До 8 лет – уменьшается до 6 см.
При трактовке полученного результата следует помнить, что индекс зависит от упитанности ребёнка (три первых показателя) и его роста (последний показатель). Таким образом, уменьшение индекса может быть как при гипотрофии, истощении, так и при значительном увеличении длины тела. А увеличение индекса Чулицкой возникает в случае паратрофии, ожирения или значительной задержки роста.
Индекс Эрисмана рассчитывается по формуле (до 15 лет):
Окружность груди – ½ длины тела.
Нормативные показатели:
грудной возраст – 13,5-10 см,
2-3 года – 9-6 см,
6-7 лет – 4-2 см,
7-8 лет – 0 см,
До 15 лет – 1-3 см.
Главным показательным фактором индекса Эрисмана у ребёнка (особенно до 6-8 лет) является положительная цифра. Если полученный результат меньше нормы, а тем более – отрицательный, то это является признаком значительного уменьшения объёма груди или увеличения длины тела. В случае чрезмерного увеличения показателя возникает мысль о патологически широкой грудной клетке и малой длине тела.
Для более точной оценки всех показателей физического развития ребёнка (I) и выяснения пропорциональности антропометрических данных (II) в последние годы широкое применение нашли центильные таблицы.
6 колонок (=коридоров) центильных таблиц указывают на величину параметров физического развития у определённого процента детей из общего количества детей, которое в каждом возрасте = 100%. Все дети разделены на 6 групп, что соответствует 6 колонкам:
I колонка – 3-й центиль, т.е. у 3% детей из общего количества детей каждого возраста имеются такие показатели физического развития, которые указаны в I колонке таблицы, а также даже меньше этих параметров;
II колонка – 10-й центиль, т.е. показатели физического развития, которые не превышают цифр, указанных в колонке, имеют все 10% от общей суммы детей, включая 3% из первой колонки;
но на самом деле точные показатели физического развития между I и II колонками имеют 7% детей(10% - 3%);
III колонка – 25-й центиль; точные показатели между II и III колонками встречаются у 15% детей (25% III коридора – 10% II коридора);
IV колонка– 75-й центиль; показатель от III и IV колонки имеют 50% детей (75%-25%);
V колонка– 90-й центиль; параметры физического развития от IV до V колонки имеются у 15% детей (90%-75%);
VI колонка – 97-й центиль; показатель этого коридора (от V до VI колонки) отмечается у 7% детей (97%-90%);
у 3% детей имеются параметры физического развития выше показателей VI коридора (от общей суммы 100%-97%).
Вместе: 3%+7%+15%+50%+15%+7%+3%=100%.
Для выяснения состояния физического развития ребёнка и степени отклонения его как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения, а также пропорциональности показателей нужно установить пол и возраст ребёнка и разместить полученные после его измерения антропометрические данные по соответствующим коридорам центильных таблиц.
Средними или условно нормативными размерами считаются значения, характерные для половины здоровых детей соответствующего пола и возраста. Т.е., если параметры физического развития ребёнка оказались в пределах от 3 до 4 коридоров центильных таблиц, то они указывают на среднее физическое развитие обследованного ребёнка и имеют место у 50% (75%-25%=50%) детей.
Ниже представлена заключительная трактовка физического развития ребёнка в зависимости от размещения антропометрических данных в других коридорах центильных таблиц.
Оценка состояния физического развития ребёнка по центильным таблицам
Показатель коридоров в таблице | Количество (%) детей с такими признаками | Состояние физического развития | Лечебная тактика |
1 и ниже | Область «очень низких величин» | Специальные консультации и обследование | |
1-2 | Область «низких величин» | Специальные консультации и обследование при наличии других отклонений | |
2-3 | Область величин «ниже средних» | - | |
3-4 | Область «средних величин» | - | |
4-5 | Область величин «выше средних» | - | |
5-6 | Область «высоких величин» | Обследование по показаниям | |
За пределами 6 коридора | Область «очень высоких величин» | Специальные консультации и обследование |
Основой начального решения при медицинском заключении относительно состояния физического развития ребёнка (среднего, высоких величин и т.п.) является показатель длины тела. Т.е. согласно колонке таблицы, в которой находится этот параметр.
Одновременно с помощью центильных таблиц выясняется гармоничность(=пропорциональность) физического развития ребёнка:
- если номера коридоров всех антропометрических данных одинаковы или разница между любыми двумя из них не более одной колонки, то физическое развитие ребёнка пропорциональное или гармоничное;
- если разница между номерами коридоров больше двух – развитие диспропорциональное или дисгармоничное;
- признаком резкого дисгармоничного (резкого диспропорционального) развития является отклонение номеров антропометрических данных на 3 и более колонок.
Биологическая акселерация
За последние столетия, а особенно во второй половине ХХ века, во многих странах планеты (больше высокоразвитых) отмечается ускоренный рост и созревание детей по сравнению с прежними временами, что является признаком биологической акселерации.
Со стороны физического развития это проявляется в первую очередь более быстрым увеличением длины тела ребёнка и впоследствии большим ростом взрослых лиц.
Биологическая акселерация проявляется и ускоренным увеличением массы тела:
- в настоящее время вес малыша по сравнению с массой тела новорожденного становится в 2 раза больше в 4-5,5 мес., в 3 раза – в 10-11 мес.; в то время, когда раньше это отмечалось соответственно в 5-6 мес. и 11-12 мес.;
- ещё одним очень познавательным примером биологической акселерации ребёнка является изменение показателя ежемесячного увеличения массы тела в первом полугодии жизни: в 60-х годах – по 600 г, в 70-х – по 700 г, сейчас – по 800 г.
Относительно окружностей головы и грудной клетки тоже имеются проявления акселерации – в начале истекшего столетия «перекрест» между ними отмечался в 9-10 месяцев, в настоящее время – в 4 месяца.
Ускоренное созревание костной ткани проявляется более ранним (на 3-4 месяца) зарастанием большого родничка, прорезыванием молочных зубов (на 1-1,5 месяца) и их сменой на постоянные зубы.
Кроме рассмотренного ускоренного роста, развития костной ткани, у детей отмечается раннее умственное, эндокринное, половое, эмоциональное созревание.
Процесс акселерации стал очень актуальной проблемой педиатров и не всегда является положительным фактором. В последние годы нередко отмечается диссонанс между временем созревания разных органов и систем – ускоренное развитие одних признаков сопровождается диспропорциональной незрелостью других. Это привело к омолаживанию и увеличению частоты заболеваний в юношеском возрасте.
Точный генетический фактор биологической акселерации не установлен.
Основные причины, действие которых часто объединяется, по мнению разных учёных следующие:
1) значительная миграция населения планеты и бракосочетания разных рас;
2) более рациональное питание;
3) часто перекармливание ребёнка, особенно белками и жирами, повышающими рост через эндокринную систему;
4) экологические факторы:
- влияние космической радиации;
- действие магнитного поля;
- повышенный радиационный фон;
- химические вещества;
5) влияние повышенной солнечной радиации, а также приём витамина D с целью профилактики и лечения рахита – это ускоряет процесс окостенения.