Методика психомоторной кинезитерапии М. Прокуса.
Методика Марселя Прокуса рассчитана на работу с детьми в возрасте 4—7 лет.
Основным принципом методики является выравнивание психомоторного развития путем воздействия на основные области развития: моторную, сенсомоторную, интеллектуальную, эмоции и речь.
Моторная область корригируется по следующим параметрам: нормализация мышечного тонуса, развитие зрительно-моторной, зрительно-слуховой, зрительно-моторно-тактильной координации, совершенствование способности к удержанию равновесия, устранение лишних сопутствующих движений.
Для этого используются комплексы упражнений многонаправленного действия.
1.Упражнения для развития ощущения своего тела:
—массаж и самомассаж,
—самообслуживание,
—обозначение и показ частей тела,
—восприятие себя и других людей в зеркале,
—укрепление чувства антигравитации и чувства движения.
2.Упражнения на развитие ориентировки во времени:
—знакомство с временными понятиями,
—восприятие и воспроизведение ритмов,
—восприятие и воспроизведение музыкальных ритмов.
3.Упражнения на развитие ориентировки в пространстве:
—знакомство с пространственными понятиями — величина, форма, вес,
—ориентировка в собственном теле и в теле окружающих —верхняя и нижняя, правая и левая стороны,
—определение направления движения и оценка расстояния,
—различение геометрических фигур — круг в 3 года, квадрат в 4 года, треугольник в 5 лет, параллельные линии в 6 лет,
—занятия с кубиками и с конструктором Lego.
4.Коррекция личности и речи:
—логопедические занятия,
—речь с движением,
—звукоподражания,
—показ и называние предметов на картинках,
—графические ответы с помощью показа на рисунке,
—называние букв и цифр,
—подготовка к обучению письму,
—развитие жестикуляции,
—сопровождение речью всей деятельности.
Занятия по методике Прокуса включают 4 этапа.
1этап. Вводная часть.
В начале занятия можно провести расслабляющий массаж с беседой для осознания схемы тела, а также ритмические упражнения под музыку.
2этап. Развитие общей моторики.
На этом этапе можно предложить игровые упражнения для тренировки различных видов передвижения:
— «утка» — на корточках с упором на руки,
—«крокодил» — лежа на животе,
—«заяц» — прыжки на корточках,
—прыжки на одной и другой ноге,
—ходьба на пятках,
—ходьба с согнутыми коленями и упертыми в них ладонями,
—передвижение сидя на каталке типа деревянной лошадки,
—удержание равновесия на мяче, валике и т. п.
3этап. Развитие мелкой моторики.
Для развития мелкой моторики предлагается рисование. М. Прокус рекомендует учить детей рисовать человека для лучшего осознания схемы тела. При этом он отмечает, что ребенок в 3 года рисует «головонога» без шеи, туловища, ладоней и ступней, в 4 года в рисунке появляются туловище и конечности, в 5 лет — шея, одежда, в 6 лет ребенок уже способен нарисовать человека в движении.
Предлагается также использовать лепку и вырезание. При вырезании ребенок удерживает ножницы с тупыми концами в двух больших пальцах обеих рук.
Рекомендуется отрывать кусочки бумаги и наклеивать их, выполняя таким образом аппликацию.
Кроме того, для развития мелкой моторики можно использовать различные игры.
4этап. Обобщающий.
Используются комбинированные упражнения на укрепление мышц, развитие схемы тела, развитие пространственной ориентировки, развитие ориентировки во времени, развитие темпо-ритмического чувства.
Методика Э. Мазанек.
Методика Эвы Мазанек представлена как психолого-педагогическая реабилитация, выступающая в качестве одного из разделов комплексного подхода, включающего лечебную, логопедическую работу, обучение кормлению, лечебную физкультуру.
Первоначально проводится обследование, далее — занятия в игровой форме. Одновременно на занятиях обучаются и родители, которые затем дома занимаются с ребенком.
В основу работы положены следующие принципы:
1.Обязательный эмоциональный контакт с ребенком и индивидуальный подход к нему.
2.Обеспечение ребенку чувства безопасности.
3.Активное участие ребенка в работе. Обеспечивается тем, что ребенку объясняют, в чем заключаются его трудности и недостатки.
4. Содержание и материал заданий подбирается не по возрасту, а по возможностям ребенка.
5.Работа проводится в игровой деятельности.
