Отсутствие ротовой жидкости затрудняет пережевывание и глотание пищи. Функции слюны многообразны, но основными из них являются пищеварительная и защитная.

Пищеварительная функция, в первую очередь, выражается в формировании и первичной обработке пищевого комка. Кроме того, пища в полости рта подвергается первичной ферментативной обработке, углеводы частично гидролизуются под действием L-амилазы до декстранов и мальтозы.

Защитная функция. Осуществляется благодаря многообразным свойствам слюны. Увлажнение и покрытие слизистой оболочки слоем слизи (муцина) предохраняет ее от высыхания, образования трещин и воздействия механических раздражи гелей. Слюна омывает поверхность зубов и слизистую оболочку рта, удаляя микроорганизмы и продукты их метаболизма, остатки пищи, детриты. Важное значение при этом имеют бактерицидные свойства слюны, выраженные благодаря действию ферментов (лизоцим, липаза, РНКаза, ДНКаза, ппсонины, лейкины и др.).

Свертывающая и фибринолитическая способность слюны поддерживается за счет содержащихся в ней тромбопластина, антигепариновой субстанции, протромбинов, активаторов и ингибиторов фибринолизина. Эти вещества обладают гемокоагулирующей и фибринолитической активностью, благодаря чему обеспечивается местный гомеостаз, улучшаются процессы регенерации поврежденной слизистой оболочки. Слюна, будучи буферным раствором, нейтрализует поступающие в полость рта кислоты и щелочи. И, наконец, нажную защитную роль играют иммуноглобулины, присутствующие в слюне.

Минерализующее действие слюны. В основе этого процесса лежат механизмы, препятствующие выходу из эмали ее компонентов и способствующие их поступлению из слюны в эмаль.

Кальций в слюне находится как в ионном, так и связанном состоянии. Считают, что в среднем 15 % кальция связано с Пелками, около 30 % находится в комплексных связях с фосфатами, цитратами и только 5 % - в ионном состоянии. Именно этот ионизированный кальций участвует в процессах реминерализации.

Противокариозное действие слюны. Было установлено, что вскоре после поступления в полость рта твердой углеводистой пищи концентрация глюкозы в слюне снижается, причем вначале быстро, а затем медленно. Большое значение при этом играет скорость слюноотделения — усиление слюноотделения способствует более активному вымыванию углеводов. При этом не происходит выведения фторидов, так как они связываются с поверхностями твердых и мягких гканей полости рта, высвобождаясь в течение нескольких часов. Благодаря присутствию фторидов в слюне баланс между де- и реминерализацией смещается в сторону последней, что обеспечивает противокариозный эффект. Установлено, что этот механизм реализуется даже при относительно низких концентрациях фторидов в слюне.



 
 

9. Приспособительный характер слюноотделения на различные пищевые и отвергаемые вещества. Дуга слюноотделительного рефлекса.

Секреция слюны на пищевые и отвергаемые вещества. Опыты, проведенные в лабораториях Павлова, Бабкина, и др., показали, что вне приема пищи у собак слюна не отделяется, а в период работы слюнная секреция хорошо приспособлена к раздражителям, поступающим в ротовую полость. Одним из наиболее сильных раздражителей слюноотделения является сухость пищи; чем пища суше, тем большее количество слюны на нее отделяется. На отвергаемые вещества выделяется более жидкая и бедная органическими веществами слюна. Однако, у человека слюна, выделяемая на пищевые и отвергаемые вещества, содержит примерно одинаковое количество ферментов и мало различается по рН и вязкости. Возможно, это связано с тем, что у человека отвергаемые вещества не смываются, как у собаки, а выплевываются.
В отличие от животных, у человека характер секреции слюны непрерывный. Это тесно связано с речевой функцией, так как слюна обеспечивает во время речи увлажнение слизистой ротовой полости, что улучшает ее резонирующие и звукообразующие свойства.

10. Свертывающие и противосвертывающие вещества слюны и их физиологическое значение.

