Ускорение формирования навыков и развитие творческих способностей

Как уже отмечалось, в гипнотическом трансе процессы запоминания и воспроизведения становятся значительно более активными и продук. тивными, чем обычно. Это обстоятельство позволяет ускорять ход фор. мирования у человека различных навыков. Известно, что в обычных условиях обучения, формирование навыков и приобретение мастерства в выполнении различных действий требует значительных усилий, большого количества упражнений и много времени. Ускоренное формирование навыков, в свою очередь, создает благоприятные условия для плодотворной творческой деятельности.

Специально исследовались особенности формирования па сомнамбулическом уровне гипноза навыков рисования и шахматной игры. Испытуемому внушали, что он является талантливым человеком и занимается творческим трудом. Для создания мощной мотивации внушались конкретные образы выдающихся художников (Рафаэль, Репин и др.), о жизни которых испытуемый имел достаточное количество сведений. В ходе 10-20 опытов изучалось, как человек учится в гипнотическом состоянии рисовать различные предметы, какие изменения претерпевает деятельность испытуемого в гипнозе и вне гипнотического состояния. Параллельно без применения гипноза рисованию обучалась другая группа лиц, чтобы можно было произвести сравнительный анализ. Это была контрольная группа.

Хотя и в гипнотическом состоянии разные индивиды проявляли различные способности к рисованию, однако было очевидно, что все они добивались быстрых успехов, хотя и с индивидуальными различиями. Сформированные навыки сохранились и проявлялись и после выхода из гипнотического состояния. Уже после 8-10 опытов, кроме формирования навыков рисования, возникало также сильное желание заниматься такой деятельностью. Более тонким стало восприятие пространственных свойств предметов (объема, формы, фактуры), цветовых нюансов и эстетических качеств. Испытуемые стали больше интересоваться книгами об искусстве, посещали выставки, воспринимали мир глазами художника. Их рисунки, выполненные без гипноза и внушения, по своим качествам почти не уступали тем, которые были нарисованы в гипнотическом состоянии. Таким образом, стало ясно, что с помощью гипноза можно организовать плодотворное обучение, а приобретенный опыт использовать в процессе целенаправленной сознательной деятельности.

Одной из психологических особенностей описанных опытов их авторы считают то, что в них, кроме внушения перевоплощения и создания активной внутренней мотивации, дается только общая задача:

нарисовать какие-то предметы. Что касается сенсомоторных навыков /восприятия и правильного воспроизведения предмета на бумаге, выработки точных движений и техники рисования и т. п.), то эти аспекты не были предметами специального формирования: они формировались самопроизвольно. Вот почему В. Л. Райков, О. К. Тихомиров и Н. А. Бере-занская отмечают, что «в строгом смысле в опытах под контролем гипнолога происходило не обучение, а воспитание "художников". Обучение в более узком смысле было объектом управления лишь вторично, через изменение позиции личности. Вместе с тем величина средней абсолютной ошибки при попытках воспроизвести заданный размер фигуры в гипнотическом состоянии уменьшается в два раза» '.

В ходе каждого опыта отмечалось улучшение результатов, а после двух десятков опытных сеансов обучения заметное развитие способностей и навыков рисования не вызывало сомнений.

В 1972 году была организована выставка работ художников, обученных в гипнотическом состоянии, и она произвела глубокое впечатление на специалистов. Ими было подчеркнуто, что в обычных условиях такое быстрое приобретение умений и навыков рисования невозможно. Высокую оценку получил также художественный уровень этих произведений.

Положительные результаты были получены также в опытах, организованных для воспитания музыкантов-исполнителей. С помощью внушения их перевоплощали в выдающихся музыкантов. Поразительными были результаты обучения игре в шахматы таких людей, которые раньше совсем не умели играть. Уже в первых опытах качество игры у них улучшалось скачкообразно, и данное обстоятельство было подтверждено М. Талем, который принимал участие в этих экспериментах.

Активизация познавательных способностей на сомнамбулическом Уровне гипноза, кроме скачкообразного усиления продуктивности процессов памяти, была обусловлена также улучшением способности сосредоточения внимания. Расчеты показывают, что показатели эффективности памяти улучшаются примерно в два раза. Данное обстоятельство впечатляет и внешне: если испытуемому внушили образ великого художника и он сосредоточенно рисует, то рядом с ним можно говорить 0 самых различных вопросах, играть на музыкальных инструментах, шуметь, и он все это не заметит, если это не имеет отношения к внушенному образу. Еще психологи XIX века (Г. Рибо, Ф. Гальтон и др.) говорили, что гений — это сосредоточенное внимание. Это одностороннее

Психологическое исследование творческой деятельности / Отв. ред. О. К. Тихомиров. - М., 1975.-С. 182.

утверждение все же правильно отражает исключительное значение с0. средоточения внимания для увеличения продуктивности деятельности Сосредоточение и напряжение внимания требуют волевых усилий а волю в гипнозе тоже можно подкреплять с помощью соответствующих положительных внушений.

Поскольку психологические механизмы творческой работы преимущественно подсознательны и являются в значительной мере дорече-выми, то в гипнотическом подсознательном состоянии становится возможным непосредственно «пощупать» их и активизировать. Особенно действенными становятся подсознательные процессы воображения. Под воздействием внушения личность углубляется в мир интроспективно отражаемых образов и не обращает внимания на те аспекты окружающей реальной действительности, которые не имеют отношения к решаемой задаче. Благодаря психическому сосредоточению личность «растворяется» в реальной задаче.

