Детство: взросление иприспособление
К тому времени, когда мальчику исполняется восемь или девять лет, в огромной степени возрастают его возможности налаживания отношений с миром как личности, имеющей свое мнение, интуицию и некоторые знания. Конфликты по поводу конкуренции, классический Эдипов комплекс (противопоставление отцу), наблюдение за отношениями родителей и составление мнений об этом, учеба в школе и соперничество с друзьями — все это приобретает большое значение.
Давайте начнем с его мнения о браке его родителей. Как правило, здесь присутствует история раздора между ними, которая проявляется либо в открытой враждебности и хлопанья дверью, либо в «разрядке», холодности и чрезмерной застенчивости. «Когда мне было около девяти лет, — рассказывал мне один пассивно-агрессивный пациент,— я спросил мою мать, верит ли она в Бога. Она сказала, чтобы я не задавал таких личных вопросов».
Среди родителей пассивно-агрессивных мужчин наблюдается исключительно высокий процент алкоголиков. Алкоголь способствует конфликтам. Бурная ссора — верный путь к отчуждению людей. Ребенок, захваченный в тиски эмоционального страха, — это бессильный наблюдатель ссоры своих родителей, либо жертва столкновения. Именно у родителей перенял пассивно-агрессивный мужчина опыт - ведения своих «холодных войн» и достижения сомнительного мира.
Находясь в жестоком конфликте со своей матерью, особенно если она обладала сильной волей и унижала отца, либо тот попросту исчезал из дома, пассивно-агрессивный мужчина рос, не зная, каким должен быть настоящий мужчина. Если мать унижала отца, значит, быть на него похожим означало быть жалким.
Вследствие этого происходит идентификация с матерью, которую он боялся и на которую обижался. Мысль встать на сторону матери в ее противостоянии с отцом вызывает слишком большое чувство вины. Чтобы победить в себе комплекс Эдипа, необходимо узурпировать положение своего отца, что в теории Фрейда является табу. Таким образом, пассивно-агрессивный мужчина колеблется между отождествлением со своим отцом — человеком, которого он не очень уважает, — и попыткой избежать его холодности, гнева или апатии.
Некоторые родители общаются друг с другом только через сыча, и их беседы сводятся к обмену мнениями по поводу его воспитания. Другие родители разговаривают в его присутствии так, будто он является неодушевленным предметом. Один пассивно-агрессивный мужчина сказал мне, что его мальчишеские годы прошли под знаком того, что отец «не замечал» его. Он мог сидеть в гостиной с родителями дольше положенного. Вместо того, чтобы обратиться прямо к нему, отец напоминал матери: «Скажи мальчику, чтобы шел спать». Рон сказал мне: «В этом было что-то от привидений... как будто я не существовал». Будучи ребенком, пассивно-агрессивный мужчина чувствовал, что о нем в его присутствии говорят больше, чем с ним.
Нежелание вступать в прямое соревнование с отцом и присутствие матери, игравшей с ним в маккиавелиевы игры, четко определили основу для проблем на работе у другого моего пациента. Билл — тридцативосьмилетний менеджер сети розничных магазинов, отклонил предложение о повышении по службе, которое требовало от него перемещения на пятьдесят миль от дома. Когда Билл отказался от этого места, то думал, что принял правильное для своей семьи решение, пока последствия его решения не обрушились на него. Чем больше он думал об отказе от этого продвижения по службе, тем больше эта мысль преследовала его. Он почувствовал себя сначала взбалмошным, потом дураком, потом потерпевшим крах. Ненавидя себя, он на шесть месяцев отключился от жизни. И тогда он пришел ко мне.
Билл, рассказывая о своих родителях, описал свою мать как женщину, которая вложила в него больше, чем могла выдержать, в надежде на его будущие грандиозные достижения («Она хотела стать Роуз Кеннеди, матерью Президента»). В то же время, отца она унижала, называя его «настоящим разочарованием», хотя тот, объективно говоря, был весьма преуспевающим человеком.
Один из примеров, которые привел Билл, может служить еще более четкой иллюстрацией тех многочисленных реальных жизненных соревнований и сравнений с отцом, которые мать устраивала ему, начиная с его семи-восьмилетнего возраста. Желая быть достойным оппонентом для нее, он участвовал в ее играх, но был слишком молод и слишком растерян, чтобы понять, почему плохо себя чувствует в такой ситуации. Ее не остановило то, что он взрослел. Она послала Биллу по почте тест на общую эрудицию, вырезанный из газеты. К тесту была приложена записка, в которой мать писала, что ожидала от него безусловно лучших результатов, чем у отца, который тоже участвовал в тестировании и чьи результаты она прилагала. Когда я спросил его, как он себя чувствовал по этому поводу. Билл ответил:
«...Я ненавидел эту ситуацию, когда меня ставили между ними. Со стороны матери было абсурдом посылать эту викторину, и когда я спросил, зачем она это сделала, она разыграла наивность, сказав, что думала, что мне это будет интересно, вот и все. А я знаю, что все это связано с ее потребностью сравнивать меня с моим отцом. Но меня удивило то, что как бы я ни был раздражен, я был также слегка напуган высокими результатами моего отца».
Сначала Билл решил не говорить матери, что он не будет участвовать в тестировании (типичное для пассивной агрессии откладывание дел со дня на день). Но мать продолжала приставать к нему с вопросами в течение двух месяцев, пока он не сдался и не закончил тест с несколько более высокими, чем у отца, результатами.
