Возможное влияние на воспитание.

Недостаточно того. чтобы мужчины и женщины имели одинаковые права. Они должны иметь также и равные возможности. Я вовсе не хочу здесь ссылаться на биологические различия между мужчиной и женщиной. Это не входит в задачи психоаналитика. Скорее я хочу со всей осторожностью задать следующий вопрос: разве не существует различий между людьми вообще, а тем самым и между мужчинами и женщинами, или между женщинами и женщинами, мужчинами и муж­чинами. Я допускаю, что возможности обусловлены воспитанием. Су­ществуют, конечно, внутренние установки, большей частью нами не осознаваемые, которые заставляют нас, будучи родителями, хвалить дочь, если та играет с куклами и — по меньшей мере — не хвалить, ко­гда она. как мальчик, интересуется машинками. С другой стороны, мы радуемся, когда сын отстаивает себя в противостоянии с другими и поддерживаем это поведение, в то время как подобному поведению дочери не отдаем должного. Вывод из этого таков — сделать эти основные образцы и поведенческие схемы при воспитании сознательными, чтобы предоставить каждому полу развивать свои личные способности по воз­можности беспрепятственно.

Возможные опасности для ребенка.

Другой пункт, о котором я не хочу умалчивать, даже сознавая весь риск быть раскритикованным феминистками,— это возможная в нашем случае опасность для ребенка. Алленбахские исследования[36] показы­вают, что сейчас женщины видят для себя в получении той или иной профессии большие шансы, чем в браке и семье. Другая часть женщин желает сейчас всего — и детей, и профессии. В основном никто не име­ет ничего против. Однако если ребенком жертвуют в угоду профессии, такое положение выглядит весьма сомнительным. Разумеется, нельзя упускать того, что и без женской эмансипации существуют покинутые дети. Однако я вспоминаю многих пациенток, основной жалобой кото­рых было то, что мать пренебрегала ими из-за своей работы. Не всегда происходит именно так. но такое вполне может быть. Важные для этого случая инстинктивные желания, потребности и нужды рассмотрены выше(ср.: гл. VI. 3.1.).

Также должно быть ясно. к каким пагубным последствиям может привести недостаток необходимых удовлетворении этих элементарных желаний: к неврозам, психозам, делинквентному поведению, употребле­нию наркотиков и психосоматическим заболеваниям (ср.: гл. VI. 9.).

Если высказать предупреждение (в смысле предварительного, сво­его рода, профилактического заключения), что подобным образом будут порождаться все новые и новые психосоматические нарушения, то тогда нам следует всерьез задаться вопросом, кто отвечает за элементарное обращение с нашими детьми? Мужчины больше не могут полагаться на женщин. Женщины же в еще большей степени перестают полагаться на мужчин. Выходом из этой проблемы становится передача детей частным профессионалам или соответствующим воспитательным учреждениям. «Няня» заботится о ребенке за определенное вознаграждение, пока его родители работают, или же ребенка доставляют утром в детский сад. приют и т. п., а вечером забирают. Конечно, хорошо, что при таких об­стоятельствах ребенок может кроме родителей знакомиться и общаться и с другими людьми. Однако, я считаю, что здесь доминируют недостат­ки, а именно родительская оставленность. Для примера я предоставлю слово одной из пациенток: «Почему моя мать всегда оставляла меня с няней? Я что не была для нее достаточно важна? Работа была важнее меня?» Так что детские сады и приюты не могут считаться решением проблемы.

И мужчины, и женщины должны искать иные пути для того, чтобы предоставить детям необходимое участие. Частичная занятость и для мужчин, и для женщин, уже ставшая сегодня реальностью в привилеги­рованных профессиях учителя, художника, сотрудника со свободным графиком может стать лучшим решением этой проблемы. Иначе цена эмансипации женщин окажется слишком высокой.

Движение за мир.

В то время как многие представители военных кругов полагают, что полное уничтожение ядерных вооружений может привести к между­народной нестабильности, к кризисам, а при определенных обстоятель­ствах и к опасности вспышки войны, представители движения за мир придерживаются противоположной точки зрения. Они с озадачен­ностью, заботой и страхом следят за эскалацией напряженности на вос­токе и западе. Они не верят в равновесие запугивания или в политику силы. Особенно после т. н. «двойного решения» НАТО и после установ­ки Псршинг-2, и наземных ракетных установок движение за мир пред­приняло все возможное, чтобы вынести на широкое обсуждение пробле­му политики безопасности, мобилизовать население против установки ракет и любым способом удалить как старые, так и новые средства мас­сового уничтожения. Предложенное со стороны военных кругов число систем носителей и боеголовок было поставлено под сомнение. Блоки­ровались арсеналы американской армии, в ФРГ проводились сидячие демонстрации и акции гражданского неповиновения, в особенности. активность этих акций была велика осенью 1983 года. Рассматривались новые стратегии разоружения, основывались объединения для борьбы с угрозой атомной войны. Многочисленные союзы между отдельными национальными движениями за мир внутри европейского сообщества придавали надежды движению за мир[37].