6.Дозировка заданий в соответствии с возможностями ребенка.
7.Постепенное увеличение продолжительности занятий и усложнение их.
8.Повторение и закрепление материала.
9.Поощрение и помощь.
10. Индивидуальный подбор поз ребенка для занятий. В методике Мазанек выделяются 3 этапа в соответствии с возрастом детей.
1этап. Рассчитан для работы с детьми в возрасте от 0 до 2 лет.
Ведущим является сенсомоторное развитие и формирование наглядно-действенного мышления. Вся деятельность сопровождается речью.
Для развития слухового и зрительного восприятия предлагается на 1-м году жизни использовать погремушки, с помощью которых вырабатывается способность к фиксации и прослеживанию. Манипулятивные способности развиваются также с помощью погремушек и других предметов, которые вкладывают в руки ребенка.
На 2-м году жизни сенсорные, манипулятивные и интеллектуальные способности развивают с помощью кубиков, пластмассовых и резиновых игрушек. Ребенка обучают толканию, схватыванию, перекладыванию, раскладыванию. Используются пирамиды, почтовые ящики, постройки из кубиков.
С 15 месяцев жизни ребенка учат рассматривать картинки. Сначала тренируют соотнесение предмета и предметной картинки, а затем уже учат рассматривать картинки в книжках.
2этап. Ориентирован на детей в возрасте 2—4 лет. Это возраст
развития наглядно-образного мышления. Речь развивается с помощью книжек с картинками. Импрессивную речь развивают
также с помощью инструкций, состоящих из 1—2 элементов,
например, «возьми куклу и покорми ее».
Детям предлагают манипулятивные и конструктивные игры, рисование пальцем и карандашом, лепку из пластилина, игры с бумагой и песком.
3этап. После 4 лет занятия проводятся обязательно в детском
коллективе.
Отдельное внимание в методике Мазанек уделяется развитию зрительного и зрительно-пространственного восприятия.
С 2 лет ребенка обучают различению основных цветов спектра. Первоначально — различению красного, зеленого, синего и
желтого. Знание названий цветов постепенно формируется к
пяти годам.
Представления о форме развиваются в следующей последовательности: в 2,5 года обучают находить вертикальные и горизонтальные линии, в 3 года — круг, в 3,5 года — крест, в 4 гада — квадрат, в 5 лет — треугольник, в 6 лет — прямоугольник.
С 2 лет ребенку дают игры на составление целого из частей.
Сначала используют разрезные картинки, затем доски Сегена, далее — мозаику и пазлы.
С 3 лет формируют представления о величине и количестве, начиная с парадигмы «много-мало».
Отдельное внимание в большинстве методик уделяется развитию движений рук и навыков самообслуживания.
В качестве примера приведем методику развития ручной умелости Ирэнэуш Филипяк.
Как большинство современных авторов, И. Филипяк первоначально обращается к развитию ручной моторики в онтогенезе. Она отмечает, что у грудного ребенка сначала формируются движения головой, потом движения рук, направленные на хватание и манипулирование, и только потом — способность удержания тела в определенной позиции и перемещения.
В младенчестве ребенок переходит от рефлекторного хватания к произвольному под контролем зрения между 2-м и 4-м месяцами жизни. На 3—4-м месяце ребенок может несколько секунд удерживать в руке предмет. Участие в этом принимают только 3-5 пальцы и прилежащая к ним часть ладони. С 4—5-го месяца начинается довольно длинный период освоения хватания. Базовым движением является протягивание руки в сторону предмета, которое можно наблюдать у 4-месячного ребенка в положении лежа на спине или на животе.
К 5 месяцам ребенок использует «ладонное» хватание, т.е. он прижимает предмет к ладони 2-5-м пальцами, а большой палец только касается предмета. Ладонь сгибается к запястью.
К 6 месяцам хватание становится «ладонно-пальцевым». Оно характеризуется тем, что при согнутой к запястью ладони 2-5-й пальцы толкают удерживаемый предмет к большому пальцу. Затем «ладонно-пальцевый» захват совершенствуется, ладонь уже не сгибается к запястью, и хотя большой палец все еще не участвует в захвате, его активность возрастает.
К 7 месяцам можно наблюдать характерные попытки захвата небольших предметов. При этом ребенок скатывает предмет в середину ладони с согнутыми 1-5-м пальцами (2-3-й пальцы могут быть частично выпрямленными).
