Некоторые из моих приятных занятий
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Не удивляйтесь, если многое из того, что вас радовало в прошлом, сейчас покажется совершенно неинтересным. Или то, чего вы когда-то ждали с нетерпением, сегодня воспринимается скорее как препятствие или бремя. Это - следствия депрессии. Когда вы начнете планировать приятное времяпровождение, то почувствуете себя лучше, даже если в настоящий момент какая-то деятельность кажется вам неинтересной.
Теперь выберите пять-семь приятных дел и внесите их в «График активности» на следующую неделю. Попробуйте также добавить по одному полезному делу в день. Это могут быть какие-то проявления заботы о самом себе, занятия, направленные на достижение личного блага, которыми вы, возможно, прежде пренебрегали - поход в магазин, по делам, уборка, написание письма или важные звонки. Когда вы пребываете в депрессии и охвачены апатией, даже обычные ежедневные процедуры (гигиенические и прочие) кажутся делом невероятно сложным. Познакомьтесь с приведенным ниже списком полезных дел и подумайте, что вы можете включить в свой график на следующую неделю.
Полезные дела
• Пройтись по магазинам.
• Сходить в банк.
• Помочь детям с домашними заданиями.
• Уложить детей спать.
• Принять ванну.
• Приготовить горячее блюдо.
• Оплатить счета.
• Встать раньше 9:00.
• Погулять с собакой.
• Починить что-нибудь.
• Почистить что-нибудь.
• Помыть посуду.
• Сделать физические упражнения.
• Разрешить конфликт.
• Постирать белье/сходить в прачечную.
• Поработать в саду.
• Выполнить поручение.
• Взяться за решение сложной задачи на работе.
• Сложить и убрать одежду.
• Полить цветы.
• Сделать уборку.
• Украсить дом.
• Поменять масло в автомобиле.
• Сделать важный звонок по работе.
• Позвонить друзьям.
• Написать что-нибудь в дневник.
• Выполнить психологические упражнения по самопомощи.
• Позаниматься религиозной/духовной практикой.
• Привести себя в порядок.
• Постричься.
• Решить, что надеть.
• Одеться.
• Написать письма.
• Отвезти детей.
• Позаниматься творчеством.
• Придумать интересное времяпровождение для детей.
После того как вы прочли приведенные варианты, составьте собственный список полезных дел, которые принесут вам чувство удовлетворения. Заполните все строки.
Некоторые из моих полезных дел
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Из составленного списка выберите пять-семь дел и внесите их в график на следующую неделю. Постарайтесь не включать более одного дополнительного занятия в день - пожалуй, вам будет достаточно сложно справиться с большим количеством дел. Просмотрите свой недельный график и отметьте, в какие часы вы особенно остро ощущаете подавленность и непродуктивность. Именно это время следует заполнить полезными делами взамен привычных. Так вы обретете чувство удовлетворения. Имейте в виду, что для завершения некоторых полезных дел (слишком сложных или масштабных) одного часа бывает недостаточно. Такое занятие можно разделить на несколько этапов, каждый из которых потребует от пяти до пятнадцати минут. К примеру, задачу улучшить внешний вид вашей комнаты можно разбить на множество мелких, начиная с решения приобрести и повесить новый плакат. Некоторые полезные дела могут растянуться на несколько недель, в течение которых вы будете последовательно проходить каждый этап.
Пример
Ниже приведен график Алисии на вторую неделю программы по мобилизации, в который она включила новые занятия. Раньше она с трудом заставляла себя собраться и начать заниматься, поэтому обычно напряженно готовилась к учебе за один день. Теперь каждый раз накануне занятий в колледже она решила выделять на подготовку по два часа - нередко с часовым отдыхом между ними.
В список полезных дел Алисии вошли такие пункты: привести в порядок свой бюджет, постирать, купить еду. Она запланировала эти дела на то время, в которое прежде смотрела телевизор или просто размышляла.
