Деятельность непосредственно после смерти

Сразу после смерти, особенно если имела место кремация, человек в своем кама-манасическом теле так же осознает и отзывается на свое окружение, как было на физическом плане при жизни. У умерших разная степень осознания и отслеживания, также как и у тех, кто на физическом плане. Люди неодинаково пробуждены и по-разному осознают свое окружение или непосредственный опыт. Однако поскольку большинство людей более сознательны эмоционально, чем физически, и фокусированы в большей мере в своих астральных проводниках, человек хорошо знаком с этим состоянием сознания. Не забывайте, что план — это, в сущности, состояние сознания, а не место, как, похоже, думают многие эзотеристы. Он распознается благодаря фокусированной реакции самосознательного человека, который — постоянно осознавая себя — чувствителен к настроениям своего окружения и к своим желаниям или (если говорить о продвинутых людях, функционирующих на более высоких уровнях астрального плана) чувствителен к любви и устремлению; человек отягощен тем, что занимало его внимание и задействовало камический принцип во время его воплощенного существования. Надо ли снова напоминать, что теперь нет физического мозга, чтобы отзываться на толчки внутреннего человека, да и пола, в его физическом понимании, не существует? Было бы хорошо, если бы спиритуалисты помнили об этом и осознавали как глупость, так и невозможность тех духовных браков, которые проповедуют и практикуют некоторые школы мысли. Человек в своем астральном теле теперь свободен от чисто животных импульсов, нормальных и законных на физическом плане, но сейчас не имеющих смысла для него, находящегося в своем камическом теле.

Поэтому если взять среднего человека, то каковы его первые реакции и виды активности после возвращения его физического тела в универсальный резервуар субстанции? Перечислим некоторые из этих реакций:

1. Он сознательно осведомлен о себе. Под этим подразумевается ясность восприятия, неизвестная среднему человеку в физическом воплощении.

2. Времени (как последовательности событий, регистрируемых физическим мозгом) теперь не существует в нашем понимании, и — когда человек направляет внимание к своему четко обозначившемуся эмоциональному «я» — неизбежно имеет место момент прямого контакта с душой. Это объясняется тем, что даже у самого невежественного и неразвитого человека момент полного возвращения не остается незамеченным душой. Он оказывает определенное действие на душу подобно чему-то вроде длинного сильного рывка за веревку колокола, если позволительно столь простое сравнение. Краткий миг душа отзывается, и природа ее отклика такова, что человек, находясь в своем астральном теле или, вернее, кама-манасическом проводнике, видит опыт прошедшего воплощения как развернутую перед собой карту. Он ощущает себя вне времени.

3. Осмысливая этот опыт, человек выделяет три главных обусловливающих фактора жизни — которая прошла и в которой ключи к его будущему воплощению. Все остальное забывается; все меньшие переживания стираются из его памяти, не оставляя в сознании ничего, кроме того, что эзотерически называется «тремя семенами или зародышами будущего». Эти три семени специфически связаны с постоянными физическим и астральным атомами и образуют, таким образом, пятеричную силу, которая позднее создает необходимые формы. Надо сказать, что:

а. Семя Первое определяет природу физического окружения, в котором возвращающийся человек находит себя. Оно связано с качеством этого будущего окружения и обусловливает необходимое поле или зону контакта.

б. Семя Второе устанавливает качество эфирного тела как проводника, через который лучевые силы могут соприкасаться с плотным физическим телом. Оно определяет объем эфирной структуры или жизненной ткани, через которую циркулируют приходящие энергии, и связано преимущественно с тем из семи центров, который становится самым активным и живым в последующем воплощении.

