Галлюцинации и два вида сновидений

Еще раз вернемся к рассмотрению галлюцинаторных переживаний человека, поскольку это позволит нам предложить концепцию двух видов сновидений.

Название «гипногогические галлюцинации» впервые использовал Французский исследователь Л. Мори в 1848 году. Такие галлюцинации отличаются от сновидений следующим:

• они прерывисты, не составляют целостных сюжетов, тогда как сновидения являются целостными сюжетами, в которых непременным действующим лицом выступает «Я-концепция» самого сновидца;

• они представляются извне навязанными субъекту как пассивному индивиду, в то время как в сновидениях субъект часто выступает в качестве активного действующего лица;

• гипногогические галлюцинации появляются в период перехода от бодрствования ко сну (в дремотном состоянии), а сновидения — в парадоксальных, возможно также в ортодоксальных фазах сна, когда сознательное состояние отсутствует.

В дремотном состоянии некоторый контакт с реальностью сохраняется. Поэтому человек, переживающий гипногогические галлюцинации, сообщая о них, заявляет, что он не спал, а свои галлюцинации считает странными.

Как и в сновидениях, имеются большие индивидуальные различия в частоте и характере переживания гипногогических галлюцинаций. Количество таких галлюцинаций увеличивается при лихорадке. Они в основном являются зрительными и слуховыми, хотя бывает также большое число кинестетических и телесных галлюцинаций (например, в виде переживания сокращения или увеличения размеров частей собственного тела). Очень редко, но встречаются также обонятельные галлюцинации.

В различные периоды жизни количество гипногогических галлюцинаций увеличивается или уменьшается. Когда на них обращают внимание, оказывается, что их — значительное число.

Дремотное состояние может быть очень кратковременным. Когда на ЭЭГ альфа-ритм на короткий период исчезает и появляется несколько низковольтных медленных волн, то человек оказывается в дремотном состоянии. Именно в эти секунды отсутствия альфа-волн и появляются гипногогические галлюцинации. В дальнейшем человек может утверждать, будто вообще не спал. Эти галлюцинации могут быть визуальными или телесными фантазиями, сноподобными отрывками и т. п. Предполагается, что от них, при углублении сна, совершается «плавный» переход к сновидениям. При пробуждении из второй стадии медленного сна испытуемые рассказывают о сноподобных переживаниях: вспышках света, сенсорных переживаниях (ощущение «плавания» и др.).

Отметим любопытный факт: в период появления гипногогических галлюцинаций психика работает на двух уровнях, поэтому одновременно с восприятием галлюцинаторных образов некоторые могут совершать и другие мыслительные действия, например — арифметические'.

1 См.: Oswald 1. Sleeping and Waking. - N. Y., 1962. - P. 98.

51н Освальд, однако, замечает, что эти процессы — арифметические оасчеты и восприятие представлений собственной психики — не столько симультанны, сколько альтернативны. Когда бодрствование усиливается арифметические действия становятся более активными и Правильными, и наоборот. Гипногогические галлюцинациипоявляются тогда, когда внимание начинает бродить и «Я» человека не следит больше за логическим строем мысли. Освальд считает, что гипногогические галлюцинации являются своего рода «микросновидениями». Они прерывисты потому, что во время углубления в состояние сна контакт с реальностью прерывист: индивид вновь и вновь возвращается к реальности вследствие поочередного усиления и ослабления уровня бодрствования. Поскольку гипногогические галлюцинации прерывисты, человек редко бывает активным действующим лицом в них и редко реагирует на эти образы заметными движениями.

Гипнопомпические галлюцинациипоявляются, как мы уже знаем, при пробуждении, и являются «следами» или фрагментами подлинных сновидений. Здесь нет еще контакта с объективной ситуацией, поэтому такие галлюцинации воспринимаются в качестве сновидений. Утреннее дремотное состояние принципиально не отличается от пред-сонного дремотного состояния. По-видимому, нет существенных психологических различий также между гипногогическими и гипнопомпи-ческими галлюцинациями. Если гипнопомпические галлюцинации по содержанию значимы для личности, то она может вставать, под их воздействием совершать какие-либо действия, говорить и т. п. Иногда это творческие фантазии. Сохранились, например, воспоминания о том, что Сергей Есенин нередко по утрам в таком состоянии вставал с постели, ходил по комнате и декламировал новые стихи. Он, по-видимому, словесно выражал свои гипнопомпические галлюцинации, хотя возможно и «чисто» речевое воображение на уровне предсознательного. Как мы видим, исследование галлюцинаций имеет значение и для психологии творчества. Оригинальные результаты, получаемые в таком состоянии, можно считать продуктами ночной подсознательной работы психики.

Некоторые гипногогические галлюцинации продолжают восприниматься людьми даже после открытия глаз в темноте. Это особенно верно для устрашающих образов, которые иногда сохраняются и при свете. Один из испытуемых Яна Освальда рассказал, что увидел во сне паука, а когда проснулся — заметил это насекомое на короткий миг на подушке, хотя его, конечно же, не было. Девушка увидела во сне знакомого мужчину, открыла глаза и увидела, как тот стоит рядом с ее кроватью. Затем образ исчез.

