Сны на тему: сумасшедшая женщина
В ДОМ ВХОДИТ ПОДРУГА
Утро, я сплю, звонят в дверь, спрашиваю, кто там... это моя подруга Анна... А я не открываю и опять ложусь... через некоторое время слышу шаги, это она, она сделала ключ
* В микропсихоанализе под синапсом понимается тот тип отношений, который существует между двумя психобиологическими единицами (в данном случае между матерью и зародышем). Это понятие идет от синапсов нервной системы, то есть от сочленения (без контакта) между двумя нервными клетками, при помощи которого осуществляется передача нервного импульса.
и вошла... какие у нее глаза, огромные, она не мигая смотрит на меня, и мне страшно... надо бы позвонить ее мужу, думаю я, пусть он заберет ее, но как же добраться до телефона?., мне страшно, не набросится ли она на меня...
2. СУМАСШЕДШАЯ
Я стою на лестничной площадке дома, где я когда-то жила, со мной женщина, которой я пытаюсь выказать свое дружеское расположение... на мне платье из двух разных тканей, в полоску, на желтом фоне... а глаза у нее как у сумасшедшей, и смотрит она на меня с каким-то странным выражением и как-то похотливо... я делаю вид, -что ничего не происходит, и продолжаю, как и прежде, говорить о тряпках... а в лифте у нее вдруг «загораются» глаза, и я чувствую, как ее руки сходятся у меня на горле...
НА МЕНЯ НАСТУПАЕТ ЖЕНЩИНА
Я иду по улице и останавливаюсь перед магазином, где продаются детские коляски, и вижу, как ко мне медленно приближается какая-то женщина: маленького роста, плотная, на ней шерстяная блузка оранжевого цвета и черная юбка... я пытаюсь от нее убежать, меня пугает ее взгляд - неподвижный, угрюмый, враждебный...
НА РЫНКЕ
Я на узкой улочке, много народу, люди толпятся около торговых рядов... за одним из них сидит и продает фрукты какая-то женщина, у нее странный взгляд - глаза стеклянные, без всякого выражения, смотрят неподвижно, не мигая... мне говорят, что у этой «сумасшедшей» покупать не надо...
А вот ассоциации, появившиеся в связи с рассказыванием снов:
«...У меня в снах нередко появляется одна и та же женщина, и меня всегда поражают в ней глаза - стеклянные, глядящие в пустоту неподвижным взглядом... Во время моей
практики в скорой помощи как-то появилась сумасшедшая одна женщина, и мне сказали не подходить из скорой ло-к ней, потому что она уже пыталась заду- мощи шить трех человек... и у нее были такие же глаза, как у сумасшедших в моих снах... я не прислушалась тогда к совету, и подошла и заговорила с ней... сначала она пыталась наброситься на меня, она боялась, что я задумала что-то нехорошее, потом она начала оскорблять меня, она думала, что я любовница ее мужа, а еще позже успокоилась, поняла, что я хорошо к ней отношусь и что я ее не боюсь... я пробыла с ней два часа и все слушала и слушала, как она говорит и говорит... она протягивала мне руку, а иногда прижималась ко мне как маленький ребенок... а потом все кончилось... вошли два санитара и силой начали уводить ее, чтобы положить на свое место... она стала кричать, пыталась удержаться за меня, а ведь вначале именно меня она и знать не хотела, а теперь не могла от меня оторваться... как жаль, что я ничего не могла сделать для нее,
и я это понимала...
***
В первом сне сумасшедшей была одна моя подруга, и я видела ее несколько раз во время моей беременности... У Анны свой ювелирный магазин, я там купила последний подарок, который сделала мне моя мать,-эолотую цепочку, но я ее почти никогда не надеваю: слишком уж она бросается в глаза... если кто-нибудь попытается силой снять подруга из ее с меня, то, боюсь, меня задушат:,. ювелирного
Тогда в магазине у Анны было много на- мазазина роду... было жарко, дышать нечем... и вдруг моей матери стало дурно, она чуть-чуть не потеряла сознание,., но тогда мы не придали этому большого значения... а теперь как вспомнишь... может быть, так впервые проявилась ее болезнь...
подарки - Мне очень нравятся украшения... когда
драгоценное- у меня родился ребенок, то кой-какие укра-ти (украше- шения я получила в подарок... да и моя мать ния) • emu тоже1 когда у нее родилась я, получила в подарок заколку в форме звезды... вообще-то у нас так принято, что женщине после родов дарят какую-нибудь драгоценность, украшение... ведь она же «потеряла» драгоценность, которая была у нее внутри...
