Первые ключи к разгадке: раннее детство и пассивная агрессия
Одна из основных проблем для женщины, имеющей отношения с пассивно-агрессивным мужчиной, это его противоречивость. Он самонадеян и заставляет Вас поверить в то, что Вы ничего из себя не представляете, и вместе с тем он напуган, нуждается в Вас и заявляет, что Вы — его спасательная шлюпка. Общаясь с ним, Вам следует быть очень осторожной и осмотрительной. Что все это значит? В частности, его проблема зависимости (для пассивно-агрессивного мужчины это настолько серьезный вопрос, что я рассмотрю его подробнее в следующей главе).
С чего она начинается? Ребенок с рождения полностью зависит от своих родителей и в той или иной степени будет зависеть до тех пор, пока не уйдет из их дома в самостоятельную жизнь. И даже много времени спустя после того, как потребность в зависимости исчезает, проблемы могут остаться. Они происходят от ранее испытанного чувства потери, которое иногда чувствуется так остро, что сказывается на всем, что делает пассивно-агрессивный мужчина.
Многие пассивно-агрессивные мужчины вспоминают о детстве, как о времени изоляции и несоответствия (именно те качества, которые преследуют его сегодня). Даже когда его родители не могли сделать для него что-то, они никогда и не беспокоились по поводу того, что од хотел. И это продолжает волновать его. Поскольку он подсознательно ожидает, что другие люди будут относиться к нему так же, как его родители, вполне вероятно, что он будет находить депривацию там, где ее нет. Разочарования подтверждают его точку зрения: ему всего недостаточно и любая оплошность с Вашей стороны вызывает обвинения типа: «Ты никогда ничего не делаешь для меня... никто ничего для меня не делает!»
Он даже может создавать ситуации, которые вызывают у других желание лишать его чего-то или отвергать его, что лишний раз доказывает, что от других нет отдачи. Мы называем это «самоудовлетворяющим пророчеством». Именно так со временем вырабатываются модели поведения, которые становятся второй натурой. Тем не менее, чтобы компенсировать это чувство Депривации, пассивно-агрессивный мужчина считает также, что он имеет право на особое отношение, т.е. его былые раны как бы оправдывают его теперешний эгоизм по отношению к Вам.
Жизненные истории пассивно-агрессивных мужчин содержат много примеров их непослушания еще в раннем возрасте. У родителей есть совершенно ясные представления о том, как должен вести себя ребенок, и они стараются заставить дитя подчиниться, используя для этого тактику кнута и пряника. Пассивно-агрессивный мужчина в ранние годы чувствовал, что родители требуют от него слишком многого и считал их либо слишком деспотичными, либо слишком скорыми на наказание.
Когда Вы ребенок, вся власть у родителей. Для пассивно-агрессивного мужчины это невыносимое бремя. Подчиниться («Будь хорошим мальчиком и...») — это доказать свою слабость. Отказываясь обращать внимание на желания родителей, многие пассивно-агрессивные мужчины закладывают основу своей модели противоречия, особенно перед авторитетным лицом. Развиваются и другие черты характер (такие, как упрямство), которые проходят проверку временем на эффективность. Эти черты предваряют другие, более сложные комплексы, как сознательные, так и бессознательные, которые пассивно-агрессивные мужчины переносят практически на все взаимоотношения, — это замкнутость, деспотичность, страсть к манипуляциям и саморазрушению.
По мере того, как ребенок растет и крепнет физически и умственно, он изменяется. Он уже может легко и без опаски самостоятельно передвигаться, ощущая себя властелином Вселенной. Передвигаясь без посторонней помощи, он начинает изучать возможности своего тела удовлетворить свою любознательность. По мере того, как мир раскрывается перед ним, растут его возможности, но вместе с тем появляются и опасности.
Эту фазу развития ребенка сопровождает сильный эмоциональный стресс — отделение (индивидуализация). Это случается тогда, когда ребенок начинает ощущать некоторую отделенность от матери. Будучи неуверенным, в себе, он колеблется между естественной склонностью к независимости и потребностью в постоянной защите со стороны родителей. Ребенок может какой-то короткий промежуток времени бродить поблизости, но обязательно проверит, там ли находится его мать, где он ее оставил. Несмотря на желание свободы, он нуждается в поддержке близкого человека.
Тревога разлуки охватывает и родителей: они беспокоятся за сына, который взрослеет без них, и постоянно терзаются вопросом, сколько же свободы дать ему, каким образом определить ее пределы, как контролировать. Если он получит ее слишком мало, то может никогда не выработать важнейших навыков, необходимых во взрослой жизни. Пассивно-агрессивный мужчина со своими нерешенными конфликтами и страхами, ассоциирующимися с зависимостью, находится где-то посредине между двумя крайними отношениями к свободе.
Десятилетия спустя эти страхи нередко дают себя знать, большинство мужчин, как один из моих пациентов по имени Дэн, могут указать на выработанные в детстве модели поведения, влияющие на их поведение сегодня. Дэн — преуспевающий сотрудник финансовой службы в крупном рекламном агентстве, правая рука начальника. Однако он не способен иметь доверительные отношения с женщинами, даже с Арлен, с которой живет. В выражениях любви или близости, да и многих других его чувств, он склоняется к обману, который «заложен внутри него».