Психоаналитики, со своей стороны, выступили в поддержку разум­ной идеи мирного движения. Они интерпретировали гонку вооружений на основании психоаналитической теории как «иррациональную эскала­цию взвинчивания вооружений» и «многосторонние жесты угрозы». Они опасались «безумного обострения международного положения». Психоаналитики из мирного движения опасались «отказа от защитной стратегии» и «прорыва вытесненного конфликтного потенциала» и интерпретировали движение за мир как «необходимую реакцию ... на угрозу насильственного уничтожения человечества».

Многие аналитики присоединились к этим призывам. Другие орга­низовывали заседания «Мир и война глазами психоанализа» (ср. доклад Пассе и Модена, 1983) и писали на эту тему книги (Рихтер, 1982). Мир­ное движение получило сильную поддержку от большинства политичес­ких сторон[38]. Исходя из высокого политического престижа, движение за мир призвало к «непослушанию с умом», к морально обоснованному протесту и к преднамеренным нарушениям определенных норм закона (Habermas, 1983). Тем самым движение за мир должно было ограничить диктат политиков и юристов там, где правительство, призванное соблю­дать государственные законы, на деле нарушает права граждан.

Психоаналитики, политики и философы однозначно заняли паци­фистскую позицию. Никто не оспаривает добрую волю этого хорошего дела. Несмотря на это, я хочу здесь, как и при разборе студенческого и женского движений, попытаться проанализировать происходящее с вне­партийной, нейтральной позиции. При этом я постараюсь, исходя из полученного мною опыта при анализе бессознательных процессов в больших и малых группах, описать результаты, которые получаются в той или иной позиции.

Что касается международных отношений, то я, как и Зигмунд Фрейд, усматриваю в этом конфликты интересов между государствами. соперничество за лучшее вооружение и психологическое превосходство. В то же время я исхожу из того, что, как это было упомянуто выше (гл. V. 2.1.) «агрессивные наклонности людей не могут быть просто уничтожены» (Фрейд, 1933. S. 23), поскольку объем действующих яа нас в раннем возрасте неудач не уменьшается, а со временем только возрастает. В своей вступительной франкфуртской лекции Александр Мичерлмх (Mitscheriish A.. 1969) предостерегал от чересчур легкомы­сленного восприятия «недостаточного миролюбия» людей и допущения концентрации власти в политике.

Позднее страх, появившийся вследствие экзистентной угрозы из-за возможности ядерной войны, вызвал интерес и ряда других психоана­литиков (Petri, 1983). Этот страх столь угрожающ, что ведет скорее к политической апатии, чем к усилению активных действий с целью противостоять угрозе. Некоторые психоаналитики усматривают в уг­розе самоуничтожения человечества действие сил инстинкта смерти, который толкает людей точно леммингов в море на верную гибель. Мно­гие усматривают в этом и исполнение апокалипсиса в духе исполняюще­гося пророчества (Marler E., 1982). Иные В ФРГ делают акцент на Фрейдовской идее враждебного мышления (Feind-Denken), причем склонны видеть «врага» в Советском Союзе, а «друга» в США: врага, которого нужно победить, и друга, с которым себя слепо идентифици­руют и которому подчиняются по «традиции повиновения»[39].

Нетрудно идентифицировать себя с мирным движением и занять его позицию. Я разделяю беспокойство пацифистов, их серьезную оза­боченность и тревогу. Я тоже согласен с движением за мир в том, что множество образов врагов является бессознательным процессом, веду­щим к искажению образа реальности, и в результате возникает картина, совершенно расходящаяся с реальностью. Однако за этим «да» следует ограничительное «но»: как психоаналитик, я не могу говорить о движе­нии за мир. упуская из виду подозрения в проективном искажении реальности представителями данного движения. Эта догадка становит­ся особенно обоснованной тогда, когда интерпретации психоаналитиков, подвизавшихся в мирном движении, чересчур отдаляются от реаль­ности. когда, к примеру, видят лишь ошибки США и не замечают оши­бок СССР. Как я говорил уже ранее, хотя и по другому поводу (ср.: гл. IX. 3.), предрассудки могут превращаться в мнения, если, прежде чем судить, мы осуществим проверку.