Из списка удовольствий Алисия выбрала следующее: послушать новые диски, позвонить друзьям, почитать в ванне, поиграть в теннис, прогуляться, поужинать где-нибудь, сходить в кино. Всем этим она с радостью занималась раньше и захотела попробовать снова на грядущей неделе.
Каждый внесенный в график пункт Алисия стала считать неким данным себе обязательством. Она старалась думать о нем как о договоренности с кем-то, кого она очень уважает и не хочет расстраивать.
Недельный график активности Алисии | |||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
6-7 | |||||||
7-3 | |||||||
8-9 | |||||||
9-10 | Проверить свой бюджет. П2 | Поиграть в теннис. У1 | |||||
10-11 | Съездить за продуктами. П1 | Позаниматься. П2 | |||||
11-12 | Позаниматься. П2 | ||||||
12-13 | Погулять в парке. У2 | ||||||
13-14 | Погулять у озера. УЗ | ||||||
14-15 |
Недельный график активности Алисии | |||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
15-16 | |||||||
16-17 | |||||||
17-18 | Купить несколько дисков У2 | ||||||
18-19 | Поужинать в «Солер-нос» У3 | ||||||
19-20 | Прослу-шать новые диски. УЗ | Позаниматься. П2 | Постирать то, что откладывала. П 1 | Позаниматься. П2 | Поужинать в «Солер-нос» У3 | ||
20-21 | Прослушать диска. У2 | Позвонить Сэнди или Гейлу. У2 | Почитать романе ванне. УЗ | Сходить в кино. УЗ | |||
21-22 | Позаниматься. т | Позаниматься. П2 | Сходить в чана. УЗ | ||||
22-23 | Сложить одежду. П1 | Посмотреть фильм. У2 | |||||
23-24 | Посмотреть фильм. У2 | ||||||
24-6 |
Составьте план не менее чем на три недели
Поставьте себе цель добавлять по семь полезных и приятных дел в график активности каждой следующей недели. Постарайтесь включать как можно больше занятий, которые вам нравится повторять. Без сомнений исключайте те, которые не приносят никакого удовлетворения.
Многие полезные дела вы можете выбрать из тех, которых прежде избегали. Если вы все время откладывали мытье посуды на потом, определите конкретное время в своем недельном графике для этого занятия. Если вы никак не могли заняться восстановлением своих водительских прав, выберите день, когда наконец сможете решить эту проблему.
Посвящать время приятным делам столь же важно, сколь и полезным. Сейчас ваша жизнь вышла из равновесия - в ней мало того, чему вы могли бы искренне радоваться. Увеличить количество любимых занятий в течение недели - абсолютно необходимый шаг на пути преодоления депрессии.
Шаг 4. Предварительная оценка
Вы, наверное, заметили, что в графике недельной активность Алисии рядом с каждым полезным или приятным занятием уже стоит оценка по десятибалльной шкале. Дело в том, что Алисия решила спрогнозировать, какое удовольствие или удовлетворение принесут ей запланированные дела, когда она их осуществит. То, что она поставила оценку «У1» рядом с пунктом «Поиграть в теннис», означает, что она не ожидает большой радости от такого времяпровождения. Оценка «У3», которую она поставила ужину в ресторане или походу в кино, предполагает, что она надеется получить относительно хорошие впечатления.
Очень важно предварительно оценить по десятибалльной шкале каждое новое полезное или приятное занятие, которое вы намечаете в своем недельном графике, исходя из того, какое они принесут вам удовлетворение или удовольствие. Большинство людей, находящихся в депрессии, обычно делают весьма скромные прогнозы своего будущего опыта. Так что нет ничего страшного в том, что вы не чувствуете себя оптимистом.
Пусть вы не ожидаете приятных впечатлений от запланированных дел, но все же выполните их и оцените результат.
Возьмите бланк графика недельной активности и запланируйте новые полезные и приятные дела на грядущую неделю. Попытайтесь спрогнозировать ваши будущие ощущения и оцените их по десятибалльной шкале. Обведите эти баллы в своем графике.
