Паранормальные явления в сновидениях
К настоящему времени более или менее известны следующие паранормальные явления или, вернее, процессы:
1) телепатия:восприятие одним человеком мыслей другого на различных расстояниях, без участия известных органов чувств (зрения, слуха и др.);
2) ясновидение,или телестезия:получение информации о каком-либо объекте или событии без участия органов чувств. Например, одна молодая женщина рассказала нам, что однажды в полдень, когда она подметала пол своей квартиры, неожиданно перед ее взором возникла сцена аварии самолета. Она позвонила и узнала, что точно во время появления своего ясновидческого видения ее родственник, пилот гражданской авиации, потерпел аварию и погиб в горах. Ясновидение иногда называют вторым зрением или шестым чувством;
3) проскопия, или прекогниция:«узнавание будущих мыслей другого лица (проскопическая телепатия) или будущих событий (проско-пическое ясновидение)»'. Эта способность лежит в основе пророчества;
См.: Хэнзел Ч. Парапсихология. — М., 1970. — С. 18.
4) психокинез (ПК):способность человека силой мысли оказать воздействие на событие (например, на движение элементарной частицы или падение игральной кости) или на физический объект. Данный механизм лежит в основе той способности (если она существует), которая позволяет с помощью просьб и молитв получить хорошую погоду. В древнем мире с этой целью приносили жертвы божествам, а также боготворяемым лицам.
Первые три из описанных явлений составляют группу экстрасенсорных явлений (ЭСВ).
В данной работе читатель не найдет детального описания парапси-хологических явлений, поскольку в литературе можно найти подробные данные об этих явлениях. Наша цель — вкратце рассмотреть связь парапсихологических явлений со сновидной активностью человека.
Этой проблемой интересовались многие исследователи, в том числе такие крупные, как Пьер Жане, 3. Фрейд, К. Г. Юнг и др.'
Очень подробно связь сновидений с парапсихологическими явлениями обсуждает ряд современных авторов2.
Эти авторы в общем склоняются к мысли, что в сновидениях паранормальные явления встречаются наиболее часто, причем у многих людей они проявляются только в сновидениях. Парапсихологические способности человека проявляются тогда, когда он переносит свое сновидное психическое состояние на уровень бодрствующей жизни, иначе говоря — когда видит сны наяву.
Полезно ознакомиться с краткой историей исследования паранормальных явлений, в частности телепатии и ясновидения в сновидениях. Неко-|торые сведения об этом мы черпаем из книги М. Ульмана и С. Криппнера3. Экспериментальное исследование экстрасенсорных явлений начато в 1962 году группой психологов, работавших в Маймонидовской лаборатории сновидений (США). Однако еще в 1880 году было основано Английское общество психических исследований, которое в 1886 году выпустило книгу «Фантазмы жизни»4.
1 Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М: Наука, 1989. — С. 317-33i;Jung С. G. Memories, Dreams, Reflections. — N. Y., 1963; его же: The Archetypes and the Collective Unconscious. Collected Works, Vol. 9, Princetion Univ. Press, Princction (N. J.), 1968.
2 См., напр.: Gooch, Stan, The Paranormal. — N. Y. — London, 1978. — P. 65.
! Ullman M., KrippnerS. (with Alan Vaughan). Dream Telepathy. — N. Y., 1973. ' Существует также Институт пограничных областей психологии при Фрайбургском университете (Германия).
На 1300 страницах этой книги приводится много случаев парапсихо-логических явлений из жизни разных людей. Термин «телепатия» предложил один из авторов этой книги, У. Майерс в 1882 году для описания явления передачи мыслей и чувств на расстоянии. В упомянутой книге описано 149 телепатических сновидений, в половине которых отражена проблема смерти. Авторы считают телепатические сновидения редкостью. Большая часть других сновидений касалась людей («агентов» или «личностей-мишеней»), которые оказывались в опасных ситуациях, в несчастье, и перципиенты, т. е. спящие и увидевшие сновидения люди, во сне узнавали об этом.
Приведем два примера из этой книги, чтобы читатель получил представление о том, какие факты собраны в ней в большом количестве.
Старая женщина рассказала свое сновидение, в котором видела своего сына, находящегося в другом городе: сын выглядел очень плохо и два раза четко позвал ее на помощь словом «Мама!». Позднее оказалось, что именно в это время он умирал.
