Слуховое восприятие неречевых звуков
Различение звучания игрушек
Стереогноз
Узнавание на ощупь фактуры предметов:
дерево _______металл________
стекло _________пластмасса __________
Узнавание на ощупь формы предметов:
катушка _________ложка______
карандаш _________чашка______
Узнавание на ощупь геометрических фигур:
шар ____________ куб __________
цилиндр______ пирамида________
Различение на ощупь предметов по величине:
большой _______ средний ________ маленький______
Зрительное восприятие
Восприятие цвета
Цвет | Идентификация | Называние |
Красный | ||
Синий | ||
Желтый | ||
Зеленый | ||
Коричневый | ||
Черный | ||
Белый | ||
Розовый | ||
Голубой |
Восприятие формы
Форма | Идентификация | Название |
Круг | ||
Квадрат | ||
Треугольник | ||
Ромб | ||
Прямоугольник | ||
Овал |
Восприятия величины
Параметры величины | Идентификация | Название |
Большой – маленький | ||
Длинный – короткий | ||
Высокий – низкий | ||
Толстый – тонкий | ||
Широкий – узкий |
Пространственные представления
Ориентировка в сторонах собственного тела (правая, левая)_______________
Различение понятий:
выше — ниже _________ дальше — ближе ____________________________
справа — слева _______ впереди — сзади ____________________________
Конструктивный праксис:
прямое копирование образца
из 3 элементов (для четырехлетних детей) _____________________________
из 5 (для пятилетних детей) _________________________________________
из 6 (для шестилетних детей) ________________________________________
Временные представления
День ________ Вечер _________
Ночь ________ Утро __________
Зима ________ Весна ________
Лето _______ Осень __________
С пятилетнего возраста:
Вчера ______Сегодня ______ Завтра ________
С шестилетнего возраста:
Минута _______ Час ________
День______ Сутки _________
Математические представления
С четырехлетнего возраста:
Один________ Много _______ Поровну________
Прямой счет до 3 ____________________________________________
С пятилетнего возраста:
Прямой счет до пяти__________________________________________
Сравнение количеств (на конкретном материале)_____________________
Пересчитать предметы. Сколько их?________________________________
С шестилетнего возраста:
Сравнение чисел _________________________________________________
Количественный состав чисел из единиц (отложить 3 палочки)___________
Мышление
Исключение лишнего предмета («четвертый лишний») __________________
Классификация предметов (овощи — посуда) __________________________
Понимание переносных значений слов («золотые руки», «золотые
волосы»)_________________________________________________________
Память
Зрительная память:
раскладывание 4 предметных картинок в заданной последовательности без называния при запоминании и воспроизведении через 5 секунд __________
Вербальная память:
Повторение серии слов: дом, лес, стол, кот _____________________________ через 5 секунд____________________________________________________
Зрительно-вербальная память:
раскладывание 4 предметных картинок в заданной последовательности с называнием при запоминании и воспроизведении________________________
через 5 секунд____________________________________________________
Пересказ_________________________________________________________
Характеристика внимания
Объем ___________________________________________________________
Концентрация ____________________________________________________
Переключаемость__________________________________________________
Заключение о развитии познавательной деятельности
Стереогноз _______________________________________________________
Зрительное восприятие _____________________________________________
Пространственные представления_____________________________________
Временные представления_________________________________________
Математические представления ____________________________________
Мышление_______________________________________________________
Память___________________________________________________________
Внимание_________________________________________________________
Характеристика работоспособности___________________________________
Приложение 3. Карта оценки результатов
Коррекционного обучения
I—II год обучения
1.Регулярность посещения занятий__________________________________
2.Характеристика отношения ребенка к занятиям, поведение на занятиях
3.Динамика развития речи__________________________________________
—Импрессивная речь______________________________________________
—Общая характеристика экспрессивной речи _________________________
—Логопедический диагноз _________________________________________
4.Динамика развития познавательных процессов:
Стереогноз _______________________________________________________
Зрительное восприятие ____________________________________________
Пространственные представления__________________________________
Временные представления__________________________________________
Математические представления _____________________________________
Мышление ________________________________________________________
Память___________________________________________________________
Внимание_________________________________________________________
5.Заключение о развитии познавательной деятельности _________________
III год обучения
1.Регулярность посещения занятий ___________________________________
2.Характеристика отношения ребенка к занятиям, поведение на занятиях
3.Динамика развития речи __________________________________________
4.Динамика развития познавательных процессов:
Стереогноз ________________________________________________________
Зрительное восприятие ______________________________________________
Пространственные представления ____________________________________
Временные представления __________________________________________
Математические представления _____________________________________
Мышление_______________________________________________________
Память___________________________________________________________
Внимание_________________________________________________________
5.Заключение о развитии познавательной деятельности _________________
6.Сформированность предпосылок школьного обучения ________________
Навыки коллективной работы________________________________________
Усидчивость на фронтальных занятиях ______________________________
Графические навыки _____________________________________________
Чтение (знание букв, чтение обратных слогов, чтение прямых
слогов; послоговое чтение, чтение целыми словами)____________________
Характеристика к выпускной медико-психолого-педагогической комиссии
Приложение 4. Примерное распределение
Программного материала по развитию
Познавательной деятельности
Средняя группа
Развитие сенсорной сферы:
—Восприятие основных цветов спектра: различение, называние, классификация по цвету.