в. Семя Третье дает ключ к астральному проводнику, в котором поляризован человек в следующем воплощении. Не забывайте, что я рассматриваю здесь среднего человека, а не продвинутое человеческое существо, ученика или посвященного. Это то семя, которое — привлекая определенные силы — снова сводит человека с теми, кого он ранее любил и с кем имел тесный контакт. Можно принять как факт, что групповая идея субъективно управляет всеми воплощениями и что перевоплощенный человек приходит в воплощение не только благодаря собственному желанию существовать на физическом плане, но и благодаря групповому импульсу и в соответствии с групповой, так же как и своей собственной, кармой. Этот пункт надо особо подчеркнуть. Как только это будет по-настоящему понято и осознано, исчезнет страх, порождаемый мыслью о смерти. Знакомый и любимый все равно остается знакомым и любимым по причине наличествовавшей в течение многих воплощений тесной связи, и — как гласит «Древний Комментарий»:

«Эти семена определяющего осознания уникальны не только для меня и тебя, но и для группы; в группе они связывают одного с другим во времени и пространстве. Только в низших трех по-настоящему существуют те, кто связан друг с другом. Когда душа узнает душу в месте встречи по зову Учителя эти семена исчезают».

Поэтому очевидна необходимость учить детей осознавать и набирать опыт, так как последний, будучи усвоен, сильно облегчает этот третий вид активности на астральном плане после смерти.

4. Завершив это «воссоздание опыта», человек ищет и автоматически находит тех, на которых влияние третьего семени указывает как на постоянных участников того группового опыта, элементом которого он сознательно или бессознательно является. Как только связь снова установлена (если те, кого он искал, еще находятся в своих физических телах), человек действует так, как он и действовал бы на земле в компании своих близких согласно своему темпераменту и точке эволюции. Если те, кто ему ближе всего и кого он горячо любит или ненавидит, еще пребывают в физическом воплощении, он их находит и — как он и делал на земле — пребывает с ними по соседству, сознавая их деятельность, хотя (если они невысоко развиты) они о нем не имеют представления. Я не вправе сообщать подробности о взаимосвязях или способах и методах контакта. Каждый человек индивидуален; каждый темперамент уникален. Я лишь пытаюсь прояснить некоторые базовые этапы поведения человека перед актом или актами устранения.

Эти четыре вида активности занимают разные периоды времени — с точки зрения «тех, кто живет внизу», хотя нет времени для человека на астральном плане. Постепенно соблазн и чары (низкого или высокого порядка) стираются, и человек вступает в стадию, когда он знает — поскольку ум теперь более включающий и доминирующий, — что он готов ко второй смерти, к полному устранению камического тела или кама-манасического проводника.

Помните, что сразу после возвращения обоих аспектов физического тела внутренний человек, как я сообщал ранее, становится полностью сознательным. Физического мозга и водоворота эфирных сил (в основном дезорганизованных у большинства людей) больше нет. Имеются два фактора, из-за которых учащиеся полагают, что переживанием человека — за исключением очень продвинутых людей, учеников и посвященных — на внутренних планах трех миров является чувство неопределенности, полубессознательности, либо перед ним прокручивается его жизнь. Но дело обстоит не так. Человек на внутренних планах не только так же осознает себя, как индивидуум — с собственными планами, жизнью и делами, — которым он был на физическом плане, но сознает и состояния сознания окружающих. Он может быть очарован астральным существованием или принимать телепатические впечатления с различными мысленными токами, эманирующими с ментального плана, но он осознает себя и свой ум (или объем наработанной манасической жизни) гораздо сильнее, чем когда ему приходилось работать через посредство физического мозга, когда фокус его сознания, как стремящегося, был закреплен в уме. Его переживания гораздо богаче и полнее, чем это когда-либо было в воплощении. Если вы поразмыслите над этим, то поймете, что так и должно быть.

Поэтому следует признать, что Искусство Устранения более эффективно, чем возвращение физического проводника. Надо учитывать и другое. На внутренней стороне люди знают что Закон Возрождения управляет процессом накопления опыта существования на физическом плане; они перед устранением камического, кама-манасического или манасического тел понимают, что находятся всего лишь в промежуточной стадии между воплощениями. Далее им предстоит совершить два важных действия:

1. Пережить момент (долгий или короткий в зависимости от достигнутой точки эволюции) контакта с душой или солнечным ангелом.

2. После этого контакта имеет место сравнительно сильная переориентация на земную жизнь, ведущая к так называемому «процессу нисхождения и призыва», когда человек:

а. Снова подготавливается к физическому воплощению.

б. Издает собственную истинную ноту, направляя ее в субстанцию трех миров.