Когда я была маленькой, моя мать называла меня своим сокровищем, своей драгоценностью... да я -драгоценность, и если я хорошо вела себя, то иногда в качестве поощрения я могла поиграть с сокровищами-драгоценностями своей матери... мне вспоминаются Гракхи... Корнелия сказала о них, что «они - ее украшения, ее сокровища, ее
драгоценности»...
***
А если вернуться к тому сну, где сумасшедшая в лифте... я вспоминаю, что девочкой мне говорили никогда не ездить в лифте с незнакомыми людьми одной... ведь одну женщину, которая дружила с моими родителями, чуть было не изнасиловали в лифте, и это был какой-то неизвестный... эту женщину звали Адель, так же звали и подружку, с которой я часто играла в детстве... а нашей любимой игрой было переодеваться... и вот как-то у меня не оказалось под руками шлема ей на голову, и я надела ей полиэтиленовый пакет... в это время появилась ее мать и начала кричать на меня, она говорила, что
тема так можно и задушить...
удушения ***
На курсах подготовки молодых матерей перед родами я узнала одну интересную вещь: оказывается, пуповина, находящаяся вокруг горловины зародыша, не более
опасна, чем если бы она охватывала руку или ногу- Ведь плод дышит не при помощи гортани, кислород поступает как раз через пуповину... Но почему-то обычно при словах «пуповина вокруг горловины зародыша» так и представляешь, что кого-то душат...
Я услышала по телевизору, что если мать неспокойна, то от этого сосуды у ворсинок плаценты сужаются... как будто бы закрывается краник, и кровь с кислородом перестает поступать к зародышу... По некоторым статистическим данным, удушение является наиболее распространенным методом убийства детей...
Из третьего сна о сумасшедшей женщине мне особенно запомнилась одежда: шелковая блузка оранжево-черная с цветочками... там есть такая тесемочка, которая завязывается под подбородком, прямо на горле... эта женщина идет прямо на меня, маленькая, толстая, на очень высоких каблуках... я встречаюсь с ней перед магазином, где продаются детские коляски...
Мне вспоминается коляска, которая была у меня в детстве и которая потом перешла к моей сестре... коляска была большая, серая, с большущими колесами... как-то раз на улице одно из них отвалилось... как мне хотелось, чтобы «моя сестричка» взяла и выпала из нее... двойствен-
Когда никто меня не видел, часто я под- ное отноше-ходила к ней, когда она лежала в коляске Ние (амбива-или в колыбельке, а зачем? Затем ли, чтобы лентность обнять ее, или чтобы сжать ее в своих объя- по отноше-тиях, да так сильно, чтобы она задохнулась? нию) к сестре ...помнится, делала я это исподтишка, незаметно, а если кто-нибудь заставал меня, то я как взрослая, разумная девочка объясняла, что маленькая плакала и я подошла, чтобы успокоить ее!..
Да и много лет спустя та же сцена повторилась: я позавидовала сестре, которая успешно сдала экзамен, а я на нем провалилась с треском... я и обняла ее так, как тогда... кто-то заметил, какое у меня было выражение лица, и в шутку, а, может, и не в шутку заявил во всеуслышание: «Какая братская любовь! Вот это объятия! В них и помереть недолго!»... и я почувствовала, как глубока моя вина, и не только сейчас, но и тогда, в детстве...
Блузка женщины из моего сна напоминает об одном платье моей матери... иногда она давала его поносить, поскольку размер у нас один и тот же... красивое было пла-
коклюш у тье... я хотела надеть его на крестины свое-
овоюроо- ,-
го маленького двоюродного братца... но ни-
боата какого праздника не получилось, все крес-
тины прошли как-то скомкано... у брата был коклюш, и чувствовал он себя очень и очень плохо...»
Выше мы привели явное содержание сновидений и связанные с ними ассоциации. Из рассмотрения и того, и другого можно сделать вывод, что появляется какое-то узкое маленькое пространство, в котором не хватает воздуха (лифт из сна, маленькая комнатка скорой помощи, в которой нечем дышать, магазин, битком набитый народом и где опять-таки нечем дышать, узкая рыночная улочка с множеством народу). Появляется также определенное действие, а именно удушение (руки «сумасшедшей» сходятся на горле спящей, сумасшедшая из скорой помощи пыталась кого-то задушить, цепочка задушила бы женщину, если бы ее попытались силой снять, ребенок чуть ли не умирает от душащего его коклюша).
