Учет льготного и бесплатного отпуска лекарственных средств
Законом Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 239-З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях...» определены отдельные категории граждан, имеющие право бесплатного или льготного приобретения лекарственных средств, а также перевязочных материалов.
Постановлением Совета Министров РБ № 1650 от 30.11.2007 г. в ред. Постановления Совета Министров РБ от 23.10.2009 г. № 1390 определен перечень заболеваний, дающих право гражданам на бесплатное обеспечение ЛС, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств при амбулаторном лечении (всего 95 заболеваний). Этим же документом определен порядок бесплатного и льготного обеспечения ЛС и перевязочными материалами отдельных категорий граждан.
В соответствии с приказом МЗ РБ № 198 от 14.03.2008 г. «Об организации обеспечения лекарственными средствами и перевязочными материалами отдельных категорий граждан при амбулаторном лечении» гражданам, имеющим право на получение ЛС и перевязочных материалов на льготных условиях или бесплатно в ОЗ выдают карты учета льготного отпуска ЛС и перевязочных материалов с отметкой о выдаче в медицинской карте амбулаторного больного.
Лекарственные средства гражданам выписываются бесплатно и на льготных условиях в пределах перечня основных лекарственных средств врачами государственных организаций здравоохранения, финансируемых из бюджета, осуществляющими амбулаторное лечение, и расположенных по месту жительства или месту пребывания, работы, службы, учебы этих граждан по предъявлении ими документа, подтверждающего право на получение соответствующей льготы.
Лекарственные средства и перевязочные материалы, выдаваемые бесплатно либо на льготных условиях, выписываются на специальном бланке рецепта врача с занесением назначений в медицинскую карту амбулаторного больного и карту учета льготного отпуска лекарственных средств и перевязочных материалов.
Бланк льготного рецепта является бланком строгой отчетности, печатается типографским способом на бумаге голубого цвета, имеет степень защиты, типографскую серию и номер.
Бланк рецепта состоит из двух частей: отрывного корешка и рецепта врача.
В отрывном корешке врачом указываются:
- фамилия, инициалы пациента;
- место жительства (место пребывания) пациента;
- фамилия, инициалы врача, выписавшего рецепт врача;
- код, номер организации здравоохранения;
- наименование одного ЛС с указанием дозировки, количества доз (цифрой и прописью) и лекарственной формы на латинском языке или наименование одного перевязочного материала с указанием количества (цифрой и прописью) на русском языке.
Также в отрывном корешке врачом делается отметка об условиях обеспечения ЛС и перевязочным материалом (бесплатно или с оплатой 10 %, 50% от их стоимости).
Порядок льготного обеспечения аптеками отдельных категорий граждан перевязочными материалами по рецептам врачей утвержден постановлением МЗ РБ № 45 от 27.02.2008 г. Аптеки обеспечивают граждан перевязочными материалами со скидкой 90 процентов от их стоимости по утвержденному перечню:
- бинты марлевые медицинские нестерильные различных размеров.
- бинты марлевые медицинские стерильные различных размеров.
- вата медицинская нестерильная фасованная по 50, 100 и 250 граммов.
- пакет перевязочный стерильный индивидуальный.
- пакет перевязочный стерильный обыкновенный.
- салфетки марлевые медицинские стерильные различных размеров.
При поступлении в аптеку рецепта врача на ЛС и перевязочный материал, выдаваемые бесплатно, в том числе на льготных условиях, фармацевтический работник аптеки проводит фармацевтическую экспертизу рецепта, осуществляет его таксировку и заполняет отрывной корешок, в котором указывает сумму к оплате организацией здравоохранения, врач которой выписал рецепт, ставит свою подпись, как лицо, реализовавшее ЛС или перевязочный материал, указывает свою фамилию и инициалы.
Гражданин, приобретающий ЛС или перевязочный материал, в отрывном корешке ставит свою подпись, указываются фамилию и инициалы.