—Восприятие геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. Различение, называние, классификация. Сравнение и рядообразование по величине.
—Восприятие величин. Различение, называние, классификация. Сравнение и рядообразование по величине.
—Восприятие пространственных отношений: верх — низ, право — лево, впереди — сзади по отношению к себе.
—Конструирование из 3—4 элементов.
—Восприятие фактуры предметов: твердое — мягкое, гладкое — шероховатое.
—Слуховое восприятие неречевых звуков: различение звучания игрушек.
—Различение простых темпо-ритмических структур: I, II, III. Развитие речи:
—Выделение звука в звуковом ряду.
—Выделение начальных гласных звуков в словах.
—Дифференциация согласных звуков по твердости—мягкости, звонкости—глухости.
—Знакомство со звуками и буквами: а, о, у, и, м, п, к, т. Составление и чтение слогов и трехзвуковых слов из этих букв.
—Формирование представлений о словах, начинающихся с данных звуков.
—Пополнение активного и пассивного словаря по разделам программы «Адаптация».
—Соотнесение лексических значений слов с обозначаемыми ими явлениями, различение фонетически сходных слов.
—Различение слов, обозначающих сходные объекты и действия.
Развитие обобщающих значений слов.
Подбор действий к предметам и наоборот.
Подбор признаков к предметам и наоборот.
Вставка недостающих слов в предложения.
Соотнесение значений слов с эмоциональными реакциями.
—Развитие суффиксального способа словообразования.
—Изменение существительных по числам.
—Согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде.
—Формирование падежных конструкций с предлогами: в, на.
—Согласование существительных с глаголами настоящего времени в числе.
—Формирование простого распространенного предложения: субъект — предикат, субъект — предикат — объект.
—Пересказ сказки по серии сюжетных картин.
Развитие мышления:
—Складывание пирамид.
—«Почтовый ящик».
—Доски Сегена для вставки геометрических форм.
—Складывание разрезных картин, фигур, картин на кубиках из 2—4-х частей (элементов).
—Классификация объектов по одному признаку.
—Классификация объектов по категориям.
—Исключение предметов («четвертый лишний»).
—Отгадывание загадок, основанных на перечислении внешних признаков предметов.
Развитие внимания и памяти:
—«Чего не стало?», «Что изменилось?» с применением 3—4 элементов на конкретном материале.
—Игры типа: «Угадай, что звучит», «Угадай, кто позвал».
—Прямое копирование образца в конструировании.
—Звучание поговорок, стихов. Формирование математических представлений:
—Счет до пяти.
—Формирование представлений «один — много».
—Пересчет предметов в пределах пяти.
—Соотнесение количеств в пределах пяти.
—Решение задач на сложение и вычитание в пределах трех на конкретном материале.
—Состав чисел 2 и 3.
—Представление о временах года. Названия, основные отличительные признаки, последовательность сезонов.
Старшая группа
Развитие сенсомоторной сферы:
—Восприятие оттенков цветов спектра: различение, называние, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета.
—Восприятие геометрических форм: овал, прямоугольник. Различение, называние, классификация. Сравнение и рядообразование по величине.
—Восприятие контурных изображений знакомых предметов.
—Восприятие недорисованных изображений.
—Дифференциация предметов и изображений по длине, высоте, ширине, толщине. Рядообразование по этим параметрам.