В другом сновидении рассказчик увидел, как убили человека, его тело положили на какое-то высокое место, затем он увидел, что рядом с покойником сидит его жена. Позднее он узнал, что в ту самую ночь и в то самое время, когда началось его сновидение, убили брата его жены, который к утру умер. Рядом с умирающим действительно сидела его (рассказчика) жена. Почти все события этой ночи в хронологическом порядке отразились в его сновидении.
Доверия заслуживают в первую очередь те рассказы о сновидениях, которые записаны или сообщены до их совпадения с реальными событиями (т. е. когда человек записывает или кому-либо рассказывает свое сновидение, и лишь позже получает сведения о реальных событиях, которые экстрасенсорно отразились в его сновидении). Это научный подход, учитывающий то обстоятельство, что человеку просто может показаться, будто в своих сновидениях он предвосхитил будущие события.
Многие из накопленных в литературе телепатических сновидений страшны и уникальны, они запоминаются навсегда. Однако имеется немало более простых, «тривиальных» телепатических сновидений, которые быстро забываются.
Некоторые телепатические сновидения с такой очевидностью показывают реальность подобной связи между людьми, что никакого сомнения не оставляют даже у самого трезвого и скептически настроенного исследователя. Вот один из таких случаев: супруги, спящие ночью рядом, увидели одно и то же сновидение. Каким образом случилось такое
изумительное совпадение? А вот другой документально подтвержденный случай: муж спал, а жена, бодрствуя, вспоминала свое детство, соседей, увидела изнутри отцовский дом, где муж ни разу не бывал. Но в то же самое время муж все эти воспоминания жены увидел в сновидении, которое он рассказал утром после пробуждения. Перед сном у них не было никаких разговоров на эту тему.
Эти простые телепатические сновидения интересны и тем, что указывают путь экспериментального исследования.
Следует учесть, что иногда в сновидениях образно выражаются подсознательные восприятия человека, и такие сновидения на первый взгляд могут показаться экстрасенсорными.
Вот один такой пример: в изданной еще в 1903 году книге «Человеческая личность» Ф. Мсйерс привел такое сновидение: женщина потеряла свою брошь. Во сне она увидела, что брошь лежит в каком-то журнале, на определенной странице. Оказалось, что в парикмахерской, где она была накануне, она листала этот журнал. Действительно, брошь нашли в журнале и именно на той странице, которую она увидела в сновидении. Но здесь нет никакой парапсихологии. Во всяком случае это сновидение полностью объяснимо на основе проверенных данных современной экспериментальной психологии о подсознательных восприятиях: женщина увидела эту страницу журнала, но не осознала данный образ, хотя последний закрепился в ее долговременной памяти. Во сне, под влиянием сильной мотивации, этот образ поднялся на предсознательный сновидный уровень психической активности личности.
А вот случай проскопического ясновидения из книги М. Ульмана и С. Крип-пнера: человек увидел во сне железнодорожную катастрофу, которая действительно произошла некоторое время спустя и на значительном расстоянии от того места, где он живет. Совпадение было поразительным: во сне он видел многие подробности этой трагедии '.
Приведем другой пример сбывшегося сновидения, т. е. такого, в котором человек действительно предвосхитил реальные события будущего. Это удивительная история о том, как информация о смерти человека может быть сообщена через сновидение.
«В октябре 1918 года Роберту Бересфорду было четыре года и жил он в Бекин-гемшире, в Англии. Первая мировая война катилась с грохотом к концу, но для четырехлетних мальчиков она не представляла никакого интереса.
В полдень 11 октября, во время обычного послеобеденного сна, Бобби стал бредить. С мальчиком такого раньше не бывало, и отец наклонился к ребенку
1 Ullman М„ Krippner S. (with Alan Vaughan). Dream Telepathy. - N. Y., 1973. - P. 22-23.
послушать. А Бобби в это время все повторял: «Бедная миссис Тиммс! Пожалуйста, расскажите ей обо всем!»
Родители Бобби никакой Тиммс не знали, они не могли понять, о чем он говорит и почему переживает беду совершенно незнакомого человека. В это время мимо дома проходил их врач, и они позвали его послушать, что говорит Бобби. Доктор также изумился и спросил спящего мальчика, о чем именно нужно рассказать миссис Тиммс.
Минуты две стояла тишина, прерываемая тяжелым дыханием ребенка, затем он пробормотал:
— Об Эдвине. Он умер... умер в грязи. О, бедная миссис Тиммс!