К 8 месяцам хватание можно охарактеризовать как «пальцевое». Предмет удерживается между 2-5-м пальцами и большим пальцем, находящимся в оппозиции. Между предметом и ладонью есть видимое пространство. На 8-м месяце жизни движения большого пальца совершенствуются, и это дает возможность удержания мелких предметов «ножницами». Предмет прижимается большим пальцем к боковой стороне согнутого 2-го пальца, 3-5-й пальцы при этом тоже согнуты.
На 9 месяце совершенствуется пальцевый захват. Развиваются движения в лучезапястном суставе, растет оппозиция большого пальца, развиваются изолированные движения указательного пальца, необходимые для щипцеобразного захвата. Попытки щипцеобразного захвата наблюдаются при захвате мелких предметов, но движение неловко в связи с тем, что оно выполняется выпрямленными пальцами.
На 10 месяце ребенок овладевает настоящим щипцеобразным захватом 1-2-м пальцами, при котором большой палец противопоставлен остальным пальцам, а 3-5-й пальцы незначительно согнуты. К году это движение совершенствуется, ребенок может удерживать очень мелкие предметы между кончиками и даже ногтями пальцев.
Решающую роль в развитии манипуляций играет овладение захвата ладонью (5 мес), «ножницами» (8 мес.), «щипцами» (12 мес). В дальнейшем произвольные и изолированные движения пальцами совершенствуются. Именно эта последовательность берется за основу в методике автора.
Для развития движений рук И.Филипяк предлагает комплекс упражнений, разработанных на основе метода Эстер Коттон.
Упражнения проводятся сидя за столом. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и уверенно, что достигается благодаря удобной посадке.
Предлагается несколько последовательных серий упражнений:
—Обучение сжиманию рук и манипуляциям согнутыми ладонями. В результате этих упражнений ребенок овладевает способностью удержания предмета в ладонях. Например, он может пить из чашки с двумя ушками.
—Обучение выпрямлению рук и манипуляция выпрямленными руками. В результате ребенок может стягивать с себя штаны или рукава.
—Обучение дифференцированной работе правой и левой руки проводится в следующей последовательности:
1.Ребенка учат одну руку сжимать в кулак, а другую — выпрямлять.
2.Ребенка учат пользоваться одной рукой, сжатой в кулак, а другой — выпрямленной.
3.Эти действия совершенствуются в способностях выстукивания ритма, раскрашивания, рисования, самостоятельной еды, причесывания.
4.Проводится обучение захвату палки двумя руками и манипуляциям с ней.
5.Проводится обучение захвату двух палок двумя руками и дифференцированным действиям рук с палками.
6.Упражнения с тонкими палками способствуют развитию движений пальцев.
7.Даются упражнения на соединение ладоней.
8.Упражнения на разворачивание предплечья и плеча.
9.Упражнения, формирующие пальцевый захват.
— Развитие действий, совершенствующих произвольное схватывание, также предполагает выполнение нескольких серий упражнений:
1.Обучение изображать пальцами кольцо.
2.Обучение щипцеобразному захвату. Для этого, кроме упражнений, предлагается поднимать мелкие предметы, «играть в карты», перелистывать страницы в книжке.
3.Обучение захвату тремя пальцами. Совершенствуется в действиях рисования, раскрашивания, письма.
4.Развитие движений указательного пальца. Кроме специальных упражнений рекомендуется машинопись, показ и пересчет предметов, перелистывание страниц, письмо пальцем на мокром песке, нажим пальцем на разные предметы.
Подведем итоги.
1.В мире существуют разные системы специального образования дошкольников с церебральным параличом. Эти системы имеют сходное содержание, но разные способы его реализации.
2.Признается необходимым раннее специальное образование детей, начиная с рождения. Содержание этого образования соотносится с последовательностью формирования и развития различных способностей ребенка в нормальном онтогенезе.
3.Уже в середине XX века во Франции основной целью специального образования детей с ДЦП была провозглашена подготовка к жизни в обществе, в качестве приоритетного было обозначено личностное развитие ребенка, а родителям отводилась роль полноправных участников педагогического процесса.
4. Педагогические технологии работы с дошкольниками с ДЦП строятся, прежде всего, с учетом возрастных потребностей ребенка. При этом не только приспосабливают ребенка к окружающей среде, но и среду используют, а также приспосабливают для абилитационного процесса.
Глава 7
Организация образования