11. Буферные системы слюны и их значение в поддержании кислотно-щелочного баланса в ротовой полости.

Буферная ёмкость слюны

Буферная ёмкость слюны — это способность нейтрализовать кислоты и щелочи. Установлено, что приём в течение длительного времени углеводистой пищи снижает, а приём высокобелковой — повышает буферную ёмкость слюны. Высокая буферная ёмкость слюны — фактор, повышающий устойчивость зубов к кариесу.

Буферная емкость слюны - это способность нейтрализовать кислоты и основания (щелочи), за счет взаимодействия гидрокарбонатной, фосфатной и белковой систем. Установлено, что прием в течение длительного времени углеводистой пищи снижает, а прием высокобелковой - повышает буферную емкость слюны. Высокая буферная емкость слюны относится к числу факторов, повышающих резистентность зубов к кариесу.
Концентрация водородных ионов (рН) изучена довольно подробно, что обусловлено разработкой теории Миллера о возникновении кариеса зубов. Многочисленными исследованиями установлено, что в среднем рН слюны в полости рта в нормальных условиях находится в пределах 6,5 - 7,5. Установлены незначительные колебания рН в течение дня и ночи (снижение в ночное время). Наиболее сильным фактором, дестабилизирующим рН слюны, является кислотопродуцирующая активность после приема углеводистой пищи. «Кислая» реакция ротовой жидкости наблюдается очень редко, хотя локальное снижение рН - явление закономерное и обусловлено жизнедеятельностью микрофлоры зубного налета, кариозных полостей, осадка слюны.

12. Функциональная характеристика жевательного аппарата. Роль жевательной мускулатуры и различных зубов в процессе механической обработки пищи в полости рта.

Систему органов и тканей полости рта, выполняющих функцию жевания в той или иной степени, мы называем жевательным аппаратом. К нему относятся:

-скелет аппарата — челюстные кости с зубами для размельчения пищи;

-челюстной сустав и жевательная мускулатура, приводящие в движение нижнюю челюсть;

-органы, служащие для захватывания пищи и придания ей специальной формы, пригодной для проглатывания, — губы, щеки, язык;

-железы, выделяющие слизь и ферменты;

-соответствующие сосуды и нервы.

Жевательный аппарат в процессе своего эволюционного развития прошел ряд изменений, приспосабливаясь к различным условиям существования.

У человека нижняя челюсть осуществляет чрезвычайно разнообразные движения. Это обусловливается особым строением челюстного сустава и соответствующим расположением жевательных мышц.

Жевательный аппарат человека постепенно терял свою первоначальную несложную форму и функцию, которые становились более сложными и совершенными. Форма зубов у низших позвоночных и у некоторых видов млекопитающих однотипная (гомодонтные зубы). Зубы человека имеют различную форму они гетеродентичны и диференцировались на группы соответственно их форме и функции.

Пища человека с ее разнообразными физическими свойствами должна быть разрублена, раздавлена и размолота.

Резцы служат для откусывания пищи, клыки — для отрывания кусков пищи, как бы выполняя роль ножниц и кусачек, малые коренные зубы — для раздробления твердой пищи, а большие коренные, у которых хорошо развиты жевательные площадки, выполняют функцию размалывания пищи.

13. Акт жевания, его саморегуляция. Роль проприорецепторов жевательных мышц, механорецепторов слизистой оболочки и периодонта в регуляции жевания. Дуга жевательного рефлекса.

Жевание— физиологический акт, заключающийся в измельчении с помощью зубов пищевых веществ и формировании пищевого комка. Жевание обеспечивает качество механической обработки пищи и определяет время ее пребывания в полости рта, оказывает рефлекторное возбуждающее влияние на секреторную и моторную деятельность желудка и кишечника.

В жевании участвуют верхняя и нижняя челюсти, жевательная и мимическая мускулатура лица, язык, мягкое небо. Механическая обработка пищи между верхними и нижними рядами зубов осуществляется благодаря перемещению нижней челюсти относительно верхней.