На протяжении недели вам нужно будет проставлять уже фактические оценки вашим впечатлениям. Их можно записывать прямо рядом с отмеченными предварительными баллами. Вы наверняка заметите, что реальное удовольствие или удовлетворение окажется выше, чем вы ожидали.
Как уже было сказано ранее, депрессия, как правило, делает человека пессимистом. Сравнение ваших прогнозов с реаль-
ной степенью полученного удовольствия или удовлетворения поможет осознать, что депрессия искажает ваше восприятие. Тот факт, что новые занятия могут приносить гораздо большее радости, чем вы ожидали, позволит противостоять внутреннему голосу, внушающему вам: «Не суетись и не пытайся делать ничего нового; это напрасный труд - ты все равно будешь чувствовать себя отвратительно».
Алисия с удивлением обнаружила, что наслаждалась новым времяпровождением больше, чем ожидала. Посмотрите на ее очередной график и обратите внимание на разницу между прогнозами (отмечены скобками) и реальным ощущением удовольствия или полезности. В частности, Алисия получила гораздо большее удовлетворение от своих новых вечерних занятий. Она поняла, что телевизор наводит на нее оцепенение и уныние. Новые дела заставили ее подняться с дивана и почувствовать себя лучше.
На протяжении третьей недели Алисия постаралась заменить чем-либо бесконечные часы просмотра субботних и воскресных телепрограмм. Она выбрала некоторые дополнительные пункты из своего списка полезных и приятных дел и учла успешный опыт предыдущей недели (прослушивание дисков, звонки друзьям, чтение в ванне и теннис). Несмотря на то, что ей пришлось приложить усилия, Алисия почувствовала себя гораздо лучше от того, что ее выходные заняты новыми интересными делами. Это заставляло ее двигаться, и хотя порой она залеживалась на диване, в целом ее депрессия снизилась благодаря тому, что она начала вести более активный образ жизни.
Недельный график активности Алисии | |||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
6-7 | |||||||
7-8 | |||||||
8-9 | |||||||
9-10 | Проверить свой бюджет. (П2) П3 | Поиграть в теннис. (У1)У4 | |||||
10-11 | Съездить, за продук-тами. (П1) П4 | Позаниматься. (П2) ПЗ |
Недельный график активности Алисии | |||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
11-12 | Позаниматься. 1П21 ПЗ | ||||||
12-13 | Погулять 6 парке. (У2>Не пошла | ||||||
13-14 | Погулять у озера. №>У4 | ||||||
14-15 | |||||||
15-16 | |||||||
16-17 | |||||||
17-18 | Купить несколько дисков. 02) И | ||||||
18-19 | Поужинать в «Со-лернос» (УЗ) УЗ | ||||||
19-20 | Прослушать новые диски. (УЗ)У4 | Позаниматься. 1П21ПЗ | Постирать то, что откладывала. (Л!) ПА | Позаниматься. (П21П2 | Поужинать в «Со-лернос» (УЗ) УЗ | ||
20-21 | Прослу-шать диски. (У2) У4 | Позвоните Сэнди или Гейлу. (У2) У5 | Почитать роман в ванне. (УЗ) У4 | Сходить в кино. (УЗ) У4 | |||
21-22 | Позаниматься. (П2) | Подниматься. (П2)П2 | Сходить в кино. (УЗ) У4 | ||||
22-23 | Сложить одежду. (П1) 03 | Посмотреть фильм. (У2) УЗ | |||||
23-24 | Посмотреть фильм. (У2) УЗ | ||||||
24-6 |
Дополнительные действия
Некоторым людям кажется, что в течение недели им просто некогда заниматься новыми делами. Поскольку недельный график активности является основным элементом процесса преодоления депрессии, возможно, вам придется ограничить или временно приостановить какие-то из своих обычных занятий, чтобы освободить место приятным и полезным делам. Проанализируйте свой первый недельный график и вычеркните те занятия, которые не являются крайне необходимыми. Именно их вы должны заменить новыми вдохновляющими делами.