В этом совершенно определенном контексте «замкнутое пространство - душить» тема сумасшедшей женщины постепенно приводит испытуемую к необходимости охаракте-
ризовать свою собственную мать, или, более конкретно, взаимоотношения с ней во внутриутробный период.
В этой связи микропсихоаналитик знает, что любой намек на клаустрофобию определенно приводит испытуемого к ассоциациям, связанным с жизнью до рождения. Вот как описывает С. Фанти то, что происходит в матке в начале беременности: «...Примерно на седьмой день начинается образование детского места. Этот процесс длится семьдесят два часа. В это время бластоциста отчаянно пытается создать выемку в стенке матки и закрепиться там... это происходит потому, что у яйца человека нет желточного мешка. Довольно скоро яйцу начинает не хватать питания, и оно может выжить, только если начнет питаться тканями матери, Так, на восьмой день зародыш становится людоедом... на двадцатый день плод уже полностью погружен в материнскую кровь и питается ею. В свою очередь материнский организм пытается залечить ту рану, которую нанес ему плод... С иммунологической точки зрения эмбрион является совершенно чужеродным телом начиная с первых попыток образовать свою нишу в стенке плаценты*. Биохимические выделения отцовских {вернее, родительских) генов плода беспрерывно раздражают и держат в напряжении иммунную систему матери. Иммунная система отвечает ударом на удар и производит антитела. Антитела фиксируются на трофобласте и способствуют его рассасыванию и фагоцито-3У- Другими словами, материнский организм должен защитить себя от наступления антигенов эмбриона, и поэтому он также занимается людоедством. Таким образом, первая реакция матери на своего ребенка - это попытка отторгнуть его. И не признавать этого - серьезная ошибка... Согласно принципам иммунологии периода беременности зародыш должен быть полностью устранен. А если ему удается выжить? Это происходит благодаря его тонким механизмам защиты на клеточном и ядерном уровне. Кстати, эти меха-
* Необходимо напомнить, что и с психической точки зрения эмбрион является для матери чужеродным телом. Яйцо представляет собой соединение двух клеток - яйцеклетки и сперматозоида, а эти две клетки несут в себе не только все соматические, но и все психические характеристики как с материнской, так и с отцовской стороны.
низмы имеют нечто общее с поведением раковых клеток при появлении раковых заболеваний. Трофобласт плода выделяет особое вещество, оказывающее угнетающее действие на иммунную систему материнского организма. У последнего замедляется образование антител. Трофобласт зародыша выделяет также вещество с токсическим эффектом, которое блокирует фагоцитоз... подводя итоги, можно сказать, что если и плод, и материнский организм выживают несмотря на трудности периода внутриутробного развития, то в этом есть нечто чудесное...»
Итак, при первом прочтении может показаться, что беременная женщина, женщина, которая видит сон, желает расправиться с тем плодом, зародышем, который она носит в себе. При этом важно отметить, что это желание возникает и существует вне зависимости от ее воли, поскольку исходит из подсознания. Но останавливаться исключительно на желании, существующим в настоящий момент времени, то есть связанным с определенной ситуацией в настоящем, было бы слишком легковесно и поверхностно. Необходимо связать это желание с одной из ситуаций в прошлом. Если этого не сделать, то мы забываем об одном чрезвычайно важном обстоятельстве, что сновидение является, конечно, реализацией определенного желания, но что это желание носит бессознательный характер и восходит к периоду внутриутробного существования и детству. Имеется в виду, что оно появляется именно в период внутриутробного существования и детства. Благодаря этому становится ясно, что беременная женщина не могла бы желать расправиться со своим плодом-зародышем, если бы раньше, в начале своей собственной внутриутробной жизни и она сама не была бы захватчицей, грозящей разрушить материнский организм, и если бы и она в то время не подвергалась опасности выкидыша либо устранения со стороны ее собственной матери. Так можно описать то, что в микропсихоанализе называется «внутриутробной войной», когда агрессивность материнского организма сталкивается с агрессивностью плода. Должно быть совершенно понятно, что речь идет о естественной, первичной агрессивности, направленной на выживание.
В определенном смысле ситуация микропсихоанализа воспроизводит взаимоотношения зародыша с материнским
организмом.
