Аюрведическая классификация болезней

Классическая Аюрведа никогда не рассматривала причины и механизмы развития болезни только с точки зрения внешних факторов.

Конечно, существуют болезни, которые возникают из-за внедрения в организм человека инфекции или из-за длительного воздействия разрушительных физических и химических агентов. Как правило, подобные виды патологии протекают в легкой форме и излечиваются сразу же, как только на них перестает негативно воздействовать внешняя среда.

Любые хронические заболевания связаны с пятью, четырьмя или тремя механизмами.

Проблема современной западной медицины в том, что она не рассматривает этиопатогенез, включающий в себя комплекс внутренних и внешних механизмов болезни, и заявляет: «ни одно хроническое заболевание не может быть излечено». Современная западная медицина создала систему подавления симптомов различных видов патологии с помощью фармакологических средств, представляющих собой синтетические аналоги алкалоидов растений (особые азотистые вещества, вызывающие быструю зависимость), антибиотики или гормональные препараты. Все они избавляют пациента от различных симптомов (повышения температуры тела, нарушения артериального давления, кашля, тошноты, болей и т. д.), однако не устраняют тонких психологических причин возникновения болезни и приводят лишь к хронизации процесса, способствуя тому, что «болезнь уходит внутрь». Вместе с тем, большинство хронических недугов, считающихся болезнями цивилизации — атеросклероз, рак, сахарный диабет, бронхиальная астма, язвенная болезнь, различные патологии печени и почек, дегенеративно-дистрофические заболевания суставов и позвоночника, рассеянный склероз, системные дерматиты или полиартриты — имеют свои психологические причины и порой развиваются в течение десяти, пятнадцати или даже двадцати лет.

С точки зрения Аюрведы все болезни подразделяются на пять видов.

«Болезни-учителя»

Они возникают тогда, когда человек «сворачивает» со своего эволюционного пути в так называемый «тупиковый коридор», и являются своеобразными индикаторами нашего несовершенства и пороков. С точки зрения эволюции сознания они останавливают нас, чтобы мы не ушли в сторону от своей реальной духовной программы. По нашим наблюдениям, в современном мире таких болезней встречается около 60-70 %.

«Болезни-друзья»

Их возникновение позволяет организму защититься от более опасных видов патологий. Например, от таких смертельно опасных заболеваний, как бронхиальная астма, или даже цирроз печени, человека защищают системные дерматиты (экземы, нейродермит, псориаз). Для их лечения современные врачи обычно используют гормональные мази, которые не только блокируют выход эндотоксинов через кожу, но и постепенно вызывают кортикостероидную недостаточность. Самое неприятное то, что подобные мази можно купить в любой аптеке без рецепта.

Известно также, что некоторые люди, страдающие бронхиальной астмой, полностью избавляются от нее, перенеся туберкулез. В настоящее время в некоторых западных странах разрабатываются специальные туберкулезные вакцины, которые планируется использовать в комплексном лечении бронхиальной астмы.

С давних времен известно и то, что если у человека, страдающего эпилепсией, разовьется варикозное расширение вен, то проявление судорожного синдрома может полностью исчезнуть или ослабнуть.

Итак, подобные «болезни-друзья», если они возникают, требуют правильной оценки врачом, и их лечение должно быть совершенно иным, чем в обычных случаях. Таких заболеваний встречается около 3-5 %.

«Болезни-помощники»

Многочисленные вирусы либо иные виды инфекции, а также некоторые физические факторы (геомагнитные бури, геопатогенные воздействия) оказывают на наш организм укрепляющее и адаптогенное воздействие. С их помощью наше тело как бы проходит определенную тренировку для преодоления более тяжелых недугов. В некоторых случаях такое воздействие может даже изменить характер биологической эволюции. «Болезни-помощники» обычно проходят сами, без лечения, и не доставляют сильного беспокойства. Встречаются в 3-5 % случаев.

«Болезни-проводники»

Такие заболевания возникают у человека за несколько лет до смерти, и с точки зрения Аюрведы считаются неизлечимыми. Современные исследования говорят о том, что причина нашей смерти кодируется уже в период внутриутробного развития на уровне молекул ДНК. «Болезни-проводники» связаны с остановкой механизма наших «больших и малых биологических часов», то есть с истощением так называемого оджаса. Эти болезни приходят, чтобы обеспечить наш уход из мира, ведь никто не умирает просто от старости. Такие заболевания встречаются сейчас в 10-15 % случаев.