Элементы воображения» играющие роль в нашем представлении. мы можем перепроверить, сравнив фантазию и реальность. Подобное сравнение, конечно, затруднено. Особенно тяжело оценить, что соот­ветствует действительности, а что — нет, из того, что мы ежедневно узнаем о большой и малой политике из средств массовой информации. Лично я чувствую себя в этом отношении полным дилетантом и не отва­жился бы на психоаналитическую интерпретацию весьма сложных политических процессов без профессиональной поддержки политологов или социологов. Речь здесь идет о системах, взаимно влияющих друг на друга, системах, стремящихся усилить свою власть или, по меньшей мере, ее сохранить. Конечно, следует учесть, что в странах западной демократии в систему власти встроен целый ряд контрольных инстан­ций, таких, как деление власти на судебную, исполнительную и зако­нодательную. с прессой, радио и телевидением в качестве четвертой власти. Несмотря на это, понять действие этих контрольных систем для непрофессионала очень трудно.

Поэтому я не хочу спешить переносить категории, имеющие отноше­ние к межчеловеческой жизни, например подчинение, к отношениям между США и ФРГ. Прежде чем говорить об образе врага, будь то США или СССР, я бы .проверил это в сотрудничестве с политиками и политологами, чтобы реально расценивать политические отношения. Только тогда я бы мог догадываться и предполагать возможные бессоз­нательные многосторонние проекции.

По временам у меня складывается такое впечатление, что стоящие близко к мирному движению психоаналитики не могут договориться, поскольку у них отсутствует профессиональная компетенция в общест­венных и политических вопросах, они чересчур склонны превышать свои профессиональные полномочия, часто желают сделать вид, что владеют вопросом лучше, чем политики.

Однако будучи психоаналитиками, мы должны научиться в нашей ежедневной работе тому, что, прежде чем у нас появится вообще воз­можность подумать об интерпретации, нам следует собрать доста­точное количество информации. Из работы с малыми и большими группами мы научились тому, что процессы, протекающие в группах. следует прежде всего наблюдать с различных позиций, в различных перспективах, прежде чем мы составим себе о них какое-либо мнение.

Во время дискуссии со студентами, организованной ASTA и Факультетом психологии, я высказал несколько соображений на тему проблематики войны и мира, которые я и хотел бы здесь привести в за­ключение[40].

Мир — это не только отсутствие войны, он должен быть определяем и позитивным образом. Наше влияние на это, увы, весьма ограничено: мы можем высказываться печатно и устно, непосредственно принимать участие В парламентах и правительствах и информировать о взаимосвя­зях. открытых той или иной наукой. Психоанализ, со своей стороны, может предложить следующую информацию:

На политические решения могут оказывать воздействие бессозна­тельные эмоциональные процессы. Не исключается опасность эска­лации посредством потери контроля из-за раздражения и фрустрации. С другой стороны, возникшее из превосходства угрожающее поведе­ние. может создать мирные отношения (Etzioni, 1979). Если я не хочу, чтобы кто-нибудь на меня напал, целесообразно принимать меры предо­сторожности. Именно такова точка зрения реального политика.

Однако было бы бессмысленным постоянно поддерживать боего­товность, когда у другого нет никаких серьезных намерений нападать. В этом заключены противоречия.

Если все это протекает в очень архаичной плоскости, тогда имеет смысл точка зрения реального политика. Если же, напротив, движение происходит в «зрелой», разумно-управляемой плоскости, то более аде­кватным будет не продолжать гонку вооружений и не ожидать ежечас­ного нападения от врага.

Лично я не теряю в этом смысле надежды на то, что межчеловечес­кие мышление и поступки развиваются в истории от «незрелой» к более «зрелой» ступени развития, тем более что благоразумие всех участников уже возросло, враждебные государства в целях рационирования ресур­сов и с целью предотвращения возможного уничтожения других и себя, вынуждены контактировать друг с другом.

Однако не стоит, как и прежде, недооценивать бессознательные процессы зависти и стремления к обладанию, равно как и подавленный страх смерти, который может выражаться не только в фантазиях на тему катастроф, но и в опрометчивых политических действиях. В про­изводстве все более сложных систем вооружения играют роль не толь­ко экономические и политические интересы, а, вероятно, еще и более или менее бессознательное наслаждение и удовлетворение властью, при­ключением. запугиванием, угрозой и даже уничтожением. Я напоминаю об идеях Мичерлиха по поводу жестокости (ср.: гл. IX. 4.).

С другой стороны, страх, бессилие и беспомощность могут легко приводить к превентивной активности под девизом: «Нападение — лучшая защита». Это всеобщая закономерность, которая выражается не только в международных отношениях, но также и в мирном движении. Я не могу избавиться от ощущения, что подобные процессы при такой активности принимают в этом участие, по меньшей мере, отчасти. Однако подвергнуться воздействию со стороны бессознательных про­цессов могут не только действия, но и восприятия.

Поэтому очень важно перепроверять существующую опасность, которая заставляет нас испытывать страх на предмет ее реальной обоснованности.

Страх, согласно сигнальной теории страха Фрейда,— осмыслен­ный сигнал. Поэтому страх перед ядерной угрозой — это осмысленный страх, если он заставляет нас вступать в диалог, жестко и открыто вес­ти переговоры, чтобы таким здравым способом прийти к решению про­блемы, созданной ядерной угрозой. Наоборот, менее здравым было бы в этой ситуации впасть в панику или, как три известные обезьяны, заткнуть уши, закрыть глаза и молчать.