С одной стороны, испытуемый попадает в контекст, обусловленный его онтогенетической и, в частности, внутриутробной агрессивностью-сексуальностью. Этому способствует проведение длительных сеансов с применением также и других технических средств, прежде всего изучения фотографий и сновидений. На сеансе испытуемый мало-помалу высвобождает свои агрессивно-сексуальные импульсы внутриутробного периода и периода детства. Он выражает эти импульсы, используя, в некотором смысле, психоаналитика, или, лучше сказать, психоаналитическую ситуацию анализа. Речь идет о так называемом «трансферте» (перенесении). По своей собственной динамике трансферт является преимущественно бессознательным, поскольку он является частью процесса выдачи ассоциаций.
С другой стороны, микропсихоаналитик совершенно не соучаствует в трансферте испытуемого. У него возможно появление реакций, направленных против этого трансферта, но это не касается никого, кроме него самого, и связаны эти реакции с его собственной жизнью во внутриутробный период существования и в период детства.
Но есть еще одно обстоятельство. Когда предоставляется такая возможность, микропсихоанализ может стать общей жизнью микропсихоаналитика и испытуемых. Об этом пишет С. Фанти в своем «Словаре психоанализа и микропсихоанализа». «Не на сеансах микропсихоаналитик ведет себя в соответствии с тем, что он действительно собой представляет. И если испытуемый этого желает, то микропсихоаналитик дает ему возможность войти в привычный мир его, врача, обыденной жизни. Это делается, конечно, в пределах возможного и при условии, что это не мешает проводимой психоаналитиком работе». И далее: «Совместная жизнь микропсихоаналитика и испытуемого способствует 1) обогащению материала, особенно относящегося к трансферту. Анализ этого материала происходит по мере его накопления и
продвижения работы; 2) облегчению процесса воспоминаний и физиологической разрядки*; 3) облегчению обработки».
Таким образом, благодаря микропсихоанализу испытуемый приобретает возможность высказать свою агрессивность-сексуальность. При этом дальнейшего повышения напряженности не происходит. А это было бы крайне нежелательно, особенно при работе с некоторыми испытуемыми и на некоторых ее этапах. Отношение к испытуемому является нейтрально-благожелательным, и благодаря этому он бо-. лее легко достигает разрядки и устранения части своей агрессивности. Что же касается оставшейся ее части, то она сублимируется (вытесняется) в общественной деятельности испытуемого.
СНЫ НА ТЕМУ: РЕБЕНОК - ЕДА
СЪЕСТЬ РЕБЕНКА
На тарелке у меня маленький зародыш. Должно быть это мой ребеночек... И я хочу его съесть, но прежде узнать, мальчик это или девочка. И потому вилкой и ножиком разрезаю его пополам... Мальчик... Светло-коричневого либо бежевого цвета...
РЕБЕНОК-БУТЕРБРОД
На шкафу в спальне лежит мой ребеночек. Это два бутерброда, сложенные вместе. Один с ветчиной, другой с сыром. ...А вместе по форме похоже на банан...
РЕБЕНОК-ЯБЛОКО
Мой ребенок - это яблоко, и даже не яблоко, а пол-яблока... Оно лежит у меня на тарелке... Надо бы мне им заняться, да как-то все не с руки...
* Под «разрядкой» (абреакция) имеется в виду выход на поверхность эмоций, чувств, которые в течение долгого времени были зажаты. Это происходит внезапно под влиянием воспоминания о какой-либо перенесенной психической травме.
РЕБЕНОК-РЫБКА
Меня пригласили на обед... Подают рыбу... Но это же мой ребенок...
А вот какие ассоциации возникают в связи с рассказанными сновидениями:
«...Девочкой я была большая лакомка... взаимоотно-дарят мне что-то сладкое, так я прямо не шения с
могу удержаться. Никто не видит, так я все» сестрой,
что ни есть, сразу съем за один присест... а хдр ктеРные_ 1 , для оральной
вот моя сестра всегда что-нибудь отложит стадии
да и съест потом. А у меня уже ничего и нет... и как же я тогда злилась. «Она,- говорю,- ходит в любимчиках... у нее подарков больше...» И еще я ей завидовала, и все из-за еды: у меня была изжога, а у нее нет. И вот дают ей для на полдник такие вкусненькие булочки, облитые шоколадом, а у меня диета... Как мне было плохо - ведь хорошо поесть для меня было все! Да-да, если не все, то почти все! Стоило мне пообещать что-нибудь вкусненькое, и я делала все, что бы ни попросили...