в. Оживляет постоянные атомы, образующие треугольник сил внутри каузального тела.

г. Собирает необходимую субстанцию и формирует свои будущие тела проявления.

д. Окрашивает их качествами и характеристиками, уже наработанными в жизненном процессе.

е. На эфирном плане так распределяет субстанцию своего жизненного тела, что семь центров выявляются и могут стать приемниками внутренних сил.

ж. Сознательно выбирает тех, кто обеспечит ему требующуюся плотную физическую среду, после чего ожидает момента воплощения. Изучающим эзотеризм надо помнить о том, что родители всего лишь наделяют плотным физическим телом. Они не дают ничего, кроме тела конкретного качества и природы — необходимого проводника контакта с окружением, требующимся для воплощенной души. Они могут также обеспечить какие-то групповые связи, если опыт души продолжителен и установились истинные групповые отношения.

Эти два критических действия сознательно исполняются развоплощенным человеком, и он знает, что делает в границах, установленных его точкой эволюции.

ПЕРЕЖИВАНИЕ ДЭВАЧАНА

Мне бы хотелось также отметить, что сознательное осуществление искусства устранения и осведомленность о его процессе и цели обусловлены в действительности состоянием сознания, которое ортодоксальными теософами именуется дэвачаном. Имели место крупные недоразумения по поводу этого переживания. Общая идея была такова, что после процесса избавления от астрального и ментального тел человек вступает в некое сонное состояние, когда он вновь переживает и просматривает прошедшие события в свете будущего и имеет место что-то вроде периода отдыха, процесса усвоения для подготовки к новому рождению. Эта ошибочная идея возникла из-за того, что концепция времени все еще управляет теософскими интерпретациями истины. Если же осознать, что времени нет, кроме как на физическом плане, то вся концепция дэвачана проясняется. Начиная с момента полного отделения от плотного и эфирного тел и в процессе устранения человек осведомлен о прошлом и настоящем; когда устранение завершается контактом с душой и манасический проводник в процессе разрушения, он немедленно становится осведомленным о будущем, ибо предсказания — это прерогатива сознания души и человек на время получает эту способность. Поэтому прошлое, настоящее и будущее видятся в единстве; осознание Вечного Настоящего нарабатывается постепенно от воплощения к воплощению в последовательном процессе возрождения. Оно образует состояние сознания (характерное для нормального состояния продвинутого человека), которое можно назвать дэвачаническим.

В мои намерения не входит уточнять технику процесса устранения. Человечество находится на таких разных стадиях — промежуточных между тремя перечисленными, — что невозможно быть конкретным или точным. Стирание понять сравнительно просто; камическое тело умирает, поскольку при отсутствии пробуждающего желание зова физической субстанции нечем кормить этот проводник. Астральное тело появляется благодаря взаимодействию между физическим планом, не являющимся принципом, и принципом желания; в процессе возрождения этот последний используется динамическим намерением души в ментальном проводнике, издающей обратный зов, после чего материя отвечает на зов воплощающегося человека. Камический человек после долгого процесса стирания остается в своем зародышевом ментальном проводнике; этот период полументальной жизни чрезвычайно короткий и заканчивается, когда душа внезапно «направляет свой взгляд на ожидающего» и благодаря своему целенаправленному могуществу мгновенно переориентирует индивидуального камического человека на нисходящую стезю возрождения. Кама-манасический человек практикует процесс удаления и отзывается на «притяжение» быстро развивающегося ментального тела. Удаление проходит все быстрее и динамичнее, и в конце концов испытуемый — под влиянием неуклонно возрастающего контакта с душой — сбрасывает кама-манасическое тело в целом актом ментальной воли, инициированной душой. Вы заметите, что «дэвачанический» опыт по необходимости короче у этого большинства, чем у камического меньшинства, поскольку дэвачаническая техника просмотра и осознания впечатлений постепенно начинает контролировать человека на физическом плане, так что он понимает их значение и постоянно обучается, накапливая в воплощении опыт. Вы поймете также, что непрерывность сознания медленно развивается и осведомленность внутреннего человека начинает демонстрироваться на физическом плане сначала посредством физического мозга, а потом и независимо от этой материальной структуры. Здесь намек на предмет, который получит большое внимание в течение следующих двухсот лет.

