Современные представления о смерти
Я приступаю к разбору процессов умирания и к более подробному рассмотрению фактора смерти — самого знакомого переживания (если бы только физический мозг мог его припоминать и осознавать) в жизни перевоплощающейся сущности или души. Хотелось бы прокомментировать отношение человека к опыту «возвращения». Это специфическое оккультное слово, широко используемое посвященными в беседах о смерти. Характерным отношением к смерти является страх. Страх этот основан в настоящее время на ментальной неуверенности в бессмертии. За исключением доказанного факта некоторых форм посмертного существования, установленного исследованиями в области психики, бессмертие или непрерывное существование того, что мы обычно подразумеваем под словом «я», остается пока предметом пожелания или веры. Вера может основываться на христианских предпосылках, на религиозных утверждениях о разумности материи или на более научном подходе, гласящем, что по экономической необходимости то, что так долго развивалось и является вершиной эволюционного процесса, не может исчезнуть. Интересно заметить, что на нашей планете нет никаких доказательств существования продукта эволюции, высшего чем человеческое царство; даже для мыслителя-материалиста уникальность человека доказывается наличием у него множества стадий сознания, от сознания невежественного дикаря через все промежуточные ступени ментального развития до сознания самых продвинутых мыслителей и гениев, способных к искусству, научному открытию и духовному восприятию.
Если сформулировать простейший вопрос, который поднимает тема смерти, он будет звучать так: «Где находится «я», жилец тела, когда тело брошено и разлагается? И существует ли вообще этот жилец?»
Человеческая история наполнена нескончаемыми поисками решения этого вопроса; в настоящее время их кульминацией явилось создание многочисленных обществ, пытающихся доказать факт бессмертия и проникнуть в твердыни духа, дающие, по-видимому, пристанище тому «я», которое является актером на физическом плане и до сих пор ставило в тупик самых серьезных искателей. Страх лежит в основе этих лихорадочных поисков; к несчастью большинство людей (кроме нескольких просветленных ученых и подобных им познающих искателей), практикующих сомнительные техники спиритических сеансов, представляют собой эмоциональные типы, с легкостью убеждаемые и слишком легко принимающие как очевидное то, что было бы немедленно отвергнуто более разумным искателем.
Здесь мне хотелось бы разъяснить свою позицию относительно великого спиритуалистического движения, которое сделало в прошлом очень многое, чтобы доказать факт посмертного существования, и которое на отдельных этапах сильно дурачило и обманывало человечество. Под ту же общую категорию я отношу и различные группы исследователей психики и тех, кто не участвует в настоящей научной работе. Ни одна из таких групп не доказала пока своих утверждений. Таинственные глупые средние спиритические сеансы и работа медиумов продемонстрировали, тем не менее, наличие некоего необъяснимого фактора; лабораторные научные изыскания едва ли выявили даже его. На каждый случай конкретного несомненного явления развоплощенного лица приходятся тысячи случаев, которые можно объяснить легковерием, телепатической связью (с утраченным знакомым, а не тем, кого вызывали и кто не отозвался), видением мыслеформ ясновидящим или слышанием голосов яснослышащим, а также мошенничеством. Заметьте, что я говорю о «несомненных явлениях» возвращающегося духа. Имеется достаточно свидетельств, подкрепляющих веру в посмертное существование, доказывающих его. На основании необъяснимых феноменов контакта с предполагаемыми мертвецами, которые были отмечены, исследованы и доказаны, и учитывая искренность лиц, удостоверяющих факт таких феноменов, мы можем утверждать, что что-то выживает после «возвращения» материального тела в вечный резервуар субстанции. Именно на этой предпосылке основано наше дальнейшее изложение.
