Современные средства коррекции движений у детей с церебральным параличом в поздней резидуальной стадии.

Помимо традиционных методов лечебной физкультуры в практике коррекции движений у детей с ДЦП в настоящее время используются различные дополнительные средства. Их применение обусловлено, не только поиском более эффективных подходов, но и тем, что ребенку с ДЦП необходимо заниматься лечебной физкультурой на протяжении многих лет. Однообразие упражнений, отсутствие ощутимых наглядных результатов приводит к значительному снижению мотивации у детей.

Трудно переоценить значение водных процедур для развития движений у ребенка с ДЦП. Разнообразные души, ванны способствуют укреплению нервной системы ребенка и его организма в целом, а плавать в бассейне такие дети начинают раньше, чем ходить.

Развитию движений успешно способствует ходьба на лыжах.

За рубежом была разработана и применена иппотерапия — коррекция двигательной системы ребенка на пони и ослах. При этом ребенок должен удерживать равновесие аналогично тому, как при сидении или лежании на большом мяче с отведением бедер. Покачивание при ходьбе животного, а также живое тепло способствуют расслаблению мускулатуры ребенка.

В течение нескольких лет в отечественной практике применяются приборы биологической обратной связи (БОС), позволяющие вырабатывать контроль над мышечным тонусом. Это способствует улучшению саморегуляции движений. Контроль обеспечивается благодаря демонстрации параметров работы мышц на приборах — подаются акустические или визуальные сигналы. В устройствах нового поколения различные биофизические параметры демонстрируются на мониторах компьютеров В виде игровых сюжетов.

Особый интерес представляет использование лечебных костюмов. Первый лечебный костюм «Адели» был создан в 1992 году на основе комбинезона «Пингвин». Комбинезон «Пингвин», разработанный в 70-х годах, используется космонавтами. Это нагрузочное устройство, имитирующее эффект гравитационного поля Земли. Оно стимулирует структуры функциональной системы антигравитации мозга и тем самым предотвращает гипотрофию мышц и декальцинацию костной ткани в условиях невесомости. В комбинезоне обеспечивается дополнительная силовая нагрузка на мышцы, выполняющие функцию антигравитации, за счет системы эластичных тяг. При этом амплитуда движений не ограничивается, а лишь усложняются условия их выполнения.

В 1998 году после апробации костюма «Адели» была создана новая модель — «Гравистат». В этом лечебном костюме

появляется возможность перераспределять нагрузку на мышцы; так, как это необходимо для пациента. К. А. Семенова отмечает, что при этом:

•создаются условия для коррекции нарушений рефлекторной сферы;

•создается продольная осевая нагрузка без сдавления межпозвоночных дисков и позвонков — ребенка можно выпрямить;

•можно затруднить или облегчить движение;

•можно фиксировать части тела, например, уменьшить разболтанность суставов;

•можно частично компенсировать отсутствующую функцию мышц;

•работа в костюме способствует улучшению дыхания, кровообращения и др. функций.

Комбинезон можно применять в сочетании с другими методами, начиная с 3-летнего возраста.

Для развития двигательной активности и умения управлять, движениями используются различные виды музыкальной терапии — лечебная хореографическая гимнастика, логопедическая ритмика и др. Музыка способствует коррекции эмоциональной сферы детей и ритмического чувства, развитию слухо-моторной координации.

Развитие движений особенно успешно осуществляется в процессе формирования навыков самообслуживания, т. к. эти действия ежедневно оказываются естественно востребованными. Развитие навыков самообслуживания оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка, повышение его активности и самостоятельности.

Разнообразные виды трудотерапии позволяют существенно изменить мотивацию ребенка. Положительным оказывается то, что мотивом двигательной активности является уже не совершенствование физических возможностей, а получение социально значимого результата — продукта труда. Для развития ручной моторики рекомендуются вышивание, плетение, выжигание, картонажные работы, в школьном возрасте — столярные работы.

Подведем итоги.

1. Совершенствование движений у детей с ДЦП включает развитие, коррекцию т компенсацию двигательных функций. Чем более выражена патология, тем большее значение приобретает компенсация. В любом случаи работа предполагает не просто мышечную тренировку, а, прежде всего, обеспечение возможности корковой регуляции движений.

2. Основным средством совершенствования двигательной системы при ДЦП является лечебная физкультура. Усилия специалистов при этом направлены

на патологических рефлексов, регуляцию мышечного тонуса, профилактику и устранение контрактур в суставах, последовательное развитие статики и локомоции.

3. Развитие движений у ребенка необходимо проводить в разных формах с использованием различных средств. Нужно учитывать психологические аспекты проведения такой работы для того, чтобы она была привлекательной и способствовала формированию и совершенствованию положительных личностных качеств ребенка.

Глава 6

Зарубежные методики образования

Дошкольников с ДЦП

Методика Н. и П. Ботта.

Французы Ноэль и Пьер Ботта изложили свою систему работы в книге «Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения». Книга была переведена на русский язык в 1964 году. В предисловии к французскому изданию известный специалист в области лечения ДЦП Ж. Тардье подчеркивал, что ребенка с ДЦП нужно воспитывать в семье и, по возможности, в массовой школе для последующей жизни' в обществе.

Целью работы Н. и П. Ботта провозглашают обеспечение

каждого ребенка максимумом достижений.

При определении задач воспитания прежде всего учитываются потребности, присущие всем, детям, т.к. больные дети является сначала детьми, а потом уже — больными. Каждое нарушение нужно корригировать медицинскими и педагогическими средствами в соответствии с особенностями, расстройства. Когда встречается препятствие, которое кажется непреодолимым, нужно искать способы для дальнейших успехов, вырабатывать пути компенсации. Требуется совместные усилия педагогов, психологов, и врачей. И, конечно же, к работе необходимо привлекать родителей. Родителей приглашают на медико-психолого-педагогические обсуждения плана работы с ребенком, обучают пониманию ребенка и сотрудничеству с ним.

