Психосоматическое проецирование» сновидных образов
В сновидениях часто встречаются разные варианты одного явления, которое можно назвать «психосоматическим проецированием». Оно состоит в том, что если человек видит во сне, что с его телом что-то происходит (например, он обнажается или уже ходит обнаженным, надевает новый костюм и т. п.), то в его теле, под влиянием этих сновидных психических образов, возникают различные ощущения. Психические
1 Касаткин В. Н. Теория сновидений. — Л., 1972. — С. 259-260.
2 См.: Психологические исследования творческой деятельности. — М., 1975. — С. 143-204. Отметим, что авторы не связывают свои исследования с проблемами сновидений и эйдетизма.
Образы сновидных действий как бы проецируются на тело, а после пробуждения человек в соответствующих частях тела обнаруживает ощущения. Обычно полагают, будто вначале у спящего возникают эти телесные раздражения и лишь под их влиянием — зрительные образы сновидений. Такие явления, конечно, встречаются. Раздражая различные части тела, можно вызвать сновидения, в которых раздражаемые участки нередко искаженно представлены. Однако таким образом невозможно объяснить все случаи связей между сновидениями и связанными с ними соматическими ощущениями, которые человек изредка обнаруживает уже в сновидениях, но чаще всего — после пробуждения. Кроме сомато-психических связей имеются и психосоматические связи и отражения. В свете современных знаний о физиологических механизмах сновидений уже ясно, что и без внешних и телесных раздражений парадоксальный период сна закономерно повторяется и спящий переживает сновидения. Именно сновидения парадоксального периода могут оказать влияние на различные части тела, вызывая ощущения и движения, которые могут быть и специфическими, обусловленными своеобразными содержаниями переживаемых сновидений. Поскольку сами сновидения возникают благодаря реальной работе вполне определенных (пусть еще не до конца раскрытых и понятых) мозговых систем, то идея психосоматического проецирования позволяет правильно понять сущность двусторонних связей психической активности и органических процессов сновидца.
Для иллюстрации этих идей приведем из многократно цитированной нами книги В. Н. Касаткина описание одного очень интересного сновидения '.
Врач С. сообщил автору, что днем у него было простудное состояние и сильный насморк. Ночью, в одном из сновидений, «он был в операционной, операцию делала машина без участия хирурга. Вначале больному был сделан большой разрез от лобка до подбородка. Затем машина металлической рукой выгребала и выбрасывала из полости живота окровавленные ткани. Было ощущение тревоги и страха, что такая машина зарежет больного. У оперируемого лицо красное, очень большой красный нос». При пробуждении была боль в области живота, ноющее ощущение в грудной клетке, боль в горле, жар в лице, раздражение в носу и общее неприятное ощущение во всем теле. Мы полагаем, что в процессе переживания данного сновидения действовали как сомато-психические, так и психосоматические пути взаимодействия. Причем данное сновидение интересно еще в одном аспекте: в нем воображаемые
Касаткин В. Н. Теория сновидений. - Л., 1972. - С. 161.
хирургические действия совершаются на «теле» другого персонажа («больного»), но состояние последнего сновидец в определенной степени пережи. вает эмоционально. Иначе говоря, мы здесь сталкиваемся с интересным явлением подсознательного сопереживания, сновидной эмпатии. На основе таких фактов можно выдвинуть следующее обобщение: психосоматическое проецирование имеет место не только в тех случаях, когда сновидные действия совершаются на теле самого сновидца, но и тогда, когда таким воздействиям подвергается другой персонаж сновидения, которому сновидец сопереживает. Вопрос о различных формах выражения эмпатии в сновидениях представляет значительный интерес, в частности, для определения подлинного уровня развития моральных установок и чувств личности, поскольку в сознательном состоянии исполнение социальных ролей нередко ограничивает возможности спонтанного выражения этих установок и чувств. Следует добавить, что в сновидениях эмпатия выражается довольно часто, поскольку в них действующими обычно являются или образы близких сновидцу людей, или же «объективации», галлюцинаторные представления различных аспектов личности самого сновидца (чаще всего выражающиеся в образах незнакомых лиц).