—Восприятие фактуры предметов: различение по материалу.
—Восприятие пространственных отношений: верх—низ, право—лево, впереди—сзади по отношению к себе и другим объектам.
—Узнавание и различение неречевых звуков в природе: шум ветра, звон капели и т.д.
—Восприятие и воспроизведение темпо-ритмических структур из 3 элементов: I 11, 11 I, 111, I, 11.
—Конструирование по образцу из пяти элементов.
—Лабиринты.
Развитие речи:
—Дифференциация свистящих и шипящих звуков.
—Выделение согласных звуков в конце слов.
—Деление слов на слоги. Определение количества слогов в слове.
—Знакомство со звуками и буквами: ы, э, н, б, в, г, д, л, с, з, ф, х.
—Составление и чтение слогов и слов из этих букв.
—Формирование представлений о словах, начинающихся с данных звуков.
—Определение наличия изучаемых звуков в словах.
—Увеличение активного и пассивного словаря по программе «Адаптация».
—Подбор антонимов к словам.
—Образование прилагательных от существительных.
—Изменение существительных единственного числа по падежам.
— Формирование предложно-падежных конструкций с предлогами: над, под, за, перед.
—Согласование существительных и глаголов прошедшего времени в роде.
—Формирование простого распространенного предложения из 4 и более элементов.
—Пересказ сказки или короткого рассказа по сюжетной картине.
—Придумывание конца рассказа по сюжетной картине.
—Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Развитие мышления:
—Доски Сегена с сюжетными изображениями.
—Складывание разрезных картинок, фигур, картинок из кубиков — до шести элементов.
—Классификация объектов по двум признакам.
—Определение понятий — предметов по их назначению.
—Классификация предметов по категориям.
—Исключение предметов («четвертый лишний»)
—Отгадывание загадок, основанных на выделении функциональных свойств объектов.
Развитие внимания и памяти:
—«Чего не стало?», «Что изменилось?» с применением до шести элементов.
— Прямое и следовое копирование образца в конструировании — из пяти элементов.
—Заучивание поговорок, стихов.
Формирование математических представлений:
—Порядковый счет: прямой в пределах десяти, обратный — в пределах пяти.
—Ориентирование в числовом ряду в пределах пяти.
—Знакомство с цифрами.
—Пересчет предметов в пределах десяти.
—Соотнесение количеств предметов.
—Выбор заданного количества в пределах пяти без пересчета.
—Сравнение количеств.
—Составление чисел 2, 3, 4.
—Решение задач на сложение и вычитание в пределах пяти на конкретном материале.
—Составление задач с использованием конкретного материала.
—Называние месяцев по сезонам.
—Знание и называние дней недели. Различение будних и выходных дней.
—Ориентирование в частях суток.
Подготовка к письму:
—Обучение удержанию карандаша для письма.
—Формирование навыков пространственной ориентировки в тетради.
—Написание палочек в строке, очерченной сверху и снизу (в тетради в крупную линейку).
Подготовительная группа
Развитие сенсомоторной сферы:
—Трансформация геометрических форм.
—Узнавание перечеркнутых изображений.
—Узнавание наложенных друг на друга изображений.
—Сравнение предметов и фигур по величине и трансформация.
—Классификация предметов по фактуре.
—Восприятие и узнавание неречевых звуков в быту и в природе.
—Восприятие и моделирование пространственных отношений между предметами.
—Конструирование из шести элементов.
—Восприятие и воспроизведение темпо-ритмических структур из 4—5 элементов.
—Лабиринты.
Развитие речи:
—Определение места звука в слове.
—Определение количества слогов в слове.
—Определение количества звуков в 3—4 звуковых словах.
—Придумывание слов на заданный звук.
—Знакомство с буквами: ш, ж, ц, щ, и, р, ч, ю, я, е, ё
—Составление и чтение слогов и слов.
—Пополнение пассивного и активного словаря по программе «Адаптация».
—Подбор синонимов к словам.
—Формирование представлений о многозначности слов.
—Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах единственного и множественного числа.
—Формирование предложно-падежных конструкций с любыми предлогами.
—Формирование сложных предложений с сочинительными и подчинительными союзами.
—Составление рассказов по сюжетным картинкам.
—Составление рассказов на заданную тему.
—Пересказ сказки или рассказа без опоры на наглядность.