Для осуществления расчетов за реализованные аптеками ЛС и перевязочные материалы ТПРУП «Фармация» заключают договоры на оплату указанных ЛС и перев. мат-лов с ОЗ. В соответствии с заключенными договорами ОЗ производят оплату за ЛС и перевязочные материалы, реализованные гражданам бесплатно или на льготных условиях, при представлении аптеками сводного реестра.
Сводные реестры отрывных корешков аптеки составляют ежемесячно по утвержденной форме. По каждой организации здравоохранения реестр составляется отдельно в двух экземплярах. В реестре указывается наименование ОЗ, вид льготного обеспечения (бесплатно или оплата 10 %, 50% стоимости), кол-во отрывных корешков (штук), стоимость реализованных ЛС и перевязочных материалов, руб., сумма, оплаченная гражданином (руб.), сумма, подлежащая возмещению ОЗ (указывается цифрой и прописью).
Оба экземпляра сводного реестра, заверенные подписью руководителя или уполномоченного им заместителя руководителя и бухгалтера аптеки, с приложенными к первому экземпляру отрывными корешками представляются со счет-фактурой на оплату в организацию здравоохранения. Бухгалтер ОЗ расписывается на втором экземпляре сводного реестра в получении его первого экземпляра и приложенных к нему документов и возвращает второй экземпляр в аптеку для осуществления контроля за суммами поступающих платежей за реализованные аптекой бесплатно и на льготных условиях ЛС и перевязочные материалы.
Учет реализации лекарственных средств по требованиям ОЗ (стационарной рецептуре)
Реализация и (или) отпуск лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также товаров аптечного ассортимента организациям здравоохранения и (или) структурным подразделениям осуществляется на основании «Заказа-требования на получение товаров из аптеки» по форме 26-АП.
В организации здравоохранения в заказе-требовании указывается:
наименование отделения (структурного подразделения) организации здравоохранения;
торговое наименование лекарственного средства или его международное непатентованное наименование, название изделия медицинского назначения или товара аптечного ассортимента;
единица измерения (флаконы, упаковки, ампулы и так далее);
цифрой указывается требуемое количество.
Требование утверждается руководителем отделения (структурного подразделения) организации здравоохранения.
При поступлении в аптеку фармацевтическим работником цифрой отмечается отпущенное количество, указывается цена за единицу измерения и сумма (в рублях). На обратной стороне накладных-требований отмечаются результаты пересчета ЛС индивидуального приготовления в рецептурные номера.
Требование (заявка) подписывается лицом, отпустившим лекарственные средства, изделия медицинского назначения или товары аптечного ассортимента, и лицом, их получившим.
Затем ответственный работник выписывает ТТН (ТН) в 2-х экземплярах. Первый экземпляр накладной передается покупателю для оплаты и является основанием для оприходования товара в ОЗ, второй остается в аптеке и является основанием для списания товара.
Оформленные товарные накладные регистрируются в хронологической последовательности в «Журнале учета продаж по безналичному расчету» (ф. 10-АП).
Все выписанные в течение месяца (ТН-2) в хронологической последовательности регистрируются в «Реестре выписанных накладных на продажу товаров по безналичному расчету покупателям» (ф.11-АП).
Отпуск индивидуально приготовленных лекарственных средств ОЗ (количество рецептурных номеров, стоимость), а также отпуск готовых лекарственных средств по заказам-требованиям ОЗ (количество рецептов, условная средняя стоимость одного ГЛС, стоимость) регистрируется в хронологической последовательности в «Справке-расчете количества отпущенных лекарственных средств» по ф. 18-АП.
В конце месяца реализация по опту учитывается в расходной части «Товарного отчета», а также составляется «Оборотная ведомость по расчетам с покупателями по безналичному расчету». В ней указывается наименование покупателя, остаток задолженности на начало месяца (в пользу аптеки - дебиторская или за аптекой - кредиторская), оборот за месяц (перечисленная и отпущенная) сумма и остаток на конец месяца (в пользу аптеки или за аптекой).