Когда четырехлетний Бобби проснулся, он выглядел вполне здоровым ребенком и не помнил никакого сна.
А кто же была эта бедная миссис Тиммс?
Жена врача вспомнила одну женщину по фамилии Тиммс, проживавшую в деревне в 20 милях от места события. Когда навели справки, то выяснилось, что у этой женщины есть сын по имени Эдвин, который служит в британских войсках и находится во Франции. Спустя три дня после сновидения мальчика миссис Тиммс получила извещение о гибели сына в бою... Жизнь Эдвина оборвалась за день до того, как Бобби бормотал об этом во сне.
Каким-то образом ребенок говорил во сне о людях, о которых никогда не слышал, и об их отношении к событиям, происходившим в двухстах милях от него в чужой стране» '.
Изучение парапсихологических сновидений показало, что примерно половина случаев экстрасенсорных восприятий имеют место в сновидениях, хотя в разных странах эта статистика в определенной степени различна.
В парапсихологических сновидениях темы смерти и несчастий занимают центральное место, поскольку они эмоционально наиболее значимы для людей. Вообще для возникновения телепатического контакта очень важны эмоциональные связи между людьми. Такие связи чаще всего устанавливаются между родственниками и близкими знакомыми. Особым случаем является связь между психиатром и врачом, в частности между психоаналитиком и его пациентом, о чем речь пойдет ниже. Сновидения, особенно телепатические, часто выражают неприятные для личности истины.
Парапсихологические явления в сновидениях привлекали внимание людей с древнейших времен. Приведем в качестве иллюстрации сновидение Цицерона.
Эдварде Фрэнк. Странные люди. — М., С. 127.
Известно, что великий оратор и мыслитель не верил в пророческое значение сновидений и даже написал памфлет «О пророчестве», что свидетельствует или о незнании предмета, или же о некоторой поверхностности натуры. Как бы то ни было, известно его ясновидческое сновидение: в первый день нового года Цицерон сопровождал Цезаря (как консула) в Капитолии. На пути он рассказал своим спутникам свое сновидение прошедшей ночи: во сне он видел юношу благородной внешности, на золотой цепи спускавшегося с небес. Юноша стоял у входа в храм. В тот самый момент, когда он говорил об этом, его взгляд пал на Октавия, которого привел сюда его дядя Цезарь, но которого многие, в том числе и сам Цицерон, в лицо не знали. Цицерон воскликнул: «Вот этого юношу я видел во сне!» — Годы спустя Октавий стал императором Рима под именем Августа и возвестил долгую эру в истории этого государства. Но Цицерон был убит годом раньше'.
Из этой же книги приведем новейший пример. Алан Воган, являющийся соавтором книги, рассказывает следующее. Он смотрел телепередачу, в которой выступал его любимый писатель Курт Воннегут. Через два дня он увидел следующий сон, о котором в письме сообщил писателю: «...Я Вас видел этой ночью во сне. Вы были в каком-то доме, полном детьми. Вы готовились к путешествию. Затем Вы сказали, что направляетесь на остров по имени Джером (насколько я знаю, такой местности нет, но имя Джером или буква "Дж" имеет какое-то значение)».
Это письмо А. Воган отправил 13 марта 1970 года, а 28 марта К. Воннегут ему ответил: «Неплохо! В ночь, когда Вы видели свой сон, я обедал с Джеромом Б. (автор книг для детей), и мы говорили о путешествии, которое я через три дня предпринял на остров по имени Англия».
Авторы книги указывают на то, что сновидение имеет очевидный те-епатический характер. В нем налицо странное сгущение: имя челове-
перенесено на остров.
Ясновидческие сновидения связывают человека не только с други-|и людьми: связь может установиться и с животными, если у человека эзникли с ними глубокие эмоциональные отношения.
Вот один такой, с нашей точки зрения чрезвычайно поучительный пример. Ветеринарный врач, француз Фернан Мери написал книгу «Наши животные друзья», в которой описывает следующий паранормальный случай. Один из его друзей, уезжая за границу, передал ему свою кошку Тимми, которая жила у него еще будучи маленьким котенком. Прошел год, но уехавший не напоминал о себе ни письмом, ни телефонными звонками. Вдруг пришло письмо, в котором этот друг сообщал, что решил написать по поводу одного сновидения, приснившегося ему три дня назад, 10 октября ночью, а затем еще раз — через два дня, опять во время ночного сна. Во сне он видел Тимми с за-
Ullman A/., KrippnerS. (with A. Vaughan). Dream Telepathy. - N. Y., 1973. - P. 8.