Развитие мышления:
—Вкладыши Равена.
—Складывание разрезных картинок, фигур, картинок на кубиках — из девяти элементов.
—Классификация объектов по разным параметрам.
—Определение понятий.
—Сравнение понятий (девочка и кукла, лошадь и трактор, самолет и птица).
—Отгадывание загадок.
—Понимание переносных значений слов.
—Определение последовательности событий.
Развитие внимания и памяти:
—«Чего не стало?», «Что изменилось?» с применением до восьми элементов.
—«Разноцветные цепочки» — 8 элементов — Следовое копирование образца.
—Заучивание стихотворений.
Развитие математических представлений:
—Прямой и обратный счет в пределах десяти.
—Ориентирование в числовом ряду в пределах десяти.
—Счет от заданного до заданного числа.
—Соотнесение и сравнение количеств предметов.
—Уравнивание количеств предметов.
—Состав чисел 2, 3, 4, 5.
—Решение задач на сложение и вычитание с использованием конкретного материала в пределах десяти, без использования — в пределах шести.
—Составление задач с использованием конкретного материала.
—Порядковое перечисление месяцев.
—Порядковое перечисление дней недели. Ориентирование в последовательности дней недели.
—Элементарные представления о продолжительности часа, минуты, секунды.
—Знакомство с часами.
—Сравнение временных интервалов.
Подготовка к письму:
—Написание в строчках различных элементов.
Приложение 5. Программа «Музыка».
Пояснительная записка.
Целью работы по данной программе является активизация различных сторон психофизической деятельности детей за счет воздействия музыки на эмоциональную сферу.
Задачи:
1.Регуляция эмоциональной сферы детей.
2.Формирование умения адекватно воспринимать музыку.
3.Развитие сенсомоторной сферы: слухового восприятия, слухо-моторной координации, темпо-ритмических структур.
4.Развитие речи.
5.Развитие пространственной ориентировки.
6.Развитие внимания, памяти, мышления.
7.Развитие музыкальных способностей.
8.Формирование умений и навыков коллективной деятельности.
9.Развитие творческого воображения.
10. Развитие дыхания и голоса.
Содержанием музыкального воспитания в первые годы жизни ребенка является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания, интереса к музыке, формирование элементарных музыкальных способностей и овладение некоторыми исполнительскими навыками. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка — поэтому она предоставляет богатые возможности общения взрослого с ребенком, создает основу для эмоционального контакта между ними и, следовательно, является прекрасным средством педагогического воздействия на психическое развитие.
В первые годы жизни прежде всего формируется восприятие музыки. Восприятие музыки характеризуется эмоциональной отзывчивостью на нее. У детей можно вызвать соответствующее эмоциональное состояние: бодрое, задорное или ласковое, спокойное, доброжелательное. Постепенно музыкальные впечатления детей становятся более разнообразными при использовании музыки разного характера. Ребенок начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, дифференцирует части произведения: вступление, заключение, определяет динамику (тихо — громко), узнает знакомые песни и пьесы. Таким образом, начинается линия постепенного развития восприятия музыки.
Исполнительская деятельность (пение и музыкально-ритмические движения) у детей младшего дошкольного возраста лишь начинает свое становление. В младшей группе ребенок, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, затем несложные песенки, попевки. Далее певческое звучание развивается, объем вокально-хоровых навыков увеличивается, и появляется возможность подводить детей к тому, чтобы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению.
Первоначальная предпосылка музыкально-ритмических движений — ощущение детьми элементарной ритмичности в действиях, связанных с музыкой. Устанавливаются простейшие связи музыки и движения. Ведется работа по овладению основными движениями под музыку — ребенок учится ритмично ходить, притоптывать, ритмично хлопать в ладоши. В зависимости от построения пляски или музыкальной игры дети ходят стайкой, парами, врассыпную, друг за другом, т. е. появляется возможность развивать ориентировку в пространстве. Осваиваются несложные танцевальные движения, все более разнообразными становятся музыкальные игры, где дети должны не только уметь двигаться, но и передавать образ какого-нибудь персонажа. Используя характерные движения, дети могут инсценировать несложные песни.