«Болезни-враги»

Возникают исключительно от внешних причин, например, от воздействия ионизирующего излучения, приема сильнодействующих токсических веществ (например, алкоголя или наркотиков); попадания в организм канцерогенов с воздухом, водой, пищей; сильного переохлаждения. Они встречаются в 5-10 % случаев.

Механизмы развития болезней

Аюрведическая медицина рассматривает пять основных механизмов развития хронических болезней, из которых два относится к внутренним причинам, а три — к внешним.

Каждый врач должен правильно оценить, к какой категории относится тот или иной недуг, и сколько механизмов участвует в его развитии. От этого будут зависеть назначаемая терапия и прогноз заболевания. Чем меньше причин вызвало болезнь, тем меньше потребуется усилий от врача и пациента.

Кармический механизм

Связан с индивидуальной программой личности (прарабдха-кармой). Как во время прошлой, так и во время нынешней жизни у каждого из нас могут возникать и накапливаться определенные негативные стереотипы. Гордыня, алчность, страх, ненависть, осуждение, зависть, вожделение или ложь прорастают в нашем сердце словно сорняки. На нашем жизненном пути они являются своеобразными психологическими ловушками, затягивающими в тот или иной «тупиковый коридор». Под их воздействием у нас возникает острое чувство неудовлетворенности и недовольства, появляются подавленность и депрессия, что в итоге может привести к развитию соответствующей данному пороку болезни. Излечить такие заболевания с помощью даже самых замечательных лекарственных препаратов, с помощью той или иной системы питания или гимнастики невозможно. Здесь требуется глубокий психоанализ, размышления, различные медитации или какие-то иные виды духовных и психологических практик. Современная западная медицина не учитывает кармическую причину развития болезни и в силу этого обычно не может достигнуть стойкого положительного результата в лечении. Вы можете открыть любой учебник по пропедевтике или терапии и прочитать, что ни одно хроническое заболевание не может быть полностью излечено. Однако опыт аюрведической, тибетской и китайской медицинских систем говорит о совершенно ином.

Однажды в наш медицинский центр обратился бизнесмен с геморроем. До этого он проходил лечение в различных клиниках и даже перенес операцию, но болезнь продолжала прогрессировать и доставляла ему массу беспокойств. В результате обследования мы определили, что «тонкой» причиной недуга является гордыня пациента и склонность к осуждению других людей. Кроме того, он часто произносил слово «геморрой», когда был чем-то недоволен. Например, рассказывая о том, что ему нужно сегодня ремонтировать свой автомобиль, он говорил: «Ехать в автосервис — это геморрой». Или упоминал предстоящую командировку: «Еще один геморрой! Надо лететь в Екатеринбург и решать проблемы с моими компаньонами!». Когда мы объяснили пациенту причину его заболевания, он не поверил и попросил назначить ему какие-нибудь чудодейственные травы или провести курс иглоукалывания. Но, как мы и предполагали, несмотря на назначенную терапию, добиться полного излечения от недуга не удалось. Тогда он наконец согласился попытаться изменить себя. Это было, конечно, очень непросто, но он оказался на редкость старательным пациентом.

Шло время. Постепенно бизнесмен научился принимать других такими, какие они есть, избавился от критиканства. Мы попросили его не произносить слова «геморрой» в случае недовольства теми или иными обстоятельствами жизни. Он прислушался к нашим советам и справился с этой проблемой. Через несколько месяцев он полностью забыл о своем недуге, и мы не нашли у него никаких признаков заболевания. Прошло еще немного времени. Ему так понравилось работать над собой, что он стал применять различные методики для коррекции своего состояния, о которых узнавал в различных популярных книгах по медицине. Но возникла другая проблема — он стал осуждать других за то, что они не хотят работать над собой и поэтому все время болеют. Таким образом, у него опять появилась гордыня, и геморрой тут же заявил о себе вновь. Нам пришлось объяснить ему, что кармический механизм развития болезни похож на дамоклов меч, постоянно готовый обрушиться на нас всякий раз, когда мы нарушаем законы Природы. Когда наш пациент все это осознал, он не только смог полностью преодолеть свой недуг, но и очень сильно внутренне изменился.

