Болезни стрессовой этиологии:
Психология стресса
Лекция 1
10.02.16
· Иследования стресса и совладающего поведения – доминирующая линия современных исследований в публикациях по психологии!
Логика построения курса:
1. Что такое стресс? Виды стресса (эустресс и дистресс). Основные эффекты стресса.
2. Как анализировать и исследовать стресс? (Основные модели и подходы)
3. Как корректировать стресс?
Стресс – нажим, напряжение, давление (от англ. stress)
Два основных типа интепретации понятия стресс:
1. Стресс – комплекс факторов внешней и внутренней среды, требующих от организма/субъекта мобилизации дополнительных ресурсов для адаптации к усложненным условиям существования или реализации деятельности.
2. Cтресс – состояние организма или субъекта,возникающее в ответ на внешние или внутренние воздействия, затрудняющие жизнедеятельность или реализацию актуальных поведенческих задач.
Ганс Селье (1936 год): стресс – генерализованная адаптационная реакция организма на повреждение (затруднение) как таковое.
Различение понятий (Лазарус):
· Физиологический стресс
· Психологический стресс
Физиологическая трактовка: стресс возникает тогда, когда требования ситуации превышают ресурсы индивида.
Психологическая трактовка: механизм развития стресса – опосредован: субъективным восприятием и когнитивной оценкой.
Факторы:
- новизна ситуации
- личностная значимость
- сложность задачи
Наука об управлении стрессом = стресс-менеджмент
Что такое стресс?
Затруднительная ситуация (экстраординарные события, осложнение условий, высокий темп, интенсивные нагрузки)=>>> состояние повышенного напряжения в ответ (на затруднение: на уровне физиологических/психологических реакций)
Контексты изучения стресса:
1. Физиологический стресс:
v Эмоциональный стресс (нервно-психический, психоэмоциональный) = стресс очень эмоционально окрашен обычно
v Повседневный стресс
v Рабочий стресс, трудовой стресс, профессиональный стресс
2. Психологический стресс:
v Информационный стресс
v Семейный стресс
v Организационный стресс (наличие стресса, присущего для всех членов целостной организации = например, у нас на факультете требование переписать программу)
v Популяционный стресс (демографические исследования)
Социально-экономические последствия переживания стресса:
Леви –автор учебника по психологии стресса, швед.
v Нарушения поведения, жизненной активности (прежде всего – профессиональной деятельности) + девиантное поведение, синдром выгорания, прокрастинация
v Нарушения здоровья (физического и психического), личностного благополучия
ð страдает КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
Качество жизни – комплексный критерий уровня социального развития общества
Исходный перечень 1961г. | Комплексная критериальная оценка с 1998г. |
Здоровье | Уровень материального достатка |
Потребление продуктов питания | Образование |
Образование | Здравоохранение |
Занятость | Занятость населения |
Условия труда | Уровень безработицы |
Жилищные условия | Организация политической жизни |
Социальное обеспечение | |
Одежда | |
Отдых | |
Свободное время | |
Права человека |
Болезни стрессовой этиологии:
· Сердечно-сосудистые болезни
· Болезни желудочно-кишечного тракта
· Болезни обмена веществ и имунные расстройства
· Психические расстройства и пограничные психические заболевания (неврозы)
+
· Болезни опорно-мышечного аппарата
· Онкологические заболевания
Лекция 2
17.02.16
История:...
Ø Клод Бернар
Ø Уолтер Кеннон
Ø Ганс Селье - основатель научной концепции стресса. Еврей.
Концепция общего адаптационного синдрома (ОАС)
ОАС=стресс
Ø Генерализованная неспецифическая реакция организма на "повреждения", напряжения, трудность, которая сопровождается всеобщей мобилизацией защитных (адаптационных) резервов организма
Содержание:
1. Адаптационные гормоны.
2. Триада соматических признаков. Уровень функционирования больших физиологических систем.
3. Динамика ОАС во времени.
Триада стресса
• Увеличение объема надпочечников - повышение секреции катехоламинов (адреналин, норадреналин).
• Точечные кровоизлияния на слизистой жкт (разрывы сосудов, язвочки) - снижение секреторной активности.
• Сморщивание вилочковкой железы (регулирует уровень иммунитета и связана с составом лимфы) и лимфатических узлов - "омоложение" формулы крови, повышение иммунитета.
=> В ответ на стресс задействованы разные системы. Для повышени тонуса и готовности к действию.