Разрушенная собственными руками карьера и дымный след подавляемого честолюбия, который тянется за ним, — это отчасти, негативная ответная реакция Билла на чрезмерную гордость матери за него. Билл признался, что всегда считал ее ожидания слишком завышенными — они были порождены ее амбициозными желаниями, а не его интересами. Поскольку он считал, что никогда не сможет соответствовать тем стандартам, которые мать установила для него, не было смысла даже пытаться что-то делать в этом направлении. Отказ от продвижения по службе был еще одним способом не делать попыток, не соревноваться с «проигравшим» отцом, который никогда не соответствовал ожиданиям.
Биллу нужно решить две проблемы: 1) выпустить на волю свое стремление к соперничеству, а не держать его в себе; 2) противостоять своей матери, когда она в будущем будет выражать свои провокационные просьбы. Надежда для него заключается в этих решениях. Только реально вступив в соревнование, пассивно-агрессивный мужчина может преодолеть свой страх перед этим соревнованием, т.е. страх победить или потерпеть поражение от других мужчин. Точно так нее, только добившись самостоятельности, он сможет научиться не соглашаться с зависимостью.
Герой книги «Мир по Гарпу» говорит о своем происхождении: «Мой отец был пропащий человек. С точки зрения моей матери, это должно было сделать его очень привлекательным. Никаких цепей...» Блестяще задуманная Джоном Ирвингом история о ролях в сексе, любви и верности, возможно, задела нервы некоторых пассивно-агрессивных мужчин типа Билла, родители которых относились друг к другу так, будто их ничто не связывает.
Развитие отношений между родителями может быть самым разным, но история Билла в основном отражает типичную картину первых лет жизни многих пассивно-агрессивных мужчин: сплошная путаница в понятиях, растерянность. Отец в сознании этих маленьких мальчиков как бы и не существует. Это может означать, что в мальчике отец вызывает страх и становится для него недосягаемым, или неспособным и не соответствующим требованиям, или он слишком часто отсутствует, что лишает ребенка общества мужчины как примера для подражания.
Напротив, образ матери значительно возрастает и становится определенной моделью для последующих любовных отношений. В будущем пассивно-агрессивный мужчина влюбляется в женщин привлекательных, но опасных и деспотичных. Ему знаком такой «тип». Насколько его привлекают такие женщины, настолько они играют на его страхе к близости. Он пытается справиться со страхом, например, упорными попытками добиться независимости или включением «холодного душа» в неподходящие моменты.
Установление эмоциональной дистанции может распространяться и на родственников, поскольку братья и сестры являются источником зависти и конкуренции для пассивно-агрессивного мужчины даже в зрелом возрасте. Будучи неуверенным, в чувствах родителей к себе, он чувствителен к любому изменению, происходящему с появлением новорожденного. Пассивно-агрессивный мужчина считает, что родители были непоследовательны в своей любви к нему. Соперник, особенно маленький, хорошенький, беспомощный являл собой слишком серьезную проблему для него.
Большинство детей обоего пола плохо переносят вторжение другого объекта любви и протестуют по-своему — используя преимущества больших над маленькими, силы над бессилием. Конечно, в основном младший ребенок также может обижаться на силу, возможности и привилегии, которыми обладает старший.
Проблема состоит не в том, что пассивно-агрессивный мужчина обижается на своих братьев или сестер, что вполне естественно, а в том что, скорее всего, родители не позволили ему проявить свою ревность или гнев. Родительские предупреждения типа: «Мы растили тебя не для того, чтобы ты стал жадным эгоистом. Отдай половину этого печенья твоему брату!» — могут подтолкнуть мальчика к пассивной агрессии. Он может позволить себе резкие выходки и сломать игрушку, даже свою собственную, а обвинить в этом кого-то из родственников, лишь бы тому «досталось». Или же он станет абсолютно двуличным — перед родителями демонстративно показывая, какой он «милый» по отношению к брату или сестре, но мысленно мучая его (ее), когда родителей нет в комнате. Постепенно эти черты характера становятся жизненным кредо.
Пассивно-агрессивный мужчина в детские годы, когда он не мог, открыто выражать свой гнев, применял множество других способов проявить свою враждебность. Он мог быть очень вредным, хныкать и причинять беспокойство, в то же время, надеясь избежать наказания. Интересно, что наиболее распространенные причины, по которым родители приводят своих пассивно-агрессивных детей к врачу, это такие симптомы, как плохое настроение, упрямство, плохая успеваемость, проблемы с мочевым пузырем и кишечником, плохой аппетит, чрезмерная сонливость, отказ разговаривать, конфликтность, причем нередко местом действия является школа.
Столкнувшись уже с проблемой взаимоотношений с авторитарной личностью дома, пассивно-агрессивный ребенок должен еще справиться и со второй властной фигурой — учителем в школе. По достижении ребенком школьного возраста общество уже имеет определенные ожидания по отношению к нему и ему приходиться подтверждать их по-своему. Некоторые пассивно-агрессивные мальчики блестяще учатся в школе — это место, где они встречают понимание и признание своим достижениям. Другие же вооружены и готовы к отпору, прибегая к правдоподобным, но выдуманным причинам, из-за которых они не сделали домашнюю работу или не представили специальный проект. («Электричество отключилось, и нам пришлось сидеть в темноте...»; «Нам пришлось везти мою сестру в больницу...»)
Он хочет быть популярным и добиться уважения других ребят, но чаще всего, пассивно-агрессивный мальчик добивается обратного результата, неумело «развлекая» класс, а на самом деле раздражая всех. Он будет задавать учителю бессмысленные вопросы или отвечать нагло и развязно; слишком часто выходить в туалет; не выполнять домашнее задание или представлять неряшливо выполненные работы. Плохая учеба и дурное поведение, в конце концов, отражаются на его самоуважении, и он попадает в заколдованный круг. Подобная неуспеваемость в школе позднее выливается в трудности на службе, хотя многие мужчины с возрастом справляются с этим.