Вспомните один из сюжетов книги Л. Лагина «Старик Хоттабыч». Мальчик постоянно осуждал других, и тогда джинн сделал так, что он стал лаять всякий раз, когда пытался кого-либо критиковать. Ни терапевты, ни психиатры ничего не могли поделать, пока Хоттабыч не объяснил мальчику, что к нему вернется нормальная человеческая речь, если он перестанет осуждать других. Однако, как только он вновь захочет «облить кого-то грязью», все окружающие опять услышат «мерзкий собачий лай». Именно так действует кармический механизм болезни, понуждая человека работать над своими пороками.

Аюрведические методы диагностики позволяют очень точно определить кармическую предрасположенность к определенным заболеваниям. Их можно применять и к только что появившемуся на свет ребенку, предотвращая возникновение самых страшных недугов.

Родовой механизм

Этот механизм развития болезни связан не только с генетическими заболеваниями (сейчас их известно около двух с половиной тысяч), но главным образом — с коллективной кармой, которую иногда называют наследственной.

Когда ребенок появляется в той или иной семье, он наследует как хорошие качества и способности своих родителей, так и их пороки. Рождаясь в семье, в которой наилучшим образом можно проявить свою прарабхда-карму и дхарма-карму (предназначенную жизненную программу), мы неизбежно принимаем на себя и проблемы своих родителей. Можно спросить: «Почему? С какой стати человек должен решать их проблемы?» Если вы хотите стать, к примеру, музыкантом, актером или врачом, а ваши отец и мать являются мастерами в этой области искусства, это позволит вам еще в раннем детстве проявить свой талант. Но вместе с этим вы впитываете в себя и их негативные проблемы. Причем некоторые стереотипы ребенок начинает впитывать, как губка, еще в лоне матери и в первые два-три месяца после рождения. Энергоинформационная матрица отца и матери — их внутренний мир — едины. Ребенок оказывается в этом мире, и поэтому начинает поглощать и все хорошее, и все плохое. В младенчестве мы еще не способны различать, что хорошо и что плохо, и у нас просто нет выбора. А впоследствии эти стереотипы будут действовать так же, как и в случае кармического механизма развития болезни.

Когда наши родители умирают, мы в полной мере становимся наследниками своего рода. Мы часто думаем, что наследство — это дом, автомобиль или банковский счет… Однако истинное наследство — это способности, положительные или негативные стереотипы наших предков. Нам могут не нравиться отдельные черты характера отца или матери. Из-за этого мы можем начать с ними конфликтовать или пытаться их изменить. Но как только они покидают этот мир, мы с удивлением замечаем, что их негативные стереотипы в полной мере начинают проявляться внутри нас самих, и именно в этот период существует наибольшая опасность развития соответствующих болезней.

Поэтому каждый человек должен работать не только со своими индивидуальными проблемами, но и решать проблемы своего рода. Кстати, и первая, и вторая причина болезней не исчезают после нашей смерти — их мы переносим в следующую жизнь. Что касается родового механизма развития болезни, то если не преодолеть его, то он будет передаваться потомкам.

Экологический механизм

Этот механизм развития заболеваний связан с внешними отрицательными воздействиями, к которым относятся: неправильная система питания, несоответствующий конституции человека образ жизни, воздействие разрушительных физиче-ских и химических факторов — высокочастотных излучений, переохлаждений, радиации, токсических выбросов в атмосферу от работы промышленных предприятий, консервантов, красителей, синтетических удобрений, фармакологических препаратов, наркотиков, алкоголя, ядов (в Санкт-Петербурге, например, в воздухе находится около 500 химических компонентов вместо «законных 21»). К отрицательным воздействиям относятся биологические (различные виды инфекций) и гормональные факторы (избыток некоторых видов гормонов оказывает разрушительное воздействие на жизненно важные органы).