2. На нейрогуморальном уровне - мобилизация защитных сил организма.
Короткогормоны: глюкокортикоиды - повышают уровень глюкозы в крови.
Последствия для организма
· ЖКТ
· Сбои в сердечно-сосудистой системе: самые изучаемые корелляции => линия изучения воздействия на деформации личности (тип А-поведения)
[В сердце запускает сокращения ВР (водитель ритма) = pace maker]
· Базовые нейрогуморальные механизмы
*НС:
v Центральная (ГМ и Спинной)
v Вегетативная (симпатический - активизация и парасимпатический отдел - торможение) – регуляция внутренних органов. Биохимическая (гуморальная) регуляция – нигде не базируется.
Хоть реакция и неспецифическая, реакция стресса может иметь как положительный, так и отрицательный характер (эу- и ди-стресс). Дистресс – стресс в обыденном понимании.
НО сегодня все больше говорят о конструктивном и деструктивном стрессе (вместе эу и ди).
Физиологические методы
Ø Биохимические (гормоны: катехоламины, уровень кортизола в крови/слюне, глюкокортикоиды)
Ø Оценка вегетативных реакций (пульс, давление, потоотделение….)
Ø Электрофизиологические (ЭЭГ, ЭКГ, ЭОГ, ЭМГ, КРГ)
Проблема: техника для БОС не мобильна, а нужна быстрая регистрация. Поэтому применяется все вышеперечисленное, но с зашумлениями.
Ø Психофизиологические (КЧСМ = критическая частота слияния мерцаний, последовательные образы, психомоторные пробы)
Психологические методы
Ø Объективирующие психометрические тесты
· Когнитивные (тесты на внимание, память, мышление, переработку информации…)
· Исполнительские – психомоторика (время реакции, слежение)
Ø Субъективные тесты(рефлексивные оценки своего состояния)
· Опросники (Опросник трудового стресса Спилбергера, опросник Нервно-психической напряженности Немчинова, опросник Тейлор на ситуативную тревожность)
Не каждый опросник – тест! Тест стандартизирован.
· Методы субъективного шкалирования (САН = самочувствие активность настроение, Шкала состояний, шкалы тревожности, профиль эмоций К.Изард)
*Концепция Изарда: 10 эмоций
Позитивных
· Радость
· Интерес
· Удивление
Бихевиористский подход
(стимул-реакция)
Стрессовая реакция нас ожидает в зависимости от действия среды (внешние воздействия). Как это развивается?
Стрессор:
Ø Наргузка
Ø Регламентации
Ø Социальные факторы => СТРЕСС (состояние)
Ø Повреждения, травмы
СтрессОр
(причина, воздействие) => Стрессовые реакции:
Ø Напряжение
Ø Скука, монотония
Ø Усталость
Ø Аффективные состояния
Основные проблемы:
Что такое стресс?
2) Что находится внутри “черного ящика”?(область кибернетики, схожа с бихевиоризмом)
Как измерять стресс?
Экологическая парадигма
Факторы развития стресса в системе взаимодействия “личность-среда”. Акцент на отдельном человеке!
Трансактная парадигма
Процессуальная развертка – внимание к процессу, когнитивке
Регуляторная парадигма
Изменение механизмов регуляции деятельности в напряженных ситуациях
Мотивационная включенность
· Удовлетворенность жизью/трудом!
· Перестройка мотивационной иерархии (меняются типы доминирующей мотивации)
Должно быть много сфер, где есть мотивация, чтобы были возможности замещения при истыпытвании стресса в другой сфере!
· Социальная дезинтеграция – неспособность человека ладить с людьми, причем очень часто неожиданная
III. Физическое здоровье
1. Демографическая статистика:
Индексы заболеваемости/рождаемости/смертности
[книга Величковского, медик-эпидемолог]
2. Социальные группы риска:
Популяционные (из-за стресса детей рожают позже), профессиональные, возрастные
3. Психосоматические болезни:
Номенклатура (расширение) болезней стрессовой этиологии (теперь список гораздо шире, чем просто сердце, жкт…)
Пример: аллергия
4. Несчастные случаи, травматизм:
как результат неадекватного поведения в стрессогенных ситуациях
Офисный травматизм: N.Chmiel
Черный – неприятные события
Красный – приятные события
Логика переходного периода
Переходные модели перемещают фокус внимания от простой констатации причин развития стресса в поведении/деятельности и наличия заболеваний
------->
К анализу развития нарушений психического здоровья и личностного благополучия с точки зрения субъективных причин их возникновения (субъективный образ сложившейся стрессовой ситуации).