Психоанализ может быть, со своей профессиональной стороны, особенно полезен тогда, когда речь идет о том, чтобы выявить бессо­знательные составляющие политических действий. Это преимущест­венно работает там, где в нашей общественной жизни бессознательные составляющие играют роль в больших группах и между различными группировками. Если мы сделаем сознательно известным тот факт, в ка­ком объеме мы как просвещенные люди склонны, подобно невротикам, перерабатывать опасности невротически, защищаться, вытеснять, отре­каться и проецировать, мы сможем воспринимать опасность такой, како­ва она есть, оценивать ее реалистически и действовать соответственно обстановке. Таким образом,. обоснование и перспектива состоит в том. что увеличивая знания и расширяя опыт. мы совершаем все необходи­мое для предотвращения какого-либо конфликта.

[1] Вергилий. Энеида/ Буколики; Георгики; Энеида. М.: Худ. лит. 1971. Гессе Г. Игра в бисер. М.: Худ. лит.. 1969. Гомер. Одиссея. М.: Гослитиздат. 1960. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание/ Полное собр. соч.,в 30 томах М.: Наука. 1972, т. 6. Достоевский Ф. М. Идиот/ Полное собр. соч. в 30-ти т.— М.: Наука, 1972, т.8. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы/ Полн. собр. соч. в 30 т.—М.Наука, 1972, т. 14. Maнн Т. Будденброки/ Собр. соч. в 10-ти т.-М: Гослитиздат,1959, т. 1. Софокл. Эдип парь/Трагедии.—М.; Искусство, 1979. Софокл. Антигона. М.: Искусство, 1986. Толстой Л. Н. Война и мир/ Собр. соч. в 20-ти т.— М.: Гослитиздат, т.4-7. Толстой Л. Н. Анна Каренина/ Собр. соч. в 20-ти т.— М.: Гослитиздат, 1961 т. 8-9. Толстой Л. Н. Крейцерова сонта. М.: Книга. 1983. Толстой Л. Н. Смерть Ивана Ильича; Хозяин и работник/ Повести.— М.: Правда, 1983. Шекспир В. Много шуму из ничего/ Избр. произвед.— М.: Гослитиздат, 1953. Шекспир В. Ромм» и Джульетта; Укрощение строптивой/ Избр. произвед.—Л.: Лениздат, 1975. Эсхил. Орестея. М.: Гослитиздат, 1961. Эсхил. Прометей прикованный. М.: Гослитиздат, 1956. Эсхил. Семеро против Фив/ Трагедии.— М.: Искусство, 1978. KIeist Н. Penthesilea. Frankfurt: Insel, 1980. Eschenbach W. Parzifal (1210).

[2] Метод, используемый Клейстом для литературного исследования души коро­левы амазонок, во многом напоминает психоаналитический. В центре произведе­ния — конфликт между чувствами женщины и государственными интересами. Перед Пентесилеей встает непростой выбор: открыться в своей любви Ахиллу и нарушить закон амазонок, или убить его, поступив тем самым, как подобает королеве женского государства. Чувства ее колеблются между любовью и ненавистью. Однако она не знает, кто больше достоин ненависти — Ахилл, или она сама. Эмоциональный накал драмы прекрасно передали в своей театральной постанов­ке «Пснтесилеи» Ганс Юрген Сиберберг и Эдит Клевер. В контексте психоаналити­ческого анализа произведения следует отметить перелом в душевном состоянии коро­левы, последовавший за убийством Ахилла, схожий с аллегорическим «призрением» ослепшего Эдипа. « Значит я заблуждалась,— говорит Пентесилея.— Тот, кто любит по-настоящему, может и целовать, и кусать.» Пентесилея полагает, что слишком поздно вспомнила о своем долге перед госу­дарством, поскольку все же « отреклась от женского закона и последовала аа этим юношей». Но будучи не в состоянии выносить тот факт, что она в своем гневе убила возлюбленного, Пентесилея кончает жизнь самоубийством.

[3] Героиня фильма Томаса Браша — замкнутая, несчастная актриса, роль кото­рой исполнила Катарина Тальбах. С психоаналитической точки зрения, «чахоточная лихорадка», которой она страдает, представляет собой своего рола «защитную» реак­цию на житейские неурядицы.

[4] Фильм «Небо над Берлином» — итог плодотворной работы режиссера Вима Вендерса и литератора Петера Хатке. В картине снимались Бруно Галц н Совенг Домартин. Для фильма характерен плавный переход от фантазий к действительности: ирреальный ангел вступает во взаимотношения с реально существующими людьми. Конец фильма символичен. Ангел превращается в человека и осознает преимущест­во последнего, ощущающего земное бытие и духовно, и физически.