К сожалению, современная медицина трактует причины и механизмы хронических болезней только в рамках экологиче-ской модели. Однако Аюрведа считает, что, хотя полностью исключать этот механизм не следует, воздействие на организм разнообразных патогенных факторов внешней среды при отсутствии внутренних причин в большинстве случаев не способно вызвать серьезных хронических заболеваний. Доказательством тому служат многочисленные примеры того, как люди, контактирующие с инфекционными больными, остаются при этом совершенно здоровыми.

Наиболее показателен случай, произошедший с 73-летним профессором гигиены и биохимии Максом Петтенкофером. В конце XIX века в Европе разразилась эпидемия холеры. Все население было объято ужасом. Каждый день умирали сотни людей. В это время известный ученый Роберт Кох на заседании немецких биологов доложил о своем открытии: страшное заболевание вызывает особый возбудитель — холерный вибрион. Он показал колбу с культурой холеры и объяснил, что жидкость содержит столь огромное количество микроорганизмов, что ими можно заразить не менее 10 тысяч человек. Макс Петтенкофер, присутствующий на ученом совете, обвинил Коха в подтасовке фактов, утверждая, что он сам проводил исследования причин возникновения холеры, вводя животным содержимое различных тканей людей, умерших во время эпидемии, но ни одно из них не заболело. Среди ученых начался спор. Кто-то разделял точку зрения Коха, кто-то поддерживал Петтенкофера. В зале заседаний поднялся страшный шум. Тогда Петтенкофер вышел на кафедру, взял колбу с культурой холерного вибриона и на глазах изумленных ученых выпил ее одним залпом: «Вот увидите — я не заболею!» — сказал он, с иронией посмотрел на Коха и покинул зал. И не заболел! Холерный вибрион оказался бессилен перед твердыми убеждениями ученого.

Вероятно, экологические причины развития болезни являются запускающим или дополняющим механизмом, но никак не ведущим.

Приведем несколько примеров экологических причин.

В XX веке в экономически развитых странах увеличилось употребление простых углеводов в сто раз (сахар, рафинированная пшеничная мука, кукурузные изделия), а холестеринсодержащих продуктов — в семь-десять раз (красное мясо, яйца, сливочное масло, желтые сорта сыра). Это привело к стремительному распространению среди населения этих стран атеросклероза, ожирения, сахарного диабета II типа и гипертонической болезни. Современные исследования показали, что включение в ежедневный рацион питания трех куриных яиц увеличивает уже через 4-5 недель содержание холестерина на 0,5 ммоль/л (норма холестерина — от 3,5 до 5,5 ммоль/л).

Всеобщее распространение курения табака привело к увеличению смертности от атеросклероза сосудов сердца и головного мозга за счет токсического повреждения эндотелия сосудов, усиления тромбообразования и нарушения метаболизма холестерина. Кроме того, никотин и другие продукты сгорания табака снижают противоопухолевый иммунитет за счет угнетения функции вилочковой железы. Курение более 20 сигарет в день во всех возрастных группах коррелирует с возрастанием смертности в 10-15 раз. А в возрасте после 45 лет достаточно и 10 сигарет, чтобы вызвать столь же негативные последствия.

Регулярное употребление кофе приводит к постоянному насыщению плазмы крови холестерином, повреждению эндотелия сосудов и угнетению работы клеток печени. По мнению некоторых исследователей, кофе даже более опасен для печени, чем алкоголь, ибо кофе истощает надпочечники и гипофиз и ослабляет работу почек. Особенно вредно употребление кофе для женщин, поскольку он блокирует переход эстрадиола в эстриол, что грозит развитием фибромиом, эндометриоза, мастопатий и спорадического зоба. В кофе также выявлен ряд мутагенов и канцерогенов.

Широкое использование в XX веке алюминиевой посуды привело к ускорению развития остеопорозов в пожилом возрасте (ионы алюминия вытесняют кальций из костей) и многочисленным формам онкологических заболеваний (окись алюминия относится к канцерогенам). Даже в тюрьмах США в середине 70-х годов было запрещено использовать алюминиевую посуду, однако в нашей стране она продолжает продаваться во всех хозяйственных магазинах.