В области психологии творчества существует правильное представление о том, что развитию и проявлению творческих способностей людей в значительной степени препятствуют особые защитные механизмы, или, вернее, механизмы сопротивления. Совокупность этих механизмов целесообразно назвать консервативным комплексом личности. У людей, не обладающих заметными творческими способностями, эти тенденции сопротивления очень ярко выражены: они избегают новых идей и взглядов, подавляют свои необычные мысли, отвергают также исходящие от других свежие идеи, имеют склонность действовать по старым устойчивым, догматическим принципам, лишены артистичности, крайне осторожны в выражении своих мыслей и чувств и т.п. Другими словами, такой человек «непроницаем» для нового опыта, боится критики и не способен идти на риск, подвергая опасности свое благополучие ради прогресса науки, хотя может выступить в качестве сторонника ее развития.

Эксперименты американского психолога П. Бауэрса показали, что в состоянии глубокого гипноза, даже без использования специальных речевых формул внушения, удается в значительной степени уменьшить консервативность личности, раскрыть способности выдвижения оригинальных идей. Эти внутренние изменения тоже, по нашему мнению, связаны со спонтанно возникающими сновидениями. Сходных, но более скромных результатов можно добиться также путем изменения установки личности в сознательном состоянии. Такие результаты свидетельствуют, что каждый человеческий индивид имеет определенные внутренние возможности творчества, которые в принципе доступны, могут использоваться и развиваться, но в обычны* условиях вытесняются и подавляются под грузом защитных механизмов

личности и социальных условностей. Когда внушается, что испытуемый является активной и творческой личностью, продуктивность познавательных процессов увеличивается. И наоборот, когда загипнотизированному испытуемому внушают образ полуграмотного и тупоумного человека, его память, внимание, мышление и воображение в значительной мере теряют свою активность и продуктивность. В меньшей степени сходные результаты получаются тогда, когда человек в обычном сознательном состоянии совершает такие отрицательные самовнушения или подвергается подобным внушениям недоброжелательных людей.

С помощью специальных тестов удалось также выяснить, что в гипнотическом состоянии, благодаря активизации процессов воображения, испытуемые (в качестве которых выступали 7 индивидов 20-27-летнего возраста) находят новые способы употребления знакомых предметов. Так, испытуемым внушали образы великих ученых или изобретателей и спрашивали: «Как можно использовать этот предмет?» (называли ключ, щетку, весы, другие обычные предметы). Эту же группу предметов предъявили контрольной группе из 10 человек, которые были практически недоступны для гипнотизирования.

Оказалось, что в гипнотическом состоянии не только открываются новые способы употребления предметов (новые их «функции» но, что более важно, некоторые из вновь открытых функций предметов были оригинальными и в сознательном состоянии испытуемые о них не догадывались. В среднем каждый испытуемый описывал 12 способов использования каждого предмета, из которых 9 были обнаружены только в гипнотическом состоянии, а остальные 3 — как до гипноза, так и в гипнозе. Испытуемые выявляли новые свойства предметов, что и позволило им открыть новые способы их использования, т.е. новые функции. Причем эти свойства и функции нередко были неожиданными и вполне оригинальными, часто с первого взгляда бессмысленными, однако испытуемым удавалось обосновать их возможность и логичность. Можно предположить, что внушение образа «великого человека» и психическое перевоплощение личности в гипнозе создают мощную внутреннюю мотивацию, которая, в свою очередь, вызывает заметные изменения механизмов восприятия и понимания свойств предметов.

Можно считать, что особую важность представляют процессы создания новых форм и особенностей апперцепции (дополнения восприятия «массой» прошлого опыта), а также активизация подсознательной сновидной апперцепции и интроспекции. Создаются более благоприятные условия для подсознательных интуитивных процессов. Очевидно, Что открываются новые перспективы плодотворных психологических Исследований.

Одним из интересных результатов описанных гипнотических опытов, во время которых внушается образ активной творческой личности,

является активизация не только образных, но и речевых познавательных процессов. Такой результат несовместим с устаревшими, преимущественно физиологическими представлениями о гипнозе как о специфическом виде сна и открывает новые возможности раскрытия содержаний и механизмов подсознательных психических процессов Специального внимания заслуживает тот факт, что активизированные в гипнозе символические и речевые процессы в течение значительных отрезков времени способны сохранять свою активность и после выхода из гипнотического состояния.

Об этом свидетельствуют отчеты испытуемых. Один из них, подвергнутый тестовым испытаниям только в двух сеансах, впоследствии рассказывал, что чувствует себя полностью возрожденным: ярче и полнокровнее воспринимает мир, настроение всегда хорошее, хочет работать, думать и творить. Остальные испытуемые тоже рассказывают о переживании сходных состояний. Один из них увлекся литературной деятельностью, другого начали занимать взаимосвязи и закономерности явлений, в нем возникла активная творческая установка к явлениям окружающей действительности.

Мы считаем, что в этой области будущие исследования приведут к более значительным результатам, если в гипнотическом состоянии испытуемым внушить характерные для сновидений виды мышления и воображения, т. е. если психолог сумеет сознательно руководить поочередной или последовательной активизацией тех механизмов, которые участвуют в создании творческих результатов сновидений. Для организации таких исследований, естественно, следует иметь четкие представления об этих механизмах.

ГЛАВА 8

Символы сновидений

Наши рекомендации