Манасический человек, интегрированная личность, действует, как мы видели, двумя путями, которые по необходимости зависят от достигнутой интеграции. Интеграция бывает двух видов:

1. Таковая интегрированной личности, фокусированной в уме и неуклонной усиливающей свою связь с душой.

2. Таковая ученика, чья интегрированная личность теперь быстро интегрируется в душу, абсорбируется ею.

На данной стадии развития ума и постоянного умственного контроля (благодаря тому, что человеческое сознание теперь конкретно фокусировано и постоянно центрировано в ментальном проводнике) предыдущие процессы разрушения астрального тела через стирание и «динамическое отвержение» проходят еще в физическом воплощении. Воплощенный человек отказывается управляться желанием; то, что остается от иллюзорного астрального тела, теперь управляется умом, а позывы к удовлетворению желаний полностью сознательно отвергаются вследствие либо эгоистических амбиций и ментальных намерений интегрированной личности, либо вдохновенного намерения души, подчиняющей ум своим целям. Когда достигнута такая точка эволюции, человек может рассеять последние остатки желаний посредством просветления. На ранних стадиях чисто манасической или ментальной жизни это достигается благодаря просветлению, которое приносит знание, и задействует главным образом врожденный свет ментальной субстанции. Позднее, когда душа и ум входят в тесную связь, свет души ускоряет и дополняет этот процесс. Ученик теперь использует более оккультные методы, однако о них я не вправе здесь распространяться. Разрушение ментального тела осуществляется уже не разрушительным могуществом самого света, но ускоряется определенными звуками, исходящими с плана духовной воли; ученик их распознает, и их разрешает ему использовать в конкретных словоформах кто-либо из старших посвященных Ашрама или Сам Учитель при завершении цикла воплощений.

ДЕСЯТЫЙ ЗАКОН ЦЕЛИТЕЛЬСТВА

Теперь я бы хотел сформулировать некоторые постулаты, которые нам понадобятся при изучении Части Третьей, посвященной Фундаментальным Законам Целительства. Эти Законы и Правила я уже изложил, теперь пора их объяснить.

Мы в какой-то мере изучили процессы, протекающие, когда жизненный принцип удаляется сам или извлекается из тела. Это разные процессы, зависящие от эволюционного развития. Мы разобрали удаление жизненного принципа плюс сознания из тонких тел в трех мирах и больше не будем иметь дела со средним или неразвитым человеком. Мы займемся сознательной активностью души в отношении своего формального аспекта.

У неразвитого или среднего человека душа играет очень маленькую роль в процессе смерти; фактически она только выказывает решимость закончить цикл воплощенной жизни перед следующим возвращением на физический план. «Семена смерти» присущи природе формы и проявляются как болезни или дряхлость (если использовать последнее слово в его техническом, а не возрастном смысле), душа же преследует собственные интересы на собственном плане до того момента, когда в ходе эволюционного процесса интеграция или тесная связь между душой и формой становится настолько реальной, что душа глубоко отождествляется со своим проявленным выражением. Надо сказать, что по достижении этой стадии душа впервые по-настоящему воплощается; она целиком «нисходит в проявление», и вся природа души в него вовлекается. Это редко осознается.

В ранних жизнях и в большинстве циклов жизненного опыта душа почти не соприкасается с тем, что происходит. Освобождение субстанции, из которой сделаны все формы, проходит естественно, и «карма материи» является инициирующей управляющей силой; ей приходит на смену карма, рождаемая соединением души с формой, хотя (на ранних стадиях) душа несет очень малую ответственность. То, что происходит внутри троичной душевной оболочки, есть необходимый результат тенденций, свойственных самой субстанции. Однако со временем по мере того, как воплощение сменяется воплощением, под влиянием душевного качества постепенно появляется совесть и — через посредство совести как агента чувства различения, развивающегося с усилением контроля ума — в конце концов пробуждается сознание. Пробужденное сознание сначала демонстрируется как чувство ответственности; именно оно способствует возрастающему отождествлению души со своим проводником, низшим троичным человеком. Тела все больше очищаются; семена смерти и болезней теряют свою силу; чувствительность к внутренним душевным импульсам возрастает, и наконец приходит время, когда посвященный ученик умирает по решению своей духовно воли согласно групповой национальной или планетарной карме.