В настоящее время феномен смерти становится все более знакомым. Мировая война выбросила миллионы мужчин и женщин — гражданских и принадлежащих к разным родам вооруженных сил всех наций — в тот неведомый мир, который принимает всех, сбросивших свою физическую форму. Условия сегодня таковы, что, несмотря на древний глубоко затаенный страх смерти, в сознании человека брезжит понимание того, что есть много вещей, гораздо худших смерти; люди поняли, что голодание, увечье, постоянная физическая несостоятельность, ментальное бессилие в результате войны, зрелище боли и агонии, которые не поддаются облегчению, в действительности хуже смерти; также многие знают и верят (ибо такова слава человеческого духа) в то, что отказ от ценностей, за которые люди боролись и умирали на протяжении веков и которые считались существенными для жизни свободного человеческого духа, хуже процесса смерти. Такое отношение, характерное для чувствительных и верно мыслящих людей, встречается сейчас все чаще. Оно говорит о существовании, наряду с древним страхом, непобедимой надежды на лучшее и является не мышлением в угоду желаниям, но указанием на скрытое субъективное знание, медленно всплывающее на поверхность. Что-то вырисовывается в результате человеческого страдания и человеческого мышления; что-то сегодня чувствуется и позднее продемонстрируется. Противостоят этой внутренней убежденности и субъективной реализации старые привычки мышления, развитый в наше время материалистический подход, боязнь обмана и антагонизм как со стороны ученых, так и со стороны религиозных людей или церковников. Первые правильно отказываются верить тому, что пока остается недоказанным и даже кажется недоказуемым, тогда как религиозные группы и организации не доверяют никакому изложению истины, если она не сформулирована в их собственных терминах. Это чрезмерно акцентирует веру и сводит на нет любое самостоятельное исследование. ФАКТ бессмертия будет открыт людьми, после чего он будет признан церквами и доказан наукой, но осуществится это лишь после того, как будут преодолены последствия войны и уляжется волнение на планете.
Не стоит говорить, что проблема смерти объясняется любовью к жизни, как самым глубоким инстинктом человеческой природы. Положение о том, что ничто не теряется согласно божественному закону, признается наукой; вечное существование в той или иной форме повсеместно считается истиной. Из столпотворения теорий были предложены три следующие решения, хорошо известные всем мыслящим людям:
1. Строго материалистическое решение согласно которому существует опыт или выражение сознательной жизни в течение всего времени существования физической, материальной формы, но которое также учит, что после смерти и последующего разложения тела нет больше никакого сознательного активного человека. Чувство «я», ощущение личности, отдельной от всех остальных личностей, пропадает с исчезновением формы; личность считается лишь суммой сознания клеток тела. Эта теория отводит человеку то же место, что и любой иной форме в трех царствах природы; она основана на нечувствительности среднего человеческого существа к жизни, удалившейся из материального проводника; она игнорирует все свидетельства противного и утверждает, что, поскольку мы не в состоянии видеть (визуально) и доказать (материально) существование «я» или бессмертной сущности после смерти, ее не существует. Этой теории придерживаются уже не столь многие, как раньше, особенно в материалистическую викторианскую эпоху.
2. Теория условного бессмертия. Этой теории еще придерживаются некоторые фундаменталисты и теологически зауженные школы мысли, а также отдельные представители интеллигенции, для которых характерна эгоистическая тенденция. Согласно ее утверждению, лишь те, кто достигает определенной стадии духовного развития или признает конкретный перечень теологических установок, могут удостоиться дара личного бессмертия. Также высокоинтеллектуальные люди доказывают по временам, что высочайшим даром для человечества является развитый, культурный ум и что те, кто обладает этим даром, наделены и вечным существованием. Одна школа отстраняет тех, кого она считает духовно непокорными и отрицательно настроенными по отношению к их конкретным теологическим установкам, присуждая их либо к полному уничтожению, как материалисты, либо к вечному наказанию, тем самым декларируя что-то вроде бессмертия. Благодаря врожденной доброте человеческого сердца очень мало существует людей, настолько мстительных и немыслящих, чтобы считать такое положение дел приемлемым; конечно, к немыслящим людям следует относить и тех, кто уходит от умственной ответственности в слепую веру в теологические формулировки. Присущая ортодоксальным и фундаменталистским школам интерпретация христианства оказывается несостоятельной в свете ясного рассуждения; к доводам против нее относится тот факт, что акцентируется долгое будущее человека, но никакого внимания не обращается на его прошлое. При этом будущее целиком зависит от активности в нынешней жизни и никак не учитывает особенности и различия, характеризующие людей. Такая интерпретация базируется только на теории антропоморфного Божества, Чья воля — проявляющаяся на практике — определяет настоящее, у которого нет прошлого, а есть только будущее. Несправедливость этого утверждения широко признана, но непостижимая воля Божья не должна ставиться под сомнение. Миллионы людей еще придерживаются этой веры, но она уже не так сильна, как столетие назад.