[5] Название фильма звучит по-немецки «Schoene des Tages» («Дневная краса­вица»). Героиня фильма — привлекательная молодая женщина Северина ( Катрин Денев), живущая во внешне счастливом браке. Режиссер Луис Бунюэль, аналогично психоанализу, исследует прежде всего фантазии Северины. Фильм является великоленной иллюстрацией психоаналитического метода, цель которого — осознавание бессознательного. Поступок Северины может служить примером того, каким образом можно излечиться от нанязчиво возникающих фантазий. Она воплощает их в дейст­вительности и тем самым от них избавляется.

[6] Фильм режиссера Георга Вильгельма Пабста, снятый еще во времена немого кино, интересен, в частности, тем, что в процессе работы над картиной автор сотруд­ничал с двумя психоаналитиками Карлом Абрахамом н Гансом Саксом. Тема филь­ма —страдания, сны и видения ревнивого мужа, роль которого мастерски исполнил Вернер Крауз. Картина является убедительным свидетельством тою, как мнитель­ность может становиться причиной серьезного невроза, который приводит героя фильма к частичной потере способности контролировать свои действия. Безобидные события и привычные предметы приобретают для центрального персонажа неожидан­ное значение. Например, нож ассоциируется у него с убийством и т. д. На современный взгляд этот фильм — реликвия прошлого. Он несколько триви­ален и холодноват, что, впрочем, не лишает действие динамики ( киностудия UFA).

[7] Режиссер Пазолини создал свою версию известного мифа об Эдипе. Действие фильма происходит в 20-с годы нашего столетия. Отец Эдипа — офицер. Пазолини берет в расчет не только чувства Эдипа ( Франко Читти), давшие Фрейду основания назвать именем персонажа греческого мифа один из психоанали­тических комплексов, режиссера не меньше интересуют переживания Лая и его жены Йокасты (Сильвана Маньяпо). В этой связи необходимо подчеркнуть, что в большинстве постановок драмы об Эдипе его матери, Йокасте, пеобосновано отводится маловажная роль. Совершенно справедливо поэтому Кристиан Оливер в своей книге «Дети Йокасты» (Психика женщины в материнской тени. Дюссельдорф. Глаасеп. 1987) указывает, в частности, па то, что Йокаста сама стремиться привлечь Эдипа, который лишь «позволяет» ей это делать. В современном обществе проблема взаимотношений отца и сына приобрела повое звучание. Молодые люди уже не склонны видеть в отце соперника, поскольку, как правило, не испытывают к последнему должного уважения. Противостояние уступило место разочарованию в отце, которое толкает молодого человека на поиски «силь­ного» отца. Связь с матерью также не следует понимать как буквальные половые отношения, гораздо больше оснований говорить о растущей в процессе отношений матери и ребенка зависимости последнего, способной и в зрелые годы сковывать потенциал многих мужчин.

* Как, в частности, узнал Петер Брюкнер (1961 — 63), в круг чтения Фрейда входи­ли «Потерянный рай» Мильтона, «Дон Кихот» Сервантеса, «Том Джонс» Филь­динга, романы Чарльза Диккенса, книги Вильгельма Буша и «Нильс Лин» Иенса Петера Якобсона. Фрейд изучал также сочинение Гете «Природа», читал Платона и Грильпарцера (см.: Имра Германн, 1974).

* Личные наблюдения в собственной семье.

* Я отсылаю читателя к книге Германца Роскампа «Психоаналитическая Я-пси­хология и ее использование» (1974), в которой указаны важнейшие труды того времени. «От solus — «один», «ipse» — сам.

[8] История Штутгартского института отражена в докладах его прежних сотруд­ников: Ганс Шмид (Hg.) (1983). Пути к идентичности. Вюрцбург: Кепнгсхаузен и Нойманн. Вернер Болебер. Об истории психоанализа в Штутгарте/УПсихика, 1986. N40. С. 377—411. Вильгельм Лайблип (1969). «Исследование сказок и глубинная психология». (Дармштадт: Висссшиафтлихе Бухгезелынафт).

* Сын Александра Мичерлиха — режиссер Томас Мичерлих — воссоздал в фильме «Отец и сын» дискуссию между Гербертом Маркузе и Александром Мичсрлихом, свидетельствующую о незаурядном таланте Мичерлиха.

* По мнению Алис Миллер (личное сообщение от 14.07.1988),причислять ее к психо­аналитикам — значит вводить читателей в заблуждение. . Она совершенно ото­шла от психоанализа и объясняет причины этого в книге «Изгнанное знание» (1988). Она упрекает Фрейда в том, что он «изменил» правде о жестоком обраще­нии с детьми. Три первые ее книги все же дают право причислить ее к величайшим психоаналитикам современности.