Мне всегда нравилось есть. Первое слово, которое я сказала, было «паппа», что -значит по-итальянски «кашка». Причем два пэ звучали так ясно, что ошибиться было невозможно - это был не «папа»... Моя мать, так та вообще немного обиделась - ведь почти все дети говорят «мама», а я... Какой, там: сижу себе на стульчике, уставилась на эту проклятую тарелку, улыбаюсь - и на тебе:
<<кашка!)>- взаимоотно-
Когда я только появилась на свет, то, на- шения с
верное, мне частенько хотелось есть... ведь " матерью, у моей матери не было молока... она рас- характерные сказывала, что я жадно сосала, но там ни- &ля оральной чего не было. И я злилась, кусалась, дела- стадии
ла ей больно... это был порочный круг... Дали мне было порошковое молоко из детского питания, но оно мне не подошло. Я все худела и худела. И тут нашли что-то для меня подходящее... это было молоко Гиго. То же самое молоко давали в роддоме моему ребенку... Но через несколько дней он перестал его принимать - ведь у его матери молока-то было достаточно... И я смогла кормить его собственным молоком, пока ему не исполнилось полтора года. Какая это была радость!.. Мне кажется, что я искупила тот грех, что у моей матери не было молока...
В раннем детстве у меня были и другие проблемы с едой. Как-то мне дали порошковое молоко, срок хранения которого уже кончился. И у меня началась сильная дизентерия, так что врачу пришлось весьма поволноваться... Я вспоминаю об этом, по-фрустрации тому что моя мать нередко рассказывала
об этом. И рассказывала она потому, что стадии и г „
.1Г.МП..П.-. хотела дать мне понять, как ей пришлось ние грудью из-за меня переживать... Так что когда у как попытка моего ребенка впервые появился понос, я, искупления конечно, сильно перенервничала. Но детский врач успокоил меня. Он сказал, что с материнским молоком беспокоиться не о чем!..
Материнское молоко, какое чудо! Это как бы продолжение чуда беременности. А мне оно не досталось... Не верится, что только благодаря этому единственному продукту питания вес ребенка начиная с рождения увеличивается в два раза... Но ведь и матери не верится, что вот этот вот новорожденный точно плоть от ее плоти... ***
зависть Так что меня молоком не кормили... а вот
к сестре мою сестричку да, хотя и недолго... но, ве-
роятно, это и не главное, есть материнское молоко или нет... главное - это бессознательное приятие будущего ребенка...
Моя мать была недовольна тем, что родилась я. Ждали мальчика, и притом я была прямо-таки уродцем... а вот моя сестра и родилась девочкой, как ожидали, и была она к тому же очень хорошенькой...
Когда я была беременной, то и мне страшно хотелось мальчика... хотя я и говорила, что не важно, мальчик или девочка. А на самом деле все было не так. Вот одна только деталь: для мальчика было выбрано одно-единственное имя, и оно уже больше никогда не менялось. А сколько
было сомнений по поводу имени для девоч- _
, MJ * беремен-
ки... Да, мне больше хотелось мальчика. A JL~™_ -
^ ность -
если бы была девочка? Мне все-таки дума- попытка
ется, что и она бы была самой-самой люби- преодолеть
мой - ведь это моя девочка... она была бы фрустрации
самой-самой красивой, а не дурнушкой, как детского
я... так мне всегда твердила моя матушка... возраста,
и как только можно так говорить? Разве твой связанные с
щеночек может быть уродцем? Какие же тут пРина°лежн°-
о г, стью к тому нужны глаза? Разве ты не смотришь на него
' к или иному
с любовью?.. полу (половая
Когда я была беременна и когда стала идентифика-матерью, чего мне больше всего хотелось? ция)
Ведь на самом-то деле родители по-настоящему любили меня. Но разве так горячо и сильно, как мне хотелось? Так вот, мне хотелось бы отдать моей детке всю ту любовь,
которую мне недодали.
***
Как и всем детям, мне в детстве говори-,, ■ г желание
ли: «Кушай, а то не вырастешь...» не вырас- быть
тешь, и не будешь такой, как мама, или, луч- мальчиком ше сказать, папа... ведь мне всегда хотелось быть мужчиной... скажу больше: я ви-
дела, что я не мужчина... так мне думалось, а, может, надо есть побольше и тогда станешь большим и сильным, станешь настоящим мужчиной...