бинтованной головой. Кошка пыталась вскарабкаться на сто окно и войти в комнату, но каждый раз падала вниз.
10 октября и в течение последующих дней и ночей Тимми действительно умирала от менингита и голова ее была забинтована1.
Этот пример показывает, что паранормальные способности людей действительно усиливаются в сновидениях, что животные тоже, по-видимому, передают сигналы на большие расстояния. И в этом случае полученная информация в сновидении символизируется: в приведенном примере символическими были безуспешные попытки кошки войти в комнату своего хозяина, а также закрытое окно, символизирующее отсутствие помощи со стороны хозяина. Стэн Гоуч, автор книги, из которой мы взяли пример, предполагает, что информацию о состоянии кошки, вероятно, послал ветеринар, а не животное. Однако возможно и то, и другое.
Этот же автор приводит случаи, свидетельствующие о том, что животные не только посылают, но и принимают сообщения без участия известных нам органов чувств. Случалось, что собаки на больших расстояниях чувствовали смерть своих хозяев. Приводится, в частности, такой пример: хозяева оставили свою собаку у ветеринарного врача и уехали на отдых. Однажды утром в 10 часов собака начала лаять и выть в сильной тревоге. Такое поведение животного продолжалось примерно час и затем прекратилось. Врач осмотрел собаку и не нашел у нее никаких болезненных явлений. Когда хозяева вернулись, врач сообщил им о случившемся. Те удивились: оказывается, в указанный день, ровно в 10 часов утра, они попали в болотистое место и спаслись только благодаря тому, что вскарабкались на крышу машины. Около 11 часов им пришли на помощь и спасли их2.
У многих людей, особенно в напряженных жизненных ситуациях, перед войнами и большими катастрофами, спонтанно возникают предвосхищающие будущее сновидения, так называемые «вещие сны». Они являются выражениями проскопического ясновидения.
Во время Второй мировой войны, в 1942 году, советский солдат Коля Зван-цов ночью спал на одной из передовых линий фронта. Во сне он увидел, как вражеский танк стремится прорвать фронт советских войск в определенном направлении. Затем он увидел начало бомбардировки советских позиций. Рано утром солдат рассказал свой сон начальству, и те с учетом его рассказа построили оборону. В действительности все оказалось так, как предвидел солдат в своем сновидении. Враг вынужден был отступить3.
1 Gooch S. The Paranormal. - N. Y.-London, 1978. - P. 25-26.
2 Там же. - P. 27.
3 Passian Rudolf. Abschied ohne Wiederkehr? S. 110. P. Пассиан ссылается на следующую работу: Ostrander-Schroder, PSI — Miinchen, 1971 — S. 123.
К сожалению, в советской литературе о сновидениях мы этот рассказ не нашли.
О «вещих снах» писали многие авторы (Я. Грот, Н. М. Попов, Дамстра, Ливит и др.). Описаны не только индивидуальные, но и групповые вещие сны, которые одновременно возникают у людей и являются предшественниками больших исторических событий. Перед первой мировой войной многие в России видели сны о войне с немцами. Такие сновидения, согласно ряду авторов (например, В. Н. Касаткину), были у многих и перед Второй мировой войной. Конечно, любая война подготавливается, и предварительно получая об этом сведения из средств массовой информации, люди психически перерабатывают их и в виде сновидений. Однако много вещих снов нам рассказали жители Армении после землетрясения 7-го декабря 1988 года. Они утверждали, что видели разрушенные города и другие картины будущего бедствия. Очевидно, что о возможном землетрясении в средствах массовой информации ничего не могло быть сообщено. Каким образом предвидятся такие события?
Р. Пассиан в книге «Прощание без возвращения?» приводит рассказ одного врача о своем сновидении, в котором он в символической форме воспринял процесс умирания своей сестры.