После обновления графика в течение четырех-пяти недель большинство людей замечают, что их дни стали довольно насыщенными. На этом этапе уместно провести некоторую чистку - исключить те новые занятия, которые приносят мало пользы или удовольствия.
Несмотря на то, что вы будете добавлять меньше дел на этапе последних недель, не прекращайте составлять график занятости. Записывая планы, вы увеличиваете шансы на осуществление задуманного. Продолжайте дополнять свое расписание приятными и полезными делами до тех пор, пока не ощутите реального снижения депрессии.
РЕШЕНИЕ
ПРОБЛЕМ
Проблемы, которые не находят решения, приносят в результате хроническую эмоциональную боль. Если ваши обычные копинговые стратегии не эффективны, чувство безнадежности только усложняет поиск новых решений. Проблема начинает казаться неразрешимой, тревожность и отчаяние возрастают до критического уровня.
В 1971 году Томас Д'Зарилла и Марвин Голдфрид разработали пятиэтапную стратегию генерирования свежих решений любого рода проблем. Проблему они определяли как «неспособность найти эффективный ответ». Например, тот факт, что человек не может утром найти ботинок, сам по себе проблемой не является. Он становится проблемой, только если человек не желает заглянуть под кровать, где, скорее всего, и обнаружится ботинок. Если он ищет свою обувь в раковине, аптечке или мусорном ведре, он начинает создавать проблему - потому что его ответ на необходимость найти ботинок неэффективен. Подходящим акронимом для пятиэтапного решения проблем является английское слово SOLVE - «решать»:
State your problem - определить проблему;
Outline your goals - наметить цели;
List your alternative - перечислить альтернативы;
View the consequences - рассмотреть последствия;
Evaluate your results - оценить результаты.
Эффективность
Решение проблем - эффективный метод снижения тревожности, вызванной откладыванием и неспособностью реализовывать намерения. Полезно освободиться от ощущений беспомощности или гнева, связанных с застарелыми проблемами, варианты решения которых не удается найти. Метод решения проблем не рекомендуется для лечения фобий или хронической тревожности.
Время освоения методики
Техники решения проблем можно применять с самого первого дня их изучения. После нескольких недель практики следование этим пяти шагам становится чуть ли не автоматическим.
Инструкции
Шаг 1. Определите проблему
Первый шаг решения проблем - определение затруднительных ситуаций в вашей жизни. Обычно люди сталкиваются с проблемами в таких сферах, как финансы, работа, межличностные взаимоотношения и семейная жизнь. Контрольный список, приведенный ниже, поможет вам определить, в какой сфере вы действуете наименее эффективно и имеете больше всего сложностей. Именно на этой области вы и сосредоточитесь, развивая навыки решения проблем.
Рассмотрев каждую ситуацию, поставьте галочку в том столбце, который наиболее точно описывает, какое отношение имеет к вам данная проблема. Если вам сложно определить, насколько существенна для вас та или иная трудность, представьте себя в описываемой ситуации. Подключите воображение, постарайтесь увидеть, услышать и прочувствовать ситуацию так, чтобы она казалась реальной. Рассержены ли вы? Подавлены? Встревожены? Смущены? Подобные эмоции - сигнал тревоги. Если вы испытываете гнев, подавленность, тревожность или смущение, вероятно, ситуация, в которой
вы оказались, действительно является для вас проблемной - в чем-то ваш ответ на нее неэффективен. Поставьте галочку в соответствующем столбце:
Не препятствует - это ко мне не относится и меня не беспокоят. Слабо препятствует - несильно влияет на мою жизнь и отнимает немного энергии.
Умеренно препятствует - существенно влияет на мою жизнь.
Сильно препятствует - чрезвычайно мешает моей повседневной жизни и сильно влияет на самочувствие.