Когда я начала ходить в школу, то вела себя совсем как мальчишка: мне не хотелось быть женственной, изящной - и чего я только для этого не делала, ругала моих сверстниц за леткомыслие, мне хотелось того же, чего часто хотят мальчишки - ну, играть в футбол, быть гонщиком... я любила математику - у меня в семье она всегда считалась «мужским» делом, не то, что языки либо литература - эти считались типично «женскими»... Моим любимым цветом был голубой, и постоянно в детстве меня одевали в голубое, а у моей сестренки обычно было такое же платьице, но розовое. Ведь она-то была настоящая девочка, так я во всем старалась быть мальчиком... во что бы то ни стало... хотя, конечно, им не была... когда-то я не оправдала ожиданий матери, родилась девочкой, и потому уж не могла ей понравиться. И поэтому я и пыталась вести себя как мужчина и тем самым «завоевать» ее... Когда мы играли в куколки с подружками или сестренкой, то мне больше всего нравилось быть папой... больше, чем куколки, мне нравилась электрическая железная дорога... и я не тянула на улицу коляску с куколкой, а вылетала на велеке... А самым большим подарком для меня было взять на стадион, посмотреть футбол...
любовь Да и Разее могло бы хоть что-нибудь пре-
к маленьким вратить меня в мягкую, нежную девочку-детям мать? Мне это и самой кажется невозмож-
ным, но это так... хотя как подумаешь, каким мальчишкой я была... Но с маленькими детьми... помню, была у меня крохотная
двоюродная сестричка, и мне дали ее на несколько минут на руки, подержать... как бережно я ее держала, как я ее гладила, какую колыбельную пела... или один мальчик полутора лет... Мы познакомились в горах и жили в одном домике... какое это было счастье, когда его мама отпускала погулять с ним или просила приглядеть во время прогулки в саду... какой важной персоной я себя чувствовала, ну прямо-таки его «второй мамой»...
Не надо было мне говорить «вторая мама» - ведь, как я уже объяснила, может, даже немного грубо, мама может быть только одна... Да, как-то раз я назвала мамой свою тетю. Мне хотелось тем самым сказать, что я люблю ее так же, как и мою маму... Так моя мать меня отругала и сказала мне строгим голосом: «Мама может быть только одна» - и дальше начала объяснять про то, что ребенок образуется в животе только у своей собственной мамы...
Но она не сказала, ни как он туда попа- вопросы
дает, ни как оттуда выбирается... мне очень и предложения хотелось спросить, но осмелилась... все эти объяснения уже сами по себе меня достаточно смутили, да к тому же и сама мама так нервничала...
Конечно, я и потом продолжала думать и - относи-
спрашивать себя, как это ребеночек выби- тельно родов рается из животика своей мамочки... самый простой ответ был - через попу, но тогда зачем же был нужен пупок?., наверное именно пупок открывался и через него-то и вылезал ребеночек...
Еще можно было через рот - ведь я слышала о рвоте и тошноте у одной знакомой моих родителей, которая готовилась стать матерью... И все же: почему только у жен-
щин в животе мог быть ребеночек?., а мужчины зачем?., и почему и папа только один?. - относитель- а сколько я себе вопросов задавала, как но оплодотво- ребеночек попадает в животик матери? По-рения моему тут было без вариантов - только че-
рез рот... как в сказке, названия ее не помню: «Приготовила ведьма смесь из трав и ягод, съела королева, и родился у нее ребеночек...»
Да, все так просто, так прочему же взрослые начинают говорить шепотом, как только речь заходит про беременность?., и почему было так неудобно, когда я просила объяснить?., когда я задавала такие вопросы, мать не раз меняла тему разговора, и, может быть, я это заметила?...»
Из этих ассоциаций выявляются две важные темы: различные взаимоотношения, которые устанавливаются между всеми членами семьи при рождении еще одного ребенка и детские теории относительно оплодотворения. Появляется здесь и третья тема - бессознательное приравнивание ребенка к мужскому половому члену. Об этом речь пойдет в главе «О выделениях», и ней я отсылаю читателей.
Основываясь на ассоциативном материале Марии, можно заметить, что ее жадность в детском возрасте связана с завистью к сестре. Та, по ее мнению, получает больше подарков, у нее было хоть немного материнского молока, в конечном итоге ее и любили больше.
