Регрессия в сновидениях естественного сна
Для сновидений, возникающих во время ежедневного естественного сна, регрессия — обычное явление. Причем сновидные регрессии могут быть такими же, как и те, которые наблюдаются в бодрствующем состоянии, когда человек вспоминает события своей прошедшей жизни. С этой точки зрения представляют интерес некоторые исследования, опубликованные после Второй мировой войны, с описанием психических состояний и патопсихологических изменений людей, попавших в фашистские концлагеря. Воспоминания о своих тяжких переживаниях, а также психические нарушения, возникшие в те годы, сохраняются у них долго, иногда до конца жизни. Говоря о некоторых из этих исследуемых, В. Н. Касаткин пишет, что даже через 15 лет после своего освобождения у этих людей сохранились психопатологические комплексы, включающие синдромы печали и страха, нарушения самосознания и эмоциональной жизни. Интересно, что такие психопатологические изменения в очень сходных формах проявлялись также в сновидениях, когда эти больные люди вновь и вновь переживали страх перед теми нечеловеческими мучениями, которым они подвергались, чувствовали себя беспомощными, видели образы погибших людей и т. п.'
Это регрессивные переживания, психологически переносящие людей в их прошлое, воспроизводящие образы и события, имевшие для них роковое значение.
Касаткин В. Н. Теория сновидений. 2-е изд. — Л., 1972. — С. 12.
При изучении таких сновидений следует обратить внимание на спе-
ифические проявления в них защитных механизмов и одновременно
выяснить, какие новые механизмы психической адаптации начали фор-
■1ироваться в личности под воздействием резкого изменения характера
жизненных ситуаций.
В одном и том же сновидении некоторые события могут протекать в условиях возрастной регрессии (в прошлом), остальные — актуально, т. е. в настоящем. Такие сновидения можно назвать во временном аспекте многоуровневыми. Например, в сновидении одной молодой женщины она участвовала в целом ряде событий, происходящих в городе Е., после чего неожиданно оказалась в городе К., на несколько лет регрессируя в прошлое.
Почему в сновидениях происходит психическая регрессия личности? По нашему мнению, мотивация сновидной регрессии такова же, какова и мотивация регрессивных изменений, происходящих в личности в бодрствующем состоянии: это фрустрированность личности и стремление освободиться от неприятного состояния. Встречается немало случаев, когда для личности не теряют свою значимость даже те фрустраторы, воздействию которых она подверглась много лет назад.
Действительно, в сновидениях мы часто видим картины нашего прошлого. Однако есть основание предполагать, что в сновидениях в первую очередь воспроизводятся те впечатления и переживания прошлого, которые важны для настоящего, для разрешения актуальных наших проблем. Можно сказать, что в сновидениях часто настоящее анализируется и осмысливается с помощью прошлого. Нередко это настоящее связано с прошлым, происходит из прошлых наших психических переживаний. Поэтому сновидение возвращается к началу и первоисточникам наших сегодняшних проблем, желаний и установок. Некоторые исследователи даже полагают, что в сновидениях человек может вернуться к акту своего рождения и первые впечатления детства смутно представлены в образах сновидений взрослого человека.
Прошлое является для сновидения материалом для выражения актуальных проблем, и с этим материалом сновидение обращается весьма свободно. С его помощью осуществляется и предвидение будущего.
Однако сновидения имеют, конечно, и другую тенденцию: в них воспроизводятся приятные картины прошлого, появляются любимые лица, Которых уже нет в живых. Поэтому сновидение является также формой бегства от неприятной реальности.
Но и эти воспроизведенные приятные впечатления прошлого мо-гУт иметь прогностическое значение: с их помощью человек может
s Зак. 654
планировать для себя лучшее будущее. Связь сновидений с прошлым настоящим и будущим выражает факт непрерывности и единства на. шей психической жизни и личности.
Исходя из этих идей, каждое сновидение следует подвергнуть анализу для выяснения того, почему в нем имела место та или иная разновидность психической регрессии. Эти мотивы иногда вполне понятны даже очевидны. Например, В. Н. Касаткин пишет об одной студентке которая несколько раз видела одно и то же сновидение. Она видела в нем себя маленькой девочкой, сохранившей, однако, те знания и жизненный опыт, которыми обладает сейчас. Это обстоятельство в сновидении вызвало удивление других персонажей, а она сама чувствовала себя героиней, намного превосходящей по уровню развития других детей1.
