Проверка правильности толкования.
Проверка правильности данного толкования редко обходится без тех или иных осложнений. В частности, пациенты могут реагировать на интерпретацию аналитика по-разному. Часто анализируемые соглашаются с выдвинутой аналитиком интерпретацией, однако нередко они заявляют: «Я не признаю этого. Я это не понимаю. Я не могу в это поверить» и т. п. Концепция «желания и сопротивления» дает психоаналитику право решить, что признать данное толкование пациенту мешает внутреннее сопротивление. Ни в коем случае не исключая вероятность такой ситуации, следует однако отметить, что, в подавляющем большинстве случаев, пациент, не признающий толкование аналитика, бывает прав. Поэтому честному терапевту не остается ничего другого, как быть заранее готовым к перспективе постоянных перепроверок.
Йорг Зоммер дает в своей недавно опубликованной книге « Диалогические методы исследования» (Joerg Sommer «Dialogische Forschungs-methoden» 1987), в частности, следующие критерии проверки правильности данного толкования:
1. Критерий когерентности толкования, подразумевающий внутреннюю логическую связность последнего.
2. Критерий практического подтверждения толкования или, иными словами, возможности его применения в лечении пациента.
3. Критерий диалогической проверки толкования, т. е. единодушного признания интерпретации терапевтом и пациентом.
Кроме перечисленного существует основной принцип проверки правильности толкования, выработанный в психоанализе в процессе его развития как метода лечения душевных расстройств. Если данная терапевтом интерпретация вызывает позитивные изменения в состоянии пациента (в контексте переноса, сновидений, физического самочувствия, межличностных контактов и др.), то такое толкование принято считать верным.
Экскурс: опытные, экстремальные и смешанные формы психоанализа и поведенческой терапии.
Сравнительный анализ.
В заключение этой главы необходимо еще раз обратиться к сравнительному анализу психоаналитической, разговорной и поведенческой терапий и рассмотреть на их примере соотношение герменевтного и естественнонаучного подходов в психоаналитическом знании в целом (см. табл. 14). Первый пункт таблицы отведен чисто герменевтному психо-
Собственно психоанализ:
1. Герменевтный психоанализ, концентрирующийся исключительно вокруг фантазий и их скрытого содержания. |
2. Психоанализ как психоаналитическая психотерапия, в процессе которой принимаются во внимание теоретические конструкции. |
3. Психоанализ как психоаналитическая психотерапия. в рамках которой не только учитывается теория, но я предпринимаются эмпирические перепроверки достигнутых результатов. |
4. Смешанная форма психоанализа и поведенческой терапии, основанная на принципе взаимного дополнения и сотрудничества. |
5. Поведенческая терапия, имеющая конгнитивный уклон и признающая существование т. н. «ментальных процессов» (аналог психоаналитических « фантазий и символов»), протекающих между желанием и реакцией. |
6. Поведенческая терапия, концентрирующая свое внимание исключительно на симптомах, не занимающаяся вскрытием бессознательных конфликтов, в рамках которой обязательным условием оказывается эмпирическая перепроверка результатов лечения. Теоретической базой для данного вида терапии послужила теория научения. |
Таблица 14. Психотерапевтические истоды: психоанализ, поведенческая терапия и смешанные формы терапии.
Собственно поведенческая терапия анализу, включающему в себя 1,2,3 и 4 ступени понимания, результатом которого оказывается составление предварительного психического образа пациента. Методы, применяемые на данных этапах, могут быть охарактеризованы как в достаточно высокой степени интуитивные, в отличие от строго теоретического подхода, осуществляемого на 5 и 6 ступенях понимания.
Под шестым пунктом таблицы значится собственно поведенческая терапия, базой для которой служит теория научения.
Между герменевтным психоанализом и поведенческой терапией располагаются различные переходные или смешанные формы терапий в соответствии с возрастанием в них роли теоретического знания.
В связи с этим возникает вполне законный вопрос, какой именно вид терапии бессознательно используют аналитики, полагающие, к примеру, что они занимаются психоанализом, но применяющие в своей практике методы, в частности, поведенческой терапии. Разобраться в этом представляется достаточно сложным, поскольку в контексте бессознательного выбора терапевтом того или иного метода анализировал ния конкретного пациента речь идет о скрытых, внутренних процессах, недоступных непосредственному наблюдению. Иными словами, в каждом отдельном случае каждый отдельно взятый психоаналитик использует вероятнее всего свой собственный метод, более или менее ориентированный на один из представленных в нашей классификации.