Очень часто пытаются утверждать прямо противоположное, но необходимо признать, что взаимоотношения между братьями всегда проникнуты агрессивностью. И это совершенно понятно, стоит только обратить внимание на один факт: беременность - это ситуация эгоистическая, исключительная и нарциссистская, она в высшей степени усиливает все агрессивные импульсы плода и старшего брата. С другой стороны, во время беременности тенденция матери состоит в том, что ее либидо «прикрепляется» к новому ребенку, то
есть к зародышу (плоду) , и это вполне естественно: кроме того, что эта часть ее самое, благодаря зародышу она может удовлетворить свое бессознательное желание иметь пенис. А это с непреложностью означает, что мать в то же самое время снимает свое внимание и свое влечение к другому ребенку. Ведь он является живым свидетельством такой же, но уже провалившейся, закончившейся попытки -рождение ребенка кладет конец иллюзии матери, что у нее может быть член.
Итак, факт соперничества между братьями является неоспоримым. Однако это соперничество может приобрести самые различные формы и иметь самую различную окраску. Это зависит от предыдущей истории старшего ребенка, первенца, как и от егсконституции, онто- и филогенетических факторов, истории беременности, его возраста к моменту рождения брата, от ситуации в семье, в которой он проживает.
В случае с Марией разница в возрасте с сестрой составляла всего лишь двадцать месяцев. Это означает, что рождение сестры совпало по времени с переходом Марии от оральной к анальной стадии. И ситуация, о которой она говорит, в своем материале, как раз свидетельствует о закреплении, задержке на втором этапе оральной стадии. А эта стадия характеризуется как раз сильнейшим зарядом агрессивности.
Интересен и материал, касающийся «неудачи» с кормлением грудью и попыткой искупить это, когда Мария в свою очередь становится матерью. Как она сама скажет на другом сеансе: «...я отдала своему ребенку все то молоко, которое моя мать не смогла отдать мне...»
Подобная же попытка искупить прошлое предпринимается и тогда, когда речь идет о том, чтобы стать матерью ребенка мужского пола. Ведь не случайно она сама попыталась в детстве вести себя как мужчина и тем самым выполнить заветное желание своей матери и обрести ее любовь, большую, чем была тогда.
Теперь о воспоминании о «второй матери». Именно это является попыткой добиться признания своей женской сущности, себя в женской сущности при помощи ребенка. Здесь
же Мария говорит о своих фантастических предположениях о возможности оплодотворения через рот. Они тесно связаны с оральной стадией, когда была зачата ее сестра. И поэтому, безусловно, относятся к более раннему возрасту, чем о том вспоминает сама Мария.
Обычно считают, что на первом году жизни ребенок не отдает себе отчет в беременности матери. Тем не менее длительные сеансы, а также тщательное прямое наблюдение за детьми могут служить доказательством обратного. Так, Мария задается вопросом, как же держала ее на руках мать во время беременности. Ведь тогда она еще совсем не думала, чтобы пойти самой, и в тоже время не хотела сидеть ни у кого, кроме матери. Так что ее пришлось бы держать на руках беременной матери почитай что целый день. При этом Мария обращает внимание на вес своего собственного ребенка, которого ей часто приходится брать на руки.
Фантастические предположения относительно оплодотворения через рот известны в психоанализе начиная с 1905 года, то есть когда 3. Фрейд в «Трех очерках о теории пола» раскрывает теории пола детей. Последние тем самым отвечают на роковые вопросы: «Как дети проникают в тело матери, и как дети рождаются?» Вот что говорит Фрейд: «Дети воспринимают изменения, вызванные беременностью матери, и умеют правильно объяснять их. Но две вещи остаются неизвестными в изучении детьми вопросов пола: что существует оплодотворяющее семя и что у женщин существует половое отверстие».
Фрейд утверждает, что согласно одной детской теории пола «дети появляются, если съесть что-то (как в сказках), а рождаются они из кишечника, как при освобождении желудка.
Эти детские теории напоминают нам о некоторых образованиях в мире животных, которые находятся ниже млекопитающих на лестнице эволюции».