Педагогическая работа состоит из нескольких разделов:

1.Воспитание двигательных функций.

2.Воспитание навыков.

3.Воспитание речи.

4.Социальное приспособление.

Воспитание двигательных функций проводится с раннего возраста, обязательно в игровой форме. Ботта подчеркивают, что маленький ребенок прежде всего личность, поэтому нужно не просто заниматься мышечной тренировкой, а создавать естественные условия для развития двигательных функций.

Например, применяются такие приемы:

•ребенок сидит на столе в позе портного с мешочками (утяжелителями) на коленях. К нему подносят разные игрушки так, чтобы он тянулся к ним, удерживая голову и спину. Далее то же делают в положении сидя со свешенными голенями. Затем ребенка слегка подталкивают, чтобы он учился восстанавливать равновесие;

•для тренировки удержания головы ребенка носят, положив на плечо животом вниз и удерживая на уровне колен. Ребенок вынужден выпрямлять голову и туловище, чтобы видеть окружающее.

Авторы обращают внимание на то, что ребенку с ДЦП нельзя долго сидеть с согнутыми ногами. Поэтому они рекомендуют помещать малыша в специальный стол для стояния, устраивать в стуле или в кресле так, чтобы он сидел с выпрямленными ногами, сажать и укладывать на пол.

Для обучения ходьбе предлагается отрабатывать шаговые движения, сначала лежа, затем в параллельных брусьях, далее с поддержкой (при этом нужно только обеспечивать равновесие, но не носить ребенка), затем в ходунках. Далее предлагается в качестве опоры использовать утяжеленную коляску для куклы и тросточки. Нужно тренировать ходьбу как на ровной, так и на неровной поверхности.

Воспитание навыков направлено на то, чтобы сделать ребенка максимально независимым в семейной, общественной, школьной, а затем и в профессиональной среде.

Для воспитания навыков нужно развивать движения в лучезапястных и других суставах верхних конечностей — умение брать и отпускать предметы, укладывать их в назначенное место, выбирать игрушки по разным параметрам. Для этого используются кубики, пирамиды, конструкторы. Рекомендуются игры с водой и песком.

Необходимо настойчиво тренировать навыки самостоятельной еды и питья. Рекомендуется использовать небьющуюся посуду с фиксацией ее в углублениях на столе.

Также важно направить усилия на воспитание навыков одевания, используя для этого застежки, шнурования, раму с пуговицами Монтессори и т. п.

Воспитание речи. Для развития произношения предлагается! тренировать артикуляционный аппарат в процессе сосания, глотания, жевания. Но особое внимание должно быть уделено все-таки развитию речи в целом, прежде всего, импрессивной речи. Для этого рекомендуется речевое сопровождение всех событий, работа с предметами и картинками.

Социальному приспособлению придается большое значение. Ребенок должен научиться оценивать каждое из своих достижений! по достоинству, знать свои пределы, контролировать аффективные реакции. Важно осознавать, что лучше хорошо выполнять легкую работу, чем плохо ту, к которой он имеет недостаточные способности. Для формирования адекватной самооценки необходимо:

•обеспечить достижения ребенка, чтобы он научился преодолевать трудности и радоваться своим успехам;

•объективно оценивать успехи ребенка;

•не допускать скуки и бездействия;

•воспитывать ребенка в коллективе.

В раннем детстве основной задачей является стимуляция сенсомоторного развития. Нужно фиксировать внимание ребенка на окружающих предметах, чаще выкладывать ребенка на ковер. Предлагается использовать традиционные приемы для развития, речи и общения, формировать игровую деятельность.

Не меньшее значение авторы придают развитию личностных; качеств. Они пишут о том, что малыша нужно учить самостоятельности. Например, предлагать ему выбрать одежду, но в то же время не разрешать командовать окружающими. Соблюдение режима дня способствует развитию самоорганизации ребенка. Нужно приучать ребенка оставаться без родителей одному или с другими людьми.

В дошкольном возрасте нужно провести психологическое обследование и составить план работы с ребенком. Нужно развивать двигательные способности в процессе разных видов деятельности, проводить игры на развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия и интеллектуальных функций. Для развития речи следует проводить наблюдения, экскурсии, сюжетно-ролевые игры.

В то же время Ботта отмечают, что «не столько приобретение знаний важно на этом уровне, сколько пробуждение личности».

Авторы уделяют значительное внимание подготовке ребенка с ДЦП к школьному обучению. Для подготовки к письму нужно удобно расположить предметы на учебном столе. При необходимости прикрепить лист бумаги к столу скотчем или использовать резиновый коврик. Лучше использовать листы большого размера с матовой поверхностью.

Некоторым детям для удержания карандаша требуется крестообразная насадка, можно вставить карандаш в небольшую грушу. Движение руки можно корректировать утяжелителями.

Рекомендуется тренировать раскрашивание, штрихование, перемещение руки в нужном направлении, проводить работу в определенных границах, с трафаретами.

Предлагается рисовать предметы, похожие на буквы, писать на доске сначала мокрой губкой, а затем мелом.

При значительных моторных затруднениях нужно рассмотреть вопрос о возможности и целесообразности использования пишущей машинки.

Подготовка к школе включает не только подготовку к письму, но и развитие речи, слухового восприятия, ритма, зрительного внимания и памяти. В играх нужно развивать потребность читать и считать.

В школьном обучении акцент делается на индивидуализацию приемов обучения, использование различных приспособлений с учетом двигательных расстройств и личностное развитие.

Наши рекомендации