Как субъективная оценка ситуации коррелирует с последствиями?
Совладание/стратегия/копинг
Копинг-стратегии – что-то формируется по мере накопления жизенного опыта и отражает специфику личностных ориентаций в преодолении трудных жизненных обстоятельств.
Исходный вариант типологии (двумерная модель Лазаруса и Фолкман):
1) Проблемно-ориентированный копинг - я начинаю работать с проблемой, и пытаюсь ее решить.
2) Эмоционально-ориентированный копинг – эмоциональное отреагирование ситуации, где я начинаю менять свое отношение к проблеме/ситуации. НО сама ситуация не затрагивается!
Значит – я вынужден корректировать цель (по Леонтьеву).
Оси описания поведения
Направленность на действия | |
Активная | Пассивная |
Ø Активное преодоления трудностей | Ø Осторожные действия Ø Избегание |
Направленность на других | |
Просоциальная Ø Вступление в социальный контакт Ø Поиск социальной поддержки | Асоциальная (не противоправно, а уход от людей) Ø Асоциальные действия (ложь, обман) Ø Агрессивные действия (на внешний мир/аутоагрессия) |
Направленность на предмет | |
Прямая Ø Импульсивные действия - направленность на непосредственное разрешение ситуации | Непрямая Ø Манипулятивные действия – влияние на ситуацию через других людей (инструментальное отношение – люди как компоненты схемы и рядоположенные элементы ситуации) |
Когнитивная реструктуризация проблем:
10 типов разрушающего мышления
Стратегия искажения или разрушения | Психологический “ключ” |
1. Фильтрация – концентрация только на отрицательных деталях (положительные аспекты – выкидываются). | Рассредоточьтесь: учитесь видеть в ситуации и хорошее |
2. Поляризация – черно-белое мышление, крайности. | Считайте в процентах – вырабатывайте свой градиент оценки |
3. Чтение мыслей – даже не слушая людей, вы думаете, что вы знаете, почему так себя ведет человек и что он чувствует + предугадывание, как он к нам относится (пример: ситуация на экзамене – вглядываться в лицо) | Выбросьте это из головы! |
4. Катастрофизация Постоянное ожидание крупных неудач и катастроф! | Рационально и реалистично оценивайте ШАНСЫ |
5. Ошибки «контроля» - интернальный/экстернальный локусы контроля (самое опасное – потому что от меня ничего не зависит!) | Проведите четкое разграничение «я сделал так, что это случилось» и «они сделали так, что это произошло» |
6. Ошибки «справедливости» - вы чувствуете обиду и возмущение, так как точно не знаете, что «правильно и справедливо» (это очень размытый конструкт в психологии), а другие люди не соглашаются с вами. | Отойти от категории српаведливости и решить, что мне важно в этой ситуации (что я хочу от нее получить – предпочтения) |
7. Ошибка «долженствования» - есть жесткие правила, как должны вести себя люди и вы сами в определенных ситуациях. | Отойти от жесткости правил |
8. Ошибка в оценке изменений – вы думаете, что другие будут изменяться, чтобы подходить вам. | Примите за правило утверждение: «Мое счастье зависит от меня»! |
9. Всегда прав – моя точка зрения единственно верная. | Начните активно слушать других! |
10. Ошибка вознаграждения на небесах – кажется, что есть кто-то вышний, следящий за событиями и обеспечивающий вознаграждение/наказание – и вы все ждете, когда же это произойдет (это же все зачтется!). | Поймите, что расплата/вознаграждение могут прийти очень скоро или даже прямо сейчас! |
Копинг-стратегии, используемые человеком – далеко не всегда являются эффективными средствами справиться со стрессом.
ð Главные задачи при оказании психологической помощи:
Ø Формирование новых способов совладания со стрессом (адаптивных)
Ø Устранение уже сложившихся (старых) форм неадекватного отношения/совладания со стресогенными ситуациями.
06.04.16
Трансактные модели стресса
Модель Кокса (Cox)
· Модель, интегрирующая установки когнитивных моделей стресса и эмпирических подходов в рамках парадигмы соответствия “человек-среда”.
To transact - вести дело (например, заключать сделку). Transaction – проведение.
Фокусируется внимание на:
Переход от стадии к стадии в процессе развития стресса с учетом результата предыдущего действия (от результата копинг-стратегии). Модель работает по механизмам обратной связи.