Г. Гроддек, со своей стороны, приводит некоторые фантазии относительно оплодотворения через рот, которые есть и у взрослого человека. Так, он говорит, что «человек, подражая вынашиванию ребенка, отталкивается от самой яркой детали у беременной женщины, а именно от вспухшего, надутого живота, а это можно, в свою очередь, сделать и
при помощи еды, питья либо воздуха». Затем Гроддек поясняет, что существуют некоторые расстройства в области желудка, они имеют в качестве симптоматики «ощущение, что тебя распирает» и связаны с употреблением некоторых пищевых продуктов, таких как горох, морковь, огурцы. А их символика достаточно очевидна: «горошины и фасолины лежат в стручке, как ребенок в колыбельке либо во чреве матери, огурцы и морковка напоминают пенис по своей форме. А у огурцов есть даже семечки, которые символизируют зародыши будущих детей...» В заключение Гроддек говорит, что «подсознание так глупо и ребячливо по сравнению с нашим столь расхваленным умом. Ведь оно верит, что семена, из которых вырастают дети, попадают через рот, как еда, а потом вырастают в животе. Подобным же образом ребенок думает, что если он проглотит вишневую косточку, у него потом вырастет целое вишневое дерево».
Еще одно место из «Книги об Эс». Гроддек утверждает, что и в Библии, в истории Адама и Евы с запретным плодом берутся на вооружение детские теории об оплодотворении через рот. Вот что там рассказывается: у Адама яблоко застряло s горле, и появилось так называемое «адамово яблоко», то есть типичный для мужчин выступ на горле. А вот Ева, которая тоже попробовала этот плод, смогла его проглотить, но зато у нее появился новый плод, то есть сын.
Итак, плод, благодаря которому появляется ребенок -плод, благодаря которому образуется адамово яблоко {то есть утолщение на горле). В качестве объяснения Гроддек предлагает гипотезу, согласно которой некоторые болезни, такие как зоб, а также некоторые виды воспаления десен и их опухание (гранулемы) являются выражением желания оплодотворения через рот. Однако ядро этого желания сталкивается с чувством вины, что препятствует его осуществлению. Поэтому результат этого желания остается во рту и горле, но его оттуда можно легко извлечь.
М. Кляйн на основе наблюдений за детьми также утверждает, что детские теории относительно беременности основаны на оральной базе. Она исходит из тех взаимоотношений, которые устанавливаются у ребенка с материнской грудью, и из той оральной фрустрации, которой он не может не
подвергнуться. На этом основании Кляйн утверждает, что «бессознательно ребенок знает о тех сексуальных удовольствиях, которые дарят друг другу родители. При этом он думает, что эти удовольствия имеют ту же самую природу, как и уже известные ему удовольствия, то есть удовольствия оральной стадии...» По мнению ребенка, мать и отец обмениваются грудью и пенисом через рот. С ним связываются «огромные возможности уретры по мочеиспусканию. Ведь у члена все это выражено гораздо более отчетливо, чем у соответствующего женского органа мочеиспускания. Известно, что маленькие дети считают одинаковыми, эквивалентными все части тела. И поэтому фантазии девочки относительно величины и мощности мочеиспускания Члена связываются с ее оральными фантазиями. Так, член становится своего рода золотой волшебной палочкой, способствующей удовлетворению оральных желаний».
Опять-таки по мнению Кляйн, на орально-людоедской фазе ребенок устанавливает даже полную эквивалентность, одинаковость еды и его вещей, то есть груди матери и члена отца. Половое сношение между родителями предстает как обмен различными частями тела через рот. При этом, однако, мать полностью овладевает членом отца - последний остается внутри ее. А это значит, у отца множество половых членов. И как раз эти пенисы попадают внутрь через рот и превращаются в детей. Поэтому в данной теории упор делается на попадание внутрь тела, вхождение в состав тела: другими словами, ребенок получается из члена как еды, попавшей внутрь матери.
У О. Фенихеля есть статья под названием «Страх быть съеденным». В этой статье приводится детская сексуальная фантазия, с которой автор столкнулся у двух пациентов мужского пола. Как, считали они, может родиться девочка? Для этого нужно, чтобы маленький мальчик возвратился в материнское чрево. Это можно сделать или просунув его туда силой, или если мать съест его, что проще. Здесь у мальчика отрывается член, и он может родиться заново, но уже девочкой. Страх превратиться в девочку эквивалентен, по мнению Фенихеля, страху превратиться в животное.
Во время длительных микропсихоаналитических сеансов можно понять, какой вклад - и не только на клеточном уровне, но и на уровне психическом и бессознательном - вносят взаимоотношения матери с сыном, основанные на взаимном поедании. В главе «Внутриутробная война» своего «Микропсихоанализа» С. Фанти выявляет желание как матери, так и сына уничтожить друг друга (см. главу II - «Сумасшедшая женщина»). По моему мнению, некоторые аспекты внутриутробной войны в неявной форме содержатся в сказке <