[9] Например, N 4: компьютерная симуляция модели невротического механизма защиты, N6: компьютерная симуляция процесса сновидения, N9: желание (Wunsch), Я (Sclbst), объект-отношение (Objekt-Beziehung): схема модели регуляции когнитивно-перцептивного процесса, N 11: о методологической проблеме и новых путях пред­ставления и ацализирования комплексной психологической системы, N 13: сравни­тельные исследования соматических изменений при заикании и при отсутствии пос­леднего, в контексте межличностного общения, N 14: набросок процессуальной модели психоаналитической терапии.

[10] Петер Детмерипг. «Поэзия и психоанализ. 1. (Собрание диалогов)». Мюнхен: Нюмфенбюргер Ферлагсбуххандлюнг, 1969. Книга содержит психоаналитичес­кие интерпретации произведений Томаса Манна, Райнера Марии Рильке и Рихарда Вагнера; «Поэзия и психоанализ». Дармштадт: Висссншафтлихе Бухгезельшафт, 1978. Книга представляет собой психоаналитическое исследование произведений Шекспира, Жан Поля, Гете и Геймито фон Додерсра. «Генрих фон Клейст. К вопросу психодинамики в его поэзии». Франкфурт: фахбуххандлюнг фон Псюхологи, 3-е изд., 1986. «Литература — психоанализ — кино». Штутгарт: Фромма-Хольцбоог.1984.

[11] «Психонатографии». Александр Мичерлих. Франкфурт: Сурками 1972; «Психоанализ и литература». Жан Старобипски. Франкфурт: Сурками 1973. «Исскусство и творческая личность. К вопросу о применении психоанализа во внетсраневтичсской области». Janine Chasscquct-Smirgel .Мюнхен: Интернационале. Психоанализ, 1988.

* Brand — по-немецки пожар.— Прим. перев.

[12] «Диалектика просвещения». Макс Хоркгеймер и Теодор Адорно («Dialcktik der Aufklaerung», 1947). Франкфурт: Фишер, 1984. Этот труд повлиял на целое поколе­ние таких общсственпо-критически мыслящих ученых, как Гельмут Дамср, Клаус Хори, Альфред Лоренцер, и др. «Познание и интерес» Юргеп Хабермас (1968).

[13] Дневник Смили Блантона: «Мой анализ при Зигмунде Фрейде». Берлин: Ульштейн,1971. «Присягая Фрейду. Взгляд на один анализ». Гильда Дулитл под инициалами Г. Д. Берлин: Улыптейн, 1956.

[14] Информацию о существующих в рамках психоанализа точках зрения на проб­лему объект-отношений можно получить из хрестоматии: ). «Психология межличностпых отношений. Психоаналитическое исследование психологии объект-отноше­ний». Куттер П. (Hg.) Дармштадт: Виссеншафтлихе Бухгезельшафт. 1982.

[15] Хемингуэй Э. По ком звонит колокол. М.: Худ.лит., 1984. Хемингуэй Э. Победитель не получает ничего/ Собр. соч. в 6-ти т.— М.: Нугешиинвест, 1993.т.1. Хемингуэй Э. Старик и море. М.: Дет. лит., 1981.

[16] Фильм Райнера Вернера Фассбиндера «Король» имеет подзаголовок «Договор с дьяволом». Героем картины является матрос по имени Керель — опустившийся, агрессивный гомосексуалист. (Продукция: Planet/Albatros/Gaumont).

* Книга вышла в 1989 году под названием «Страсти. Психоанализ чувств» в виде карманного издания.

* Сцилла и Харибда — в древнегреческой мифологии чудовища, обитавшие no обеим сторонам узкого морского пролива и губившие проплывающих мореплавателей.

[17] Фильм режиссера Вуди Аллеиа (Orion Pictures Company, 1983). В главной роли Вуди Аллеи, играющий пациента Леопарда Зелига, и его психиатр — Доктор Эвдора Флетчер. роль которой исполнила Миа Фарроу.

* Для женщины имеет значение — Mutatis mutandis (с известными оговорками) — тройственный конфликт между дочерью, матерью и отцом.

[18] См.: Овидий. Метаморфозы. Эпос. Захватывающая история о Нарциссе и Эхо находится в третьей книге.

[19] Ланге И. (1976). Казуистические доклады женщин-психоаналитиков: Работа о структуре и лечении фобичсских больных. Неопубликованный манускрипт; Раисиш. Е. (197,). Наблюдение за психоаналитическим процессом в лечении пациенток с агорафобией. Неопубликованная рукопись.

[20] «Внутренний мир — внешний мир внутреннего мира». Петер Хандке. Франк­фурт: Суркамп,1969.