3. Теория перевоплощений, знакомая всем моим читателям, становится все более популярной на Западе; она всегда была принята (хотя и со многими глупыми добавлениями и интерпретациями) на Востоке. Это учение было так же искажено, как и учения Христа, Будды или Шри Кришны, узкомыслящими, умственно ограниченными теологами. Фундаментальные факты духовного происхождения, нисхождения в материю, восхождения путем постоянных воплощений в формы до тех пор, пока эти формы не становятся совершенными выражениями внутреннего духовного сознания, а также ряда посвящений при завершении цикла воплощений, принимаются и признаются с большей готовностью, чем когда-либо раньше.
Таковы главные решения проблем бессмертия и вечного существования человеческой души; они пытаются ответить на извечные вопросы человеческого сердца, такие как Почему, Как, Куда и Где? Лишь последнее из предложенных решений дает действительно рациональный ответ на них все. Признание его откладывалось, поскольку после Е.П.Блаватской, сформулировавшей эту древнюю истину для современного мира в последней четверти девятнадцатого столетия, оно представлялось в слишком примитивном виде; ему противились еще и потому, что восточные расы всегда его придерживались, а с точки зрения Запада они — язычники, которые «в ослеплении своем поклоняются дереву и камню», если процитировать один из ваших фундаменталистских гимнов. Любопытно, что для жителей восточных стран религиозные люди Запада делают то же самое, совершая коленопреклонение перед христианским алтарем со статуями Христа, Девы Марии и апостолов.
Оккультисты мира через теософские общества и иные так называемые оккультные организации сильно подорвали престиж истины о перевоплощении ненужными, малозначащими, неточными и чисто спекулятивными деталями, которые они выдают за правду о процессах смерти и окружении человека в посмертии. Массы таких деталей сообщаются в видениях астральным психикам, занимающим выдающееся положение в Теософском Обществе. Но в мировых Писаниях подобных деталей не дано; Е.П.Б. в «Тайной Доктрине» не привела ни одной. Примером такой некачественной, глупой попытки пролить свет на теорию возрождения могут быть утверждения о длительности временных интервалов между уходом человеческих душ из воплощения на физическом плане и их последующим физическим возрождением. Провозглашается, что чем больше возраст отошедшей души и выше ее место на лестнице эволюции, тем продолжительнее ее отсутствие на физическом плане, тогда как все наоборот. Продвинутые души и те, чьи интеллектуальные способности быстро прогрессируют, возвращаются очень скоро благодаря своему чувствительному отклику на притяжение уже утвердившихся на физическом плане обязательств, интересов и ответственности. Люди склонны забывать, что время — это последовательность событий и состояний сознания, регистрируемых физическим мозгом. Где нет физического мозга, там не существует того, что человечество понимает под временем. Снятие, стадия за стадией, барьеров формы приводит ко все возрастающему осознанию Вечного Настоящего. Если те, кто прошел через дверь смерти, все еще мыслят в понятиях времени, это объясняется чарами и засильем могучих мыслеформ. Это указывает на поляризацию на астральном плане — плане, на котором работали ведущие теософские писатели и психики и которым определяются их писания. Они вполне искренни в своих заявлениях, однако игнорируют иллюзорную природу всех открытий, базирующихся на астральном ясновидении. Признание фактора времени и постоянное подчеркивание его значения характерны для всех высокоразвитых людей в воплощении и тех, кто обладает мощным низшим конкретным умом. Дети и младенческие расы, с одной стороны, и высокоразвитые люди, у которых функционирует абстрактный ум (через посредство интерпретирующего низшего ума), обычно не обладают чувством времени. Посвященный пользуется фактором времени в своих связях и отношениях с живущими на физическом плане, однако не признает его наличия где-либо во вселенной.
Поэтому понятие «бессмертие» имеет в виду безвременность и декларирует наличие безвременности для того, что не бренно, не обусловливается временем. Это заявление требует тщательного осмысления. Человек перевоплощается не под воздействием времени. Он воплощается согласно своей кармической наклонности, благодаря притяжению того, что он, как душа инициировал, и вследствие ощущаемой потребности исполнить взятые на себя обязательства; он воплощается также из чувства ответственности, чтобы выполнить требования, которые предъявляются к нему из-за нарушения в прошлом законов, управляющих правильными человеческими отношениями. После удовлетворения всех этих требований, душевных потребностей и накопления опыта он навсегда вступает в «ясный бесстрастный свет любви и жизни», оставляя позади младенческую стадию накопления душевного опыта на земле. Он свободен от кармических завязок в трех мирах, но пока подчиняется импульсу кармической необходимости, выжимающей из него последнюю каплю служения тем, кто еще находится под властью Закона Кармической Наклонности. Имеем, таким образом, три аспекта Закона Кармы, определяющего принцип возрождения:
1. Закон Кармической Наклонности, управляющий жизнью в трех мирах человеческой эволюции, действие которого оканчивается при четвертом посвящении.