Аккумуляционный
или метаболический механизм

Различные факторы могут повредить любую клетку на любой стадии развития организма. Вероятность ее повреждения возрастает с течением времени. Согласно Аюрведе, в момент зачатия мы получаем от родителей определенное количество невосполнимой энергии — оджаса, который считается нашими «биологическими часами». По мере его использования происходит старение организма, и увеличивается вероятность появления различных хронических заболеваний. Вероятнее всего, оджас относится к молекулам ДНК, при каждом делении клетки теряющих часть своих теломеров, на которых записана информация о том, как должна функционировать та или иная клетка — механизмах саморегуляции, детоксикации, обмена веществ и размножения. Естественно, что с течением времени клетка все больше и больше утрачивает информацию о своих функциональных возможностях, что приводит, с одной стороны, к усилению повреждений, а с другой — к накоплению продуктов неполного метаболизма, так называемых клеточных шлаков. Примером аккумуляции балласта является увеличение с возрастом количества липофусцина (жирового пигмента) в клетках нервной системы. Известно, что если в нейронах уровень липофусцина достигает 30 %, то наступает смерть.

Известно также, что защита сосудов от атеросклероза зависит также от работы особых антиоксидантных ферментов и простациклина, которые препятствуют атеросклерозу и повышенному тромбобразованию. Однако с возрастом эта биологическая система постепенно снижает свою активность, что приводит к неизбежному развитию атеросклероза.

Постепенное истощение депо тормозных нейромедиаторов центральной нервной системы (дофамина, серотонина, энкефалинов и эндорфинов) приводит к нарушению адаптации к факторам внешней среды. Поэтому в пожилом и старческом возрасте человек сильнее реагирует на изменение атмосферного давления, магнитные бури и различные психоэмоциональные воздействия. Это же является одной из причин развития гипертонической болезни и паркинсонизма.

У некоторых людей после 60-63 лет начинает развиваться прогрессирующее снижение памяти в сочетании с апатией и инертностью, а затем развивается слабоумие. При сохранении памяти о прошлой жизни они забывают, как пользоваться вилкой или электричеством, у них нарушается ориентация в пространстве и времени, они становятся совершенно беспомощными. Этот симптомокомплекс, обозначаемый как болезнь Альцгеймера, связан с постепенным снижением концентрации в мозге норадреналина, дофамина и серотонина.

Четвертый механизм развития болезни, несомненно, играет большую роль после 25-30 лет. Считается, что смертность от хронических болезней возрастает в геометрической прогрессии у мужчин после 30-36 лет, а у женщин — после 45-50 лет.

Онтогенетический механизм

онтогенез — букв. «развитие»

Согласно Аюрведе жизнедеятельность организма зависит от стабильности системы дошваты, питты и капхи. Эти доши являются интегральными функциями нейроэндокринной системы. Вата относится к нервной системе, питта — к катаболическому звену гормональной системы и ферментам, вызывающим распад тканей и энергетических запасов организма, а капха — к анаболическому звену гормональной системы и биологически активным веществам, обеспечивающим стабильность и защиту тканей. Три доши фактически являются управляющими принципами гомеостаза (постоянства внутренней среды) организма. Различные методы Аюрведы, системы питания и образа жизни, йогическая гимнастика, а также специальная медитация направлены на то, чтобы сохранить равновесие трех дош (пракрити). В противном случае неизбежно станут возникать различные болезни и происходить быстрое старение организма. Однако Чарака, Сушрута, Вагбхата и другие авторитетные аюрведические ученые указывали, что развитие физического тела, к сожалению, невозможно без нарушения стабильности этих трех дош (викрити). Через 2000 лет Клод Бернар, не зная принципов Аюрведы, фактически сформулировал ту же идею. Он указывал, что гомеостаз является обязательным условием свободного существования организма. Между тем, постоянная стабильность системы исключает возможность развития, и наоборот — обязательным условием осуществления программы развития является запрограммированное нарушение гомеостаза.