Из-за различных нарушений двигательной системы музыкально-ритмическая деятельность детей ограничена. В силу этого такие движения как бег, прыжки, подскоки полностью или частично исключаются. Зато большое значение приобретают музыкальные игры и пляски с различными атрибутами: игрушками, флажками, погремушками, платочками, ленточками. Их можно проводить как в пространстве зала, так и сидя на стульчиках. Действия с предметами активизируют детей и одновременно расширяют и обогащают объем двигательных умений и навыков.
Даже при небольшом количестве музыкально-ритмического материала, варьируя его, можно вносить новые детали, атрибуты, усложнять правила и тем самым уже решать новые задачи.
Развитие движений кисти руки направленно осуществляется при постановках музыкального театра, где дети учатся манипулировать куклами под музыку. Игра на детских музыкальных инструментах, кроме того, способствует развитию дыхания (игра на триолах, кларнетах, дудочках) и слуха. Развитию голоса и артикуляции способствует исполнение песен.
Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность. Она тесно связана с музыкальной игрой. Дети по своей инициативе поют, водят хороводы, исполняют танцы, подбирают мелодии на детских музыкальных инструментах.
Педагог косвенно, преследуя коррекционные цели, руководит ими. Наблюдая, какому виду деятельности ребенок отдает предпочтение, педагог может посоветовать родителям, как наиболее рационально использовать музыкальные способности ребенка, увязать их с коррекцией ной работой в детском саду. Кроме того, педагог выявляет, что нужно внести нового в оборудование музыкальной деятельности: инструменты, пособия, самодельные игрушки и т.д.
Таким образом, происходит становление основных видов музыкальной деятельности, которые возникают в тесной взаимосвязи, и вначале их трудно разграничить между собой (т. е. слушание музыки может сопровождаться движениями, движения — вокализациями и т.д.). Постепенно происходит более четкое вычленение видов музыкальной деятельности, что позволяет определить задачи и объем навыков по каждому из них.
На музыкальных занятиях в детском саду используются следующие виды музыкальной терапии:
Слушание музыки — обучение восприятию, регуляция эмоциональной сферы.
Пение — развитие дыхания, голоса, речи.
Музыкально-ритмические движения — развитие темпо-ритмических структур, развитие двигательной системы по рекомендациям врача:
а)пляски, хороводы;
б)музыкальные игры;
в)инсценированная песня.
Музыкальный театр — развитие координации, слуха, голоса, движений.
Игра на детских музыкальных инструментах — развитие творчества, развитие тембрового, звуко-высотного, динамического слуха, развитие двигательной системы, дыхания, голоса, артикуляции.
Содержание программы.
Младшая группа.
Учить внимательно слушать музыкальные пьесы различного, характера, спокойные и бодрые песни; понимать, о чем в них поется.
Учить различать звуки по высоте, различать звучание колокольчика и фортепиано.
Развивать умение подпевать повторяющиеся в песне музыкальные фразы.
Учить двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки. Начинать движения с началом музыки и завершать с ее окончанием.
Учить танцевальным движениям: притопыванию одной ногой, хлопанью в ладоши, поворотам кистей рук, полуприседаниям.
Учить двигаться по кругу в хороводе, двигаться по кругу друг за другом по одному и парами.
Учить сопровождать текст песни движениями, игровыми действиями.
Начинать работать над контрастной звуковысотностью («Музыкальный букварь» Н. Ветлугиной, «Птенчики»).
Примерный репертуар:
«Баю-баю», муз. М.Красева; «Грибок», «Лошадка», муз. М. Раухвергера; «Самолет», муз. Е. Филичеевой; «Машина», муз. Т. Попатенко; «Зайка», рус. нар. мелодия; «Серенькая кошечка», муз. В. Витлина; «Киска», муз. Ан. Александрова; «Петушок», рус. нар. прибаутка; «Жучка», муз. Н. Кукловской.
Для подпевания: «Да-да-да», муз. Е. Филичеевой; «Кошка», муз. Ан. Александрова; «Жучка», муз. Н. Кукловской; «Ладушки-ладушки», муз. Иорданского; «Птичка», муз. Т. Попатенко; «Машенька-Маша», муз. Е. Филичеевой; «Спи, мой мишка», муз. Е.Филичеевой; «Праздник», муз. Т.Ломовой.
Пляски: «Пальчики и ручки», рус. нар. муз.; «Пляска с мишкой», «Где же наши ручки», муз. Т.Ломовой; «Гопачок», укр. нар. муз.; «Приседай», эст. нар. муз.; «Гуляем и пляшем», муз. М. Раухвергера.