2. Закон Кармической Необходимости. Он управляет жизнью продвинутого ученика и посвященного, начиная со второго посвящения и кончая определенным посвящением выше четвертого; эти посвящения позволяют ему перейти на Путь Высшей Эволюции.
3. Закон Кармической Трансформации, — эта таинственная фраза отражает процессы, проходящие на Высшем Пути. Благодаря им посвященный окончательно оставляет космический физический план и функционирует на космическом ментальном плане. Закон определяет освобождение таких Существ, как Санат Кумара и Его Помощники по Совещательной Палате Шамбалы, от космического желания, проявляющегося на нашем космическом физическом плане как духовная воля. Эта мысль должна быть для вас захватывающей. Однако очевидно, что я мало что могу сообщить по этому поводу. Соответствующее знание мне пока не принадлежит.
Теперь перейдем к другому аспекту нашей темы. Если говорить в широком смысле, имеются три основных этапа смерти.
Прежде всего, налицо постоянно повторяющаяся физическая смерть. Она нам всем знакома, поскольку чрезвычайно часто повторялась (если бы мы только могли это осознать). Признание этого факта привело бы к быстрому устранению нынешнего страха смерти. Еще имеется «вторая смерть», о которой говорится в Библии и которая в нынешнем планетарном цикле характеризует прекращение всякого астрального контроля над человеческим существом. В более высоком смысле вторая смерть имеет место при четвертом посвящении, когда умирает даже духовное устремление, в котором нет больше нужды; Воля посвященного теперь фиксирована и непоколебима, и астральной чувствительности уже не требуется.
Есть любопытная параллель этому переживанию на гораздо более низком уровне: смерть любой астральной эмоции у индивидуального стремящегося при втором посвящении. Это отдельный этап, который регистрируется в сознании. Между вторым и третьим посвящениями ученик обязан демонстрировать неизменное отсутствие отклика на астральность и эмоциональность. Вторая смерть, о которой я рассказываю, это смерть или исчезновение каузального тела при четвертом посвящении; она знаменует собой завершение постройки антахкараны и установление прямой непрерывной связи между Монадой и личностью.
Третья смерть имеет место, когда посвященный окончательно и без всяких видов на возвращение разрывает все отношения с космическим физическим планом. До этой смерти очень далеко всем в Иерархии, она в настоящее время возможна и допустима лишь для немногих в Совещательной Палате Шамбалы. Однако Санат Кумара не будет проходить через ее процесс. Он прошел эту «трансформацию» много эонов назад во время гигантского катаклизма, положившего начало лемурийской эпохе и инициированного Его космическим опытом и необходимостью притока энергии от внепланетарных Существ.
Я дал эту краткую информацию, чтобы расширить ваше общее представление о том, что Учителя называют «протяженностью смерти в пространстве». На следующих страницах мы займемся темой смерти физического тела и тонких тел в трех мирах; мы обсудим также процессы, вызывающие растворение человеческой души в духовной душе на ее собственном плане, высшем ментальном плане; мы рассмотрим освоение субстанции и подбор материи для следующего перевоплощения.
Итак, мы разберем три основных вышеназванных процесса; они проходят в три периода и ведут в конечном итоге к следующим процессам по Закону Возрождения. Это:
1. Процесс Возвращения, определяющий период удаления души с физического плана и из двух своих феноменальных аспектов: плотного физического тела и эфирного тела. Он относится в Искусству Умирания.
2. Процесс устранения. Он определяет посмертный период жизни человеческой души в двух оставшихся мирах человеческой эволюции. Он связан с уничтожением астрально-ментального тела душой, когда она «готова стать свободной на своем собственном месте».
3. Процесс Интеграции связанный с периодом, когда освобожденная душа снова сознает себя Ангелом Присутствия и растворяется в мире душ, тем самым входя в состояние рефлексии. Позднее под действием Закона Кармической Наклонности или Необходимости душа готовится к следующему нисхождению в форму.