Идея психосоматического проецирования и высказанные выше мысли станут еще более убедительными, если мы учтем, что во многих случаях полного отсутствия болезненного состояния после некоторых типов сновидений (когда, например, человек видит себя во сне голым) при пробуждении обнаруживаются телесные ощущения даже неприятного, болезненного характера, общее плохое самочувствие. Говоря о причинах возникновения сновидений с образом собственного голого тела, В. Н. Касаткин пишет: «Сновидения со зрительными сценами обнажения тела возникали при. самых разнообразных ощущениях в соответствующих частях его; они были при ощущении тепла и холода, ощущении ноющего характера и различного рода парестезиях, при кожном зуде и потливости, при обнажении в прохладном помещении и во время заболеваний»'.
Добавим, что в сексуальных сновидениях человек еще чаще видит свое голое тело, а также других персонажей сновидения.
Нелогично думать, будто такое большое число разнообразных соматических раздражений может привести к одному и тому же результату—к появлению сновидных образов обнаженных тел персонажей сновидений. Более реалистичным представляется обратное утверждение: все эти раздражения являются специфическими и неспецифическими
Касаткин В. Н. Теория сновидений. — Л., 1972. — С. 140.
оследствиями психосоматических воздействий сновидных переживали проецирования сновидных образов и действий на различные части тела.
Это утверждение опирается на предположение, что такие явления, как появление в сновидении образов обнаженных тел или целой операционной процедуры (как в вышеприведенном примере из труда В. И. Касаткина) и другие сложные сновидные сюжеты имеют глубокую личностную мотивацию. Иначе невозможно понять, почему под воздействием даже простейших и незначимых для спящего раздражителей в его психике развертываются сложнейшие сновидные сюжеты. Поэтому эти раздражители являются не причиной, как полагают Т. П. Майоров, В. Н. Касаткин и другие исследователи, а лишь поводом, приводящим в активное состояние мотивы и содержания психики личности. Каждый раз нужен серьезный психологический анализ сновидения с учетом качеств, мотивов и опыта той личности, которой оно принадлежит. Знание этих поводов и психосоматических остатков сновидений может играть вспомогательную роль в подлинном анализе и понимании сновидений. Если речь идет о естественных сновидениях, возникающих без экспериментальных воздействий, эти остаточные ощущения правильнее считать следствиями сновидений, а не их причиной. Известно, что и в бодрствующем состоянии можно представить себе, что определенная часть тела стала теплее и, вследствие психосоматического усиления кровотока, температура этой части тела несколько повысится'.
Мы полагаем, что при последовательном проведении данного подхода можно значительно углубить теорию сновидений.
Для понимания природы психосоматических связей во сне поучительный материал дает следующее сновидение нашего испытуемого Б. Г. (мужчина, 35 лет, преподаватель), содержание которого интересно еще и наличием в нем символов. «Вижу сон: я нахожусь в незнакомой полутемной комнате, одет, лежу ничком на полу. Впереди, в трех-четырех шагах от меня, стоит какой-то странный предмет (круглый стол или печь, верхняя часть которого мне не видна) на четырех тонких железных ногах. Под этим предметом в полу есть круглое небольшое отверстие. Из разных концов туда бегут мыши и исчезают под полом. Рядом со мной стоит моя сестра А., которую я не вижу, но узнаю по голосу. Вдруг она полным тревоги голосом говорит: Мышь влезает под твою одежду!" Действительно, я с отвращением ощу-Щаю, что на правой стороне тела, между моим правым плечом и шеей застряла мышь и делает отчаянные попытки уйти или втиснуться под одежду.
прим.-.ЛурияА.Р. Маленькая книжка о большой памяти. (Уммнемониста). — М., 1968.
А я давлю се, со страхом и отчаянием думая, что она вот-вот войдет под мою сорочку. В этот момент я ощущаю сильное отвращение и от сильного стр^. ха просыпаюсь. Вижу, что уже утро, около 9.00, светло. Оказывается, что моя правая рука сильно болит, а в плечевом суставе ощущаю непроизвольное сокращение мышц, конвульсию... Вообще моя правая рука переутомлена и уже долгое время сильно болит по всей длине. Даже в плече ощущаю боли».
Мы выяснили, что у сновидца писчий спазм. Перед сном он много писал, но боли в руке так усилились, что он был вынужден прекратить работу.