Контрольный список проблем
Препятствует | ||||
Нет | Слабо | Умеренно | Сильно | |
Здоровье | ||||
Проблемы со сном | ||||
Проблемы с весом | ||||
Ощущение физической усталости и переутомления | ||||
Проблемы с желудком | ||||
Хронические физиологические проблемы | ||||
Сложно вставать по утрам | ||||
Плохие рацион и режим питания | ||||
Финансы | ||||
Сложно сводить концы с концами | ||||
Не хватает денег для удовлетворения основных потребностей | ||||
Растущие долги | ||||
Неожиданные расходы | ||||
Недостаточно денег на хобби и отдых | ||||
Нет стабильного источника дохода | ||||
Слишком сильная финансовая зависимость | ||||
Условия проживания | ||||
Плохие соседи | ||||
Жилье находится слишком далеко от учебы или работы |
Препятствует | ||||
Нет | Слабо | Умеренно | Сильно | |
Жилье слишком маленькое | ||||
Неприятные условия для проживания | ||||
Требуется ремонт | ||||
Плохие отношения с домовладельцем | ||||
Работа | ||||
Однообразная и скучная работа | ||||
Плохие отношения с начальством | ||||
Большая загруженность и постоянное напряжение | ||||
Хочется иметь другую работу или развитие карьеры | ||||
Требуется дополнительное образование или больший опыт | ||||
Боязнь потерять работу | ||||
Не удалось наладить отношения с коллегами | ||||
Безработица | ||||
Непривлекательные условия труда | ||||
На работе все регламентировано | ||||
Психологическое состояние | ||||
Зависимость от какой-либо вредной привычки | ||||
Проблемы религиозного характера | ||||
Проблемы с властями | ||||
Слишком высокие цели и запросы | ||||
Навязчивое стремление к отдаленным или недостижимым целям | ||||
Отсутствие мотивации | ||||
Сильное чувство подавленности, возникающее время от времени | ||||
Нервничаете в определенные моменты | ||||
Ощущение недостижимости целей | ||||
Сильное раздражение | ||||
Тревожность |
Препятствует | ||||
Нет | Слабо | Умеренно | Сильно | |
Отдых | ||||
Не хватает радостей в жизни | ||||
Неспособность заниматься спортом и участвовать в спортивных играх | ||||
Слишком мало свободного времени | ||||
Не хватает времени на творчество и самовыражение | ||||
Мало возможностей наслаждаться природой | ||||
Желание путешествовать | ||||
Острая потребность в отпуске | ||||
Не получается найти себе интересные занятия | ||||
Межличностные взаимоотношения | ||||
Робость и застенчивость в общении с противоположным полом | ||||
Мало друзей | ||||
Недостаток общения с противоположным полом | ||||
Чувство одиночества | ||||
Не получается наладить отношения с некоторыми людьми | ||||
Неудавшаяся или угасающая любовная связь | ||||
Ощущение того, что на вас никто не обращает внимания | ||||
Уязвимость перед критикой | ||||
Желание более доверительного общения с людьми | ||||
Непонимание со стороны окружающих | ||||
Неумение поддержать разговор | ||||
Не получается найти хорошего друга | ||||
Семья | ||||
Ощущение отверженности в семье | ||||
Разногласия с членами семьи | ||||
Не удается наладить отношения с детьми или одним из них |
Препятствует | ||||
Нет | Слабо | Умеренно | Сильно | |
Болезненная ситуация в семье, которая рождает ощущение ловушки | ||||
Чувство нестабильности - боязнь потерять супруга или супругу | ||||
Неспособность быть открытым и честным с членами семьи | ||||
Желание иметь сексуальную связь на стороне | ||||
Конфликты с родителями | ||||
Не совпадают интересы с увлечениями спутника жизни | ||||
Вмешательство родственников | ||||
Брак рушится | ||||
Проблемы у детей в школе | ||||
Болеет кто-то из членов семьи | ||||
Чрезмерные разногласия в доме | ||||
Гнев, чувство обиды по отношению к супругу | ||||
Тревога за члена семьи |
Другое
Если в таблице не отражены какие-либо ситуации, которые серьезно осложняют вашу жизнь, запишите их самостоятельно и оцените.