После тяжких дневных забот врач поздно ночью ложится спать и видит следующий ясновидческий сон: он находится в великолепном саду, в котором пышно растут все самые красивые цветы и другие растения мира. Наблюдая это великолепие, он вдруг понимает, что совершенно один и некому передать свое восхищение. Тут он замечает, что издали кто-то приближается к нему. Велика его радость: это его покойный отец. Он бросается к нему, чтобы обнять, но отец делает рукой защитные движения. Сын задает ему много вопросов. Тот отвечает на некоторые из них, но предупреждает, что сын случайно оказался здесь, его время еще не пришло. В качестве доказательства предлагает сорвать цветок. Сновидец наклоняется и рвет один из великолепных цветков, но цветок сразу же вянет в его руке. Тогда покойник сам рвет другой цветок и прикрепляет к своей груди: цветок как будто становится еще пышнее. Сновидец спрашивает: что же он должен делать, чтобы стать достойным жизни в таком месте. «Трудиться и молиться, как до сих пор», — сказал отец. В этот самый момент к ним приближается другая душа и сновидец узнает свою сестру (живую). Отец широко открывает перед ней свои объятия. Они обнимаются, отец и дочь. Здесь сестра поворачивается к брату, с удивлением смотрит на него и восклицает: «О, вот почему я тщетно ждала тебя!» Сновидец открывает объятия перед сестрой, но вдруг ощущает, как будто погружается вниз, в бездну пространства... До его слуха доходит голос, назвавший его фамилию: «Милостивый государь! — слышит он из-за закрытых дверей. — Проснитесь же и откройте, поскольку опасность очень велика!»
Здесь врач понимает, что все, что было до сих пор, было сновидением и только теперь реальный мир предъявляет ему свои требования. Он быстро одевается, открывает дверь и спрашивает: «Кто меня просит?» — «Ваша сестра, — отвечают ему, — ей вдруг стало плохо, и вот уже сколько времени я пытаюсь разбудить вас!»
Врач в страхе спешит в дом сестры, где ему на шею бросается ее муж и говорит: «Слишком поздно! Наша подруга уже у Бога. Внезапный приступ положил конец ее жизни!» Только спустя много времени врач обретает способность рассказать зятю свое сновидение.
Таким образом мы видим, что в спящем состоянии сновидец пара-психологически воспринял процесс смерти своей сестры. Можно также утверждать, что он сам тоже в определенном отношении был близок к состоянию умирания, но наличие жизненных сил, а также внешние раздражители (призыв на помощь, стуки в дверь) вернули его к жизни и сознательному состоянию. Возможно, что он видел этот сон на очень глубоком подсознательном уровне.
Психоанализ и телепатия
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд, сторонник строгого научного детерминизма, в конце своей жизни интересовался телепатическими явлениями. В 1922 году он написал статью «Психоанализ и телепатия», которая была опубликована только в 1941 году. В ней Фрейд писал: «Возможно, что изучение оккультных феноменов приведет к заключению, что некоторые из этих явлений реальны; вместе с тем очевидно, что пройдет много времени,' пока станет возможен сформулировать приемлемую теорию этих новых фактов... Мою личную позицию по отношению к этим вещам можно выразить словами "нежелание" и "двойственность"» '.
Нежелание 3. Фрейда заниматься исследованием этих явлений объясняется тем, что у него не было собственных телепатических сновидений. Однако он изумлялся тому, что в телепатических сновидениях встречаются те же формы искажения, которые были обнаружены им в других сновидениях.
В тридцатой лекции «Введения в психоанализ» он вернулся к этой теме и сформулировал ряд идей: сновидение по существу не имеет ничего общего с телепатией; «как телепатия не проливает свет на суШ-
1 Ullman М., KrippnerS. (With A. Vaughan). Dream Telepathy. - N. Y„ 1973. - P. 27-
ность сновидения, так и сновидение не является прямым свидетельством реальности телепатии». Вместе с тем он считал, что состояние сна кажется «особенно подходящим для приема телепатического послания»'.
Причем полученное во сне телепатическое послание изменяется в результате работы сновидения, подчиняется ее тенденции.
Приведем первое записанное 3. Фрейдом сновидение, в котором еще в 1922 году он обнаружил телепатические элементы.