Понятие внутренних ресурсов и учет их.
Дисбаланс внешних требований, внутренних ресурсов = уже стресс (не просто переживание, а полноценное состояние, которое порождает определенную реакцию, напралвенную на разрешение).
Исследование деятельности пожарных-спасателей, работающих на Чернобыльской АС:
У пожарных-спасателей выше частота психических расстройств и отклонений: пограничные состояния (на 5% больше других пожарных), психосомати (почти половина), клинические формы (оклоло 10%).
Жажда, сухость во рту – симптом стресса, потому что пищеварительная система стагнирует, прекращает работу и слюна не выделяется.
ИТОГО:
Транзактный подход позволяет достаточно полно интегрировать основные положения экологических и процессуальных моделей стресса (доказывает их взаимодополняемость)!
При этом же именно ТА подход указывает на необходимость более четкого и полного понимания природы возникновения конкретных синдромов стрессовых состояний, (в которых проявляются как формы «острого» реагирования на стресогенные ситуации, так и механизмы формирования устойчивых негативных последствий стресса).
20.04.16
Общий и хронический стресс
Описание синдромов стресса в процессе динамики состояний:
Cхема разработки проблемы
Ø Концептуальная база: современые теории стресса
Ø Методология (наука о методе): системная стретегия исследования феномена стресса
Ø Метод (путь исследования): комплексный анализ феномена стресса в цикле «причины – проявления – последствия»
Ø Технология(способы получения нужного результата): стресс-менеджмент (управление стрессом) в цикле «диагностика – интегральная оценка – коррекция»
В психологической (трансактной) модели стресса, идущей от Лазаруса, очень важный фактор возникновения стресса – НОВИЗНА (а сегодня, в век инноваций, это происходит постоянно).
ПОЛНЫЙ ЦИКЛ АНАЛИЗА СТРЕССА
Все взаимосвязано: от изучения стресса у отдельного человека – до социального стресса как показателя (одного из) общего уровня благосостояния общества.
Диагностика-превентивная система ИДИКС (изучение диагностика и коррекция стресса) (Леонова, 2001; 2004)
1. Диагностическая часть | Ø Многомерная оценка симптоматики стресса на разных уровнях проявления |
2. Оценочная часть | Ø интегральная оценка уровня стресса Ø качественная хар-ка синдромов стресса |
3. Превентивная часть | Ø подбор комплекса оптимизационных мер в соотвествтии с выявленной спецификой синдрома стресса |
Большой опросник из 120 вопросов (первый систематизированный в своем роде) + 3ая часть – часть превентивная (банк рекомендаций, методов, подходов борьбы со стрессом).
Результаты выводятся в трех вариантах:
· Сам человек
· Психолог
· Руководитель организации – забота о психическом здоровье подчиненных есть одна из задач руководителя.
Потому что нельзя выработать универсальный стратегий и подо все случаи.
Уровень: выраженный – высокий – умеренный – низкий
Принцип подбора методов борьбы: все должно быть очень индивидуализированно, экологично человеку.
Шкалы ИДИКС:
Синдром выгорания
Симптомы:
Ø Эмоциональное истощение – усталость только от мысли о том, что нужно работать; нежелание, чтобы кто-то трогал, звонил, потеря интереса к тому, что раньше радовало.
Ø Деперсонализация (деперсонофикация) – формальность взаимодействия с коллегами (забываешь, что имеет место работа с людьми!). Негативное отношение к окружающим. Кажется, что все чего-то от меня хотят. Безразличие и цинизм.
Ø Редукция личных достижений– отсутствие перспектив роста, заниженная оценка своего потенциала (трудности в общении иразрешении конфликтых ситуаций). Чувство, что ничего не достиг в жизни.
Стадии развития синдрома выгорания:
Снижение заинтересованности
А) Клиенты/пациенты
Б) Другие…
Не всех можно вылечить и не надо их всех лечить!
В) Работа – негативное отношение к работе, пресыщение и прогулы
Г) Завышенные требования – концентрация на союственных желаниях и жажда признания
Редукция активности
А) Работоспособность
Б) Мотивация – синижение инициативности – служба по предписанию. Нежелание достигать целей, отсуствие внутренней направленности.
В) Творчество
Г) Стагнация
Отчаяние
11.05.16
Cтадии развития переживания стресса (модель М.Хоровитца) –
*похоже на стадии при смертельной болезни по Кюблер-Росс
Психология стресса
Лекция 1
10.02.16
· Иследования стресса и совладающего поведения – доминирующая линия современных исследований в публикациях по психологии!