Болезни и смерть, это, в сущности, состояния, свойственные субстанции; пока человек отождествляет себя с аспектом формы, он обусловливается Законом Рассеяния. Этот закон является фундаментальным естественным законом, управляющим формальной жизнью во всех царствах природы. Когда ученик или посвященный отождествляет себя с душой и посредством жизненного принципа выстраивается антахкарана, ученик выходит из-под контроля этого универсального естественного закона и по желанию использует, либо отвергает свое тело — по требованию духовной воли или распознавая нужды Иерархии или цели Шамбалы.

Сформулируем новый закон, который приходит на смену Закону Смерти и имеет отношение лишь к тем, кто находится на последних стадиях Пути Ученичества и стадиях Пути Посвящения.

Закон Х

Прислушайся, о Чела, к призыву, что исходит от Сына к Матери, и подчинись. Звучит Слово: «Форма послужила своей цели». Организуется принцип ума (пятый принцип, А.А.Б.) и повторяет Слово. Внимающая форма отзывается и отпадает. Душа остается свободной.

Отзовись, о Поднимающийся, на призыв, что входит в число обязывающих; распознай зов, исходящий из Ашрама или Совещательной Палаты, где ожидает Сам Господь Жизни. Издается Звук. Душа и форма вместе должны отвергнуть жизненный принцип, чтобы Монада освободилась. Душа откликается. Затем форма разрывает связь. Жизнь теперь освобождается, приобретая качество сознательного знания и плоды всякого опыта. Они — соединенные дары души и формы.

Я хотел бы, чтобы вы усвоили разницу между болезнями и смертью, переживаемыми средним человеком, и некоторыми соответствующими процессами сознательного растворения, практикуемыми продвинутыми учениками или посвященными. Эти процессы включают постепенно развивающуюся технику, исполняя которую (на ранних стадиях) ученик еще является жертвой болезнетворных тенденций своей формы, как и всех форм природы. Эти тенденции приводят в конечном счете к смерти, начиная от мирной закономерной кончины после нетяжелой болезни и кончая смертью в результате волевого акта — причем ее время и способ определяются душой и сознательно регистрируются мозгом. Боль остается в обоих случаях, однако на Пути Посвящения боль в основном отвергается, не потому, что посвященный старается избежать боли, но потому, что исчезает чувствительность формы к нежелательным контактам, а с ней исчезает и боль. Боль это страж формы и охранитель субстанции. Она предупреждает об опасности, она свидетельствует об определенных стадиях эволюционного процесса, она связана с принципом, по которому душа отождествляется с субстанцией. Когда такое отождествление прекращается, боль, болезнь, а также смерть теряют свою власть над учеником; душа не подчиняется их претензиям, и человек освобождается, потому что болезнь и смерть — это качества, присущие форме, и подвержены превратностям формальной жизни.

Смерть является для человека точно тем же, чем является освобождение атома для атома,- это продемонстрировало великое научное открытие освобождения атомной энергии. Атомное ядро расщепляется надвое. (Научно некорректное выражение.) Данное событие в жизненном опыте атома высвобождает яркий свет и колоссальную мощь; на астральном плане феномен смерти оказывает примерно тот же эффект и схож с феноменом освобождения атомной энергии. Любая смерть во всех царствах природы производит аналогичное действие. Она разваливает, разрушает субстанциальную форму и так служит конструктивной цели; ее результат преимущественно астральный или психический, способствующий рассеянию обволакивающих чар. Массовое сокрушение форм во время нескольких лет войны вызвало феноменальные изменения на астральном плане и уничтожило огромное количество мировых чар, и это очень, очень хорошо. Такие события снижают противодействие притоку нового типа энергии, облегчают появление идей, воплощающих назревшее осознание; теперь выявятся новые концепции, и их появление в сфере человеческого мышления зависит от формирования новых «проходов или каналов для впечатлений», благодаря которым умы людей могут стать восприимчивыми к иерархическим планам и целям Шамбалы.