В. Н. Касаткин очень верно замечает, что мотивация регрессии, происходящей в данном сновидении, такая же, как и мотивация регрессии, имевшей место в бодрствующем состоянии. К этому следует добавить, что в бодрствующем состоянии это желание студентки было, безусловно, фрустрировано, его невозможно было осуществить. Фрустриру-ющая ситуация скрывается за этими приятными образами явного содержания сновидения, которое по существу является детской сказкой с элементами волшебства. Можно предположить, что эта студентка в кругу своих сверстников по жизненному опыту и уровню умственного развития не считала себя равной другим: она хотела бы стать маленькой и, таким путем, коренным образом изменить ситуацию своей жизни. К сожалению, В. Н. Касаткин не сообщает нам никаких дополнительных сведений о прошлом и настоящей жизненной ситуации этой студентки. По этой причине мы можем лишь предположить, что описанное повторяющееся сновидение не давало ей достаточного удовлетворения. И это сновидение, по всей видимости, кроме приятных переживаний содержало в себе тревоги девушки.
О возможных механизмах осуществления психической регрессии в сновидениях можно сформулировать следующую проблему: регрессия в сновидениях, по-видимому, связана с импринтингом у детей2.
Если удастся установить такую связь, и выяснится, что регрессии ведут личность к ранним импринтингам, тогда появится возможность
Касаткин В. Н. Теория сновидений. — Л., 1972. — С. 316.
Импринтинг — наблюдаемое у животных и людей в раннем онтогенезе запечатление воспринятых образов с первого же раза, без повторения. Особенно крепко запечатлеваются образы тех индивидов и предметов, которые удовлетворяют инстинктивные потребности человека или животных.
правильнее оценить психоаналитическую теорию сновидений. Откройся новые пути анализа и истолкования сновидений.
В сновидениях происходит не только регрессия личности, но и ее мышления. Швейцарские психологи — супруги Дитрих Леман иМарте Кикку — предложили теорию, по которой во время сна идеи и стратегии мышления, приобретенные человеком в прошлом, в детские годы, соче-таются с недавно воспринятой существенной информацией. Происходит пересмотр и пересортировка хранящейся в памяти информации, в результате чего появляются сновидения. Эти авторы опираются на концепцию французского исследователя М. Жуве, утверждающего, что врожденная информация об инстинктивном поведении связывается с недавно приобретенной информацией, с результатами обучения. Об этой концепции более подробно мы пишем в последней главе настоящей книги. Таким образом, согласно этой концепции в сновидениях актуальное мышление сочетается с регрессией.
Во многих сновидениях наблюдается временная и пространственная регрессия, но без того, чтобы личность воспринимала себя вернувшейся на более ранние и низкие уровни психического и физиологического развития.
Для иллюстрации этого утверждения приведем описание одного сновидения, которое, как мы увидим, представляет интерес и с других точек зрения. Сновидение принадлежит тому же М. Б. (40-летнему научному работнику), который за несколько месяцев до этого потерял своего любимого дядю. «Вижу себя в том доме города К., где всей нашей семьей мы жили много лет назад. Стою в центре комнаты, лицом к входной двери. Справа от двери (т. е. слева от меня и впереди), в углу комнаты, лицом ко мне стоит моя мать. С правой стороны и чуть позади от меня стоит мой отец. Вдруг дверь открывается и со свойственными ему быстрыми и решительными шагами входит мой дядя. У него обросшее седеющими волосами лицо, видно, что давно не брился. Цвет лица у него желтоватый, нездоровый, как в последние годы жизни: он долго и тяжело болел.
— Смотри, мама, дядя пришел! — обрадовался я, обращаясь к матери, которая стоит в углу и внимательно смотрит на нас.
— Как он может прийти? — ответила мать и я понял, что она намекает на смерть дяди. Сразу после этих слов матери дядя, который остановился в центре комнаты, стал наполовину прозрачным, казалось, что вот-вот исчезнет. Но он так же быстро принял свой естественный вид.
— Для тебя я хорошее лекарство нашел, — обращаясь ко мне, бодрым и обнадеживающим голосом говорит дядя. — Если систематически будешь принимать, проживешь еще шесть месяцев.
Сразу после этих слов просыпаюсь. Страха или тревоги не чувствую».
В этом сновидении нет признаков интеллектуальной или моральна регрессии. Сновидение протекало в последнем парадоксальном периоде ночного сна и после пробуждения сновидец больше не заснул. Он смугц0 помнит, что до описанного сновидного сюжета у него было много дру. гих образов, он был участником многих других сновидных событие но не может их воспроизвести.
Во время беседы со сновидцем выяснилось, что в последние годы он очень много размышлял о неизбежности смерти и, хотя не страдает никакими серьезными болезнями, тем не менее убежден, что долго не проживет. Нет сомнения, что именно эти размышления и тревоги нашли образное выражение в сновидении. Выяснилось также, что сновидец не желает умереть и удивляется тому, что в сновидении не испугался, когда покойный дядя предсказал ему лишь шестимесячный срок жизни. Любопытно, что сновидец с легкой тревогой ждал, что же произойдет в его жизни ровно через шесть месяцев. Но, как он утверждает, в эти дни в его жизни ничего значительного не произошло. Как видим, предвидения персонажей сновидений не всегда сбываются.