Например, во время беременности функционирует дополнительная эндокринная железа — система «плацента-плод». Вырабатываемые ею гормоны не контролируются обычными системами обратной связи, и поэтому синтез плацентарных гормонов увеличивается параллельно с увеличением массы плаценты и с течением времени. Плацентарный «гормон роста» совместно с кортизолом снижает усвоение глюкозы мышечной тканью в материнском организме. Поэтому во вторую половину беременности существенно возрастает уровень глюкозы. Избыток глюкозы используется плодом, но у беременной гипергликемия вызывает возрастание в крови базального уровня инсулина. Влияние этих двух факторов приводит к накоплению жира во время беременности, масса которого увеличивается в среднем на 5-10 кг.

При сильном росте плода увеличивается потребность в холестерине для построения клеточных мембран. В то же самое время гормональные сдвиги вызывают подавление клеточного иммунитета для предотвращения отторжения плода (как ни парадоксально, материнский организм воспринимает ребенка как чужеродную ткань). Таким образом, развивается стойкое нарушение гомеостаза на период беременности, которое в некоторых случаях может сохраниться и после рождения ребенка. Это происходит из-за того, что в наше время параллельно нарушается состояние особой камертонной системы организма, к которой относится его энергоинформационная матрица. Согласно Аюрведе существуют особые каналы сукшма, где закодирована информация о том, как должны функционировать те или иные центры нейроэндокринной системы, все жизненно важные органы и ткани. К сожалению, сукшма-каналы легко повреждаются из-за воздействия лептонных и других излучений, которыми буквально перенасыщены современные города (источниками их являются компьютеры, теле и радиосистемы, электронная бытовая техника). Кроме того, сукшма-каналы очень чувствительны к отрицательным психоэмоциональным выплескам, которые ежедневно осуществляются самим человеком.

Таким образом, предлагаемые Аюрведой методы понимания характера и причинных механизмов развития различных хронических заболеваний могут помочь решить многие проблемы современной медицины.

Шесть стадий болезни

В аюрведической традиции школы Сушруты принято выделять шесть стадий развития болезни: ментальную (манаса-викрити), эфирную (прана-викрити), нейроэндокринную (доша-викрити), эндотоксическую (ама-викрити), проявленную (вьякти-викрити) и терминальную (мритья-викрити). На первых трех стадиях заболевание считается легко излечимым, на четвертой — излечимым, на пятой — трудноизлечимым, на шестой — неизлечимым.

К сожалению, современная медицина чаще всего начинает оказывать помощь лишь на пятой, а то и на шестой стадии болезни. Это обусловлено не совсем точной концепцией определения термина «болезнь», отсутствием холестического (целостного, интегрального) подхода к оценке состояния пациента, несовершенством диагностических методов, а также недостаточной медицинской грамотностью населения.

Аюрведическая медицина демонстрирует безусловное преимущество системы ранней диагностики, благодаря которой значительно увеличивается возможность успешного излечения больного. Аюрведа предлагает очень простые способы определения стадии болезни и постановки точного диагноза (при достаточном опыте и мастерстве врача). Таков метод «пяти зеркал», включающий в себя исследование пульса, языка, ушных раковин, глаз и «сигнатур» на теле пациента (родинки, знаки на ладонях и стопах, форма и строение ногтей и волос, характер и выраженность морщин, цвет и запах кожных покровов и слизистых).

Методы лечения в Аюрведе (многие из них современная медицина относит к профилактике) выбираются в зависимости от стадии болезни.

Первая стадия болезни — манаса-викрити — связана с проблемами нашего «тонкого тела». Существуют три основных природных начала — гуны (ниже приводятся краткие их характеристики), которыми мотивированы различные проявления человеческого характера. Гуны очень динамичны, они влияют на нашу психику по закону соответствия, проявляя уровень сознания. Их взаимные сочетания создают всевозможные оттенки нашей психики. Неуравновешенность гун может вызывать у человека большое психологическое напряжение.

Саттва-гуна (букв. «благость») связана со способностью живого существа оценивать те или иные проявления окружающего мира и происходящие события непредвзято, без эмоций и ощущений, только с помощью чистого интеллекта (буддхи). Ее характеризуют умиротворение, спокойствие, ясность ума, искренность, жизнерадостность и оптимистичность. Гуна благости отражает Закон вселенской гармонии, дает защиту от многочисленных болезней, преждевременной старости и смерти. Большинство современных людей могут удерживать состояние гуны благости лишь очень короткое время, так как подвержены влиянию раджаса и тамаса. Для обитателей же мира Сварги саттва-гуна — состояние естественное, обычное.