«Один явно интеллигентный человек, по его утверждению, "без малейших оккультистских наклонностей", пишет мне об одном сновидении, которое
I показалось ему странным. Для начала он рассказывает, что его замужняя I' дочь, проживающая далеко от него, ожидает в середине декабря рождения | своего первенца. Эта дочь ему очень близка, он также знает, что и она очень I искренне к нему привязана. В ночь с 16-го на 17-е ноября ему снится сон, что Ь его жена родила близнецов. Затем следовали некоторые подробности, ко-I торые я могу здесь опустить, да и не все их удалось объяснить. Женщина, I которая в сновидении стала матерью "близнецов, — его вторая жена, мачеха I его дочери. Он не хочет иметь детей от этой женщины, отказывая ей в спо-I собности разумно воспитывать детей. Ко времени сновидения он давно пре-I кратил с ней половые сношения. Написать мне побудило его не сомнение р в теории сновидения, к чему, казалось бы, давало основание явное содер-| жание сновидения, ибо почему сновидение заставило эту женщину рожать I детей вопреки его желанию? По его свидетельству, не было также никаких ! причин для опасения, что это нежелательное событие может произойти. | Обстоятельством, побудившим его сообщить мне о сновидении, было то, что I 18-го ноября рано утром он получил телеграмму о том, что у его дочери s родились близнецы. Телеграмма была отправлена за день до этого, роды I последовали в ночь с 16-го на 17-е, примерно в тот же час, когда ему снился сон о том, что жена родила ему близнецов. Видевший сон спрашивает меня, считаю ли я случайностью совпадение сновидения и события. Он не решается назвать сновидение телепатическим, так как различие между содержанием сновидения и событием касается как раз того, что кажется ему существенным, а именно персоны роженицы. Но одно из его замечаний позволяет заключить, что он не удивился бы и настоящему телепатическому сновидению. Дочь, как он полагает, в свой трудный час наверняка "думала особенно о нем"»2.
Фрейд считает, что это телепатическое сообщение было переработано работой сновидения: «Работа сновидения завладевает этим известием, позволяет
' Фрейд 3. Введение в психоанализ // Лекции. — М., 1989. — Тридцатая лекция: Сновидения и оккультизм. — С. 321. 2 Там же. -С. 321-322.
бессознательному желанию, стремящемуся поставить на место жены дочь подействовать на него, и возникает странное явное сновидение, которое маскирует желание и искажает послание. Признаться, лишь толкование сновидения показало нам, что это сновидение телепатическое, психоанализ вскрыл телепатические факты, которые мы иначе не смогли бы узнать» '.
В другом случае, описанном Фрейдом, одна его пациентка, молодая замужняя женщина 27 лет, обращается к прорицателю, «господину профессору» с тем, чтобы тот угадал ее судьбу. Хотя она не могла иметь детей из-за болезни мужа, предсказатель сказал ей, что она выйдет замуж и к 32 годам будет иметь двоих детей. Однако такова была судьба ее матери, судьба, которая ее очень привлекала (дочь была сильно привязана к отцу). Анализ приводит Фрейда к заключению, что если пациентка ничего не исказила, то прорицатель угадал ее мысли, тайные, подсознательные желания. Важно то, что только психический анализ позволил вскрыть наличие в этих событиях телепатических моментов.
Фрейд приводит ряд других фактов и на основе их анализа заключает, что объективная возможность телепатии не исключена. Он считает, что телепатия — архаический путь психической передачи между отдельными существами, который в процессе филогенетического развития вытесняется более совершенными средствами сообщения при помощи знаков, воспринимаемых органами чувств. «Но более древнее средство может сохраниться, оставаясь на заднем плане, выступая на первый план при определенных условиях, например, в страстно возбужденных массах»'.
Это уже выход в область социальной психологии, что обещает новые перспективы исследований самых тонких механизмов человеческого взаимодействия.
Мы считаем также, что со временем эти идеи следует распространить на область этнической психологии, для понимания механизмов образования этнических психологических общностей, четко отличающих себя от «других».
Приведя один очень убедительный пример, Фрейд приходит к выводу, что телепатия часто случается и с детьми, особенно в отношениях с матерью. Телепатическая передача мыслей и переживаний — довольно распространенное явление.
В 1935 году с 3. Фрейдом беседовал венгерский писатель Корнелиус Табори, который спрашивал о его взглядах на паранормальные явления.
' Фрейд 3. Введение в психоанализ // Лекции. — М., 1989. — Тридцатая лекция: Сновидения и оккультизм. — С. 322. 2 Там же. — С. 333.
.Фрейд ответил, что передача мыслей, способность чувствовать прошлое и настоящее, не могут быть случайными. Это не легковерие: нужна (восприимчивость к новым идеям.