[21] В центре внимания фильма переживания 19-летней девушки, роль которой исполнила Сэнди Ратклифф. Режиссер Кеннет Лоуч демонстрирует, как юная ге­роиня картины « сходит с ума» по вине родителей. Автор фильма находится под влиянием таких современных теоретиков шизофрении, как Бейтсон, Ланг и др. Традиционное психиатрическое лечение шизофрении вызывает у девушки лишь усиление внутренней путаницы. Только современная психоаналитическая групповая терапия помогает девушке разобраться в переплетении вымышленных и реальных отношений.

[22] В числе известных автобиографий пациентов психиатрических клиник сле­дует отметить книги Мэри Бэрнс «Мое путешествие по безумию». Франкфурт: Фи­шер, 1979. и Бело Паркера «Моя речь — это я. Модель психотерапии». Франкфурт: Суркамп,1974.

[23] Фильм во многом аналогичен «Дневной красавице» Бунюэля. Однако геро­иня картины — молодая женщина, роль которой исполнила Г. Ландгреб, в отличие от Северины, не ограничивается половинчатыми решениями и резко порывает с иллюзорными общественными нормами.

[24] Яппе, Джон Г.,- Г. Д., Фогель X. Тестовая ситуация как специфическое про­странство переносов//Психика. 1965. N 19. С. 40 — 67. Фогель X. Психоаналитические аспекты психодиагностических тестовых исслсдований/УПсихика. 1968. N 22. С. 754 — 761.

[25] Из вопросов анкеты, применяемой для определения нарциссических растройств, следует отметить следующие: 5 (ничтожная самость — Kleinheitsselbst), 6 (нарциссический гнев — Narzistische Wut), 7 (объект-защита — Objektabwehr), 9 (ипохондрический страх — Hypohondrische Angst), 11 (симбиотическая самозащита — Symbiotischcr Selbstschutz), 12 (идея величия — Groesenselbst), 13 (негатив­ное ощущение тела — Negatives Kocrpcrselbst), 15 (ценности-идеалы — Wertc-Idcale), 16 (жадность до похвалы и подтверждения — Gicr nach Lob und Bcstaetigung), и 17 (поиск идеального самообъскта — Suche nach dem idealcn Selbstobjekt).

[26] faf — это «Анкета исследования факторов агрессивности». Она был пред­ложена в 1975 году Гамнелем и Зельгом. Анкета включает понятия «реактивной агрес­сивности», «спонтанной агрессивности», а также «самоагрсссии» и «торможением агрессии».

[27] X. В. Вертманп высказал свое мнение по поводу поведенческой терапии в док­ладе на правлении Германского Общества психотерапии, нсихосоматики и глубинной психологии. Эта работа опубликована в Журнале психосоматической медицины и психоанализа (1979. N 25. С. 319—331).

[28] Райнер Краузс написал статью: О различиях между «поведенческой терапией» и «психодинамической школой» (Журнал клинической психологии и психотерапии. (1973. N 21. С. 156—163). Янковски и др. (Hg.) Клиенто-центрированпая психотерапия сегодня. Геттингсн: Ходреф, 1976. С. 208 — 213.

[29] Провокационное сочинение Евы Эггис называется «Вот теперь Вы образуми­лись!» и имеет подзаголовок «Образ человека глазами когнитивной поведенческой терапии». Работа опубликована в журнале «Психология сегодня» (Февраль, 1981. С.31—36).

* Приведенное выражение впервые прозвучало на семинаре «Психоанализ и поведен­ческая терапия. Общность и различия», проведенном совместно с К.Хейнертом — K.Heinerth — в зимнем семестре 1976/77 гг.

[30] X. В. Вертманн «О разговорной психотерапии». Журнал психосоматической медицины и психоанализа (1979. N 25. С. 310 — 318).

* Что касается общности между психоанализом и первичной терапией, то доказатель­ством этого может служить, в частности, пример психолога и психоаналитика Аль­берта Герреса (Albert Goerres). практиковавшего в клинике Мюнхенского универ­ситета первичную терапию наряду с психоанализом.

[31] В этой связи можно назвать следующие научные работы по лингвистике: Элих К. (1980). Будничные рассказы. Франкфурт: Сурками; Фладер Д., Гродзицки В. Д., Шрстер К. (19В1). Психоанализ как разговор. Интерактивно-аналитические исследования терапии и сунервизии. Франкфурт: Сурками; Кезелинг Г., Вробель А. (Hg.) (1983). Латентные разговорные структуры. Исследования проблемы понима­ния в психотерапии и педагогике. Вейнгейм: Бсльц.

* Приведенная здесь независимая гипотеза о существовании двух уровней анализирования, а именно — понимания и объяснения — перекликается тем не менее с выво­дами Юргена Кернера (Juergen Косглсг 1985) и Хайнца Когута (Heinz Kohut 1984), который определяет роль эмпатии (Empathie).T.c. способности терапевта почувст­вовать себя на месте пациента, в психоаналитическом лечении, как поступательно осуществляемую аналитиком смену «позиции понимания на позицию объяснения» (S. 254). Различия в подходах к данному вопросу обоих авторов, будут рассмот­рены в главе VIII 4.3. (шесть ступеней понимания во внутреннем диалоге психо­аналитика).