У взрослого человека в ряду справа и слева имеются зубы разного функционального назначения — два резца и один клык (откусывающие пищу), два малых и три больших коренных, которые раздавливают и растирают пищу, — всего 32 зуба. Рис. 11.10. Кимограмма жевательного периода. I — покой жевательной мускулатуры; II — фаза введения пищи в рот; III — ориентировочная фаза; IV — основная фаза; V — фаза формирования пищевого комка; а—б — опускание нижней челюсти, б—в — подъем нижней челюсти; о—о, — момент размалывания пищи. Под кимо-граммой — отметка времени — 1 с. Процесс жевания имеет четыре фазы — введения пищи в рот, ориентировочную, основную и формирования пищевого комка (рис. 11.10).

Регуляция жевания осуществляется рефлекторно. Возбуждение от рецепторов слизистой оболочки рта (механо-, хемо- и терморецепторов) передается по афферентным волокнам II, III ветви тройничного, языкоглоточного, верхнего гортанного нерва и барабанной струны в центр жевания, который находится в продолговатом мозге. Возбуждение от центра к жевательным мышцам передается по эфферентным волокнам тройничного, лицевого и подъязычного нервов. Возбуждение от чувствительных ядер ствола мозга по афферентному пути через специфические ядра таламуса переключается на корковый отдел вкусовой сенсорной системы, где осуществляется анализ и синтез информации, поступающей от рецепторов слизистой оболочки ротовой полости.

На уровне коры больших полушарий происходит переключение сенсорных импульсов на эфферентные нейроны, которые по нисходящим путям посылают регулирующие влияния к центру жевания продолговатого мозга.

14. Функциональная связь процессов дыхания, жевания и глотания. Жевательные и мимические мышцы, их участие в функции жевания, глотания, дыхания и речеобразования.

15. Методы изучения механической обработки пищи в полости рта. Мастикациография. Гнатодинамометрия, электромиография, электроодонтометрия.

Мастикациография (лат. masticatio жевание + греч. grapho писать, изображать) — графическая регистрация жевательных движений нижней челюсти.

Гнатодинамометрия — метод определения силы жевательных мышц и выносливости опорных тканей зубов к восприятию давления при сжатии челюстей с помощью специального аппарата — гнатодинамометра. При сжатии гнатодинамометра зубами появляется ощущение боли, этот момент и фиксируют как показатель гнатодинамометрии.

Электромиография (ЭМГ) — метод исследования биоэлектрических потенциалов, возникающих в скелетныхмышцах человека и животных при возбуждении мышечных волокон; [1] регистрация электрической активности мышц

Электроодонтометрия — определение порога чувствительности пульпы к электрическому току. Она основана на раздражении пульпы зуба электрическим током и улавливании минимальной силы тока, которая вызывает первое (слабое) болевое ощущение. Здоровая пульпа зуба реагирует на ток силой 2—6 мкА. Снижение возбудимости до 20—40 мкА свидетельствует о воспалении коронковой пульпы, реакция зуба на ток силой 60 мкА — о вовлечении в патологический процесс и корневой пульпы. Реакция на ток силой 100 мкА и выше подтверждает наличие некроза пульпы.

16. Глотание, его фазы и регуляция.

Глота́ние — рефлекторный мышечный акт, при котором в результате сокращения одних и расслабления других мышц пищевой комок (болюс) переводится через глотку ипищевод в желудок.

Человек глотает около 600 раз в сутки. В том числе, 200 раз во время еды, 50 раз во время сна, 350 раз в остальное время. Большинство глотков делается бессозна­тельно.[1]

Три фазы глотания

Акт глотания делится на три фазы: ротовую, глоточную и пищеводную.

Ротовая фаза

Ротовая фаза является произвольной (то есть она может управляться сознанием). Во время ротовой фазы из пережёванной во рту, смоченной слюной и ставшей скользкой пищи фор­мируется болюс — пищевой комок объемом около 5—15 мл. Движениями языка и щёк болюс перемещается на спинку языка. Сокращениями языка пищевой болюс прижимается к твёрдому нёбу и переводится на корень языка за передние нёбно-язычные дужки.