Но это попутная информация, показывающая некоторые связи между смертью и конструктивной деятельностью и большое значение смерти для процесса перестройки. Она доказывает, что великий Закон Смерти, управляющий субстанцией в трех мирах, является благоприятным корректирующим событием. Не вдаваясь в подробности, напомню, что Закон Смерти, обладающий таким могуществом в трех мирах человеческой эволюции, есть отражение космической цели, управляющей космическими эфирными планами нашей солнечной системы, космическим астральным планом и космическим ментальным планом. Смертоносная энергия являет собой выражение жизненного принципа большей ЖИЗНИ, которая объемлет все семь планетарных систем, выражающих Жизнь нашей солнечной системы. Однако пора оставить наши рассуждения и попытки понять и вернуться из области чистой абстракции к более практическим вопросам планетарного существования и законам, управляющим четвертым, человеческим царством природы.

Теперь мы в состоянии (после попытки с позиций универсального осмыслить частное, то есть идти по оккультной стезе) перейти к последней третьей части, относящейся к Основным Требованиям, и рассмотреть использование принципа смерти учеником или посвященным. То, как я себе представляю эту концепцию, изложено в главе под заголовком «Процессы Интеграции».

V. ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ

При обсуждении этого события, используемого сознательно функционирующей в трех мирах душой, мы считаем полезным остановиться на двух моментах:

Первый: Процессы, в ходе которых цикл воплощений приходит к концу благодаря полной интеграции души и личности. Обсудим три положения:

Значение интеграции.

Состояние ума души.

Устранение мыслеформы личности.

Второй: Результаты интеграции, определяющие:

Работу ученика в Ашраме Учителя.

Способ, которым освобожденный ученик может теперь создать тело для контактов с физическим планом и служения в трех мирах — уже не по Закону Необходимости, а по Закону Служения, как его понимают посвященные.

Вы уже поняли, что мы обсудили факт смерти применительно к физическому телу (это самое знакомое событие), а также к астральной и ментальной оболочкам: совокупностям обусловленных энергий, с которыми мы объективно не так знакомы, но существование которых признает даже психология и которые, как мы полагаем, рассеиваются или исчезают со смертью физического тела. Но поняли ли вы, что главный аспект смерти, с которым в конечном итоге сталкивается человеческое существо, — это смерть личности? Я говорю не об абстракции, как это делают все эзотеристы, призывающие к отвержению качества или качеств, характеризующих личностное «я». Они говорят об «уничтожении» того или иного качества, об абсолютном подавлении «низшего я» и тому подобные фразы. Я же сейчас говорю о буквальном разрушении, растворении, рассеянии этого любимого и хорошо известного личностного «я».

Необходимо усвоить, что жизнь личности распадается на следующие стадии:

1. Ее медленное постепенное формирование в течение длительного периода времени. Много циклов воплощений человек не является личностью. Он просто член массы.

2. Сознательного отождествления души с личностью на этой стадии практически нет. Аспект души, скрытый внутри оболочек, долгое время управляется жизнью этих оболочек, являя свое присутствие лишь в виде так называемого «голоса совести». Однако с течением времени активная познающая жизнь человека постепенно подкрепляется и координируется энергией, поступающей из лепестков знания эгоического лотоса или из познающей восприимчивой природы души на ее собственном плане. Это в конце концов приводит к интеграции трех низших оболочек в единое функциональное целое. Тогда человек становится личностью.

3. Личностная жизнь теперь координированного инди- видуума продолжается много жизней и делится на три фазы:

а. Фаза господствующей агрессивной личностной жизни согласно ее базовому лучевому типу, эгоистической по природе и очень индивидуалистической.

б. Промежуточная фаза конфликта между душой и личностью. Душа начинает искать освобождения от формальной жизни, и все же — в конечном счете — личность зависит от жизненного принципа, даруемого душой. Другими словами, начинается конфликт между лучом души и лучом личности, идет война между обоими фокусированными аспектами энергии. Этот конфликт заканчивается при третьем посвящении.