Один эпизод из его детства объясняет, почему так происходит. Мать Дэна пришпиливала булавками его одеяло к матрацу, чтобы он не упал с кровати. В коконе из стеганого одеяла он ощущал себя туго запеленутым младенцем. Это продолжалось до тех пор, пока ему не исполнилось пять лет, те, значительно дольше необходимого. Этот образ однажды всплыл в памяти Дэна, и вызвал в нем внутреннюю дрожь и панику.
Это весьма показательный случай. Хотя он и не дает полного ответа, почему Дэн именно так относится к женщинам, но все же подсказывает основу проблемы, с которой Дэн борется в настоящее время: Дэн рассматривает брак — и даже близость с женщиной — как окончательный захват в плен. Не трудно догадаться почему.
Свою лепту в проблемы Дэна внес и отец. Этот человек в воспитании сына занял роль стороннего наблюдателя, полагая, что маленькие мальчики нуждаются в матери, а когда они растут и превращаются в мужчину — в отце. К сожалению, когда Дэну исполнилось двенадцать или тринадцать лет, между ним и его отцом установились отношения, далеко не близкие. Оба они всегда чувствовали себя неуютно в присутствии друга или были раздражены неизвестно чем, скрывая при этом настоящую любовь, которую чувствовали друг к другу. Отец и сын не сумели стать близкими людьми.
Так пережитое в детстве отразилось на отношениях Дэна с женщинами: ситуации, которые предполагают слишком большую близость, заставляют его чувствовать себя в опасности, или, выражаясь точнее, «пристегнутым». Дэн так и сказал: «Моя мать оставила на мне четкие отпечатки своих пальцев. Я знаю, что не все женщины похожи на нее, но, по-видимому, это не имеет значения. Я боюсь потерять себя с женщиной».
Не каждый пассивно-агрессивный мужчина переживает такие яркие драматические эпизоды, как Дэн. Но всех этих мужчин объединяет то, что, будучи мальчиками, они испытывали чувство неуверенности, когда матери не было рядом, а в зрелом возрасте они стыдятся своего желания быть независимыми. Несмотря на свою успешную карьеру, Дэн глубоко внутри мучается серьезными сомнениями по поводу своей способности самостоятельно существовать в этом мире. В нем все еще звучит голос матери, напоминающей об опасностях, которые могут угрожать ему, если она не будет его контролировать. А, кроме того, есть еще отец — послушный шофер, безропотно сидящий на заднем сиденье, когда мать ведет машину. Его девиз гласит «мир любой ценой».
Что же происходит? Пассивно-агрессивный типа Дэна может разорвать отношения, когда считает, что эти отношения «заманивают его в ловушку» и подавляют, и пуститься в плаванье один, чтобы встречаться с другими женщинами, а потом расстаться и с ними. Пресыщенный этой свободой, он уже был бы рад вернуться к безопасности своего первоначального состояния «плена», несмотря на всю его зависимость. Хотя он назовет это по-другому. Скорее всего, он скажет что-нибудь типа: «Мне не удается «добыть новую женщину» последнее время»; «Зачем начинать сначала, когда все женщины в основном одинаковы?»; «Совершенных людей нет, так что я не думаю, что иду на компромисс со своей совестью, возвращаясь к Бренде». Дэн будто бы проверяет сам себя, насколько далеко он может зайти, и лишь обнаруживает, что не очень далеко.
Часто его терзают противоречивые чувства к матери: как бы сильно сын ни любил мать, он ее боится, а также боится любую женщину, которая ее напоминает. А напоминают ее все женщины. Пассивно-агрессивные мужчины склонны вновь и вновь создавать неудовлетворительные отношения, может быть, потому, что они привыкли к ним, даже если это ужасная привычка. И часто Вы оказываетесь вынужденной участницей реставрации его прошлого.
Допустим, матери нужно было знать о каждом его шаге. Это эмоциональный факт, к которому он также привязан. Теперь он с Вами и считает, что и Вы тоже следите за ним, онбудет искажать факты, лишь бы доказать, что он прав. Каким образом? Прежде всего, своим поведением. Сообщив, что сможет встретиться с Вами в пятницу вечером, он просит Вас «освободиться и ждать». Прождав его до десяти часов вечера, Вы оставляете сообщение на его автоответчике. Он перезванивает Вам в одиннадцать, раздраженный тем, что Вы звонили четыре раза, чтобы узнать, где он. Так он подтверждает свою правоту: Вы хотите сделать его своей собственностью.
Какая-то часть его души бережно хранит в памяти заботу и внимание матери, и, возможно, он еще тоскует по этому, но теперь, став взрослым, он должен контролировать силу власти над ним женщины. Он будет использовать весь свой шарм, свои душераздирающие истории, сдерживаемый гнев и пустые обещания, чтобы Вы добивались его одобрения, любви и благосклонности. Его игра в зависимость и власть, зиждется на шаткой эмоциональной основе, но с течением времени становится неотделимой от него.