Мышление в сновидениях Природа мышления
С психологической точки зрения мышление можно определить как последовательность действий объединения, разделения, трансформации и т.п., совершаемых с «порциями» информации или, говоря иначе,
значениями. С помощью этих действий человек решает задачи, нахо-ответы на те или иные вопросы. Мыслительные действия, процесс ' пиления в собственном смысле слова, невидимы, они недоступны для нешнего, объективного наблюдения. Эти процессы могут сопровож-тьсЯ представлениями и словами, могут выражаться с их помощью, к нцм не сводятся. Образ или слово несут информацию, которая составляет содержание мышления. Знания человека сохраняются в его памяти в виде «сетей» различных порций, доз или «кусков» информации, а при использовании выражаются с помощью слов, образов и других символов. Интересно, что мышление (по крайней мере на уровне сознания) протекает успешно, т. е. быстро и эффективно, в тех случаях, когда сопровождающие его представления смутны и неконкретны, в то время как очень яркие и четкие образы тормозят процесс мышления. Представления строятся из значений (отдельных доз информации) и являются их образными выражениями. Одной из важнейших функций представлений является следующее: если в процессе мышления человеку удается с их помощью представить себе содержание своей мысли (трансформируемой информации), то у него возникает уверенность, что он правильно мыслит.
Если мышление осуществляется быстро и успешно, тогда число представлений сокращается, а те, которые все-таки появляются в сфере сознания, бывают очень смутными. Наоборот, если человек оказывается в проблемной ситуации и ищет выход из нее, тогда в сферу его сознания вторгаются многочисленные образы, в которых отражаются как индивидуальное восприятие проблемной ситуации, так и возможные, гипотетические пути выхода из нее. С учетом последней мысли можно предположить, что сновидения парадоксального периода сна имеют ооразный, нередко эйдетический характер по той причине, что именно в эти периоды личность на подсознательном уровне подвергает обсуждению те волнующие ее проблемные ситуации, из которых она еще не нашла для себя приемлемого выхода.
Если мыслительный процесс протекает успешно, то наступает момент понимания задачи, а в качестве окончательного результата выступает понятие (мысль, идея). Как в бодрствующем состоянии, так и на сно-Видном подсознательном уровне природа мышления в основном одна и та же: его функцией является решение задач и создание понятий и мыслей. Понятия невидимы, а представления как в бодрствующем со-т°янии, так и во сне (в его парадоксальные периоды) являются такими х в°площениями, которые доступны для интроспектирования. В сношениях понятийные знания человека становятся воспринимаемыми,
благодаря чему значительная часть сновидных образов получает символическое значение.
О сновидных образах как символах здесь следует упомянуть следую. идее: поскольку каждое понятие в голове конкретного человека индц. видуализируется (т. е. получает своеобразный личностный смысл ц нюансы), то сновидная символизация понятий является индивидуальным процессом. Каждая личность одно и то же понятие, обозначаемое определенным словом или словосочетанием, понимает по-своему. Именно таким образом индивидуально осмысленное понятие и подвергается символизации.
Исходя из этих правильных посылок некоторые авторы приходят к таким выводам, которые нам представляются спорными. Так, например, известный исследователь сновидений К. Холл считает, что специфические символы для соответствующих специфических объектов (понятий) не могут быть универсальными. Свою мысль он иллюстрирует с помощью следующего примера: в сновидении образ коровы может стать символом любвеобильной матери, если индивид на сознательном уровне именно так воспринимает данное животное. А если корова кажется ему опасным животным (как ее воспринимают многие дети), то она в сновидениях, конечно, не может стать символом любвеобильной матери1.
Такие случаи, безусловно, бывают. Однако точка зрения К. Холла нам представляется односторонней. Есть множество объектов, которые представителями каждой социально-культурной среды воспринимаются и оцениваются примерно одинаково. При ином положении вещей взаимопонимание людей было.бы невозможно. Поэтому есть все основания для утверждения, что в сновидениях встречаются как индивидуальные и общенациональные, так и общечеловеческие символы.
Изучение сновидений — это чуть ли не единственный путь, позволяющий время от времени как бы непосредственно, без опосредования образами и словами, «видеть» подсознательные мысли и содержания понятий. Данное положение мы считаем возможным выдвинуть на основе фактов следующего характера: во многих сновидениях люди понимают что-то или чувствуют, что знают что-то, без необходимости выражения понятого и знаемого с помощью слов или представлений. В сновидениях люди могут постигать не только собственные мысли, не выражая их в какой-либо форме. В подобных случаях сновидец по-
Oswa/dlan. Sleeping and Waking. - N. Y., 1962. - P. 121.
«мает мысли и намерения другого действующего лица, хотя послед-й не выражает их ни словами, ни образами, ни действиями. Часто треЧается и следующее явление: перед сновидцем стоит незнакомый
ерсонаж, но он каким-то образом знает и понимает, что в лице этого незнакомца имеет дело с хорошо знакомым человеком.
{-[а основе анализа таких фактов можно выдвинуть гипотезу, согласно которой сновидец непосредственно воспринимает свои собственные безобразные и невербальные мысли (понятия, значения). Это явление становится возможным благодаря тому, что в процессе переживания сновидения человек находится на подсознательном уровне психической активности и интроспективно отражает содержания той сферы своей психики, где живут «чистые» понятия. На этом уровне, благодаря исключительной сосредоточенности внимания, обостряется также восприятие и понимание неречевых выражений (мимики, жестов, выражения глаз, позы) других персонажей сновидения, вследствие чего их мысли моментально схватываются. Это явление можно объяснить, в частности, тем, что мысли других действующих лиц сновидения, по существу, являются мыслями самого сновидца или его представлениями о мыслях других, хотя в сновидении они «объективируются» в образе другого человека (если не затрагивать спорный вопрос о возможности телепатических явлений в сновидениях).
Если предложенная гипотеза верна, тогда путем анализа сновидений вышеуказанного типа мы получаем возможность прямого и непосредственного изучения подсознательного мышления. Анализ и истолкование явного содержания сновидений тоже позволяет изучить мышление, но это в основном косвенное, опосредованное изучение, поскольку сновидные образы, слова и мысли являются символами подсознательных мыслей и требуют истолкования.