Сразу можно сказать, что боли в плече предшествовали появлению сновидных образов мышей. Однако только наличием ощущений в руке и плече это очень интересное кошмарное и, конечно, символическое сновидение объяснить невозможно. Нам представляется, что данное сновидение началось независимо от ощущений в плечевом суставе. Но под влиянием усиления этих неприятных ощущений в сновидении появился новый «элемент»: одна из мышей устремилась не в отверстие, а на сновидца, стремясь через плечо проникнуть под его одежду. Усиление боли привело к пробуждению, но в самом сновидении ощущение боли отсутствовало. Оно было заменено символическим образом мыши и ощущением ее отвратительного соприкосновения. Из-за этого в плече возникли спазмы, чего в бодрствующем состоянии у Б. Г. никогда не бывало.
Как мы уже знаем, вместе с началом парадоксального сновидного периода сна спящий начинает совершать непроизвольные движения небольшой амплитуды лицевых мускулов и тела. Они являются двигательными выражениями начавшихся сновидений и могут считаться формами психосоматического проецирования сновидных образов. Эти движения являются, конечно, следствием переживания сновидений, а не их причиной, как думают некоторые исследователи. Спящий может совершать быстрые движения головой, тонус его мускулов может внезапно падать и т. п. В некоторых случаях удалось установить, что совершающие такие движения лица в сновидениях видят, как падают с крыш высоких домов или в пропасть. Подобные сцены особенно часто встречаются в кошмарных сновидениях. Можно искусственно вызвать сновидение падения с большой высоты в глубокое ущелье или в пропасть, если внезапно из-под головы спящего резким движением убрать подушку.
Известно, что есть люди, которые в спящем состоянии периодически падают с кровати. Мы знаем человека, который, путешествуя поездом, не решается
гнать на верхней полке купе, так как в прошлом несколько раз падал и однажды чаже получил телесное повреждение. Такие падения возможны только при крайне низком уровне тонуса мышц, который, как известно, наступает в парадоксальные периоды сна. Падение чаще всего случается тогда, когда спящий переживает кошмарные сновидения, в которых оказывается в ситуациях крушения поезда или корабля, автомобильной аварии и т. п. Очевидно, что во всех подобных случаях сновидения возникают под влиянием внутренних мотивов человека, а совершаемые им движения (в том числе падение) являются психосоматическими, в данном случае — психомоторными выражениями сновидений.
Исследования показали, что даже неподвижное состояние спящего может быть выражением содержания сновидения. В. Н. Касаткин наблюдал за больным, который лежал на диване на правом боку и, согнув обе ноги, нажимал на живот. В этой позе он спал 2 часа 22 минуты, потом вдруг его ноги выпрямились и, совершив резкое движение всем телом, он проснулся, после чего рассказал, что во сне летал на самолете М-2, сидел в неудобной позе и был вынужден сгибать ноги, но вдруг дно самолета провалилось, он прыгнул вниз и от страха сразу проснулся.
Таким образом, изучение позы спящего человека весьма поучительно. Поскольку спящий принимает ту или иную позу под влиянием сновидений, т. е. подсознательных психических процессов, то психологически довольно проницательным следует считать требование японских мужчин, чтобы женщины спали в красивой позе. Если мужчина в эстетическом отношении недоволен теми позами, которые его жена принимает в спящем состоянии, он может обратиться в суд с требованием развода.
Лунатизм (снохождение и совершение других действий в спящем состоянии является выражением этого сложного состояния, которое называют также сомнамбулизмом) и сноговорение (человек спит, но слышимым, даже иногда громким голосом разговаривает) тоже, по всей вероятности, являются двигательными выражениями сновидений. Однако выяснилось, что эти два явления чаще всего наблюдаются в ортодоксальном периоде сна. Когда, пробудив лунатика или человека, который начал говорить во сне, просят их рассказать свои сновидения, только что виденные, они (как и другие испытуемые после пробуждения из °Ртодоксального сна) или никаких сновидений не рассказывают, или Же воспроизводят лишь очень бедные, нечеткие образы. Несмотря на Эго, речь спящего может быть содержательной и связной (хотя нередко т° не так), а походка лунатика так хорошо скоординированной и ре-Улируемой, что он совсем не сталкивается с окружающими нред-метами.