Что касается раджа-гуны (букв. «страсть»), то о ней нужно сказать следующее. Чувства привлекаются объектами материального мира подобно тому, как железо притягивается магнитом. Ощущения, которые при этом возникают в уме (манасе) могут быть приятными или неприятными, независимо от того, какими способами они достигаются. В дальнейшем ум стремится направить тело к «приятным» объектам чувств и во что бы то ни стало избежать «неприятных», что, однако, не приносит блага его обладателю. Подчинение души манасу, потеря контроля над своими чувствами определяют состояние раджа-гуны. Оно лишает возможности правильно воспринимать мир, так как порождает очень сильную привязанность к объектам чувств (пристрастия) и способствует затрате чрезмерного количества энергии на их достижение. Гуна «страсти» затуманивает сознание и вызывает к жизни различные пороки — гордыню и эгоизм, зависть и жадность, гневливость и раздражительность, умственное беспокойство и суетливость, ненависть, склонность к насилию и осуждению, непостоянство и страх, ревность и вожделение, — которые считаются в Аюрведе корнями большинства болезней и свидетельствуют о зарождающемся недомогании. Животные, птицы, пресмыкающиеся и некоторые обитатели вод естественным образом склонны находиться в раджа-гуне.

Тама-гуна (букв. «невежество») связана с глубокой и, как правило, непрерывной погруженностью чувств в плотные слои материальной природы. При этом теряется или замедляется способность дифференцировать «приятные» и «неприятные» ощущения, энергия психики переходит в потенциальное состояние, притупляются различные потребности, мотивации и желания. Проявления тама-гуны — умственная инерция, медлительность, сонливость, лень, апатия и иллюзорное восприятие окружающего мира. Тама-гуна доминирует у растений, многих обитателей вод, насекомых, простейших, грибков, бактерий и вирусов. Если человек подпадает под влияние гуны невежества, он утрачивает желание заботиться о своем здоровье, часто питается испорченной или несоответствующей пищей, не соблюдает правильного режима дня, разрушает свое тело алкоголем или наркотиками и обращается к врачам лишь тогда, когда болезнь уже проникла в его тело.

Если раджа-гуна или тама-гуна завладевают сознанием человека, аюрведическая медицина считает это первой — ментальной — стадией болезни (она может иметь врожденные или наследственные причины, что будет объяснено далее).

Существуют различные виды духовных практик, которые считаются наилучшим лекарством для ума, позволяющим избавиться от разрушительного влияния раджаса и тамаса. Например, гьяна представляет собой изучение философско-религиозных канонов или получение трансцендентного знания от наставника с последующим постепенным процессом осознания законов материальной природы и способов освобождения от зависимости по отношению к ней. Йога является восьмиступенчатым путем Патанджали, дающим возможность постепенно очистить все оболочки души от «грубой и тонкой грязи», научиться полностью контролировать свое тело, чувства и ум и войти в непосредственный контакт с Богом путем длительной медитации. Бхакти — путь раскрытия своего сердца и культивирования любви к Богу и другим живым существам.

Аюрведа предлагает использовать различные медитативные практики в сочетании с внутренним наблюдением и оценкой происходящего.

Если же человек не станет «вырывать корни сорняков», они неизбежно будут давать все новые и новые всходы. Пороки ума постепенно дисгармонизируют эфирное тело. Обычно большинство наших мыслей сопровождается определенной эмоциональной оценкой, что неизбежно порождает элементалы (мыслеформы), часть которых очень опасна. Негативная реакция психики вносит искажения в резонансные частоты информационных каналов (стхула) и камертонных центров (чакр), а также нарушает нормальное движение энергии по каналам нади. То же происходит, если кто-либо обрушивает на окружающих элементалы гнева, ненависти, зависти, злобы и страха. Эти мыслеформы имеют очень большую силу, поскольку в возбужденном состоянии человек невольно наделяет их огромными сгустками энергии шакти (разрушительным воздействием на эфирное тело обладают также высокочастотные и лептонные излучения от компьютеров, телевизоров, сотовых телефонов, микроволновых печей и линий высоковольтных передач).