Телепатическими явлениями интересовался также Ш. Ференца, последователь Фрейда. Он даже проводил телепатические опыты. К. Г. Юнг не только верил в реальность телепатических явлений и в существование телепатических сновидений, но в своей работе «Синхронность: акаузальный связывающий принцип» (1952) приводит соответствующие примеры. Это примеры телепатического и пророческого (ясновид-ческого) характера, которые появляются в архетипических ситуациях. К. Г. Юнг приводит, в частности, следующее сновидение.
«Один из моих знакомых видел и пережил во сне внезапную смерть друга, причем со всеми характерными деталями. В это время видевший сон был в Европе, а его друг — в Америке. Смерть была подтверждена телеграммой, полученной на следующее утро, а через 10 дней письмо подтвердило детали. Сравнение европейского времени с американским показало, что смерть наступила по крайней мере на час раньше сновидения. Видевший сон ложился поздно и не мог уснуть примерно до часа ночи. Смерть его друга наступила около 2 часов ночи. Переживание сновидения не является синхронным со смертью. Переживания такого рода часто происходят несколько раньше или позже критического события» '.
Утверждение К. Г. Юнга о несинхронности телепатии с событием подтверждается и спонтанными случаями, накопленными парапсихологами.
3. Фрейд считал, что телепатические сновидения могут появляться после события, но он резко возражал против предполагаемой возможности наступления таких сновидений до протекания отражаемых в них событий, хотя это тоже в настоящее время считается доказанным. Возможность прекогниции была до такой степени неприемлема для Фрейда, что он часто в своих работах приводил примеры ошибочных пророчеств и ясновидения в сновидениях. Такие случаи он приписал работе бессознательной памяти.
Однако К. Г. Юнг сам имел пророческие сновидения и верил в возможность предваряющего восприятия событий, которые еще не произошли и недоступны познанию. «Синхронность состоит из двух факторов:
1) бессознательный образ появляется в сознании или прямо (т. е. буквально), или косвенно (символически или внушенно) в форме сновидения, идеи или предчувствия;
2) какая-либо объективная ситуация совпадает с этим содержанием.
1 Ullman M., KrippnerS. (with A. Vaughan). ~ N. Y., 1973. - Р. 30.
Оба указанных фактора изумительны. Как возникает бессознательный образ, и как происходит совпадение? Я хорошо понимаю, почему люди предпочитают сомневаться в реальности этих вещей» '.
Свою гипотезу о синхронности и вообще об экстрасенсорных явлениях К. Г. Юнг опубликовал только в начале 50-х годов.
Среди психоаналитиков много противников концепции, согласно которой могут существовать парапсихологические сновидения. Среди них был также А. Адлер, считавший вообще парапсихологию обманом, препятствующим реалистическому восприятию подлинных проблем жизни. По мнению таких психоаналитиков, которых пока большинство, личные сновидные символы берутся из прошлых переживаний и опыта человека. Точка зрения, согласно которой сновидная символика может образоваться из будущих переживаний или же из переживаний других людей, принимается лишь незначительным числом современных психоаналитиков. Но они часто приводят весьма убедительные примеры телепатических и ясновидческих сновидений. Парапсихологически ориентированным психоаналитиком был такой крупный специалист, как Н. Фодор, в работах которого фрейдовские сексуальные теории переплетаются с телепатическими наблюдениями.
В связи со спорами о возможности телепатии в сновидениях нам хотелось бы высказать ряд собственных предположений, которые помогут развитию научного подхода к паранормальным явлениям.
Часто против существования телепатии возражают на том основании, что нет синхронности между сверхчувственно воспринимаемым событием и телепатическими переживаниями (например, телепатическое сновидение наступает после того, как событие уже произошло, скажем, на день раньше).
Моя гипотеза основывается на простом факте наличия у нас памяти и заключается в следующем: мы экстрасенсорно воспринимаем события всегда в то самое время, когда они протекают, но содержания этих восприятий могут не стать непосредственными, т. е. синхронно протекающими. Сохраняясь в памяти, они могут позже (спустя любой интервал времени) стать переживаниями, например, переживаниями телепатических сновидений. Но всегда событие воспринимается подсознательно именно тогда, когда оно происходит.
Отсюда вытекает, что телепатические переживания у нас могут вызывать только те события, которые происходили одновременно с нача-
Vllman M., KrippnerS. (with A. Vaughan).- N. Y„ 1973. - P. 31.