Глоточная фаза

Глоточная фаза — быстрая, ко­роткая, непроизвольная. Раздражение рецепторов корня языка вызывает сокращение мышц, приподнимающих мягкое нёбо, закрывая, таким образом, сообщение глотки с носовой полостью во избежание попадания в неё пищи. Движе­ниями языка пищевой болюс проталкивается в глотку. При этом происходит сокращение мышц, смещающихподъязычную кость и вызывающих поднятие гортани, надгортанник перекрывает­ вход в дыхательные пути, чтобы не допустить попадания в них пищи. Одновременно давление в полости рта повышается, а в глотке снижается, способствуя, таким образом перемещению болюса пищи в глотку. Обратному движению болюса в ротовую полость препятствуют поднявшийся корень языка и плотно прилегающие к нему нёбно-язычные дужки.

При поступлении болюса (пищевого комка или жидкости) в глотку, продольные мышцы-подниматели глотки: шилоглоточная и трубно-глоточная поднимают глотку кверху, а констрикторы глотки последовательно, от верхнего констриктора к нижнему, сокращаются, в результате чего болюс проталкивается по направлению к пищеводу.

Вне акта глотания верхний пищеводный сфинктер (ВПС) закрыт, во время глотания давление в гло́тке повышается до 45 мм рт. ст., ВПС открывается, и пищевой болюс поступает в начало пищевода, где давление не более 30 мм рт. ст. В момент глотка́ кривая давления в ВПС имеет М-образную форму из-за того, что: в самом начале глотка́ ВПС (и зона высокого давления) сдвигается в направлении ротовой полости и поэтому давление увеличивается; в момент расслабления ВПС давление падает; в момент закрытия ВПС давление увеличивается; по окончании глотка́ давление в ВПС возвращается к исходной позиции.[2]

Длительность первых двух фаз акта глотания — примерно одна секунда. Глоточную фазу акта глотания невозможно выполнить произвольно, если в полости рта отсутствует пища, жидкость или слюна. После механического раздражения корня языка начинается гло­тание, которое невозможно остановить произвольно.

Пищеводная фаза

Пищеводная фаза — непроизвольная и, по сравнению с предыдущими, медленная и длитель­ная. Её продолжительность при проглатывании болюса жидкости — 1—2 секунды, при проглатывании болюса твёрдой пищи — 8—9 секунд.

В момент глотка́ пищевод подтягивается к гло́тке и верхний пищеводный сфинктер расширяется, принимая болюс. Сокращения пищевода имеют перистальтический характер, возникают в верхней его части и распространяются в сторону желудка. Кольцеобразно расположенные мышцы пищевода после­довательно сокращаются, передвигая перетяжкой болюс пищи. Перед болюсом дви­жется волна пониженного тонуса пищевода. Её скорость движения несколько больше, чем перистальтической волны, она достигает нижний пищеводный сфинктер (НПС) за 1—2 секунды.

Параметры сокращений пищевода зависят от типа проглатываемого болюса. Жидкость переводится в желудок, в основном, под действием сил тяжести и повышения давления в полости рта. Только последний глоток жидкости вызывает перистальтическую волну.

На границе пищевода и желудка располагается нижний пи­щеводный сфинктер, предназначенный для ограничения попадания агрессивного содержимого желудка в пищевод. Когда болюс достигает это сфинктер. последний расслабляется и перисталь­тическая волна проводит через него пищевой комок в желудок.

17. Особенности минерального обмена в тканях зубов. Роль кальция в организме, участие гормонов щитовидной и паращитовидных желез и витамина Д3 в регуляции его обмена.