Гипногогические зрительные галлюцинации могут быть:

• человеческими лицами и фигурами, часто гротескными, цветными, угрожающими и жуткими, в виде неизвестных животных и человеческих существ. Иногда они имеют приятные и смеющиеся физиономии. Подобные образы нередко встречаются в ночных кошмарах детей. Одна женщина видела, как несколько женщин стоят рядом с ее постелью и смотрят на нее, а одна из них говорит: «Она не спит». Другая испытуемая часто видела скелеты;

• аморфными и абстрактными формами, предшествующими определенным фигурам (кубы, треугольники и т.п.);

• картинами природы: ландшафтами, морскими видами, цветами, вертящимися на ветру колесами. Часто появляются образы не целостных предметов, а их частей. Иногда к этим образам добавляются словесные образы или их фрагменты, например, последние слова каких-то предложений. Эти образы очень быстро забываются.

Галлюцинаторные образы являются не иллюзиями восприятия, а центральными, т. е. мозговыми, явлениями. Слуховые галлюцинации обычны при шизофрении, но нередко возникают также при истерии, алкоголизме и эпилепсии. У нормальных людей слуховые галлюцинации бывают в сновидениях, в составе гипногогических галлюцинаций, реже — при полном бодрствовании (голоса, музыка). Самыми простыми являются случаи, когда человек слышит свое имя, обычно произнесенное чьим-то знакомым голосом. Бывают слуховые галлюцинации более сложной структуры, в виде целых предложений. Иногда они бессмысленны, но встречаются также вполне осмысленные предложения.

Слуховые галлюцинации в виде словесных суждений могут быть частями сновидений: при пробуждении из фазы парадоксального сна человек может воспроизвести такие суждения. Можно предположить, что слуховые галлюцинации значительно чаще образуются в фазе ортодоксального сна, поскольку, как более подробно будет сказано в последней главе, после пробуждения из этой фазы люди большей частью воспроизводят словесно выраженные мысли. Они говорят, что перед пробуждением о чем-то размышляли.

Когда в окружающем пространстве присутствует неконструирован-ный шум, опять возникают слуховые галлюцинации. При этом шум, по-видимому, структурируется с помощью механизма апперцепции.

Исходя из этих представлений о галлюцинациях и учитывая, из каких образов преимущественно состоят сновидения, можно выделить два вида сновидений:

1) истинные сновидения,состоящие из галлюцинаций. Мы уже знаем, что галлюцинация, возникшая даже в бодрствующем состоянии, вызывает у субъекта убеждение, что соответствует реальному объекту в окружающем пространстве. Возникает чувство реальности всего того, что видит и переживает человек. Большинство сновидений людей именно таковы: составляющие их образы спроецированы на воображаемое (тоже галлюцинаторное) психическое пространство и сновидцу кажется, что он имеет дело с реальными объектами и событиями;

2) псевдоистинные сновидения, состоящие преимущественно из псевдогаллюцинаций. Согласно определению, данному В. Кандинским и в настоящее время общепринятому, псевдогаллюцинации — это такие образы (представления), которые могут быть очень живыми, яркими, но они не вызывают чувства реальности.

Когда человек переживает псевдоистинные сновидения, состоящие из псевдогаллюцинаций, то он, находясь во сне, понимает (или знает), что переживаемое им — не объективная реальность, а сновидение, и, участвуя в нем, он одновременно знает, что события не являются реальными.

Мы считаем, что истинные сновидения протекают в более глубоких слоях подсознательного, тогда как псевдоистинные сновидения имеют место на предсознательном уровне. Установление связи между этими переживаниями и различными уровнями психического пространства имеет определенное теоретическое и практическое значение: оно позволяет четко, по вполне определенным критериям, выделить уровни и подуровни психической сферы личности и получить богатый эмпирический материал для дальнейшей разработки теории уровней психики.

Читателям будет интересно узнать, что сновидения второго типа — когда человек переживает сновидение и одновременно осознает, что это сновидение — можно вызвать произвольно, используя методы, предложенные Г. М. Глазкиным'.

Свою способность видеть такие сны этот исследователь обнаружил внезапно и в течение нескольких лет постепенно усовершенствовал до такой степени, что может в течение длительных интервалов времени находиться в мире таких сновидений, оставаясь одновременно в полном

Glaskin G. M. Windows of the Mind. - N. Y„ 1974; Gooch S. The paranormal. - N. Y.London, 1978. - P. 71.

сознании. Он называет этот сновидный мир таким прекрасным и удивительным, что хотел бы когда-либо полностью жить в нем, поскольку по сравнению с ним обычная жизнь является серой и неинтересной. Но он предупреждает, что такое занятие может привести к отчуждению от реального мира.

Вспомним, что такие сновидения мы рассматривали в качестве важных свидетельств многоуровнего характера психики человека, в частности — того обстоятельства, что само подсознательное имеет свои подуровни. К проблеме «сновидений в сновидениях», или так называемых «люсидных» («светлых») сновидений, мы еще вернемся в настоящей книге.

ГЛАВА 2

Спящий и окружающий его мир

Собственно внутренние, физиологические и психологические условия возникновения сновидений нельзя путать с внешними условиями их протекания. Впечатления жизни и воздействующие на спящего раздражители (свет, звуки, тепло и холод, прикосновения и т. п.) неверно считать причинами появления сновидений. Люди переживают сновидения в любых условиях, где бы они ни жили, какой бы расе или социально-культурной среде ни принадлежали. Периодическое переживание сновидений — закон природы, хотя в различных условиях этот закон проявляет себя не во всех отношениях одинаково. Однако изменения внешней и даже внутренней органической среды не отменяют основных законов чередования периодов сна и переживания сновидений, они являются только предпосылками более разнообразных их проявлений.

Наши рекомендации