Полем опыта (в котором есть смерть, как она известна среднему человеку) являются три мира человеческой эволюции: физический мир, мир эмоций и желаний и ментальный план. Это двойственный мир с точки зрения смерти, — отсюда выражение «вторая смерть». Ранее я употребил его для обозначения смерти или разрушения каузального тела, в котором до сих пор функционировала духовная душа. Однако его можно употребить и в более буквальном смысле по отношению ко второй фазе процесса смерти в трех мирах. В этом случае оно относится только к форме, к проводникам выражения, которые находятся ниже бесформенных уровней космического физического плана. Такими уровнями формы являются (как вам отлично известно, ибо это азбука оккультной теории) уровни, на которых функционируют конкретный, низший ум, эмоциональная природа, реагирующая на так называемый астральный план, а также двойной физический план. Физическое тело состоит из плотного физического тела и эфирного проводника. Поэтому при разборе смерти человеческого существа мы должны употреблять слово «смерть» по отношению к двум фазам функционирования:
Первая Фаза: Смерть физическо-эфирного тела. Эта фаза проходит в две стадии:
а. Когда атомы, образующие физическое тело, возвращаются в источник, из которого они пришли. Этот источник — сумма планетарной материи, образующей плотное физическое тело планетарной Жизни.
б. Когда эфирный проводник, представляющий собой совокупность сил, возвращает эти силы в общий резервуар энергии. Эта двойная фаза является Процессом Восстановления.
Вторая Фаза: «Отбрасывание» (как это иногда называется) ментального и эмоционального проводников. Они в действительности образуют единое тело; первые теософы дали ему (правильное) название «кама-манасическое тело» или проводник желания-ума. Я где-то упоминал, что нет такого фактора, как астральный план или астральное тело. Как физическое тело сделано из материи, которая не считается принципом, так и астральное тело — по отношению к природе ума — относится к той же категории. Вам трудно это понять, поскольку желания и эмоции так реальны и так опустошительно весомы. Однако фактически, с точки зрения ментального плана, астральное тело представляет собой «плод воображения»; оно не принцип. Массовое привлечение воображения на службу желанию привело к появлению иллюзорного мира чар, мира астрального плана. Во время физического воплощения, если человек не стоит на Пути Ученичества, астральный план очень реален и обладает собственной жизнью. После первой смерти (смерти физического тела) он еще остается таким же реальным. Однако его могущество медленно умирает; ментальный человек начинает распознавать собственное истинное состояние сознания (развитое или неразвитое), и вторая смерть становится возможной и имеет место. Эта фаза является Процессом Устранения.
Когда эти две фазы Искусства Умирания закончены, развоплощенная душа свободна от контроля материи; она временно очищена (фазами Возвращения и Устранения) от всякого загрязнения субстанцией. Это достигается не в результате деятельности души в форме, души в человеческом проявлении, но в результате деятельности души на своем собственном плане, отделившей тот объем себя, который мы называем душой в человеческом проявлении. Это главным образом работа осеняющей души, а не души в личности. Душа в человеческом проявлении на этой стадии только ощущает притяжение или притягательную силу духовной души, которая — с сознательным намерением — извлекает душу в человеческом проявлении из заточающих ее оболочек. Позднее по мере того, как проходят эволюционные процессы и душа все больше контролирует личность, именно душа внутри заточающих оболочек инициирует — сознательно и намеренно — фазы умирания. На ранних стадиях это освобождение проходит с помощью осеняющей духовной души. Позднее, когда человек живет на физическом плане как душа, он сам — обладая полной непрерывностью сознания — осуществляет процессы отделения и (руководясь целью) «восходит туда, откуда он пришел». Это отражение в трех мирах божественного восхождения совершенного Сына Божьего.
Здесь вполне можно добавить некоторую информацию на тему Смерти, уже изложенную мной в других произведениях. Предлагая ее, я имею конкретную цель. В настоящее время смерть везде вокруг вас; требование человеческого духа пролить свет на этот предмет дошло до предела, предшествующего кризису; оно пробуждает неизбежный отклик Иерархии. Я надеюсь, что учащиеся сделают нечто очень важное, чтобы помочь осветить процессы смерти, чего так требует человечество.
О СМЕРТИ