Логика построения курса:
1. Что такое стресс? Виды стресса (эустресс и дистресс). Основные эффекты стресса.
2. Как анализировать и исследовать стресс? (Основные модели и подходы)
3. Как корректировать стресс?
Стресс – нажим, напряжение, давление (от англ. stress)
Два основных типа интепретации понятия стресс:
1. Стресс – комплекс факторов внешней и внутренней среды, требующих от организма/субъекта мобилизации дополнительных ресурсов для адаптации к усложненным условиям существования или реализации деятельности.
2. Cтресс – состояние организма или субъекта,возникающее в ответ на внешние или внутренние воздействия, затрудняющие жизнедеятельность или реализацию актуальных поведенческих задач.
Ганс Селье (1936 год): стресс – генерализованная адаптационная реакция организма на повреждение (затруднение) как таковое.
Различение понятий (Лазарус):
· Физиологический стресс
· Психологический стресс
Физиологическая трактовка: стресс возникает тогда, когда требования ситуации превышают ресурсы индивида.
Психологическая трактовка: механизм развития стресса – опосредован: субъективным восприятием и когнитивной оценкой.
Факторы:
- новизна ситуации
- личностная значимость
- сложность задачи
Наука об управлении стрессом = стресс-менеджмент
Что такое стресс?
Затруднительная ситуация (экстраординарные события, осложнение условий, высокий темп, интенсивные нагрузки)=>>> состояние повышенного напряжения в ответ (на затруднение: на уровне физиологических/психологических реакций)
Контексты изучения стресса:
1. Физиологический стресс:
v Эмоциональный стресс (нервно-психический, психоэмоциональный) = стресс очень эмоционально окрашен обычно
v Повседневный стресс
v Рабочий стресс, трудовой стресс, профессиональный стресс
2. Психологический стресс:
v Информационный стресс
v Семейный стресс
v Организационный стресс (наличие стресса, присущего для всех членов целостной организации = например, у нас на факультете требование переписать программу)
v Популяционный стресс (демографические исследования)
Социально-экономические последствия переживания стресса:
Леви –автор учебника по психологии стресса, швед.
v Нарушения поведения, жизненной активности (прежде всего – профессиональной деятельности) + девиантное поведение, синдром выгорания, прокрастинация
v Нарушения здоровья (физического и психического), личностного благополучия
ð страдает КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
Качество жизни – комплексный критерий уровня социального развития общества
Исходный перечень 1961г. | Комплексная критериальная оценка с 1998г. |
Здоровье | Уровень материального достатка |
Потребление продуктов питания | Образование |
Образование | Здравоохранение |
Занятость | Занятость населения |
Условия труда | Уровень безработицы |
Жилищные условия | Организация политической жизни |
Социальное обеспечение | |
Одежда | |
Отдых | |
Свободное время | |
Права человека |
Болезни стрессовой этиологии:
· Сердечно-сосудистые болезни
· Болезни желудочно-кишечного тракта
· Болезни обмена веществ и имунные расстройства
· Психические расстройства и пограничные психические заболевания (неврозы)
+
· Болезни опорно-мышечного аппарата
· Онкологические заболевания
Лекция 2
17.02.16
История:...
Ø Клод Бернар
Ø Уолтер Кеннон
Ø Ганс Селье - основатель научной концепции стресса. Еврей.
Концепция общего адаптационного синдрома (ОАС)
ОАС=стресс
Ø Генерализованная неспецифическая реакция организма на "повреждения", напряжения, трудность, которая сопровождается всеобщей мобилизацией защитных (адаптационных) резервов организма
Содержание:
1. Адаптационные гормоны.
2. Триада соматических признаков. Уровень функционирования больших физиологических систем.
3. Динамика ОАС во времени.
Триада стресса
• Увеличение объема надпочечников - повышение секреции катехоламинов (адреналин, норадреналин).
• Точечные кровоизлияния на слизистой жкт (разрывы сосудов, язвочки) - снижение секреторной активности.
• Сморщивание вилочковкой железы (регулирует уровень иммунитета и связана с составом лимфы) и лимфатических узлов - "омоложение" формулы крови, повышение иммунитета.
=> В ответ на стресс задействованы разные системы. Для повышени тонуса и готовности к действию.
2. На нейрогуморальном уровне - мобилизация защитных сил организма.
Короткогормоны: глюкокортикоиды - повышают уровень глюкозы в крови.