Хороводы: «Елка», муз. Т. Попатенко; «Елочка», муз. Бахутовой; «Маленький хоровод», муз. М. Раухвергера.
Музыкальные игры: «Прятки», рус. нар. муз. в обр. Р. Рустамова; «Игра с куклой», рус. нар. муз.; «Уложим куклу спать», чешек, нар. муз.
Средняя группа.
Учить внимательно слушать музыкальные произведения до конца, понимать их характер, замечать динамические изменения, громкость звучания.
Учить слушать песни и рассказывать, о чем поется в песне.
Учить различать звучание музыкальных игрушек и инструментов: погремушки, бубна, барабана, металлофона.
Учить детей петь с музыкальным сопровождением бодро, весело, напевно, петь в одном темпе, не отставая и не опережая друг друга.
Учить детей двигаться под музыку, меняя характер движения соответственно двухчастной форме музыки и силе звучания; выполнять образные движения, реагировать на начало и конец музыки.
Учить маршировать, двигаться в соответствии со спокойным и бодрым характером музыки.
Учить танцевальным движениям: притопывать поочередно ногами, притопывать одной ногой, кружиться в парах, выполнять движения с предметами.
Готовить к обучению игре на детских музыкальных инструментах, развивать дифференцировку звуковысотности, петь интервалы, сочетать музыку с движениями, имитирующими игру на инструментах.
Примерный репертуар.
Для прослушивания: «Колыбельная», муз. Я. Стенового; «Марш», муз. И. Берковича; «Барабан», муз. Д. Кабалевского; «Кукла заболела», муз. А. Филиппенко; «Прогулка на автомобиле», муз. К. Мясковой; «Воробушки», муз. М. Красева; «Курочка», муз. Н.Любарского; «Поезд», муз. Н. Метловой; «Волчок», муз. В. Витлиной; «Лошадка», муз. А. Филиппенко; «Зайчики», муз. Ю. Рожавской.
Для развития голоса и слуха: «В огороде заинька», «Цветики», муз. В. Карасевой; «Заинька», рус. нар. муз.; «Сорока-сорока», рус. нар. муз.
Для пения: «Зима», муз. М. Красева; «Игра с лошадкой», муз. И. Кишко; «Дождик», рус. нар. песня; «Белые гуси», муз. М. Красева; «Самолет», муз. Е. Филичеевой. «Цыплята», муз. А. Филиппенко; «Есть у солнышка друзья», муз. Е. Филичеевой; «Под елочкой», муз. Е. Жаровского; «Осень», муз. И. Кишко; «Елочная песня», муз. Т. Попатенко; «Зима прошла», муз. Н. Метловой; «Петушок», рус. нар. муз.; «Дед Мороз», муз. А. Филиппенко.
Пляски: «Сапожки», рус. нар. муз.; «Покружиться и поклониться», муз. Т. Вилькорейко; «До свидания», дон. каз. мел.; «Гуляем и пляшем», муз. М. Раухвергера; «Стукалка», укр. нар. муз.; «Пляска с бубном», рус. нар. муз.
Хороводы: «Под елочкой», муз. Е. Жаровского; «Маленький танец», муз. Ан. Александрова; «Дед Мороз», муз. А. Филиппенко; «Елочная песня», муз. Т. Попатенко.
Музыкальные игры: «Поедем в ворота», муз. Э.Парловой; «Игра с флажками», лат. нар. муз.; «Птички и машины», муз. Т.Ломовой, «Кошка и котята», муз. М. Раухвергера; «Самолет», муз. Н. Метловой.
Старшая группа
Учить внимательно, заинтересованно слушать музыку, чувствовать ее характер, узнавать песни, пьесы по мелодии, различать
динамику музыкальных произведений.
Учить петь без напряжения, выразительно, правильно передавать мелодию, вместе начинать и заканчивать песню.
Петь с инструментальным сопровождением и без него. Учить) по-разному двигаться в соответствии с характером музыки, менять движения в 2—3-частных формах музыки.
Учить танцевальным движениям: «пружинки», ставить ногу на носок и пятку, кружиться по одному и в парах, двигаться парами по кругу, выполнять движения с предметами.
Учить инсценировать песни совместно с воспитателем, выразительно передавать игровые образы.