в. Контроль души — это конечная фаза, ведущая к смерти и разрушению личности. Смерть начинается, когда личность, Страж Порога, встает перед Ангелом Присутствия. Свет солнечного Ангела уничтожает свет материи.

Фаза «контроля» обусловлена полным отождествлением личности с душой; это процесс, обратный предыдущему отождествлению души с личностью. Именно это мы имеем в виду, когда говорим об интеграции обеих; теперь две становятся одним целым. Именно эту фазу имел в виду Св.Павел, говоря (в «Послании к Ефесянам») о Христе, который «из двух создал в Себе Самом одного нового человека». Это фаза последних стадий Пути Испытания (когда работа сознательно начинается), завершающаяся на Пути Ученичества. Это стадия практического успешного служителя; именно на ней фокус и смысл жизни посвящен выполнению иерархического намерения. Человек начинает работать на уровнях и с уровней, не включенных в три мира обычной эволюции, но тем не менее оказывающих свое действие и преследующих свои цели в этих трех мирах.

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ

Большинство наставников и стремящихся делают акцент на интеграции личности и ее правильной ориентации в направлении мира духовных ценностей. Помните, что это начальная стадия, и так и должно быть. Интеграция ума, эмоциональной природы и мозга — это главная характеристика всех продвинутых человеческих существ: плохих, очень плохих, хороших и очень хороших. Однако это не показатель духовной жизни, а часто — совсем наоборот. «Гитлер» или амбициозный, в высшей степени эгоистичный или жестокий человек является личностью, у которой все силы ума направлены на злые цели, чья эмоциональная природа не препятствует эгоистическим намерениям, с высокоорганизованным мозгом, восприимчивым к планам и методам этих двух проводников, выполняющих повеления личности.

Надо подчеркнуть, что большинство людей — не личности, как бы пространно они ни рассуждали о своих личностях. Например, начальная задача, стоящая перед массой стремящихся и учащихся, заключается в том, чтобы интегрировать низшего троичного человека и стать функциональной личностью, прежде чем стать функциональной душой; цель работы — становление сознательного личностного фокуса и прекращение цикла воплощений, когда личность преследует низшие, эгоистические цели. Более продвинутые учащиеся стремятся наработать еще более высокую интеграцию души и личности, ведущую к той окончательной интеграции, что осуществляет наивысший аспект — аспект монадической жизни.

В настоящее время в мире много интегрированных личностей. Поскольку душа и личность этих людей интегрированы, они могут прокладывать Путь Принятого Ученика. Это самое обнадеживающее развитие, если бы вы только могли это понять, и возникает вопрос, как те, кто находится пока в процессе переориентации, могут наработать адекватную личностную интеграцию. Они никогда не сделают этого, если переоценивают или недооценивают себя. Многие склонны считать себя личностями, поскольку они по природе своевольны или же изучают оккультизм. Они забывают, что изучающий оккультизм это тот, кто ищет скрытое , в их случае — ту скрытую интегрирующую нить, что позволит соединить все три тела и тем самым по-настоящему заслужить название личность. Некоторые не в состоянии стать личностями в течение текущей жизни, но могут ментально понять ее возможности и природу; им необходимо помнить, что «каковы мысли в душе его, таков и он». Это не потеря времени, но очень нужный процесс, через который прошел каждый член Иерархии.

Изучение и медитация — вот два фактора, которые надлежит использовать всем стремящимся, если они хотят добиться необходимой интеграции и в дальнейшем вести жизнь служения. Таким образом стремящийся может проверить как степень своей интеграции, так и качество своего служения в результате этой интеграции. Если бы стремящиеся тщательно проанализировали свою жизнь на физическом плане, они бы обнаружили, что работают либо автоматически, руководствуясь господствующими на физическом плане условными представлениями о доброй воле или доброте, либо эмоционально, так как любят помогать, любят быть любимыми, любят облегчать страдания (ненавидя возникающий при виде страданий дискомфорт); они верят, что следуют Христу, Который ходил, делая добро; или же их ведет естественная глубоко скрытая жизненная тенденция. Таково обнадеживающее итоговое раскрытие.

