги – работающие с людьми. Выборки были разные, но распределение по уровню стресса (процентаж) – одинаковое!

Ø Выраженный уровень стресса – люди могут работать

Ø Высокий – с этим уже надо работать и помогать

Ø Предельно-высокий – уже нужно лечение, потому что есть свящь со срывом деятельности

Если нам кажется, что у программиста симптомы синдрома выгорания – нет, это просто специфика професии.

04.05.16

Тип А поведения (по Дженкинсу)

Характеристики:

Ø Выраженная склонность к конкуренции => соревновательность => агрессивность

Ø Неизменное стремление к достижению цели

Ø Постоянное ощущение нехватки времени

Ø Повышенное чувство ответственности

Ø Повышенная быстрота реагирования (торопливость и стремительность)

Ø Гиперактивность

Ø Экспрессивная речь (ориентация на общение) =>

Ø Постоянное напряжение мыщц лица и рук (эмоциональная экспрессия и мимика)

ТИП А ПОВЕДЕНИЯ – СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН => девиз нашей цивилизации!

Зависит от текущих ценностных ориентаций в обществе.

Сегодня это:

Достижение, победа – любой ценой!

Главная опасность типа А поведения – склонность к инфарктам миокарда.

Профилактика и коррекция типа А поведения: главное не только адекватно видеть и оценивать ситуацию, но и видеть и оценивать себя как действующую личность в этой ситуации.

Синдром выгорания

Симптомы:

Ø Эмоциональное истощение – усталость только от мысли о том, что нужно работать; нежелание, чтобы кто-то трогал, звонил, потеря интереса к тому, что раньше радовало.

Ø Деперсонализация (деперсонофикация) – формальность взаимодействия с коллегами (забываешь, что имеет место работа с людьми!). Негативное отношение к окружающим. Кажется, что все чего-то от меня хотят. Безразличие и цинизм.

Ø Редукция личных достижений– отсутствие перспектив роста, заниженная оценка своего потенциала (трудности в общении иразрешении конфликтых ситуаций). Чувство, что ничего не достиг в жизни.

Стадии развития синдрома выгорания:

Заинтересованность, постановка все новых целей

А. Гиперактивность, добровольная сверхурочная работа, отказ от собственных потребностей.

Б. Истощение – хроническая усталость, недосыпание и повышенная травматичность.

Снижение заинтересованности

А) Клиенты/пациенты

Б) Другие…

Не всех можно вылечить и не надо их всех лечить!

В) Работа – негативное отношение к работе, пресыщение и прогулы

Г) Завышенные требования – концентрация на союственных желаниях и жажда признания

Эмоциональные реакции, чувство вины

А) Депрессивность

Сниженная самооценка, слабость, беспокойство, фатализм, апатия

Б) Агрессивность

Обвинение в неудачах других или «системы» в целом, постоянные упреки в адрес других людей

Редукция активности

А) Работоспособность

Б) Мотивация – синижение инициативности – служба по предписанию. Нежелание достигать целей, отсуствие внутренней направленности.

В) Творчество

Г) Стагнация

Отчаяние

Но в ситуации экспертизы такие методики нужно использовать аккуратно (потому что они субъективны). - student2.ru

11.05.16

Cтадии развития переживания стресса (модель М.Хоровитца) –

*похоже на стадии при смертельной болезни по Кюблер-Росс

Но в ситуации экспертизы такие методики нужно использовать аккуратно (потому что они субъективны). - student2.ru

Наши рекомендации