[32] Джефри М. Массон ( профессор, филолог, занимавшийся изучением санск­рита, а также психоаналитик) высказывает в своей книге «The Assault on Truth» («Нападение на правду») мнение о том, что Фрейд намеренно умалчивал о распространенности случаев совращения и иных травматизации, которым подвергаются дети. Согласно Массону, Фрейд поступал таким образом, отстаивая справедливость своей теории Эдипова комплекса. Немецкое издание книги получило провокационное название «Что сделали с тобой, бедное дитя?»

[33] Петер Блос (1973). Подростковый возраст, психоаналитическая интерпрета­ция. Штутгарт: Клетт-Котта. Кристоф Эртл (1971). Воспитательная консультация. Штутгарт: Клетт. Анна Фрейд и Тези Бсргманн (1972). Больные дети. Франкфурт: Фишер. Серж Лебовичи и Мишель Суде (1978). Личность ребенка. Мюнхен: Киндлер. Хорст-Эбергард Рихтер (1963). Родители, ребенок и невроз. Штутгарт: Клетт. Спироз Симитис и др. (1979). Детское здоровье. Франкфурт: Сурками. Общие аспекты консультации в психологии. Антон Хоубен (1975). Клинически-психологическая консультация. Мюнхен/Ба­зель: Райнгардт. Вольфрам Людерс (1974). Психотерапсвтическая консультация. Геттингсн: Ванденхек и Рунрсхт. Гельмут Юнкер (1973). Консультативный разговор. Мюнхен: Кезель.

[34] Гельм Штирлин. «От психологии до семейной терапии» (1975). Гельм Штирлин, Ингеборг Рюкср-Эмден, Нормерт Вецель и Мнхаэль Виршинг. «Первый семейный разговор» (1977). Михаэль Виршинг и Гельм Штирлин. «Болезнь и семья. Концепции — резуль­таты исследований—терапия. Штутгарт: Клстт-Котта, 1982. Хорст-Эбергард Рихтер. «Родители, ребенок и невроз» 1963 . Хорст-Эбсргард Рихтер. «Семья как пациент, возникновение, структура и тера­пия конфликтов в браке и семье». (1970). «Семья и душевная болезнь. Новая перспектива психологической медицины и социальной терапии» Хорст-Эбсргард Рихтер, Ганс Строцка и Юрг Вилли (1976).

* Понятия «выписывания симптомов» и «парадоксальной интервенции» характери­зуют ситуацию, в которой человеку приписывается нечто им самим не желаемое. Та­кая техника применяется в том случае, когда цель терапии не может быть достиг­нута обычными психотерапевтическими средствами. Авторство данной техники принадлежит группе Йаоло Альто, название которой происходит от городка Пао­ло Альто, что неподалеку от Стэндфордского университета в СанФранциско (США) и, в частности. Грегори Бсйтсону. Немецким представителем этой психоло­гической школы является Пауль Вацлавик (Paul Watzlawick), ставший извест­ным благодаря своим книгам «Человеческая коммуникация» («Menschlichc Kommunikation» 1969) и «Насколько реальна действительность?» («Wie wirklich ist die Wirklichkeit?» 1976.)

[35] Выражение «отказ от инстинкта» (Triebverzicht) возникло в сочинении Фрей­да «Неудовлетворенность культурой». Это понятие включает в себя отказ от удовле­творения инстинкта, продиктованный первоначально страхом перед наказанием роди­телей, а позднее — предписанный Сверх-Я (С. 487).

* Выражение, которое установил программный комитет Интернационального психо­аналитического объединения на Гамбургском конгрессе 1985 г.

* Женское движение — это специфическое общественно-реформаторское движе­ние женщин, имеющее своей целью добиться равных с мужчинами прав в производ­стве, образовании и политике. Оно направлено прежде всего против существующих в определенных общественных кругах норм, состоящих в том, что женщина пред­назначена и должна воспитываться лишь для того, чтобы выйти замуж или зани­маться т. н. «женскими профессиями»: сестра милосердия, учительница, детский врач и т. д.

[36] «Профессия, домашний быт и семья в согласии». Отношение женщин к себе изменилось. Поведение многих мужчин — напротив неизменно. Результаты Алленбахских исследований. FAZ, 9.7. 1983, С. 7.

[37] Десять тезисов о движении за мир: Uni-Journal. 1 (1984) 4, 3 — 22.

[38] Петер Глотц (а также Юрген Хабермас). Гражданское неповиновение в право­вом государстве. Франкфурт: Сурками, 1983.

[39] Открытое «письмо» немецких психологов и психосоциологов под названием «Образ врага — Советский Союз и образ друга — США . Взгляд на проблему с по­зиций

Наши рекомендации