В древних системах врачевания подобные нарушения выявляли с помощью пульсовой диагностики (современная западная медицина может делать это методами Кирлиан, Риодараку или Фолля). Для корректировки эфирного тела аюрведическая медицина предлагает методы мармавидьи (акупунктура и точечный массаж), вастувидьи (гармонизация пространства), пранавидьи, минерало-, арома- и музыкотерапии.

Если болезнь не устраняется на первых двух стадиях, то она неизбежно переходит на третью — нейроэндокринную или доша-викрити (стадию разбалансировки трех дош). Нейроэндокринная система обеспечивает гомеостаз (постоянство внутренней среды физического тела). Негативные психологические стереотипы и отрицательные эмоции, внося искажения в энергоинформационное тело, вызывают разбалансировку центров головного и спинного мозга (дисбаланс вата-доши) и нарушают гормональное равновесие физического тела (дисбаланс питты и капхи). Любой внешний или внутренний фактор, нарушающий это равновесие, неизбежно активизирует защитные реакции организма. Возбуждение коры и подкорковых центров головного мозга, в том числе и гипоталамуса (активизация прана-ваты), приводит к выбросу адреналина, глюкагона, тироксина (активизация ранджака-питты), а затем — кортизола и инсулина (активизация аваламбха-капхи). Под влиянием адреналина (гормона мозгового слоя надпочечников), глюкагона (контр-инсулярного гормона поджелудочной железы) и тироксина (гормона щитовидной железы) происходит повышение содержания глюкозы в плазме крови, усиление распада жиров и гликогена (при этом глюкоза преимущественно используется мозговой тканью, а энергетические потребности организма обеспечиваются главным образом за счёт жирных кислот). Повышается артериальное давление и усиливается сокращение сердца, активизируется активность тромбоцитов (склонность к тромбообразованию), уменьшается выделение пищеварительных ферментов и снижается болевая чувствительность. Действие указанных гормонов и их «исполнителей» — ферментов — достаточно кратковременно. Однако следом вырабатываются гормоны преимущественно анаболической направленности, активность которых сохраняется значительно дольше. Кортизол стимулирует образование глюкозы в печени из неуглеводных компонентов (в основном из аминокислот), оказывает противовоспалительное действие, стабилизирует клеточные мембраны и подавляет повышенную активность иммунной системы. Инсулин усиливает утилизацию тканями глюкозы, увеличивает синтез жиров (в том числе холестерина) и гликогена в печени и мышцах, увеличивает активность многих анаболических ферментов.

Поскольку эфирное тело является своеобразным камертоном нейроэндокринной системы, и каждый канал стхула-праны сохраняет информацию о нормальном (стандартном) физиологическом уровне соответствующих гормонов, ферментов и биологически активных веществ, любые стойкие нарушения эфирного тела неизбежно приводят к рассогласованию работы центров нейроэндокринной системы, развивается так называемый «гиперадаптационный синдром». Согласно Аюрведе, нарушения в эфирном теле выводят из равновесия вату, питту и капху. Однако люди из-за недостаточной чувствительности не ощущают начала заболевания и редко обращаются к врачу на этом этапе. Современная же медицина может выявить болезнь на этой стадии лишь с помощью достаточно дорогостоящих биохимических и инструментальных исследований.

Аюрведические каноны достаточно подробно описывают ранние признаки третьей стадии болезни в зависимости от разбалансировки той или иной субдоши. Пульсовая диагностика также является методом очень точного выявления нейроэндокринных нарушений. Чтобы привести в равновесие вату, питту и капху, чаще всего достаточно правильно подобрать диету и соответствующие образ и ритм жизни. В некоторых случаях необходимо добавить в рацион определенные биологически активные пищевые добавки и фитопрепараты. Аюрведой созданы специальные лекарства, относящиеся к категории расаяны (приводящие в равновесие нейроэндокринную систему и обладающие омолаживающим действием). Используются, естественно, и методы, применяемые на более ранних стадиях; особенно эффективна мармавидья.

Эндотоксическая стадия (ама-викрити) связана с образованием и накопле­нием амы (продуктов неполного метаболизма). Нарушение гормонального равно­весия вызывает разбал

Наши рекомендации