Учить игре на детских музыкальных инструментах.
Учить регулировать свое настроение с помощью музыки; расслабляться под спокойную музыку.
Примерный репертуар:
Для прослушивания:
«Колыбельная», муз. А. Гречанинова; «Самолеты», муз. И. Кишко; «Ах ты, береза», рус. нар. муз.; «Петрушка», муз. И. Брамса; «Весенняя песенка», муз. В. А. Моцарта; «Лошадка», муз. Н. Потоловского; «Дети и медведь», муз. Е. Филичеевой; «Кукольная полька», муз. А.Живцова; «Дождик», муз. М.Любарского; «Мотылек», муз. С. Майкопара; «Котик заболел», «Котик выздоровел», муз. А. Гречанинова; «Слон танцует», муз. А. Зноско-Боровского; «Игра в солдатики», муз. В. Ребикова.
Для развития голоса и слуха:
«Паровоз», «Петрушка», муз. В. Карасевой; «Андрей-воробей», рус. нар. муз.; «Гармошка», «Спите, куклы», муз. Е. Филичеевой.
Для пения:
«Про лягушек и комара», муз. А. Филиппенко; «На зеленом лугу», рус. нар. муз.; «Барабанщик», муз. М. Красева; «Колыбельная зайчонка», муз. В. Красевой; «Паровоз», муз. 3. Компанейца; «Санки», муз. М. Красева; «Танец около елки», муз. Ю. Слонова; «Зайчик», муз. М. Стародомского; «Мы запели песенку», муз. Р. Рустамова; «Под елочкой», муз. Е. Жаровского, «Лошадка Зорька», муз. Т.Ломовой; «Детский сад», муз. А.Филиппенко; «Дружные ребята», муз. С. Раззорен.
Пляски: «Пляска с султанчиком», укр. нар. муз.; «Пляска с платочком», рус. нар. муз.; «Пляска парами», лат. нар. муз.; «Приглашение», укр. нар. муз.; «Прощаться, здороваться», чех. нар. муз.; «Покажи ладошки», лат. нар. муз.
Хороводы: «Елка», муз. Штерна; «Елочная песня», муз. Т. Попатенко; «Русская хороводная», рус. нар. муз.; «Латвийская пляска по кругу».
Музыкальные игры: «Игра с флажком», лат* нар. муз.; «Самолеты», муз. М. Раухвергера; «Медведь и зайцы», муз. В. Ребикова; «Дед Мороз и дети», муз. И. Кишко; «Игра с цветными платочками», «Игра с погремушками», муз. С. Майкопара.
Для игры на детских музыкальных инструментах:
«Мы едем с флажками», «Небо синее», «Месяц май», «Андрей-воробей», «Лесенка», муз. Е. Филичеевой.
Подготовительная группа
Учить различать жанры музыкальных произведений: марш, танец, песня. Узнавать произведения по вступлению, фрагменту мелодии.
Учить различать и узнавать звучание разных музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, гармонь).
Развивать представления и воображение при восприятии музыки. Учить составлять описание предмета, персонажа, пейзажа, соответствующего характеру музыки.
Продолжать учить петь выразительно, без напряжения, легким звуком с мягкой атакой голоса, произносить отчетливо слова, правильно передавать мелодию. Петь в разных темпах.
Учить сольному исполнению песен.
Продолжать учить ритмично двигаться и менять движения в соответствии с характером музыки.
Учить танцевальным движениям: полуприседанию, приставному шагу с полуприседанием, постановке ноги на носок и пятку.
Учить действовать самостоятельно в музыкальных играх и танцах, не подражая друг другу.
Инсценировать содержание песен, хороводов.
Продолжать учить игре на детских музыкальных инструментах.
Обучать приемам саморегуляции эмоционального состояния с помощью музыки: расслаблению и успокоению под негромкую плавную музыку, активизации и улучшению настроения посредством пения, движений под бодрую музыку.
Примерный репертуар:
Для прослушивания:
«Колыбельная», муз. Г. Свиридова; «Листопад», муз. Т. Попатенко; «Парень с гармошкой», муз. Г. Свиридова; «Вальс», муз.
Д.Кабалевского; «Смелый наездник», муз. Р.Шумана; «Танец», муз. В. Блага; «Полька», муз. М. Глинки; «Неаполитанская песенка», муз. П.Чайковского; «Баба Яга», «Жалоба», муз. А. Гречанинова.