Стремящиеся в конце концов обнаруживают (после того как физическая и эмоциональная фазы интеграции заканчиваются), что следующей идет фаза познающего служения, мотивируемого на первых порах состраданием, затем убеждением в важности служения, далее конкретной духовной амбицией, позднее покорным следованием примеру Иерархии и, наконец, активностью качества чистой любви; чистая любовь выражает себя все сильнее по мере высокой интеграции души и личности. Все эти фазы намерения и техники служения правильны, пока соответствуют этапу развития, пока ориентируют на ценности и обучают и пока следующие более высокие фазы — неопределенны и туманны. Они становятся ложными, если искусственно продлеваются, хотя уже ясно видна, но не осуществляется следующая стадия. Подумайте над этим. Полезно осознавать истинное значение разных фаз интеграции, проходящих по эволюционному закону.

Все эти шаги по пути интеграции ведут к той кульминационной стадии, когда личность — обогащенная опытом, могучая в своем выражении, переориентированная и устремленная — становится простой посредницей жизни души, посредницей между Иерархией и Человечеством. Опять-таки, поразмыслите об этом.

СОСТОЯНИЕ УМА ДУШИ

Пока все эти фазы, стадии и реализации осуществляются в жизни личности, какова установка души на ее собственном плане? Для обсуждения этого вопроса необходимо, прежде всего, распознавать три аспекта ума, находящиеся на так называемом ментальном плане:

1. Низший конкретный ум, механизм мышления того крошечного аспекта души, который был первоначально «низведен» в проявление во время индивидуализации. Он — в течение долгого цикла воплощений — стал чувствительным к осеняющему «я». Осеняющее «я» заявляет своему воплощенному аспекту: «Утвердив этот мир, целокупно-стоящий, частицей себя, Я остаюсь неизменным». Именно притяжением этого осеняющего «остающегося неизменным Я» малая частица влечется обратно к своему изначальному источнику.

2. Сын ума, душа, продукт мышления Универсального Ума, мыслящая, восприимчивая, различающая, анализирующая Подлинность или духовная Сущность. Этот аспект Единой Жизни характеризуется чистым умом, чистым разумом, чистой любовью и чистой волей. «Владыка Жертвы», Который на период воплощения, интеграции и выражения взял на Себя задачу искупления материи и подъема субстанции на Небо! Это известные истины и древние трюизмы, но они все еще остаются для вас теориями. Вы можете в этом убедиться, спросив себя: Что я, как душа (если я вообще функционирую как душа), делаю, чтобы поднять мой материальный аспект, три моих проводника и субстанцию, из которой они сделаны, на высшие планы выражения?

3. Высший абстрактный ум, который является для души тем же, чем является низший аспект души, воплощенный в лепестках знания, для конкретного ума. Этот абстрактный ум есть низший аспект Духовной Триады.

Как только произошла интеграция между личностью и душой, душа — в собственном теле и природе и на собственном плане — может приступать к высшей интеграции или установлению связи между собой и Духовной Триадой. Достижение на низшем уровне всегда делает возможным достижение на высшем. Не может быть настоящего высшего достижения до тех пор, пока низший отраженный аспект не будет шаг за шагом освоен, использован и признан инструментом достижения еще более высоких видов активности.

Состояние ума души в течение процессов низшей интеграции вкратце может быть подытожено так:

1. Состояние полного равнодушия на ранних стадиях цикла воплощений. «Внедренный аспект» души (как он называется) вполне адекватен вялому, скучному процессу развития тел, их характеристик, оплаты горького опыта слепоты и невежества. Этот период самый длительный, в течение его душа живет собственными жизненными интересами на собственном уровне опыта, на собственном луче и под влиянием Учителя, Который в конце концов будет руководить мышлением развивающейся личности (посредством охотно воспринимаемых ею впечатлений) . Не забывайте, что царство или совокупность душ есть то, что христиане называют Царством Божьим, а оккультисты — духовной Иерархией нашей планеты. Помните также, что цель жизни Иерархии — научить сознание распознавать духовную поляризацию планетарной ЖИЗНИ.

2. По мере эволюции три проводника — уже сформированные и развитые — входят в силу и начинают вибрировать та<

Наши рекомендации