Полость рта и зубы являются весьма чувствительным индикатором недостаточности витаминов в пищевом рационе. Это объясняется их обильным кровоснабжением и густой сетью капилляров. Эндотелиальные клетки капилляров тонко реагируют на содержание витаминов в крови. Витамины играют важную роль в защите слизистой оболочки полости рта и ее регенерации. Находящиеся во рту бактерии при авитаминозах легко вызывают воспаление, так как сопротивляемость слизистой снижется. Патологические симптомы всегда сначала появляются там, где слизистая оболочка подвергается механическому воздействию при жевании.

Недостаток витамина А вызывает ороговение эпителия слизистой рта и атрофию подслизистых малых слюнных желез, в связи с чем уменьшается образование слюны. Слизистая высыхает, на ней возникают трещины, которые легко инфицируются, что приводит к развитию воспалительных процессов.

Недостаток витаминов группы В обычно проявляется воспалением слизистой оболочки рта, наличием атрофических участков на языке, его отечностью, появлением трещин в углу рта.

Большой дефицит витамина С у взрослых вызывает цингу. Цинга характеризуется спонтанными кровотечениями из десен. Десны набухают, гиперемированы, синюшно-красные. Как правило, присоединяется вторичная инфекция, которая усиливает кровоточивость. Зубы покрыты инфицированным, а потому зловонным кровяным сгустком. Серый налет обволакивает край десен. Образуются болезненные язвы. Если воспаление продолжается длительное время, наступает некроз десен и межзубных сосочков.

Недостаток витамина D в период развития зубов нарушает развитие эмали зуба.

18. Влияние гормонов гипофиза и надпочечников на состояние зубочелюстной системы.

19. Условно- и безусловнорефлекторные изменения в деятельности внутренних органов при стоматологических вмешательствах.

Заболевания органов челюстно-лицевой области сопровождаются выраженным болевым синдромом. Кроме того, различные манипуляции в полости рта, проводимые врачом с лечебными целями, также могут вызвать чувство боли. Вследствие этого у больного формируются патологические рефлексы, сопровождающиеся тревогой и страхом. Страх перед болью особенно стойко сохраняется в памяти, и больные начинают избегать посещения стоматологических кабинетов. Некоторые пациенты предпочитают удалять больные зубы, а не лечить их с применением бормашины, страх перед которой часто возникает еще в раннем детстве.
В формировании болевых ощущений играют роль два фактора: страх больного перед стоматологическими манипуляциями и действительная чувствительность тканей зуба. Поэтому только изолированное воздействие на болевой фактор путем применения местно анестезирующих средств не может решить вопроса обезболивания. Не случайно в настоящее время хирургическому вмешательству предшествует тщательная медикаментозная премедикация. Она преследует цель ослабить реакцию больного на предстоящую операцию, снизить порог болевой чувствительности, предотвратить возникновение патологических вегетативных рефлексов.
Часто в стоматологическом кресле у больного проявляется сильная скованность и мышечная напряженность, которые также возникают из-за чувства страха перед стоматологическими манипуляциями. Это затрудняет проведение лечебных мероприятий в полости рта. В таких случаях особенно возрастает роль врача-стоматолога, владеющего приемами психотерапевтического воздействия на человека.
Эмоциональное и физическое напряжение – нежелательное состояние, особенно для лиц с ишемической болезнью сердца, а также страдающими нарушениями мозгового кровообращения, гипертонической болезнью, диабетом, неврозами, психопатиями и т.п. Кроме того, возникающее нередко у таких людей психомоторное возбуждение мешает проведению врачебных манипуляций, моет способствовать возникновению трав языка, щеки, губ. Все это заставляет врачей изучать симптоматику эмоционального напряжения, учиться распознавать и искать способы снятия и предупреждения этого состояния. Для этого используют психотерапевтические, психомедикаментозные и физиотерапевтические воздействия, которые излагаются в курсе ортопедической стоматологии. Следует особенно подчеркнуть, что любая психотерапевтическая подготовка к стоматологическому вмешательству обязательно должна учитывать индивидуальные, личностные качества пациента.

Наши рекомендации