Для развития голоса и слуха: «Музыкальный букварь», муз. Н. Ветлугиной; рус. нар. попевки.
Для пения: «Зонтики», муз. В. Костенко; «Веснянка», укр. нар. муз.; «Песенка-чудесенка», муз. Ю. Михайличенко; «Елка», муз. Штерна; «Песня про Деда Мороза», муз. О. Юдахиной; «Мы — островитяне», муз. Кравченко; «Первый снег», муз. Кравца; «Песня о Родине», муз. Ю. Слонова; «Мамин вальс», муз. Кравченко; «Военная игра», муз. В. Витлина; «Листья золотые», муз. Т. Попатенко.
Пляски: «Приглашение», укр. нар. муз.; «Русская пляска», рус. нар. муз.; «Девочки и моряки», рус. нар. муз.; «Танец с лошадками», рус. нар. муз.; «Полька», муз. А. Филиппенко; «Травушка-муравушка», рус. нар. муз.; «Прялица», рус. нар. муз.
Хороводы: «Ворон», рус. нар. муз.; «Ай да березка», муз. Т. Попатенко; «К нам приходит Новый год», муз. В. Герчик; «Хоровод в лесу», муз. М. Иорданского; «А я по лугу», рус. нар. песня; «Пошла млада за водой», рус. нар. муз.
Музыкальные игры: «Плетень», рус. нар. муз.; «Летчики на аэродроме», муз. М. Раухвергера; «Игра с бубном», укр. нар. муз.; «Не опоздай», рус. нар. муз.; «Ищи игрушку», рус. нар. муз.; «Кот и мыши», муз. Т.Ломовой.
Для игры на музыкальных инструментах:
«Василек», рус. нар. муз.; «Петушок», рус. нар. муз.; «Скок-скок, поскок», рус. нар. муз.; «Светит солнышко», рус. нар. муз.; «Дождик-дождик», рус. нар. муз.; «Смелый пилот», муз. Е. Филичеевой; «Звенящий треугольник», муз. Р. Рустамова.
Приложение 6. Программа «Знакомство с природой на прогулках»
Цель занятий по данной программе: сформировать у детей первичные представления и понятия о природе. Задачи:
1.Дать детям необходимые знания о живой и неживой природе.
2.Сформировать рациональное отношение к природе.
3.Развивать эстетическое восприятие природных явлений.
4.Развивать познавательную деятельность.
5.Развивать сенсомоторную сферу, память, мышление, речь.
6.Развивать эмоциональную сферу.
На прогулках педагог организует наблюдения детей за различными предметами и явлениями природы, обращает внимание на их взаимосвязь, подводит детей к первичным обобщениям и умозаключениям.
Содержание программы
Младшая группа
Распознавание предметов и явлений природы и называние их.
Предметы неживой природы: песок, земля (почва), камни, снег, лед, солнце, звезды.
Знакомство с элементарными свойствами неживых природных тел: песок сыпучий, земля твердая или рыхлая, камни твердые, тяжелые, снег рыхлый, лепится, тает. Лед хрупкий.
Предметы живой природы: травы, кусты, деревья, кошки, собаки, птицы, жуки, черви, лягушки.
Различение частей растений: лист, цветок.
Наблюдение за поведением животных, способами их передвижения.
Явления природы: облака, дождь, снегопад, лужи, температура воздуха (тепло или холодно), ветер.
Установление первичных взаимосвязей между явлениями природы: солнце светит и греет, в дождь образуются лужи, после снегопада земля покрыта снегом.
Средняя группа
Определение свойств предметов неживой природы: цвета, прочности, твердости, блеска, веса. Примерный перечень предметов: почва, песок, глина, камни, уголь, вода, снег и лед.
Распознавание некоторых растений (5 видов), описание их| отличительных признаков. (Например: ель, береза, ромашка, колокольчики, мать-и-мачеха).
Различение частей растений: корень, стебель, ствол, листок, цветок, плод.
Распознавание некоторых птиц (3 вида), описание их отличительных признаков. (Например: голубь, воробей, ворона).
Наблюдение за явлениями природы, установление взаимосвязей между ними: солнце и тень, ветер и раскачивание деревьев, облака и дождь и т. д.
Выделение основных отличительных черт сезонов, наблюдение за ними, описание их: листоп