Особенности психофизического развития дошкольников с ДЦП.
Построить эффективную систему дошкольного образования детей с ДЦП можно только с учетом особенностей их психофизического развития. Эти особенности определяются, прежде всего, симптоматикой и патогенетическими механизмами ДЦП.
ДЦП — это сложная патология развития, обусловленная органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы.
Разумеется, что с тех пор, как эта патология попала в поле зрения врачей, они пытались обнаружить ее причину. Вильям Литтль представил данные о том, что 75% таких поражений являются следствием кровоизлияния в головной мозг во время родовых травм. В связи с этим долгое время считалось, что основной причиной ДЦП являются родовые травмы. Однако уже Литтль отмечал, что такие дети часто рождаются недоношенными, в асфиксии и с неблагоприятным протеканием внутриутробного периода развития.
В дальнейшем было установлено, что преобладающими факторами в этиологии ДЦП являются разнообразные отклонения внутриутробного развития плода, вследствие которых плод не имеет достаточной зрелости к моменту рождения. Именно это обстоятельство нередко приводит к родовой травме, а родовая травма, в свою очередь, усугубляет состояние ребенка. Но это далеко не единственный сценарий развития болезни. К сожалению, и после благополучного внутриутробного развития уже во время родов и в раннем постнатальном периоде плод может быть подвержен травме, асфиксии, гемолитической болезни и др. неблагоприятным факторам, приводящим к поражению головного мозга.
Исследованию этиологии ДЦП придается большое значение в медицине, но полной информации сегодня наука не имеет. Известно, что медицинские заключения о причине рождения больного ребенка часто носят лишь характер предположений. В связи с этим педагогам нужно очень корректно обращаться с теми анамнестическими сведениями, которые находятся в служебном пользовании. Обсуждение причины ДЦП недопустимо, т. к. это может явиться психологической травмой для семьи ребенка. Нужно знать и о том, что разглашение подобных сведений является нарушением прав личности.
В силу своей компетенции педагоги не занимаются профилактикой ДЦП, это обязанность врачей, но педагоги могут и должны заниматься профилактикой осложненных последствий ДЦП. Судьба больного ребенка во многом зависит от того, на сколько правильным будет отношение окружающих к его психофизическому развитию.
Симптоматика ДЦП видоизменяется по мере роста и развития ребенка.
К. А. Семенова выделяет в течении ДЦП три последовательно сменяющих друг друга стадии: раннюю, хронически-резидуальную и позднюю резидуальную.
Ранняя стадия обычно продолжается 2—4 месяца. На этой стадии обнаруживается рефлекторная патология. Врожденные двигательные рефлексы появляются с опозданием и вовремя не редуцируются, а сохраняются и препятствуют развитию произвольной моторики. Развитие моторных функций задерживается и искажается, а так как первичные сенсорные реакции тесно сопряжены с моторными, то задерживается развитие слухового и зрительного восприятия. Ребенок слабо вычленяет компоненты в окружающей среде, и это влияет на проявление эмоциональных реакций — долго не формируется «комплекс оживления». Для педагогов и родителей на этой стадии крайне важно проявлять терпение и настойчивость в попытках установить контакт с малышом, сформировать у него слуховые и зрительные реакции.
Хронически-резидуальная стадия может длиться от нескольких месяцев до 3—4 лет. На этой стадии начинается развитие произвольной моторики, которое протекает в сложных условиях. Нередуцированные тонические рефлексы приобретают патологический характер и, по сути, вплетаются в формирующиеся двигательные стереотипы. Это проявляется, прежде всего, в неправильных позах сидения и стояния, а также в специфической походке. Но особые проблемы возникают в развитии ручной моторики, в связи с чем ребенок плохо овладевает навыками самообслуживания.
В это время необходимо настойчиво работать над подавлением патологических рефлексов и развитием произвольной моторики. Нужно помнить о том, что ребенок растет, а для роста необходимо движение. Если пораженная конечность или часть конечности (например, пальцы) мало двигается, то она физически отстает в росте. Если суставы мало работают, то плохо растет суставной аппарат, образуются контрактуры — тугоподвижность суставов. Уже на этой стадии развития ребенка функциональные контрактуры могут трансформироваться в органические. Для устранения же органических контрактур врачам приходится прибегать к оперативному вмешательству.
На этой стадии сенсорное, интеллектуальное и речевое развитие ребенка обычно протекает с задержкой. В дальнейшем же большинство детей в, интеллектуальном отношении догоняет своих сверстников.
Поздняя резидуальная стадия характеризуется относительной стабилизацией патологического двигательного стереотипа. Эту стадию можно характеризовать не как болезнь, но как патологическое состояние. Решающая роль в развитии ребенка на этой стадии отводится педагогическим мероприятиям.
Прогноз развития ребенка зависит от объема и характера поражения центральной нервной системы, а также от объема и характера медико-психолого-педагогической помощи. Большое значение имеет оказание специальной помощи в раннем возрасте. Практика показала, что в раннем и дошкольном возрасте можно достичь большей эффективности абилитационных воздействий.
К. А. Семенова приводит данные длительных наблюдений за 950 пациентами в возрасте от 1 года до 14 лет:
60% детей систематически лечились амбулаторно и стационарно, занимались лечебной физкультурой, получали специальную педагогическую помощь. Из них 27% полностью расстались с контрактурами и деформациями, 33% улучшили свои двигательные возможности, 15% не дали положительной динамики.
24% детей лечились амбулаторно эпизодически. Существенных улучшений в психофизическом развитии нет. Но имеется определенная компенсация в развитии двигательных функций.
16% детей не получали специальной помощи, однако они спонтанно приобрели несовершенные навыки передвижения и самообслуживания.
Эти данные 1979 года демонстрируют разные возможности абилитации детей с ДЦП, которые, безусловно, определяются не только наличием специальной помощи ребенку, но и его собственным потенциалом развития.