Просмотрите заполненный «Контрольный список проблем» и определите категорию (сферу вашей жизни), которая рождает наибольшее число трудностей. Выберите из этой области одну ситуацию, которая является для вас умеренным или сильным препятствием.
На основе выбранной ситуации заполните бланк «Анализа проблем», приведенный ниже. Постарайтесь записать хотя бы одно слово в каждую строку. Если же вам не хватает места, чтобы изложить свои мысли, возьмите отдельный лист бумаги.
Описывая ситуацию в терминах «кто», «что», «где», «когда», «как» и «почему», вы получите более четкое представление о своей проблеме. Вы откроете для себя многие детали, о которых прежде не думали. Не жалейте времени. Нюансы ваших
поступков, чувств и желаний чрезвычайно важны, поскольку они дадут вам ключики к выработке верных решений.
Шаг 2. Наметьте цели
После завершения анализа проблемы переходите к постановке целей (одной или более) чтобы изменить ситуацию. Акцентируйте внимание на том, как вы реагируете на проблему - что делаете, чувствуете, чего хотите. Эти сведения полезны, в частности, для разработки особых целей.
Анализ проблемы |
Ситуация (из контрольного списка проблем или коротко сформулированная своими словами) |
Кто еще в нее вовлечен? |
Что происходит? (Что из сделанного или несделанного тревожит вас?). |
Где это происходит? |
Когда происходит? (В какое время дня? Как часто? Как долго это длится?) |
Как происходит? (По каким вероятным правилам? Какое при этом настроение?) |
Почему происходит? (Какими причинами бы и окружающие объясняете на этот момент существование проблемы?) |
Что вы делаете? (Как вы конкретно реагируете на проблемную ситуацию?). |
Как вы себя чувствуете? (Рассерженным? Подавленным? Смущенным?). |
Чего бы вы хотели? (Что именно вы желаете изменить?). |
Пример
Предлагаем вам анализ проблемы, который выполнила Джейн, мать непослушного двенадцатилетнего подростка.
Анализ проблемы |
Ситуация (из контрольного списка проблем или коротко сформулированная своими словами) Не могу поладить с ребенком. Кто еще в нее вовлечен? Двенадцатилетний сын, Джим. Что происходит? (Что из сделанного или несделанного тревожит вас?) Споры по поводу того, что он не хочет выполнять свои обязанности — выносить мусор, попивать сад, убирать со стола. Где это происходит? Долю, особенно е гостиной перед телевизором. Когда происходит? (В какое время дня? Как часто? Как долго это длится?) Днем и вечером, на протяжении порядка двух часов, почти каждый день. Как происходит? (По каким вероятным правилам? Какое при этом настроение?) Чем больше я напоминаю ему о его обязанностях, тем угрюмее он становится. Просто сидит, а я выхожу из себя. С недовольным видом выполняет свои обязанности после того, как я пригрожу ему выключить телевизор. Почему происходит? (Какими причинами вы и окружающие объясняете на этот момент существование проблемы?) У него сейчас такой период. Я ожидаю от него слишком многого. Его не волнует, что я чувствую. Что вы делаете? (Как вы конкретно реагируете на проблемную ситуацию?) Молча страдаю, затем напоминаю, затем ворчу, потом кричу и запугиваю. Как вы себя чувствуете? (Рассерженным? Подавленным? Смущенным?) Злюсь на Джима, думаю, что он обо мне нисколько не заботится, чувствую себя подавленной и расстроенной. Чего бы вы хотели? (Что именно вы желаете изменить?) Хочу, чтобы Джим слушался меня. |