лом нашего онтогенеза до его конца. Следует, конечно исследовать и выяснить, когда (с какого периода онтогенеза) начинают работать индивидуальные нервные механизмы экстрасенсорного восприятия. Но это — дело будущих исследований.
Еще несколько замечаний о связи телепатии и психоанализа. Жюль Айзенбуд, автор книги «Пси и психоанализ», считает, что представления о сновидной телепатии можно использовать для ускорения процесса выздоровления пациентов. Однажды, одна из его пациенток рассказала сновидение, которое, по-видимому, было связано с тем, что накануне рассказала ему другая пациентка. Эти две женщины не знали друг друга. Когда Айзенбуд рассказал это сновидение второй пациентке, она сразу же воспроизвела свой ранний конфликт, связанный с импотенцией ее первого мужа (именно такова была тема сновидения). Это ускорило психоаналитическое лечение второй пациентки.
Итальянский психоаналитик Эмилио Сервадо связывает телепатические элементы сновидений с неразрешенными компонентами трансферен-ции, т. е. переноса чувств пациента с отцовского или других первичных образов на врача. Взаимоотношение врача и пациента определяются опытом поведения личности в тех прошлых ситуациях жизни, в которых присутствовал образ отца. Согласно Э. Сервадо, необходимость в телепатической связи возникает тогда, когда в ходе психотерапии психиатр так углубляется в свои личные проблемы, что его эффективная коммуникация с пациентом по обычным каналам блокируется. Тогда из-за этой фрустрации оживляется архаический механизм телепатии и даже телепатического ясновидения в сновидении. Таким путем пациент проникает в «секреты» врача, старается направить его либидо в свою пользу, упрекает его за отсутствие любви к себе и за агрессивность. Психоаналитик, в свою очередь, оказывается в благоприятных для возникновения таких проявлений условиях, когда уходит от инфантильных проблем своего пациента и когда имеет интересы и тревоги, компенсаторные к проблемам пациента. Эти проблемы отвлекают его внимание или даже создают агрессивную контртрансференцию. Таким образом, телепатическая связь считается способом возвращения внимания психоаналитика и способом указания на то, что он (пациент) | знает все, что происходит.
I В конце отметим, что, согласно тем психоаналитикам, по мнению которых в процессе психоанализа возникают телепатические явления, [ телепатические сновидения появляются тогда, когда соблюдаются сле-; дующие условия: психиатр должен интересоваться такими сновидения-I ми, он должен чувствовать потребность в таких сновидениях, и эта
потребность должна соответствовать потребности пациента. Психиатр должен также переживать тревожность, соответствующую тревожности пациента. Уже только постоянный интерес психоаналитиков к сновидениям своих пациентов создает благоприятные условия для возникновения у последних телепатических сновидений.
Телепатических способностях
О природе телепатической (шире — паранормальной) способности к настоящему времени известны только отдельные предположения, представляющие, тем не менее, интерес. Поэтому вкратце приведем высказывания, имеющиеся об этом в литературе.
В вышедшей в 1947 году книге «Телепатия и медицинская психология» психоаналитик Ян Эренвальд, основываясь на своем богатом опыте невролога и психиатра, детально описал убедительные случаи телепатического обмена между пациентом и психотерапевтом через сновидения пациента. Говоря о телепатических способностях людей, этот исследователь отметил, что телепатические способности чаще развиваются у тех лиц, которые имеют дефекты зрения и слуха.
Читатель помнит, что мы уже говорили об этом в связи с анализом сновидений и способностей слепоглухонемой Скороходовой. Такое компенсаторное усиление нарапсихологических способностей действительно имеет место. Об этом же свидетельствует пример знаменитой на весь мир болгарки Ванги, подробное описание способностей которой дано в книге ее родственницы журналистки Красимиры Стояновой «Ванга, или Искренность пророчицы».
Поскольку книга эта общеизвестна, мы не будем приводить из нее много примеров, а сделаем ряд психологических выводов. Очевидно, что природная ясновидческая одаренность Ванги компенсаторно была усилена вследствие потери зрения в подростковом возрасте. Усиление ее интроспективных способностей привело к появлению видений, она стала слышать голоса, которые сообщали ей прошлую жизнь и секреты людей. Поскольку она слышала и видела то, что недоступно органам чувств других, то можно говорить также об усилении слухового восприятия и внутреннего восприятия зрительных представлений: эти внутренние образы очень часто проецировались на внешнее пространство, т.е. становились галлюцинаторными. Но поразительно то, <