Точечный массаж при немотивированном упрямстве, непослушании детей.
Воздействие на точки должно проводиться успокаивающим методом приемом легкого вращательного поглаживания по часовой стрелке (3—5 минут для каждой точки) (рис. 3.9).
Рис. 3.9. Точечный массаж при немотивированном упрямстве, непослушании детей
Итак, познакомив вас с методикой проведения точечного массажа, широким спектром его использования в коррекционной работе, мы надеемся, что убедили вас в его простоте и доступности. Ученые рекомендуют освоить этот вид массажа и педагогам, и родителям, так как он достойно выдержал проверку временем. Старших дошкольников и школьников можно обучить элементам самомассажа. Пропаганда знаний по использованию нетрадиционных методов лечебной, коррекционной педагогики предоставляет возможность использовать их не только медиками, педагогами, но и родителями.
Схема нормального развития детской речи (по А.Н.Гвоздеву)
Период | Подпериод, возраст | Развитие предложения (фразы) | Усвоение речи | Слоговая структура слов | Усвоение звуковой стороны речи | ||||||
Объем и типы предложений | Грамматический строй | Существительные | Глаголы | Прилагательные | Местоимения, наречия | Служебные части речи | Звуки | Стечения согласных | |||
Предложения из аморфных слов-корней | Однословные, 1 год 8 мес. | Отдельные слова (около 27 слов) | Нет | Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов) | Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов) | Нет | Нет | Нет | В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту») | А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь | Нет |
Из двух корней, 1 год 8 мес | Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов) | Нет | Несклоняемые | Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит. наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай» | Нет | Нет | Нет | Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается | Хь, ць, й. часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный | Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк | |
Усвоение грамматической структуры предложения | Первые формы слов, 1 год 10 мес. – 2 года | Рост предложения до 3-4 слов | Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны | Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием –у, И.п. мн.ч. с окончанием –ы, –и (фонетически всегда –и), иногда П.п. с окончанием –е; уменьшительно-ласкательные суффиксы | Первые грамм. формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст. вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки | Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р. | Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице) | Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не | В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах | Твердые согласные н, т, д | Большинство стечений согласных замещаются одним звуком |
Усвоение флексной системы языка, 2 года – 2 года 6 мес. | Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами | Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы | Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и) | Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род | 23 прилагательных. иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п. | Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др. | Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда | В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки | Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков | Стечение согласных не усвоено, но некоторые группы согласных произносятся правильно | |
Усвоение служебных частей речи, 2 года в мес. — 3 года | Развитие сложного предложения | Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода | Усвоены «главенствующие» падежные око нчан ия мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья}; суффиксы увеличительности, принадлежности | Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение | Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия | Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений | Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др. | Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах | Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц | Заканчивается усвоение стечения согласных | |
3—4 года | Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений | Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы | Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне» | Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок | Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных | Усваиваются сравнительные степени наречий | Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы | Звуковая сторона речи усвоена полностью | |||
4 года – 6 лет | Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который | Практически усваиваются все частные грамматические формы | Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах | Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм | Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах | Употребляется одно деепричастие сидя | Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях | Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении |