Классификация нарушений слуха

Классификация нарушений слуха определяется характером поражения слуховой функции и состоянием речи. В зависимости от этого выделяются два вида слуховой недостаточности: глухота и тугоухость. Глухота - наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Полная глухота встречается редко. В большинстве случаев сохраняются хотя бы небольшие остатки слуха. С их помощью ребенок может воспринимать очень громкие, резкие неречевые звуки (звонок, свисток), отдельные звуки речи, а иногда простые, хорошо знакомые слова, произнесенные громко около ушной раковины.

Глухота может быть врожденной и приобретенной.

Врожденная глухота встречается реже. Причинами ее являются:

1) неправильное развитие слухового органа во внутриутробный период (влияние наследственного фактора);

2) неблагоприятные условия развития плода в результате воздействия вредных факторов в период беременности матери: перенесенные инфекционные заболевания - грипп, корь, травмы и т.д.; употребление матерью алкоголя; лечение стрептомицином и другими лекарственными препаратами; травма плода в первые месяцы беременности.

Приобретенная глухота чаще всего является результатом воспалительных процессов во внутреннем ухе и слуховом нерве при различных заболеваниях: менингите, кори, скарлатине, гриппе, свинке и т.д.

В зависимости от времени возникновения различают раннюю глухоту, возникшую в период доречевого развития, и позднюю, наступившую, когда у ребенка речь уже сформировалась.

Тугоухость - поражение слуха, при котором возникают трудности в восприятии речи с помощью слуха. Если при глухоте восприятие речи резко ограничено, то при тугоухости в специально создаваемых условиях (усиление голоса, использование специальной звукоусиливающей аппаратуры и др.) возможности восприятия речи возрастают.

Причины возникновения тугоухости разнообразны. Снижение слуха наступает:

1) как результат острого или хронического воспаления среднего уха: происходят патологические изменения в среднем ухе - прободение барабанной перепонки, рубцы, сращения, что приводит к нарушению подвижности барабанной перепонки и цепи слуховых косточек;

2) как результат хронических заболеваний носа и носоглотки (например, аденоидные разращения); при этом нарушается проходимость евстахиевой трубы;

3) как результат перенесенных инфекционных заболеваний (скарлатины, гриппа, кори);

4) как результат врожденных аномалий органов слуха в эмбриональном периоде.

Тугоухость может быть выражена в различной степени - от незначительного нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения возможности восприятия речи разговорной громкости.

Существует несколько классификаций нарушений слуха. Среди них наиболее распространенными являются классификации Б.С.Преображенского и Л.В.Неймана. Согласно, первой классификации выделяются четыре степени снижения слуха: легкая, умеренная, значительная, тяжелая - в зависимости от расстояния, на котором воспринимается разговорная и шепотная речь. Диапазон восприятия при этом значителен. Так, при легкой степени снижения слуха шепотная речь может восприниматься на расстоянии от 3 до 6 м, при тяжелой степени -на расстоянии от 0 до 0,5 м. Л.В.Нейман выделяет три степени тугоухости, учитывая не только расстояние на котором воспринимается речь, но и состояние речи.

Обследование слуха

Наиболее простым методом обследования слуха является исследование слуха с помощью речи шепотной и обычной разговорной громкости. Слова подбирают с низкой и высокой частотной характеристикой. Например:

санки бабушка
шуба ворона
спички лак
снегурочка ворота
щетка лампа
дедушка радуга

В обычных условиях обследования в обстановке относительной тишины восприятие шепотной речи считается нормой на расстоянии 6-7 м.

Если ребенок повторяет слова неуверенно, необходимо приблизиться на 1 м. Затем отмечается расстояние, при котором ребенок повторяет, слова уверенно.

Если ребенок не слышит ни одного слова, следует выявить способность к восприятию гласных и согласных звуков: м, н, р, д, г, у, о (низкочастотные); шипящие, и, э, (высокочастотные).

В процессе обследования необходимо учитывать общее состояние ребенка: утомляемость, внимание, готовность к выполнению заданий.

Уставший ребенок легко отвлекается, не воспринимает смысл задания. В таких случаях неточные ответы будут результатом неблагоприятного общего состояния и не дадут объективной картины снижения слуха. Отсюда возникают диагностические ошибки.

Высокочастотные звуки слышатся лучше, чем низкочастотные

Если ребенок не владеет устной речью и не понимает словесных поручений, рекомендуется использовать звучащие (бубен, свисток) и озвученные игрушки (птичка, лающая собачка и др.).

Во время обследования необходимо соблюдать определенное условие: надо создавать такую обстановку, при которой ребенок был бы занят делом (играл с мамой, рассматривал картинки, игрушки). В таком случае исключается угадывание звукового сигнала по манипуляции логопеда с озвученными игрушками.

Каждую реакцию ребенка на поданный звуковой сигнал необходимо тщательно фиксировать: ребенок прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука, совсем не обращает внимание на звук.

Предлагаемые приемы проверки слуха не являются достаточно точными и объективными в определении дозировки силы звука, в отношении конечной оценки результатов. Поэтому при выраженных нарушениях слуха необходимо направлять ребенка к специалисту-отоларингологу и делать аудиограмму (исследование слуха с помощью специального прибора - аудиометра).

Наши рекомендации